Заключение об интеллектуальном развитии ребенка
Заключение педагога-психолога на
ФИО
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения:
В течение 2015-2016 учебного года получала коррекционную помощь в БУ ВО «Тотемский центр ППМСП», посещала занятия у педагога-психолога по формированию социально приемлемых моделей поведения.
Внешний вид и поведение во время занятий: внешне ребенок выглядит недостаточно аккуратным, часто приходит на занятия непричесанной. Наблюдается непроизвольное слюноотделение. Тремор рук, особенно при выполнении мелких, кропотливых действий. Контакт устанавливает свободно, общительна, проявляет интерес к общению. Не всегда выдерживает дистанцию при взаимодействии с педагогом на занятиях. Громко и эмоционально разговаривает.
На занятия приходит в хорошем настроении, самостоятельно его определяет, но не всегда может пояснить причину данного эмоционального состояния. В течении занятия эмоциональный фон может резко меняться в зависимости от желания выполнять то или иное задание, от сложности предложенного материала. Простые, знакомые задания и упражнения выполняет с интересом, готова повторять их выполнение несколько раз. Требуется при предъявлении материала мотивировать на изучение нового, постоянно поддерживать интерес к предлагаемой теме, часто через игровые упражнения (слабость волевого усилия). Проявляются отказные реакции (ложится на стол, вздыхает) либо намеренно неверно, неаккуратно выполняет задания. Не всегда способна довести начатое дело до конца.
Темп деятельности: темп деятельности неравномерный, к окончанию занятия снижается.
Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы. Необходима стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию удерживает не всегда, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание по частям. Возникновение импульсивности на фоне утомления, неадекватный смех, дурашливость.
Общая осведомленность: социально-бытовая ориентация недостаточна. Имеет недостаточный уровень знаний о себе, окружающем мире. Кругозор ограничен, познавательный интерес отсутствует.
Особенности латерализации: левополушарная.
Характеристика развития функций программирования и контроля: снижена, в процессе деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.
Особенности восприятия: зрительный гнозис сформирован, правильное узнавание объектов, целостное восприятие предметов.
Характеристика внимания: концентрация внимания на задании достаточная. Наблюдается ослабление внимания в связи с утомлением, испытывает трудности произвольной концентрации внимания. Проявляет переключение внимания с основного на второстепенное, часто отвлекается.
Характеристика памяти: объем слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения снижен (методика «10 слов»: 3:5:6:8). Отсроченное воспроизведение — 5 слов. Запоминание имеет механический характер, смысловая память снижена. Пересказ текста осуществляет с помощью (наводящие вопросы, иллюстрации).
Характеристика речевого развития: объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, односложные. Читает по слогам, смысл текста понимает. Возникают трудности при составлении предложения из набора слов.
Характеристика пространственных и временных представлений: временные представления (месяцы, дни недели, времена года) сформированы. Уровень пространственных представлений несколько снижен, делает ошибки в определении положения предмета в пространстве (относительно себя, других предметов).
Характеристика интеллектуального развития: мышление имеет конкретно-ситуативный характер. Исключение простых, стандартных предметов производит правильно, но не всегда может объяснить. Подбор обобщающих слов затруднен. Метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может. Причинно-следственные связи (по методике Векслера) устанавливает из 4 последовательных картин, из 5 с помощью. Собственные ошибки не замечает. Построение аналогий выполняет неверно, способность к абстрагированию, упорядочиванию снижена. Аналитико-синтетические способности сформированы ниже возрастной нормы (кубики Кооса № 1-8 (по Векслеру) самостоятельно).
Характеристика моторики, графической деятельности: тремор конечностей, мелкая моторика сформирована недостаточно. Письменные работы выполняет неаккуратно, хотя старается. При раскрашивании фигур проявляется небрежность, торопливость (выезжает за контур, неравномерность заливки). Точные движения выполняет с трудом.
Характеристика мотивационно-волевой сферы: слабость волевого усилия, к выполнению заданий относится равнодушно, отказывается от выполнения заданий, в которых требуется размышлять, рассуждать. Требуется контроль при выполнении заданий, стимулирование познавательной деятельности. С удовольствием выполняет игровые задания.
Характеристика эмоционально-волевой сферы: некритична к собственным действиям, поведению, внешнему виду. Эмоциональные реакции выражены ярко (диагностируется акцентуация смешанного гипертимно-демонстративного типа). Испытывает трудности подчинения поведения требованиям взрослого. Импульсивна, инфантильна.
Заключение психолога: уровень актуального развития выраженно ниже показателей нормы возрастного развития, данные психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности.
Педагог-психолог
БУ ВО «Тотемский центр ППМСП» _____________ Корепова Л. В.
Источник
Развитие интеллекта как системы прижизненно формирующихся когнитивных функциях, которые предназначены для эффективной адаптации к условиям жизни и решения встающих перед человеком проблем, происходит в течение всей его жизни. Вместе с тем, как известно, сенситивный период формирования этой важнейшей системы личности приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Интеллект как система развивается под влиянием определенных психогенетических законов и под контролем социальных условий развития личности. Взаимодействие наследственных факторов и средовых условий обеспечивает высокое разнообразие человеческой популяции по этому признаку степени и качества интеллектуального развития.
Практическую и медицинскую психологию в первую очередь интересуют проблемы нормы интеллектуального развития и варианты отклонения от этой нормы. Вопросы нормативности интеллектуального развития касаются и родителей детей, так как это определяет образовательный маршрут ребенка на долгие годы. Особенно остро вопрос интеллектуальных ресурсов встает перед семьей в период подготовки дошкольника к школе и выбора типа школы. В связи с большой значимостью диагностики нормы интеллектуального развития и отклонений от нее в этом разделе учебника уместно обратиться к способам оценки интеллектуального развития дошкольника еще раз.
Интеллект — это система когнитивных функций (внимания, памяти и мышления), которые сгруппированы в три относительно самостоятельные подсистемы невербального, вербального и социального интеллекта. Объединяющим эти подсистемы является общий интеллект, интегрирующий их в единое целое, что реализуется на личностном уровне. В поведении и учебной деятельности интеллект проявляется как система способностей, позволяющая каждому ребенку и взрослому решать жизненные и учебные задачи определенным образом и с определенной успешностью.
Все психологические методики оценки интеллектуального развития нацелены на диагностику способности выполнять определенные тестовые задания, моделирующие типовые практические задачи или их фрагменты. Эти тестовые задания имеют единственное правильное решение, за которое присваивается определенное число баллов. Такой способ диагностики при условии многократного повторения типовых заданий обеспечивает высокую надежность результатов диагностики и позволяет получить числовые меры нормативности развития тех или иных способностей. Центральная статистическая тенденция и величина стандартного отклонения от нее служат мерой нормы интеллектуального развития. Отклонения от центральной тенденции в обе стороны от нее более чем на одну величину стандартного отклонения свидетельствуют о выходе показателей выполнения тесовых заданий за диапазон статистической нормы. Отклонение в сторону больших величин обычно трактуется как одаренность, в то время как отклонение в сторону меньших величин рассматривается как интеллектуальное недоразвитие. Такие психометрические методики оценки интеллектуального развития, как тест Д. Векслера, имеют процентильную шкалу, демонстрирующую меру отклонения от центральной тенденции. Чем больше номер процентиля, тем больше IQ, тем выше уровень развития интеллекта.
В отечественной психологии вслед за педагогическими работами принято использование уровней развития с обратным способом обозначения: чем выше номер уровня, тем ниже интеллект. Такие модификации выражения степени отклонения конкретных значений выполнения тестов от центральной тенденции разработаны для теста «Цветные прогрессивные матрицы» Дж. Равена (см.: Украинец О. В., 2003).
На практике психологов, родителей и врачей часто интересуют парциальные проблемы недоразвития конкретных когнитивных функций, которые заметным образом проявились в поведении ребенка. В этом случае используется не полный набор методик для оценки всех интеллектуальных способностей, а только тех, которые имеют непосредственное отношение к дефектным функциям. Обоснованием правомерности парциальной диагностики интеллектуальных способностей служат обнаруженные в многочисленных работах сотрудников кафедры психологии и психофизиологии ребенка положительные корреляционные соотношения между степенью развития невербальных и вербальных способностей, социального и вербального интеллекта. С высокой долей вероятности можно ожидать, что в дошкольном возрасте снижение развития вербальных способностей сопровождается снижением общего и невербального интеллекта. Закономерная интеграция интеллектуальных способностей в единую систему и отсутствие специализации интеллекта, которая наступает в школе, позволяет сократить психодиагностическое обследование, опираясь на общую симптоматику первичного дефекта развития.
Известно, что сенсорно-перцептивный дефицит в раннем возрасте приводит к интеллектуальному недоразвитию. Зрительные нарушения сказываются на формировании предметно-действенного и предметно-образного мышления и невербального интеллекта, определяя его задержку и специфику. Дефицитарный слух, как правило, приводит к речевым нарушениям в разнообразных вариантах и задержке формирования вербального интеллекта. Ослабленное здоровье и наличие хронических заболеваний частым последствием имеют задержку психического развития (ЗПР), которая имеют сочетание интеллектуального снижения и эмоционально-волевых нарушений. Таким образом, характер заметных нарушений в поведении и адаптации к социальной среде определяет содержание и методы психодиагностического обследования ребенка.
Как уже рассматривалось, наиболее популярными методиками изучения нарушений рече-мыслительных процессов и вербального интеллекта являются нейропсихологические тесты (Цветкова Л. С., 1995) и ассоциативный эксперимент, которые дают надежные результаты при наличии явных и скрытых нарушений в развитии речи дошкольника. Однако речевые расстройства представляют собой и самостоятельный симптомокомплекс, а могут включаться как компонент в проявление умственной отсталости, т. е. расстройства с ведущим симптомом в виде снижения общего и невербального интеллекта. В связи с этим в психологическом заключении, составляемом на основании психодиагностики, обязательно указывается уровень развития общего интеллекта, который обычно оценивается с помощью теста «Цветные прогрессивные матрицы» Дж. Равена.
Разнообразные нарушения невербального интеллекта легко могут быть оценены с помощью теста Дж. Равена, методики на оценку зрительного внимания и памяти. Вместе с тем стоит отметить, что сложный в проведении тест Д. Векслера является более надежным инструментом, так как наличие нескольких стандартизированных шкал позволяет построить профиль развития отдельных способностей и, таким образом, выявить максимально нарушенные функции, требующие психолого-педагогической коррекции.
Хорошо известно, что выполнение заданий на оценку интеллектуальных способностей требует от ребенка определенных усилий и довольно утомительны, так как тестирование проходит в жестко регламентированных условиях. На результаты выполнения интеллектуальных заданий влияют отрицательные эмоциональные состояния: утомление, напряженность и тревожность. В психологическом заключении должна быть информация об эмоциональном состоянии ребенка во время тестирования, что предполагает обязательное применение дополнительных методов контроля над психоэмоциональным и физическим состояниями.
В качестве экспресс-метода оценки эмоциональных состояний используется тест М. Люшера, причем один раз ребенок осуществляет выбор цветовых карточек до выполнения интеллектуальных заданий, второй выбор ребенок повторяет после тестирования интеллектуальных способностей. Если изменения в выборе цветовых карточек в конце эксперимента фиксируются в отрицательном направлении, то это свидетельствует о существенном влиянии отрицательных эмоций и состояния утомления или стрессированности на результаты тестирования. Особенно внимательными следует быть в случае, когда дошкольник в качестве предпочитаемых цветов выбирает черный и коричневый цвета, так как они отражают резко негативные переживания в виде страха, тревоги и скрытой агрессии. В этом случае необходимы дополнительные обследования эмоциональной системы ребенка с помощью проективных методик.
Следовательно, психодиагностика интеллектуальных нарушений включает не только методики оценки интеллектуальных функций, но и сопровождающих тестирование эмоциональных состояний и реакций ребенка.
Источник
Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Павлова С. К. ,
воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].
Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.
В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].
Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:
• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;
• развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
• развитие любознательности и умственных способностей;
• развитие интеллектуальных умений и навыков;
• формирование простейших способов умственной деятельности.
Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:
• сенсорное воспитание (развитие);
• развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
• становление речи.
• воспитание любознательности, познавательных интересов.
• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.
1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.
2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.
3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].
Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.
Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.
Литература
1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.
2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.
3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.
4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).
Источник