Заключение о психическом развитии ребенка одного года

Заключение о психическом развитии ребенка одного года thumbnail

Фамилия,
имя ребенка: Дима Н. Возраст: 2,10. Дата
обследования 10.02.2006.

Развитие общения
и речи

Инициативность
ребенка в общении.
Инициативность
в общении высокая.
Мальчик
стремится вовлечь взрослого в общение
во всех ситуациях.
Дима одинаково хорошо инициирует самые
разные формы общения:
по поводу совместной игры с предметами,
разговор на личностные
темы, внеситуативно-познавательное
общение.

Чувствительность
к воздействиям взрослого
соответствует
высоко­му
уровню.
Дима охотно откликается на инициативу
взрослого, умело согласовывает с ним
свои действия в совместной игре, умеет
поддер­жать беседу, охотно принимает
помощь взрослого, перестраивает свое
поведение
в зависимости от его воздействий.

Гармоничное
сочетание инициативности и чувствительности
обес­печивает
полноценное протекание общения.

Репертуар
коммуникативных действий
богат
и разнообразен.
В
об­щении
мальчик использует весь спектр
инициативных и ответных дей­ствий:
хорошо
понимает обращенную к нему речь, выполняет
инструкции
взрослого,
активно
пользуется экспрессивно-мимическими
средствами, вовлекает взрослого в
общение с помощью предметных действий,
раз­вернутой
речи, просит о помощи, делится впечатлениями
от игры.

Развитие предметной
деятельности

Виды
действий с предметами
соответствуют
высокому
уровню.
В
репертуаре действий присутствуют
ориентировочно-исследователь­ские,
манипулятивные и культурно-фиксированные
действия. Куль­турно-фиксированные
действия представлены наиболее ярко.
Дима знает назначение бытовых предметов,
умеет ими пользоваться.

Познавательная
активность

Эмоциональная
вовлеченность:
у
мальчика ярко
выражен интерес
к
новым
предметам, он увлеченно играет и один,
и вместе со взрослым, действует
сосредоточенно, не отвлекается.

Настойчивость
в деятельности: ярко выраженная.
Встретившись
с трудной
задачей, Дима стремится решить ее разными
способами.

Стремление
к самостоятельности:
выраженность
данного показа­теля
зависит от ситуации. В тех случаях, когда
вид деятельности зна­ком
мальчику, он действует уверенно и
самостоятельно. В случае

затруднения
Дима стремится решить задачу без помощи
взрослого, но после
нескольких неудачных попыток обращается
за помощью. В
целом стремление к самостоятельности
адекватно ситуации.

Включенность ПД
в общение со взрослым

Стремление
действовать по образцу:
выражено
достаточно сильно,
особенно
в ситуациях затруднения в деятельности
или в случае отри­цательной оценки
взрослого. Дима внимательно наблюдает
за дейст­виями
взрослого, присоединяется к ним,
старательно подражает им, умеет
действовать по образцу, задаваемому в
вербальном плане.

Ориентация
на оценку взрослого:
выражена
ярко.
В
ходе индивиду­альных
или совместных занятий мальчик часто
задает взрослому во­просы
о правильности своих действий,
вопросительно смотрит в глаза в
поиске оценки. Получив одобрение, с
удовольствием продолжает игру,
а порицание ведет к конструктивной
перестройке поведения (поиску
правильного решения, просьбе о помощи).

Речевое
сопровождение деятельности.
Дима
активно пользуется речью:
комментирует свои действия, сам оценивает
их, выражает сло­вами радость или
недовольство по ходу деятельности,
задает вопросы, просит
о помощи.

Целенаправленность
в деятельности
также
выражена ярко.
Дима
удерживает
поставленную им самим или заданную
взрослым цель дей­ствий
и упорно пытается добиться правильного
результата, варьируя разные
способы действий. По завершении
деятельности фиксирует ее результат
сам или просит об этом взрослого.

Развитие
процессуальной игры

Потребность в
игре с сюжетными игрушками

Инициативность:
высокая.
Мальчик
сам умеет выбрать сюжет игры,
подобрать необходимые атрибуты.

Длительность
игры:
все
отведенное для игры время Дима занимал­ся
сюжетными игрушками, просил поиграть
еще.

Эмоциональное
состояние в ходе игры.
Сюжетные
игрушки вызвали радость.
Ребенок играл с удовольствием, увлеченно,
не отвлекаясь.

Характер игровых
действий

Вариативность
игровых действий
высокая.
Дима
играет со всеми игрушками,
постоянно разнообразит игровые действия,
варьирует их порядок.

Речевая
активность
средняя.
По
ходу игры мальчик обращался к кук­лам,
объяснял свои действия, называл предметы,
которые использовал

в
игре. Однако развернутых высказываний
и обращений к игрушкам в ходе
диагностических проб зафиксировано не
было.

Воображение.
Дима
активно и разнообразно пользуется в
игре предметами-заместителями.
По собственной инициативе легко
приду­мывает
новые замещения, переименовывает один
и тот же предмет, гибко
использует предметы в разных функциях.
Уровень развития во­ображения
высокий.

Принятие
игровой инициативы взрослого.
Дима
с удовольствием играет
вместе со взрослым, охотно откликается
на его предложения по
ходу игры, подключается к его действиям,
преобразует их в соот­ветствии
с общим замыслом игры.

Заключение.
Уровень
психического развития ребенка
соответствует норме.
Все параметры общения, предметной
деятельности и процес­суальной
игры находятся на высоком уровне.

Подпись

ПРИЛОЖЕНИЕ
12.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Кукла Полина Г
Психологические особенности детей первого года жизни

Рождение является для организма ребенка большим потрясением.

Внешнесредовые факторы начинают играть ведущую роль в психиче-ском развитии ребенка, обеспечивая контакты с внешним миром и удовлетворяя потребность в ощущениях, с которой новорожденный появляется на свет.

С первого дня жизни вступают в строй зрительные и слуховые анализаторы, но их работа крайне не совершенна. Зрительные реакции возникают только на яркий свет, находящийся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев зрение и слух быстро совершенствуется.

Развитие зрения и слуха новорожденного происходит быстрее, чем развитие телесных движений. Развитие зрительных и слуховых анализаторов, совершенствование реакций на влияние раздражителей происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга.

Ребенок с рождения способен различать вкус и запах, чувствует прикосновения, давление и боль.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который вносит безусловно – рефлекторный характер, впоследствии переходящий в плач. По характеру крика, выражению лица новорожденного и по его общему виду можно отметить наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний, которые выделяют как чувственные эмоциональные состояния.

В первый месяц жизни для ребенка не существует ни кто-то, ни что-то, что он все раздражение и все окружающее переживает только как субъектив-ное состояние.

Ребенок еще не выделяет себя и свои переживание от восприятия объек-тивных вещей, не дифференцирует социальные и физические объекты.

В первоначальном восприятии новорожденного все внешние впечатление выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом или чувственным тоном восприятия [ ].

У новорожденного нет специфических форм социального поведения. Как показывают исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер, первое общение ребенка с человеком лежит за пределами новорожденности. В этот период социальность ребенка характеризуется полной пассивностью.

Около 80% времени новорожденный проводит во сне, который недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования, и поэтому чаще у ново-рожденных наблюдается среднее состояние между бодрствованием и сном.

Таким образом, можно отметить, что новорожденный обладает в самой примитивной степени начатками психической жизни и она носит совершенно своеобразный характер.

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка раннего возраста. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов).

Для ребенка первого года жизни характерен очень быстрый темп развития, увеличивается работоспособность центральной нервной системы, в результате чего длительность активного бодрствования увеличивается от 20-30 минут в период новорожденности до 3-3,5 часов к концу года.

С первых месяцев жизни у ребенка развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции, движения, элементарные действия с предметами. К концу первого года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет его возможности в активном познании окружающего. Он начинает понимать речь, употреблять первые слова, выполнять простые действия с предметами. Развиваются память, внимание, мышление. Отмечаются первые проявления самостоятельности, ин-терес и избирательное отношение к окружающим его людям и вещам.

К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления»особая эмоци-ально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножкам и, издает различные звуки.

Первая форма общения – эмоционально-непосредственная. Ребенок про-являет узнаваемость близких, радуется им, возникают первые привязанности. К концу первого полугодия проявляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям.

Непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место эмоциально-опосредованному (ситуативно-деловому) общению. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий со взрослым. Ребенка начинают интересовать и радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Эмоциональное отношение взрослого к совместным действиям с малышом во многом определяет и эмоциональное развитие ребенка.

Быстрый темп и неравномерность развитие ребенка позволяют условно разделить первый год жизни ребенка на периоды, в каждом из которых выде-ляются умения, формирование которых оказывает существенное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Конец периода новорожденности до 2,5 – 3 месяцев.

Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирование зри-тельных и слуховых ориентировочных реакций.

В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни появляется первая ответная улыбка, на 3-м — «комплекс оживления». Постепенно «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоциональными реакциями.

В первые 3 месяца жизни у ребенка появляются ответные голосовые реакции — гуканье, гуление.

В возрасте от 3 до 5-6 месяцев продолжают совершенствоваться зрительные и слуховые ориентировочные реакции, сенсорное развитие, движения; формируется более сложное поведение.

К 3-4 месяцам ребенок может захватывать предметы ручками, ощупывает и рассматривает их. Далее к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук. На этой основе развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт.

На 4-м месяце совершенствуются умение слежения за предметом или лицом взрослого, другими ребенком. Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи, развивается локализация звука в про-странстве.

На 4-5 месяце ребенок начинает различать интонации, мелодии, голоса знакомых и незнакомых людей. Реагирует на новую обстановку и на незнакомых людей. К 6 месяцам по звучанию узнает свое имя.

На данном возрастном этапе у ребенка происходит развитие подготови-тельных этапов активной речи. Ребенок длительно гулит – к 4 месяцам, к 5 месяцам – певуче и с разной интонацией.

В этот период ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, пытается при-близиться к привлекшему его внимание предмету.

В возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев внимание ребенка возрастает к предметам, находящихся на разном расстоянии от него. Это связано с новыми воз-можностями в овладении пространством – в этом возрасте ребенок начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать. Благодаря этому расширяется кругозор ребенка, становится богаче жизненный опыт. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем.

От 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого. К 7 месяцам находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте по просьбе взрослого, а в 8 уже может показывать несколько предметов, выполнять простые действия.

С 6-7 месяцев начинают развиваться действие с предметами, которые ре-бенок производит одинаково со всеми предметами, независимо от их свойств, а к 8-9 начинает использовать предметы с учетом их свойств. К 9 месяцам ребенок по подражанию сначала выполняет знакомые действия, а затем и новые.

Понимание речи развивается и ребенок уже может выполнять действия по речевой инструкции взрослого, воспроизводя то, чему его научили раньше.

В 9 месяцев ребенок подражает плясовым и игровым движением взрослого, постепенно связывая их с определенной мелодией и словами.

В данный возрастной период ребенок начинает лепетать. В 7 месяцев он повторяет отдельные слоги в различных сочетаниях, в 8 повторяет их за взрос-лым, а в 9-10 при повторении произносит уже новые слоги.

К 6 месяцам у ребенка можно выделить целую систему основных эмоций: он огорчается, радуется, по разному эмоционально реагирует на близких и не-знакомых людей.

От 9-10 до 12 месяцев бодрствование ребенка увеличивается от 2,5 до 3,5 часов. Он проявляет все больше самостоятельности при исследовании предметов и игрушек: резиновые сжимает и разжимает, металлическими стучит и т. д. Особый интерес ребенок проявляет, к сравнению величины предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки в подходящие емкости. К концу 9-10 месяцев из отрывочных впечатлений у ребенка складываются целостные впечатления о предметах наиболее часто встречающихся в быту и имеющих практическое значение.

С развитием действий с предметами обогащается личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуются зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

В 11-12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги.

Ребенок начинает многое понимать. К концу году некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обогащенные характер.

Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь – овладевая навыком речевого подражания, ребенок начинает произносить за взрослым те слоги, которых ранее не было в его активном словаре. К году в активном словаре имеется около 10 простых слов, а в пассивном — в 5-6 раз больше.

Теперь ведущим видом деятельности является не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность.

В конце первого жизни общение со взрослым начинает носить «деловой» характер. Оно возникает в связи с манипуляциями с игрушками и предметами, в процессе которых ребенок знает и запоминает названия предметов. Появляются более сложные эмоциональные переживания – радость, обида и др. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение.

Таким образом, основными новообразованиями данного возраста будут: 1) развитие зрительных и слуховых анализаторов, которое во втором полугодии жизни ребенка перестает удовлетворять его потребности в познании окружаю-щего мира, поэтому ребенок начинает предпринимать попытки встать на ноги. Благодаря тому, что ребенок встает на ноги, он получает возможность видеть окружающие его предметы и явления в иной плоскости, расширяя кругозор ребенка – это дает новый толчок к его физическому и психическому развитию; 2) развитие эмоций; 3) ребенок начинает понимать речь окружающих, совершенствуется его артикуляционный аппарат, он способен произносить несколько облегченных слов; 4) благодаря развитию зрительного и слухового восприятия, предпосылок формирования активной и понимаемой речи у ребенка появляется умение овладевания различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоциально выразительных реакций и первых слов; 5) развитие тактильного восприятия.

Источник

Оценка
нервно-психического развития детей
младшего возраста с использованием
ведущих линий развития. Алгоритм оценки
НПР детей. Отклонения в нервно-психическом
развитии детей и группы диспансерного
наблюдения.

Самостоятельная
работа.
Работа студентов на участке
(активные и первичные вызовы на дом,
работа на приеме участкового врача и
специалистов узкого профиля, в кабинете
здорового ребенка — по индивидуальному
графику). Оценка уровня НПР детей.

Цель
занятия
— для управления
формированием здоровья и контроля
гармоничного развития ребёнка участковый
врач должен уметь правильно оценить
уровень нервно-психического развития
ребенка.

В
ходе занятия студент должен

знать:

  • Методы
    и способы оценки уровня НПР детей
    различного возраста

  • Эпикризные
    сроки, для оценки НПР детей различного
    возраста.

  • Ведущие
    линии развития. для оценки НПР детей
    различного возраста.

  • Группы
    НПР детей первых 3-х лет жизни

  • Показатели
    НПР детей первых 3-х лет жизни.

понимать:

  • Роль
    НПР, как критерия характеризующего
    уровень индивидуального здоровья
    ребенка.

  • Взаимосвязь
    уровня здоровья и уровня НПР

  • Основные
    закономерности НПР ребенка (по
    Щелованову).

  • Основные
    причины нарушения НПР у современных
    детей.

уметь:

  • Проводить
    оценку уровня НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  • Определять
    группу НПР первых 3-х лет жизни.

  • Проводить
    корректировочные мероприятия при
    нарушениях НПР ребенка.

МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы
для самоподготовки:

  1. Какие
    методы и способы оценки уровня НПР
    детей различного возраста применяются
    в современной педиатрии?

  2. На
    основании каких принципов основан
    метод диагностики НПР по Щелованову?

  3. Каковы
    эпикризные сроки, для оценки НПР детей
    различного возраста?

  4. Перечислить
    ведущие линии развития. для оценки НПР
    детей различного возраста.

  5. Какие
    группы НПР детей первых 3-х лет жизни
    вы знаете?

  6. Перечислить
    показатели НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  7. В
    чем заключается значение оценки НПР,
    как критерия характеризующего уровень
    индивидуального здоровья ребенка?

  8. Физиологический
    смысл взаимосвязи уровня здоровья и
    уровня НПР

  9. Каковы
    основные причины нарушения НПР у
    современных детей?

Содержание:

Ведущие
линии НПР ребенка в различные эпикризные
сроки.

Заключение о психическом развитии ребенка одного года

Соотношение
групп здоровья и групп НПР.

Группы

НПР

Группы
здоровья

I

II

III

IV
+
V

I

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

не
встречается

II

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

III

не
встречается

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

IV

не
встречается

не
встречается

встречается
редко

встречается
достаточно часто

Количественная
оценка НПР детей осуществляется:

  • до
    1 месяца (оцениваются отдельные
    анализаторы: СА, ЗА, ДА); Группы развития
    не определяются у новорожденного
    ребенка.

  • от
    1 месяца до 3-х лет (по четырем группам
    развития);

  • от
    4-х до 7 лет и старше (без отклонений;с
    отклонениями: сомато-вегетативного,
    эмоционального или психомоторного
    характера).

Для
выделения группы НПР необходимо:

1)
определить, есть ли задержка в развитии;

2)
если имеется задержка в развитии, найти
показатель с самым низким уровнем
развития и по нему определить группу
развития;

3)
посмотреть, равномерна ли задержка (или
опережение) в развитии или нет;

4)
если задержка (или опережение) равномерна,
определить степень задержки (или
опережения);

5)
если задержка (или опережение) неравномерна,
определить степень неравномерности.

Группы
развития не определяются у новорожденного
ребенка. При задержке в развитии ребенка
в возрасте 1 месяц за эпикризный срок
принимают 10 дней.

Формализованные
результаты заносятся в историю развития
ребенка (ф.112) при оформлении результатов
комплексной оценки состояния здоровья.

Назначения
по нервно-психическому развитию
детям первых 3 лет жизни врач делает,
исходя из их уровня по каждому показателю
и задач, обозначенных в показателях
развитияследующеговозрастного
периода.

Показатели
НПР детей первого года жизни

К
1 месяцу

Начинает
улыбаться в ответ на разговор взрослого
(Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете и плавно прослеживает за
движущимся предметом; прислушивается
к голосу взрослого, слуховое сосредоточение
(СА); лежа на животе пытается поднимать
и удерживать головку (ДО).

К
2 месяцам

Быстро
отвечает улыбкой на обращение, разговор
(Э); длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие
повороты головы при длительном звуке
(СА); лежа на животе поднимает и
непродолжительно удерживает головку
(ДО); произносит отдельные звуки (АР).

К
3 месяцам

«Комплекс
оживления» в ответ на эмоциональное
обращение (Э); ищет источник звука (СА);
сосредоточивает взгляд на лице говорящего
с ним или игрушке, находясь в вертикальном
положении на руках взрослого (ЗА);
наталкивается руками на игрушки, висящие
над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит
на животе, опираясь на предплечья и
высоко подняв голову, при поддержке под
мышки крепко опирается о твердую опору
ногами; длительно удерживает голову в
вертикальном положении (ДО).

К
4 месяцам

Громко
смеется в ответ на общение с ним (Э, СП);
поворачивает голову в сторону источника
звука и находит его глазами, по-разному
реагирует на спокойную и плясовую
мелодии (СА); узнает мать или другого
близкого человека (ЗА); рассматривает,
ощупывает и захватывает висящие над
грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время
кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку. Совершенствуются
навыки, приобретенные ранее (Н).

К
5 месяцам

Узнает
голос матери или другого близкого
человека; различает строгую и ласковую
интонацию обращенной к нему речи (СА,
СП); по-разному реагирует на лицо знакомого
и незнакомого человека (ЗА, СП); четко
берет игрушку из рук взрослого и
удерживает ее (ДР); долго лежит на животе,
высоко подняв голову и опираясь на
ладони выпрямленных рук; переворачивается
со спины на живот; ровно, устойчиво стоит
при поддержке под мышки (ДО); подолгу
певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется
ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

К
6 месяцам

Начинает
реагировать на свое имя (СА, СП); свободно
берет игрушку из разных положений и
подолгу занимается ею (ДР); переворачивается
с живота на спину; немного передвигается,
начинает ползать (ДО); начинает лепетать
(АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу
губами (Н).

К
7 месяцам

Разнообразно
и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо
ползает (ДО); на вопрос «где?» находит
взглядом предмет, расположенный в
определенном месте (ПР); подолгу лепечет,
произносит одни и те же слоги (АР); пьет
из чашки, которую держит взрослый (Н).

К
8 месяцам

Игрушками
занимается долго и разнообразно, при
этом подражает действиям взрослого
(ДР); встает, держась за барьер, стоит и
опускается; сам садится, сидит и ложится;
переступает, держась за опору (ДО);
смотрит на действия другого ребенка,
смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос
«где?» находит несколько предметов,
расположенных в определенных местах;
по просьбе взрослого выполняет разученные
движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит
и ест корочку хлеба, пьет из чашки,
которую держит взрослый (Н); громко и
четко повторно произносит различные
слоги (АР).

Группы
НПР:

Заключение о психическом развитии ребенка одного года

К
9 месяцам

Передвигается,
слегка придерживаясь руками за предметы
(ДО); действует с предметами по-разному,
в зависимости от их местоположения и
свойств — катает, открывает, гремит,
нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит
знакомые предметы независимо от их
постоянного месторасположения, знает
свое имя, оборачивается на зов (ПР);
подражает слогам, имеющимся в лепете
(АР); пьет из чашки, слегка придерживая
ее руками; спокойно относится к высаживанию
на горшок (Н); делает плясовые движения
под плясовую мелодию (СА), догоняет
ребенка, ползет ему навстречу, подражает
действиям и движениям другого ребенка
(Э, СП).

К
10 месяцам

Действует
рядом с ребенком или одной игрушкой с
ним (Э, СП); длительно занимается игрушками;
самостоятельно и по просьбе выполняет
разученные действия с игрушками и
предметами (ДР); держась за опору,
поднимается на невысокую поверхность
и спускается с нее, идет вперед с
поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе
«дай» находит и дает знакомые предметы,
во время игры с ним выполняет разученные
действия (догоню-догоню; сорока-воровка
и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит
новые слоги, которых не было в лепете
(АР).

К
11 месяцам

Радуется
приходу детей, избирательно относится
к детям (Э, СП); овладевает новыми
разученными действиями с предметами и
начинает выполнять их по команде
взрослого: накладывает кубик на кубик,
надевает кольца на пирамидку и др. (ДР);
делает первые самостоятельные шаги;
стоит без поддержки (ДО); по просьбе
взрослого приносит определенную игрушку,
отыскивая ее среди других, выполняет
разученные действия — кормит куклу,
водит собачку (ПР); произносит первые
слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай
(АР).

К
12 месяцам

Самостоятельно
выполняет разученные действия с
предметами: водит куклу, кормит, баюкает;
переносит разученные действия с одного
предмета на другой (начало сюжетной
игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО);
протягивает другому ребенку игрушку,
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком
(Э, СП); различает предметы по форме,
узнает на фотографии знакомого взрослого
(ЗА); понимает названия предметов,
игрушек, имена некоторых взрослых,
названия действий и предметов; понимает
слово «нельзя»; выполняет поручения:
принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает
новым слогам; произносит 8–10 облегченных
слов (АР); самостоятельно пьет из чашки,
берет ее руками (Н).

Показатели
НПР детей второго года жизни

К
1 году 3 месяцам

Запас
понимаемых слов быстро растет (ПР); легко
подражает часто слышимым обычным словам;
сопровождает свои действия лепетом,
эмоциональными возгласами, пользуется
облегченными словами би-би, ав-ав (РА);
воспроизводит в игре действия (И),
различает два разных по величине предмета
(СР); ходит не присаживаясь, длительно;
меняет положение (приседает, поворачивается,
наклоняется) (ДО); самостоятельно ест
густую пищу ложкой (Н).

К
1 году 6 месяцам

Понимает
смысл целых предложений о событиях,
часто повторяющихся; понимает изображения
предметов и действий; обобщает предметы
по существенным признакам (находит два
однородных предмета, внешне отличных)
(ПР); словом пользуется в момент наибольшей
заинтересованности (АР); в своей
деятельности ориентируется в двух
контрастных формах предметов (шар, куб);
двух контрастных величинах предметов
(матрешки), подбирает к образцу предмет
такой же формы — кубик к кубику (СР);
отображает в игре отдельные, часто
наблюдаемые действия (причесывает
куклу, моет ее и пр.) (И); перешагивает
через препятствие приставным шагом
(ДО); самостоятельно ест густую и жидкую
пищу ложкой (Н).

К
1 году 9 месяцам

Понимает
рассказ о знакомых событиях без показа
картинок; понимает несложный сюжет по
картинке; отвечает на вопросы «кто
это?», «что это?» (ПР); легко повторяет
слова и фразы; во время игры обозначает
свои действия словами, употребляя при
этом предложения из 2–3 слов (АР); строит
ворота, скамейку (И); в своей деятельности
ориентируется в 4 контрастных формах и
3 величинах, играя различает 3 разных по
величине предмета (СР); ходит по
ограниченной поверхности шириной 20–40
см, высотой 15–20 см (ДО); частично
раздевается с небольшой помощью взрослого
(Н).

К
2 годам

Понимает
несложный сюжет по картинке, отвечая
на вопросы взрослого «что здесь
нарисовано?», понимает короткий рассказ
о событиях, знакомых ребенку по опыту
(ПР); обобщает предметы по существенным
признакам в активной речи (называет
однородные предметы, внешне отличные);
речь становится средством общения со
взрослыми; ребенок использует предложения
из 3–4 слов (АР); подбирает по образцу
предметы, отличая от других сходных по
форме; ориентируется в 3–4 величинах
предметов; подбирает по образцу 3
контрастных цвета (СР); в игре воспроизводит
ряд последовательных действий ( начало
сюжетной игры ) (И); перешагивает через
препятствие чередующимся шагом;
поднимается на высоту 15–20 см и спускается
с нее (ДО); контролирует свои физиологические
отправления; ест довольно аккуратно;
частично одевается (Н).

Показатели
НПР детей третьего года

К
2 годам 6 месяцам

Предложения
становятся многословными из 3 и более
слов (АР). Подбирает к образцу разнообразные
предметы 4-х цветов (СР). Игра носит
сюжетный характер; ребенок отражает
взаимосвязь и последовательность
действий; самостоятельно делает простые
постройки при игре со строительным
материалом и называет их (И); полностью
одевается, но не умеет застегивать
пуговицы и завязывать шнурки (Н);
перешагивает через палку или веревку,
поднятую над полом на 20–30 см, приставным
шагом (ДО).

К
3 годам

Начинает
употреблять сложные предложения (АР);
появляются элементы ролевой игры; в
игре со строительным материалом
появляются сюжетные постройки (И);
называет 4 основных цвета (СР); перешагивает
через препятствие в 10–15 см чередующимся
шагом; поднимается на скамейку высотой
25 см и спускается с нее (ДО); одевается
самостоятельно, начинает застегивать
пуговицы с помощью взрослого, завязывает
шнурки; пользуется салфеткой по мере
надобности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

1.Работа
в кабинете участкового педиатра: оценка
НПР у детей младшего возраста

Задание
к самостоятельной работе:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник