Заключение о психомоторном и физическом развитии ребенка
1. Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года — 1 раз в месяц;
2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос «где?» находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает «ладушки», «до свидания». Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения — куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове «нельзя».
12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.
1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение — может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.
1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.
Источник
Ребенок
Н., девочка, паспортный возраст на момент
обследования 11 месяцев. Длина тела –
72 см, окружность груди – 47 см, масса тела
– 9,5 кг.
Рост
по таблице перцентелей попадает в
≪коридор≫
№ 4, оценивается как ≪средний≫.
Окружность грудной клетки по таблице
– ≪коридор≫
№ 4, оценка ≪средняя≫,
масса тела по таблице – ≪коридор≫
№ 4, оценка ≪средняя≫.
Таким образом, у девочки Н. среднее,
соответствует возрасту, развитие
гармоничное, так как все ее параметры
находятся в 4 коридоре и разность между
ними равна 0.
Заключение:
физическое развитие среднее, гармоничное,
Оценка психомоторного развития ребёнка
Формирование
различных двигательных рефлексов и
возможностей в раннем возрасте
осуществляется в строгой связи с
созреванием определенных неврологических
структур. Поэтому спектр движений
ребенка очень наглядно говорит о степени
его неврологического развития. Задержка
моторного развития свидетельствует о
наличии у ребенка тяжелых нарушений
питания, обмена веществ или хронических
заболеваний.
Алгоритм оценки психОмоторного развития
Определение | Оценка |
Исследование | |
Оценка |
Заключение
по моторному развитию Заключение по
нервно- психиче
скому
развитию
Заключение по психомоторному развитию
Оценка
состояния мышечного тонуса:
Состояние
мышечного тонуса определяют при оценке
позы ребёнка и пассивных движениях
конечностей в различных суставах и
пальпации мышечных групп при пассивном
сгибании.
Провести
визуальную оценку позы.
У
здорового новорожденного руки согнуты
в локтях, колени и бедра притянуты к
животу.
Наличие
повышенного мышечного тонуса (гипертонус)
можно предположить если наблюдается:
—
сжатие пальчиков в кулак;
—
плавниковое положение рук – напряженно
расставленные пальцы при
слегка
согнутой кисти;
—
≪когтистая
лапа≫
– разгибание пальцев в плюснефаланговых
или
пястнофалагновых
суставах при их сгибании в межфаланговых;
—
атетозное
положение рук – пальцы выпрямлены,
напряжены и находятся
в
разных плоскостях;
—
положение
опистотонуса – вытянутые и напряженные
конечности, голо-
ва
резко запрокинута.
Низкий
мышечный тонус (гипотонус) можно
предположить если наблюдается:
—
расслабленная поза, руки и ноги раскинуты
в стороны.
Провести
сгибание и разгибание суставов ребёнка
(последовательно локтевых справа, слева,
коленных справа, слева).
Высокий
мышечный тонус приводит к невозможности
или затруднению провести сгибание и
разгибание в суставах.
У
новорожденных и детей первых 4 месяцев
жизни отмечается некоторое ограничение
движений в суставах, связанное с
физиологической гипертонией мышц.
При
пассивном сгибании и разгибании в
суставах провести пальпацию отдельных
мышечных групп.
При
высоком тонусе плотность мышц более
выражена.
При
низком тонусе — «тестоватая» консистенция
мышц.
Исследование
мышечной силы.
У
ребёнка раннего возраста можно
использовать сопротивление осмотру —
силу, с которой ребенок отдергивает
конечности.
У
ребёнка старше 3-х лет:
—
попросить ребёнка согнуть конечность
и удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
разогнуть согнутую конечность);
—
попросить разогнуть конечность и
удерживать её с максимальным усилием
(мышечная сила оценивается по возможности
согнуть конечность в суставе).
Оценка
моторных навыков:проводится
с учетом способности в определённом
возрасте удерживать головку,
поворачиваться, садиться, вставать на
ноги, ходить, бегать.
1
мес-Лежа
на животе,пытается поднимать и удерживать
голову.
2
мес-Лежа
на животе,поднимает и некоторое время
удерживает голову.
3
мес- Лежит
на животе несколько минут, опираясь на
предплечья и высоко подняв голову.
Удерживает голову в вертикальном
положении (на руках у взрослого).
5
мес
— Долго лежит на животе, подняв корпус
и опираясь на ладони выпрямленных ручек.
Переворачивается со спины на живот.
Ровно, устой-
чиво
стоит при поддержке подмышки.
6
мес
— Переворачивается с живота на спинку.
Передвигается, переставляя ручки или
немного подползая.
7
мес
— Хорошо ползает
8
мес
— Сам садится, сидит и ложится. Держась
за барьер, сам встает, стоит и опускается.
Переступает, держась за барьер.
9
мес
— Переходит от одного предмета к другому,
слегка придерживаясь
за
них ручками.
10
мес
– Идёт вперёд с поддержкой взрослого.
11
мес
— Стоит самостоятельно. Делает первые
самостоятельные шаги.
12
мес
— Ходит самостоятельно (без опоры).
Старше
12 мес —
Быстро ходит и бегает.
Заключение
по моторному развитию: оценка
даётся по наличию моторных навыков,
соответствующих возрасту ребёнка.
За
нормальное моторное развитие на 1-м году
жизни принято принимать формирование
умений в пределах + 15 дней от возраста,
принятого за норму.
В
заключении следует отметь особенности
мышечного тонуса и силы (если выявлены)
и указать отставание моторных навыков,
если у ребёнка они не сформированы в
соответствующем возрасте.
Соседние файлы в папке Навыки студентов
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА.
Оценка физического развития ребенка осуществляется путем систематического определения веса, роста, окружности головы и груди, соотношения этих показателей между собой и соответствия их возрастным нормам.
Средний вес доношенного ребенка 3500 г, возможны его колебания в пределах 2500- 4500 г. К 3 -5 дню жизни происходит максимальная потеря веса, составляющая 6 — 8% от веса при рождении, к 7 -8 дню вес восстанавливается . Затем начинаются весовые прибавки, за первый месяц жизни — 800 г, за второй — 1000, к 4,5 месяцам происходит удвоение веса при рождении. К году вес утраивается и составляет в среднем 10 -10,5 кг. В первые годы жизни весовая прибавка составляет в среднем 2 кг, в препубертатном периоде — 5 -6 кг.
У недоношенных и маловесных детей динамика массы тела значительно отличается от показателей доношенных детей. Маловесные дети дают убыль в весе около 9 %, а у детей с массой при рождении меньше 1000 г, убыль в весе доходит до 15 %. Восстановление в весе у них происходит медленно до двух и более недель. Достижение веса нормального доношенного ребенка до 3200 — 3500 г и длины 50 — 51 см у недоношенных и маловесных происходит к 1 — 1,5 месяцам, а при недоношенности третьей степени только к 3 -3,5 месяцам и позже. Среднемесячная прибавка массы тела таких детей в первое полугодие жизни составляет 600 -800 г, во второе приблизительно 800 г.
Рост новорожденного ребенка в среднем 50 см, возможны колебания 45-55 см. Ежемесячная прибавка роста составляет в первом полугодии 1-3 см. За год ребенок вырастает на 25 см, и рост его к году достигает 75 см. На втором году жизни рост его увеличивается в среднем на 12 см, за третий год на 7-8 см, в дальнейшем ребенок за год вырастает на 5 см. Его рост удваивается к 4 годам, а утраивается к 12 годам по сравнению с ростом при рождении.
Окружность груди у новорожденного 34-35 см, к году- 48 см, окружность головы — 35 см, к году — 46 см.
При оценке нервно-психического развития ребенка используют неврологическое исследование, т.е. оцениваются рефлексы ребенка, такие как поисковый (ребенок должен искать грудь матери), сосательный и другие рефлексы с которыми рождается ребенок. Оцениваются также поведенческие реакции ребенка. На 2-3 неделе жизни ребенок фиксирует взгляд на ярком предмете, следит за высоко поднятой игрушкой. К 1-1,5 месяцам он начинает держать голову, развиваются движения рук: приближает руки к глазам, носу, разглядывает их. С 3 месяцев ребенок ощупывает руки, перебирает руками одеяло, пеленки. С пяти месяцев хватает предметы, но при этом делает много лишних движений, и только к 7-8 месяцам появляется координация движений.
На 4-5 месяце совершенствуется координация движений мышц спины, ребенок переворачивается со спины на живот. На 5-6 месяце с живота на спину. На шестом месяце ребенок начинает сидеть. В 7-8 месяцев устанавливается ползание. В 8-9 месяцев ребенок стоит в кроватке, переступает ногами вдоль спинки кровати. К году делает первые шаги. Некоторые дети начинают ходить с 10-11 месяцев, другие с 1 года 4 месяцев.
Со 2-3 недели в процессе кормления ребенок рассматривает лицо матери, с восьми недель улыбается ей. В возрасте 5 месяцев ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 месяцев формируется активная познавательная деятельность, после 9 месяцев усиливается эмоциональная деятельность.
В 2-3 месяца ребенок гулит, в 5 месяцев наблюдается длительное, певучее гуление, в 7 месяцев возникает лепет. На 10-11 месяце ребенок произносит отдельные слова, к году-10-12 слов. В 1,5 года ребенок произносит целые предложения, с интересом рассматривает картинки. В два года ребенок может воспринимать несложные сказки и рассказы. К третьему году речь занимает ведущее место в общении.
В таблице приводится формирование основных навыков:
В процессе роста и развития ребенка выделяют ряд периодов. Это очередной отрезок времени, в пределах которого физиологические особенности организма более или менее однозначны.
А. Внутриутробный период:
а) фаза эмбрионального развития (первые три месяца)
б) фаза плацентарного развития (с 3 месяца до рождения)
Б. Внеутробный период:
1.период новорожденности (первые 28 дней жизни)
2. период грудного возраста (с 29 дня до 1 года )
3. преддошкольный период ( от 1 года до 3 лет )
4.дошкольный период ( с 3 до 6 лет )
5. младший школьный период (с 7 до 11 лет )
6. старший школьный период ( с 12 до 18 лет )
Выделяют также и пубертатный период — возраст полового созревания — от 12 до 16 лет, который переходит в юношеский. Границы отдельных возрастных периодов не резки, они переходят друг в друга. Во время роста происходит не просто увеличение общей массы тела, но развитие, созревание и изменение различных функций. Одной из особенностей развития детей в настоящее время является акселерация — ускорение развития, большой вес и рост в отдельных возрастных группах, раннее наступление половой зрелости.
Ребенок — бурно меняющийся и развивающийся организм, в различные периоды детства он неодинаково реагирует на различные факторы, вызывающие те или иные заболевания. Претерпевают изменения все органы ребенка. И если просто проследить за изменением массы тела и ростом, то порой сложно определить изменения, наступившие в организме ребенка.
Каждый определенный период характеризуется и своим особым эмоциональным фоном. Существуют критические периоды, о которых мы поговорим позже. В разные периоды встречаются одни или другие заболевания, характерные для данного возраста. Каждый возрастной период имеет свои особенности и необходимо знать, на что особенно важно обратить внимание в данный момент. Так в период новорожденности необходим особый контроль за соблюдением гигиенических мероприятий, вскармливанием, что является профилактикой анемии и рахита, инфекционных заболеваний. А познакомившись со сроками формирования основных навыков, вы сможете определить уровень развития ребенка и своевременно обратиться за помощью к специалисту в случае необходимости.
В дошкольный и школьный возраст обращать внимание на физическое и умственное развитие ребенка. В возрасте 3-7 лет организм продолжает не только расти, но и претерпевает качественные изменения, выражающиеся в совершенствовании органов. Часто бывает не совпадение роста и созревания и на этом фоне может развиться какое-либо заболевание. Своевременное выявление тех или иных заболеваний снижает риск хронизации процесса. Вы должны внимательно относиться к жалобам ребенка, реагировать на изменения его настроения. В период 6-7 лет характерна неустойчивость основных процессов нервной системы, возбуждение преобладает над процессом торможения. У ребенка может нарушаться сон, изменяется поведение: чрезмерная подвижность, суетливость, отвлекаемость на занятиях, отказ подчиняться требованиям взрослых.
В подростковом и юношеском возрасте особое внимание уделите психическому развитию, т.к. нередко в этом возрасте проявляется потеря душевного равновесия, антисоциальное поведение, алкоголизм, наркомания, бродяжничество. Во многих случаях эти проявления можно предупредить или в случае появления и при своевременной поддержке помочь ребенку выбраться из запутанной ситуации. Главное во время увидеть и обратить внимание, что с ребенком что-то происходит, а увидеть можно тогда, когда близко знаешь его.
Что касается детей домов ребенка и детских домов, у них отмечается задержка как физического, так и психического развития. Формирование основных навыков также сдвигается у каждого ребенка на свой отрезок времени в зависимости от степени заболевания малыша. Но, как уже было сказано, что многие дети при своевременной поддержке взрослых могут догнать в развитии своих сверстников.
Вопросы для самопроверки:
1. Вопросы: Пубертатный возраст — это возраст 12-16 лет?
Правильный Ответ: да
2. Ребенок 2 летнего возраста может иметь запас в 50 слов?
Правильный Ответ: да
1.Период новорожденности является важным этапом развития ребенка.
В этот период необходим особый контроль за соблюдением гигиенических мероприятий, вскармливанием.
Ответьте на вопрос: соблюдение гигиенических мероприятий, правильное вскармливание является профилактикой таких заболеваний, как анемия, рахит, инфекционные заболевания
2.в возрасте 3-7 лет организм ребенка претерпевает существенные изменения, в этот период процесс роста опережает процесс созревания организма, вы согласны?
3. 2-х летний ребенок имеет в запасе 50 слов, это является нормой?
КЛЮЧ: за все ответа «да» по 5 баллов, за ответы «нет»- 0 баллов
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Познакомившись с развитием ребенка в разные периоды детства, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Какими основными навыками владеет ребенок в годовалом возрасте
2. На что особенно необходимо обратить внимание родителю в переходный
возраст
3. Пубертатный возраст — это возраст 2 -4 года, 7-8 лет, 12-16 лет (укажи правильное значение)
Источник