Закон об образовании взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

Нина Столярова
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Большинство взрослых людей — родители. Роль родителя – особая и очень ответственная роль. Эта роль (которую в основном определяет семья и общество в целом) накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его ребенка.
С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность, и именно родители оказывают самое большое внимание на его развитие.
Однако опыт работы свидетельствует о том, что познавательное развитие в условиях семьи осуществляется недостаточно. Это усугубляется отсутствием у родителей умения общаться с собственными детьми, недостатком знаний о процессах познавательного развития ребенка. Поэтому полноценное познавательное развитие ребенка рассматривается нами как объединение усилий педагогов и родителей, их взаимодействие и сотрудничество, координация действий по единой программе, выполнение общих задач, взаимопомощь.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова » взаимодействие «объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
На начальном этапе установления доверительных отношений, я старалась узнать как можно больше о семьях наших воспитанников: традициях, укладе, увлечениях, получить информацию о ребенке.
Знакомство с жизнью каждой семьи начиналось с анкеты, которую заполняют родители.
В анкету были включены следующие вопросы:
1. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?
2. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?
3. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?
4. Чем любит заниматься Ваш ребенок?
5. Какие игрушки привлекают Вашего ребенка? Любимая игрушка ребенка
6. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?
7. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?
8. Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?
Проанализировав данные анкеты, я узнала о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении дома, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Работа с родителями моих воспитанников ведется систематически и планово, используются коллективные и индивидуальные формы.
Для координированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Изучать семьи своих воспитанников.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
С этой целью я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с родителями:
1. Посещение семей воспитанников на дому. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Я заранее согласовываю с родителями удобное для них время посещения, а также определяю цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогают понять психологический климат семьи.
2. Групповые родительские собрания. Родительские собрания поводятся 3 раза в год. На этих собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Наши дети в детском саду» я провела в форме круглого стола. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности, за то, что привели ребенка в наш детский сад. Игра «Свеча Доверия», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
3. Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
4. Дни добрых дел. Родители оказывают помощь в создании предметно – развивающей среды.
5. Беседы с родителями. Беседа — это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. В моей практике она используется как самостоятельно,так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
6. Библиотека игр для родителей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.
7.Наглядную информацию:
— папки передвижки
— фотовыставки
— копилка Добрых дел.
Чтобы родительские уголки привлекали внимание, я использую в своей работе,рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Также в родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, план работы с родителями, доска объявлений, меню. Для информаций имеется папка – передвижка «Здоровей-ка». Материал в уголке обновляем раз в две недели.Живой интерес у родителей вызвали фотовыставки: «Мы играем», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Прощай лето!». Активность родителей в создании фотовыставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Я стараюсь запечатлеть весь процесс нашей деятельности на снимках.
Хочу отметить, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Я, не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Источник
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
— «Круглый стол» по любой теме;
— тематические выставки;
— соцобследование, опрос на любые темы;
— консультации специалистов;
— семейные спортивные встречи;
— почта доверия, телефон доверия;
— открытые занятия для просмотра родителей;
— конкурс семейных талантов;
— день открытых дверей;
— сайт ДОУ
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
— Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
— Это учет индивидуальности ребенка.
— Это укрепление внутрисемейных связей,
— Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
— Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
— Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
— Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
— Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
— Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
— При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
— Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
— Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
— И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Старший воспитатель Верхотина Н.В.
Дата публикации —
14.04.2016
Источник
ГАЛИНА НИКИТИНА
Взаимодействие с семьей — важный аспект в воспитании ребенка
Взаимодействие с семьей – важный аспект в воспитании ребенка.
В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012года сказано, что «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» в статье 44 пункт 1,а в пункте 2: «Образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей…». По этому, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. Мы считаем, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ и повышать культуру педагогической грамотности семьи.
Воспитание детей будет наиболее успешно, если между дошкольным учреждением, его педагогами и родителями существует тесный контакт. Мы считаем, что в основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг к другу, учет индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимоотношений. Как этого добиться? Для этого, надо достаточно хорошо знать семьи своих воспитанников.
Для того чтобы знать семьи своих воспитанников, мы используем такие методы изучения семей как наблюдение, беседы, анкетирование, выявление интересов и увлечений родителей, знакомство с трудовой деятельностью членов семьи. Большую роль играет посещение семей педагогами. Заранее продумывается цель и план посещения семьи:
Слайд 1: Знакомство с семьей.
• Условия семейного воспитания. Материальные и санитарно-гигиенические, соблюдение режима дня, состояние здоровья ребенка, нравственный климат семьи, увлечения родителей, контроль за выполнением поручений.
• Характер отношений в семье, авторитет родителей.
• Поведение ребенка в семье. Участие в домашнем труде, выполнение режима труда и отдыха, друзья ребенка, положение ребенка в кругу друзей.
• Характер воспитания в семье. Система поощрений и наказаний, формирование привычек правильного поведения, пример родителей и старших братьев и сестер.
Для себя мы определяем, что сообщим родителям о ребенке, какие положительные качества проявляются им в общении с окружающими. Тактичный и вежливый тон воспитателя помогает вызвать расположение родителей, их доверие, желание быть откровенными. Если обращается внимание на недостатки ребенка, то необходимо познакомить родителей с путями их искоренения, рекомендовать педагогическую литературу. Посещение семей помогает воспитателю установить более тесный контакт с родителями, привлечь их к сотрудничеству.
При поступлении детей в группу, для знакомства с семьей родителям предлагается заполнить анкету.
Слайд 2:
Анкета.
1. Фамилия, имя ребенка:___ ___
2. Возраст,дата рождения: ___
3. Группа детского сада № 136.
4.Кто отвечает на вопросы: мама, папа, бабушка, дедушка (подчеркнуть)
5. Состав семьи: кто проживает вместе с ребенком (степень родства, возраст братьев, сестер)___
6. Жилищные условия семьи: где семья проживает, количество комнат, занимаемых семьей
___
7. Экономическое положение семьи: низкий доход работающих членов семьи, средний, высокий (подчеркните)
8. .Проблемы педагогики, психологии, здоровьесбережения которые вызывают у вас интерес ___
___
9. .Какие формы сотрудничества с педагогами для вас наиболее привлекательны: возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности; обмен мнениями о развитии детей — в беседах, дис-куссиях; участие в совместных с детьми досугах, викторинах; участие в практикуме, тренинге, обогащающем ваши воспитательные умения и др. (подчеркните, при желании дополните)___
___
Особое внимание уделяется пункту о формах сотрудничества. На его основе планируется дальнейшая работа.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога, наблюдающего за детьми и знающего их проблемы помочь родителям.
Внедрение новых стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Слайд 3: Формы работы с родителями через направления развития.
• «Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду, совместная деятельность.
• «Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок, информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
• «Физическое развитие» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов», знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.
• «Речевое развитие» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
• «Художественно-эстетическое развитие» — совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
Мы глубоко убеждены, что для успешного сотрудничества необходимо соблюдать принцип доброжелательности, индивидуального подхода, сотрудничества, серьезной подготовки ко всем мероприятиям, динамичности.
Слайд: Принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
По этому в своей работе мы используем такие формы работы с семьей как: родительские собрания, совместные мероприятия, педагогов, родителей и детей, анкетирование, консультации, посещение семей, выпуск газет, праздники, спортивные соревнования, досуги.
Литература:
Баранов С. П. Педагогика. Москва «Просвещение» 1981
Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. — 2010. — № 2
Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г
Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья:методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
Подготовила воспитатель I квалификационной категории
Никитина Галина Михайловна.
Источник