Заключение об уровне речевого развития ребенка 3 лет
В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.
К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.
Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.
Особенности развития речи детей 3–4 лет
В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.
Активный и пассивный словарь
Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.
Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.
Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):
Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.
Грамматика речи трёхлетних детей
Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».
Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).
Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».
Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:
Звукопроизношение
Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.
Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:
- Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
- Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
- Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.
Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.
Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.
Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.
Связная речь
Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.
Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».
Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).
Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет
Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:
- Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
- Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
- В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
- Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
- Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.
Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.
Как определить задержку речевого развития детей 3 лет
Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:
- Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
- Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
- Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
- Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.
Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.
Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:
- Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
- Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
- Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
- Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
- Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
- Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).
В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.
Самостоятельная диагностика задержки речи
Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.
Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:
- Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
- Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
- Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
- Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
- Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.
Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:
- сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
- умеет ли перешагивать через предметы;
- как он ловит мяч,
- умеет ли он лазать;
- сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
- может ли застёгивать пуговицы,
- в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.
При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.
Упражнения для профилактики речевого развития
Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.
Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.
Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.
Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.
Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:
- цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
- открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
- высунуть язык и убрать его обратно в рот;
- сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
- поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.
Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.
Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.
Источник
Развитие речи ребенка 3-4 лет: особенности, нормы, диагностика, профилактика нарушений
В возрасте 3 лет дети, как правило, начинают активно взаимодействовать не только с близким окружением в виде мамы, папы и других родственников, но и с другими детьми. Речь становится более сформированной, ясной и различимой. Многие родители именно в этом возрасте отдают детей в сад, где общение со сверстниками выходит на первый план. Однако оказывается, что то, что говорит малыш и что было понятно маме, совсем не ясно воспитателю и другим детям. Особенности речевого развития детей 3-х лет связаны со множеством факторов, и чтобы понять, как правильно развивать речь своего ребенка и на что обращать внимание нужно знать не только нормы речевого развития, но и знать и грамотно пользоваться методиками речевого развития. Эти вопросы мы и рассмотрим в данной статье.
К 3 годам у большинства детей в норме словарный запас составляет уже порядка 1500 слов и больше. И практически все мамы и папы с радостью отмечают, что с каждым днем ребенок запоминает и повторяет все больше новых слов, порой забавно их коверкая или перевирая. Фразы и предложения порой построены неверно, но от этого звучат милее и смешнее. Речевой поток становится практически неуправляемым и постоянным, малыш спешит поделиться всем увиденным и услышанным, и в этом потоке очень важно вовремя распознать, выявить и исправить речевые нарушения.
Рассмотрим особенности речи детей 3 лет.
- Активный словарь у ребенка к концу 2-го началу 3-его года жизни более 1000 слов, которыми ребенок постоянно оперирует. При этом новые или длинные слова ребенок может коверкать, менять местами слога.
- Грамматический строй речи состоит из фраз. Предложение складывается уже из 3-4 слов. Ближе к 4 годам малыш начинает говорить сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Дети внимательно слушают что и как говорят взрослые, буквально как губка впитывают в себя все, что слышат. Но, поскольку речь еще не совершенна, и малышу порой сложно повторить за взрослыми фразу сразу правильно, то порой выходят очень забавные и неправильные с точки зрения грамматики выражения. Детям еще сложно согласовывать существительные и прилагательные, а также образовывать множественное число существительных.,
- Звукопроизношение Физическое развитие артикуляционного аппарата не стоит на месте и к 3 годам язычок и губы уже достаточно окрепли, чтобы правильно произносить слова, но коверкая мягкие звуки (например, молоко вместо маляко, ёлка а не ёйка и т.п.). Длинные слова даются уже проще.
В возрасте 3-4 лет в длинных сложных словах допускается перестановка слогов (пакитан-капитан, гамазин-магазин и т.п.)
- Интонация и эмоциональная выразительность речи растет с каждым месяцем. На этот показатель очень сильно влияет качество и скорость речи окружения (в основном мам и пап).
Итак, мы рассмотрели особенности речи детей 3-4 лет, и теперь можем четко определить каковы нормы речевого развития на этом возрастном этапе. Но нужно отметить, что каждый ребенок уникален, поэтому на нормы следует лишь ориентироваться в общем плане и обращать внимание на грубые нарушения норм.
Нормы развития речи детей 3-4 лет:
- Активный словарный запас более 1000 слов.
- Знать и отчетливо произносить свои фамилию и имя, а также знать имя и фамилию родителей, бабушки, дедушки)
- Речь должна состоять из простых предложений, ближе к 4 годам структура предложения становится более сложной.
- Уметь называть группу предметов одним словом (мебель, одежда и т.п.)
- Уметь пересказывать короткие рассказы, сказки, стихи и потешки.
- Речь ребенка активна и отмечаются качественные и количественные скачки словарного запаса.
Как определить нарушения речевого развития
Причинами задержки речевого развития могут быть как физиологические особенности ребенка (напр., нарушения центральной нервной системы, проблемы со слухом и т.п.) так и социальные факторы (неблагоприятное окружение, педагогическая запущенность и т.д.)
В любом случае задержка речи проявляется в:
- Словарный запас очень маленький (менее 400 слов);
- Нет четкого произношения слов, они упрощены (собака-ава, кошка -мяу и т.п.)
- Нет четкой и сформированной фразовой речи, в построении предложений грубые грамматические ошибки
- Неправильно используются предлоги или вообще не произносятся
- Ребенок не может повторить вслед за взрослым новые многосложные или простые слова без ошибок.
Порой речевые нарушения не явны или родители не сразу понимают, что у ребенка проблемы, поэтому предлагаю ряд простых методов для определения уровня развития речи ребенка 3 лет.
- Метод наблюдения. Понаблюдайте за своим ребенком в момент его общения, желательно не с вами, а с другим взрослым или с детьми. Насколько четко он говорит, легко ли его понимают другие люди.
- Игровой метод: позволяет определить словарный запас ребенка в процессе игры. Можно понять уровень представлений об окружающем мире и предметах, а также о том насколько четко малыш умеет выражать мысль и насколько развита фразовая речь.
Если у ребенка возникают сильные сложности в диалоговой речи в игре, предложения состоят менее чем из 3 слов, то это сигнал о том, что есть нарушения.
- Следующий способ позволяет определить насколько четко ребенок понимает речь взрослого. Для этого можно рассматривать картинки на различные сюжеты и задавать малышу вопросы. Например, о том, что делают герои картинки, о том, что где находится (и наблюдать чтобы малыш правильно употреблял предлоги в, на , под и т.д.).
В норме ребенок уже может определять элементарные действия и пользуется предлогами.
- Чтение. Прочитать малышу небольшую сказу или рассказ и задать по ней вопросы. В норме ребенок способен сделать краткий пересказ.
- Наблюдение за физическими и психологическими показателями, а именно: умение ребенка сохранять равновесие, умение лазать и прыгать, развитие мелкой моторики, умение сконцентрироваться на задании
Что же делать, если вам кажется, что у вашего малыша проблемы с речевым развитием? Для начала обратитесь к специалистам: логопеду, психологу, неврологу, чтобы каждый из них посмотрел возможную проблему со своей стороны.
Существует множество упражнений для предотвращения проблем с речью. Приведу наиболее распространенные и не требующие специальной подготовки.
Родители всегда должны помнить – что именно они образец для подражания для своего ребенка. Их роль в развитии речи малыша просто неоценима. Очень важно постоянно разговаривать с ребенком, при этом речь должна быть неторопливой, правильной и интонационно выдержанной. Дети любопытны от природы – отвечайте на их вопросы, рассказывайте во время прогулок, что вы видите, знакомьте своего малыша с новыми вещами и явлениями. В процессе живого общения вы не только развиваете память ребенка, его мышление, но и налаживаете тесный эмоциональный контакт со своим малышом, выстраиваете близкие и доверительные отношения. Взрослые должны набраться терпения и мудрости, чтобы правильно корректировать речь ребенка, научиться слушать и слышать его.
Чтение безусловно второй очень важный фактор в профилактике речевых нарушений у детей. Классика детской литературы, сказки, стихи, потешки развивают у ребенка любознательность, память и безусловно увеличивают словарный запас. Так, например, читая сказку про зайца и лису, которые жили в лубяной избушке и ледяной, вы может не только объяснить, что значит лубяная избушка, но и покажете закономерности природных явлений (о том, что весной лед тает, а дерево нет). Читать сказки, рассказы нужно постоянно не по одному разу, чтобы ребенок мог запоминать их.
Если вы обратили внимание на неправильное произношение ребенком каких-либо звуков важно вовремя исправить это, мягко поправив ребенка, поиграть с ним в верное произношение слова.
Еще одним важнейшим способом являются логопедические стишки, распевки, упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Многие родители не знают о том, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием речи ребенка. Существует большое количество вариаций пальчиковой гимнастики.
Родителям всегда стоит помнить о том, что каждый ребенок уникален и индивидуален, и особенности его развития вероятнее всего будут отличаться от других детей. Но при это именно в руках родителей и близких людей вырастить ребенка счастливым и развитиым.
Источник