Заключение по психического развития ребенка
Развитие человека — единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности. Ее суть составляет единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида; общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией всех свойств и их саморегуляцией. Социализация личности, сопровождающаяся все большей индивидуализацией, охватывает весь жизненный путь человека.
По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности.
Кризисы отличаются по своей структуре и влиянию на человека. Неизменно то, что к концу кризиса человек становится другим существом. Сформированное новообразование становится центральным и вытесняет старое. Результат воздействия кризиса сложно предсказать. Большое значение имеют поддержка и дружественное общение с окружающими людьми. Когда ребенок маленький очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Когда ребёнок станет чуть-чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений. Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае — социальные, во втором — аффективные. Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.
Из сказанного вытекает, что самые первые шаги ребёнка должны находиться под пристальным вниманием родителей. Необходимо выработать оптимальный режим труда и отдыха. После школы дать возможность ребёнку полноценно отдохнуть, желательно на свежем воздухе. Стараться делать домашнее задание порциально с небольшими перерывами. Очень полезны занятия спортом, которые помогут ребёнку переключиться с интеллектуальной деятельности и дадут возможность выхода накопившейся за день двигательной энергии. Обязательно прислушивайтесь к жалобам своих детей, говорите на волнующие их проблемы школьной жизни. Ведь поддержка родителей и своевременная их помощь остаются главным источником, из которого первоклашки будут черпать силы, чтобы не отчаиваться, а с уверенностью и оптимизмом преодолевать первые школьные трудности.
В подростковом возрасте нужно относиться с пониманием и терпением к новым тенденциям в жизни подростка. В среднем возрасте нужно стараться сделать так, чтобы жизненная стратегия была такова, чтобы кризис среднего возраста был поводом открыть новые горизонты, а не замкнуться в собственных неудачах.
Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Психическое развитие ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.
Эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, на сколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процессе которой они включаются.
Таким образом, обучение и воспитание, разумно организованные и специально направленные на развитие детей, обеспечивают высокие показатели в формировании умственных способностей и нравственных качеств человеческой личности.
До настоящего времени при изучении психологии взрослого выхватывался то один, то другой возрастные срезы. До сих пор не представлена общая картина возрастного развития от 17-18 лет до возраста геронтопсихологии. На сегодняшний день в психологии взрослых больше вопросов, чем ответов. Психология за время своего развития не раз находилась в ситуации кризиса, имела определенные течения. И каждое из них по-своему излагало свои взгляды на человека.
Итак, в данной работе были представлены особенности и характеристики возрастных кризисов: их симптомы, психологическое содержание, динамика протекания. Также рассмотрены особенности каждого из возрастных кризисов как определенных «вех» в психическом развитии человека. Конечно, в этой сфере еще очень много направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день — одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии.
Источник
Итак, проанализировав тему данного исследования «Психическое развитие детей дошкольного возраста» можно сделать следующие выводы.
В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются познавательные интересы ребенка и складывается абрис детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребенка.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздается в ролевой игре. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.
Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем — выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.
Помимо сюжетно-ролевой, среди игр дошкольников выделяются ролевая, игра с правилом и другие. В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности — рисование, лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра.
Отличительной особенностью познавательной позиции ребенка-дошкольника является эгоцентризм. Этот термин, как и само это понятие, были введены в психологию Ж. Пиаже. В основе эгоцентрической позиции лежит невыделенность самого себя и, следовательно, принятие своей позиции как единственной и абсолютной. Эгоцентризм дошкольника выражается в невозможности встать на другую точку зрения, учитывать разные параметры объекта, в отсутствии представления о сохранении количества и других феноменах Пиаже.
Характерным для дошкольного возраста является феномен эгоцентрической речи, т. е. речи для себя, не обращенной к собеседнику. Пиаже рассматривал этап эгоцентрической речи как промежуточный между аутическим (индивидуальным) и социализированным мышлением ребенка. Л.С. Выготский показал, что эгоцентрическая речь есть этап становления внутренней речи, которая является главным средством мышления человека.
Развитие мышления в дошкольном возрасте идет по линии преодоления эгоцентризма и развития децентрации. Преодоление центрации, соответственно, заключается в присвоении средств (эталонов, мер, ориентировочных действий и пр.), которые позволяют встать на объективно-общественную точку зрения. Переход с непосредственной позиции на новую, объективно — общественную, которая всегда имеет опосредствованный характер, и составляет суть децентрации. Этот переход всегда происходит во взаимодействии ребенка со взрослым — стихийном или специально организованном. Формирование условно-динамической позиции и обучение ребенка пользованию мер и меток, разрушающих глобальность восприятия, способствует развитию децентрации.
Умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления: наглядно — действенного, наглядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования, когда, наряду с ясными и отчетливыми знаниями, у ребенка возникают смутные, неясные знания. Взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка, с точки зрения Н.Н. Поддъякова, составляет суть саморазвития детского мышления.
Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. За этими симптомами, согласно Выготскому, стоит потеря непосредственности: между переживаниями и действиями ребенка вклинивается интеллектуальный момент. Внешняя и внутренняя жизнь ребенка дифференцируется.
Позитивными новообразованиями кризиса семи лет являются произвольность и опосредованность своей психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний; расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и сверстниками становится произвольным, опосредованным определенными правилами. Расширяется временная перспектива ребенка, возникает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Это стремление реализуется при поступлении ребенка в школу.
Психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.
Переход к обучению в школе может быть своевременным лишь тогда, когда он соответствует психологической зрелости и готовности ребенка.
Источник
Фамилия,
имя ребенка: Дима Н. Возраст: 2,10. Дата
обследования 10.02.2006.
Развитие общения
и речи
Инициативность
ребенка в общении. Инициативность
в общении высокая.
Мальчик
стремится вовлечь взрослого в общение
во всех ситуациях.
Дима одинаково хорошо инициирует самые
разные формы общения:
по поводу совместной игры с предметами,
разговор на личностные
темы, внеситуативно-познавательное
общение.
Чувствительность
к воздействиям взрослого соответствует
высокому
уровню.
Дима охотно откликается на инициативу
взрослого, умело согласовывает с ним
свои действия в совместной игре, умеет
поддержать беседу, охотно принимает
помощь взрослого, перестраивает свое
поведение
в зависимости от его воздействий.
Гармоничное
сочетание инициативности и чувствительности
обеспечивает
полноценное протекание общения.
Репертуар
коммуникативных действий богат
и разнообразен. В
общении
мальчик использует весь спектр
инициативных и ответных действий:
хорошо
понимает обращенную к нему речь, выполняет
инструкции взрослого,
активно
пользуется экспрессивно-мимическими
средствами, вовлекает взрослого в
общение с помощью предметных действий,
развернутой
речи, просит о помощи, делится впечатлениями
от игры.
Развитие предметной
деятельности
Виды
действий с предметами соответствуют
высокому
уровню.
В
репертуаре действий присутствуют
ориентировочно-исследовательские,
манипулятивные и культурно-фиксированные
действия. Культурно-фиксированные
действия представлены наиболее ярко.
Дима знает назначение бытовых предметов,
умеет ими пользоваться.
Познавательная
активность
Эмоциональная
вовлеченность: у
мальчика ярко
выражен интерес к
новым
предметам, он увлеченно играет и один,
и вместе со взрослым, действует
сосредоточенно, не отвлекается.
Настойчивость
в деятельности: ярко выраженная.
Встретившись
с трудной
задачей, Дима стремится решить ее разными
способами.
Стремление
к самостоятельности: выраженность
данного показателя
зависит от ситуации. В тех случаях, когда
вид деятельности знаком
мальчику, он действует уверенно и
самостоятельно. В случае
затруднения
Дима стремится решить задачу без помощи
взрослого, но после
нескольких неудачных попыток обращается
за помощью. В
целом стремление к самостоятельности
адекватно ситуации.
Включенность ПД
в общение со взрослым
Стремление
действовать по образцу: выражено
достаточно сильно,
особенно
в ситуациях затруднения в деятельности
или в случае отрицательной оценки
взрослого. Дима внимательно наблюдает
за действиями
взрослого, присоединяется к ним,
старательно подражает им, умеет
действовать по образцу, задаваемому в
вербальном плане.
Ориентация
на оценку взрослого: выражена
ярко.
В
ходе индивидуальных
или совместных занятий мальчик часто
задает взрослому вопросы
о правильности своих действий,
вопросительно смотрит в глаза в
поиске оценки. Получив одобрение, с
удовольствием продолжает игру,
а порицание ведет к конструктивной
перестройке поведения (поиску
правильного решения, просьбе о помощи).
Речевое
сопровождение деятельности. Дима
активно пользуется речью:
комментирует свои действия, сам оценивает
их, выражает словами радость или
недовольство по ходу деятельности,
задает вопросы, просит
о помощи.
Целенаправленность
в деятельности также
выражена ярко.
Дима
удерживает
поставленную им самим или заданную
взрослым цель действий
и упорно пытается добиться правильного
результата, варьируя разные
способы действий. По завершении
деятельности фиксирует ее результат
сам или просит об этом взрослого.
Развитие
процессуальной игры
Потребность в
игре с сюжетными игрушками
Инициативность:
высокая.
Мальчик
сам умеет выбрать сюжет игры,
подобрать необходимые атрибуты.
Длительность
игры: все
отведенное для игры время Дима занимался
сюжетными игрушками, просил поиграть
еще.
Эмоциональное
состояние в ходе игры. Сюжетные
игрушки вызвали радость.
Ребенок играл с удовольствием, увлеченно,
не отвлекаясь.
Характер игровых
действий
Вариативность
игровых действий высокая.
Дима
играет со всеми игрушками,
постоянно разнообразит игровые действия,
варьирует их порядок.
Речевая
активность средняя.
По
ходу игры мальчик обращался к куклам,
объяснял свои действия, называл предметы,
которые использовал
в
игре. Однако развернутых высказываний
и обращений к игрушкам в ходе
диагностических проб зафиксировано не
было.
Воображение.
Дима
активно и разнообразно пользуется в
игре предметами-заместителями.
По собственной инициативе легко
придумывает
новые замещения, переименовывает один
и тот же предмет, гибко
использует предметы в разных функциях.
Уровень развития воображения
высокий.
Принятие
игровой инициативы взрослого. Дима
с удовольствием играет
вместе со взрослым, охотно откликается
на его предложения по
ходу игры, подключается к его действиям,
преобразует их в соответствии
с общим замыслом игры.
Заключение.
Уровень
психического развития ребенка
соответствует норме.
Все параметры общения, предметной
деятельности и процессуальной
игры находятся на высоком уровне.
Подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ
12.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
подготовительной
группы №3 ДОУ №000, сентябрь 2010.
(2010-2011
учебный год)
Всего обследовано16 детей: 15 детей, 6-ти
летнего возраста, из них повторно 10
детей.
Цель психологического обследования— определить уровень развития мотивационной,
интеллектуальной и произвольной сфер
у детей, их приближенность к
социально-психологическому нормативу,
а также уровень развития воображения.
Мотивационная
сфера.
При изучении
мотивационной сферы, выявлялся уровень
сформированности познавательного
интереса у детей (предпочтение к игровой
или учебной деятельности), сформированность
мотива самоутверждения (предпочтение
роль лидера или подчиненного) и мотива
установления и сохранения положительных
взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками.
Анализ данных
мотивационной сферы показал:
Относительно
высокий уровень развития – 44% детей (7
человек);Средний
уровень развития – 44%детей (7 человек);Относительно
низкий уровень развития – 12% (2 человека).
Полученные
данные были соотнесены с
социально-психологическим нормативом
(СПН). СПН представляет собой систему
требований общества к психологическому
и личностному развитию ребенка,
находящегося на разных образовательно-возрастных
ступенях развития. Сравнение результатов
диагностики с нормативом позволяет
получить подлинную картину психического
развития ребенка, выявить его достижения
и пробелы.
Полученные
данные соотнесены с СПН, по близости к
СПН всех детей можно разделить на 5
подгрупп.
Подгруппа | Ф. И. ребенка | Количество | Приближение |
Наиболее | 53 45 | 91% | |
Близкие | 44 43 42 | 79% | |
Средние | 41 38 36 36 34 34 34 | 67% | |
Малоуспешные | 30 26 | 52% | |
Наименее | 25 21 | 43% |
В
целом в развитии мотивационной
сферы по
сравнению с результатами прошлого года
наблюдается позитивная
динамика,
ее высокий уровень увеличился на 27%. Но
разница между наиболее успешными и
наименее успешными детьми увеличилась
на 11% и составляет 48%.
Отмечено
повышение показателей по приближенности
к социально-психологическому нормативу,
но не у всех. У наиболее успешных детей
он увеличился на 11%, а у наименее успешных
детей данный показатель остался без
изменений. У большинства детей группы
отмечена позитивная динамика в развитии
мотивационной сферы, только у 2 детей
выявлено снижение ее показателей:
Из
всех исследованных мотивов у детей
преобладает мотив
самоутверждения.
Полностью данный мотив сформирован у
8 детей: У данных детей ярко
выражены лидерские стремления во
взаимоотношениях со сверстниками.
С одной стороны,
лидерские стремления помогают детям в
достижении новых успехов. А с другой
стороны, могут быть причиной конфликтов
между детьми, если у них не достаточно
сформированы навыки общения, если дети
не хотят договориться между собой, либо
никто из детей не хочет уступать. Это
может относится к
Для
таких детей важно научиться договариваться
с другими детьми, выполнять второстепенные
роли. Закреплять ощущение того, что
второстепенные роли тоже очень важны,
необходимо эмоционально закреплять их
успех (Например, молодец Ваня, ты здорово
помогаешь Даше! Вместе у вас очень хорошо
получается!).
Предпочитает
второстепенные роли
во взаимоотношениях со сверстниками 1
ребенок: . Необходимо наоборот создавать
ситуации, чтоб он был лидером в паре или
небольших подгруппах. Важно эмоционально
закреплять успех.
Остальные
дети предпочитают
быть лидерами,
но второстепенные роли также могут на
себя принимать.
Мотив
установления и сохранения положительных
взаимоотношений с взрослыми и сверстниками
у детей сформирован частично, но в
большей мере он сформирован у 2 детей:
. Менее успешно данный мотив сформирован
у 2 детей: .
Интерес
к учебной деятельности
полностью сформирован у 1 ребенка: .
Преобладает интерес к учебной деятельности
над интересом к игровой деятельностью
у 4 детей: . У остальных детей преобладает
интерес к игровой деятельности. Наименьший
интерес к учебной деятельности выявлен
у 2 детей: .
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник