Зак развитие интеллектуальных способностей у ребенка
Ольга Федотова
Интеллектуальная игровая технология А. З. Зака, как средство развития мышления детей дошкольного возраста
1 слайд
Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности.
Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать условие задачи, правильно рассуждать о путях и способах ее решения, приучить его к комбинированным поисковым действиям.
Слайд 2
Существует много различных технологий и развивающих методик, многие из которых всем нам хорошо знакомы, но сегодня я хочу познакомить вас с технологией Анатолия Залмановича Зака.
Анатолий Залманович Зак, доктор психологических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология» факультета «Психология образования» МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.
Основные научные направления работ А. З. Зака:
• развитие мышления детей в онтогенезе (5-18 лет).
• диагностика мышления дошкольников и школьников 1-11 классов.
• условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1-6 классов
Слайд 3
Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов
1. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 — 4 классов. М. : Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
2. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.
3. Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.
4. Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.
5. Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.
6. Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2002 – 2015 г. г.
7. Интеллектика 5 класс, ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2007.
8. Интеллектика 6 класс, ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М. : Интеллект-центр, 2007.
Слайд 4
Анатолий Залманович создал ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов (которые представлены на слайде)
1. Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). Москва. : Российский открытый университет,1991.
2. Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
3. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 — 7 лет: ч. 1, 2, 3. М. : Интерпракс, 1994.
4. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 — 7 лет. М. : Новая школа, 1996.
5. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1998.
6. Как развивать логическое мышление у детей. М. : Аркти, 2001, 2003.
7. 500 занимательных логических задач для школьников. М. : Юнвес, 2002.
8. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М. : Аркти, 2003.
9. Учимся мыслить логично. М. : Аркти, 2003.
10. Развитие умственных действий у детей 6 — 7 лет. М., «Илекса», 2004.
Слайд 5
Он разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления.
1. Как определить уровень развития мышления школьника. М. : Знание, 1982.
2. Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
3. Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига. : Эксперимент, 1992.
4. Диагностика мышления детей 6 — 10 лет. М. : Фолиум, 1993.
5. Диагностика видов мышления у младших школьников. М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1995.
6. Диагностика различий в мышлении младших школьников. М. : Генезис, 2007.
7. Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997, №2. – С. 49 – 57.
8. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2.- С. 71- 80.
Слайд 6
Во всех пособиях рассказывается о том, как заниматься с дошкольниками, как помогать детям с разной подготовкой, как учить разбору условий задач, планированию их решения, обоснованию действий.
Игры Зака можно использовать и как тесты, с помощью которых Вы можете самостоятельно определить способности ребёнка.
Приведу пример одной интеллектуально-развивающей игры из цикла развивающих занятий Зака «Как гусеница и муравей в гости ходили». Игра предназначена для групповой формы работы с детьми с 4,5- 5 лет, при индивидуальной форме занятий в игру можно включать детей с четырёх лет.
Необходимо соблюдать ряд условий:
1. В игре не нужно ничего реально перемещать
2. Ребенок выполняет разные роли: отгадывающего, проверяющего отгадки, загадывающего.
3. Постепенное усложнение занятий
4. Последующее занятие никогда не повторяет предыдущее
5. Игровые задания предполагают выполнение разными способами
Слайд 7
А сейчас я вам предлагаю поиграть в эту игру.
Цель игры:
Развитие логического мышления; интеллектуальной гибкости; создание условий для активизации развития умственной деятельности ребенка.
(дом с гусеницей, карточка с заданием)
«Посмотрите на этот дом, у него четыре окна и в каждом окне кто-то живет. В одном окне живет черная точка, во втором – кружочек, они живут на втором этаже нашего дома, а на первом – крестик и квадрат. «
«Вот в гости к этим фигуркам и ходит гусеница: от одного жильца – к другому.
Но гусеница может ходить между окнами только прямо.
Если гусеница гостит у крестика, то одним шагом может попасть в гости только к квадратику или к точке.
Идти сразу к кружочку нельзя, потому что кружочек живет в окошке, которое находится наискосок от крестика, а не прямо.
-Попробуем угадать, куда пойдет гусеница от точки? К кругу и крестику? Может ли гусеница от точки пойти к квадрату? Нет, потому что гусеница не может идти наискосок.
-Куда гусеница может идти от крестика? К точке. Правильно. Куда еще? К квадрату? И т. далее
Вот эти отгадки дети рисуют в свободную клетку.
Слайд 8 (дом с гусеницей, карточка)
Если на первом занятии дети искали пути Куда ходила гусеница в гости. То на втором занятии дети отгадывают загадки-откуда пришла гусеница в гости
Повторяем правило — гусеница может попасть на соседнюю клетку, двигаясь только прямо, но не наискосок.
-Гусеница находится в гостях у точки, Откуда она пришла, из какой клетки?
-Из клетки с крестиком?
-Откуда же еще она могла прийти к точке? От круга? Правильно.
-Еще откуда? неоткуда
Затем дети сами рисуют отгадки.
Слайд 9 (дом с гусеницей с шестью окнами карточка)
В третьем занятии дом уже из шести квадратов, имена новых жителей – треугольник и палочка. Появляется муравей (детям рассказывается история, в которой говорится о том, что муравей ходит наискосок)
Загадки расположены на листе попарно, поэтому Муравей из одной клетки может попасть не только на одну, но и на другие клетки. Поэтому для двух одинаковых загадок можно придумать две разные отгадки.
Слайд 10
Обратите внимание на то, что на листе данного задания имеются загадки, в которых нужно отгадать, откуда пришла гусеница или муравей из какой клетки. Кроме того, на листе расположены три одинаковые загадки, на которые надо придумать разные отгадки.
Слайд 11
На 5 занятии дети не отгадывают загадки, а проверяют, правильно ли они отгаданы. Ясли загадка отгадана правильно, то рядом с отгадкой дети нарисуют плюсик, а если отгадка неправильная, то тогда рядом дети рисуют минус». Давайте на примере гусеницы проверим некоторые загадки.
-верно ли, что гусеница пришла от палочки в гости к треугольнику?
-верно ли, что гусеница пришла от точки в гости к квадрату? Молодцы!
Далее, в последующих заданиях увеличивается количество окон в доме (клеточное поле, присоединяются новые жители «домика» — треугольник и палочка, змейка и ромбик; вводится понятие «Начальная и конечная клетка» — одиночного хода. Вводится понятие «промежуточная клетка». От заданий с одним ходом постепенно переходим к двухходовым.
Завершающий этап — дети самостоятельно придумывают поле. Составляют путешествие либо для одного героя, либо для нескольких. Сочиняют рассказы или истории.
При проведении любого занятия нужно ориентироваться на предлагаемые рекомендации.
Если ребенку трудно выполнить те или иные задачи, то целесообразно их выполнение упростить, т. е. обозначить персонаж игры движением пальца или провести линии карандашом. В зависимости от возраста и подготовленности детей в соответствии с содержанием занятия можно ввести различные дополнения, например, увеличить или уменьшить количество задач.
Если ребенок легко справляется с задачами, то ему можно предложить составить аналогичные задачи.
Слайд 12
Задания делятся на игры по планированию к которым относятся такие игры как: «Гусеница», «По косым дорожкам», «По узким дорожкам», «По узким и широким дорожкам», «По точкам и черточкам» нацелены на совершенствование действий в мысленном плане, так как перемещаться можно только по правилам, которые диктуют персонажи игры «Гусеница», «Оса», «Муравей», «Пчела»и другие
Правило игры: по линиям дорожкам между кругами домиками ползает гусеница. Она может ползать только по прямым дорожка, например: вилка-окно- сандалии – кастрюля -чайник. Вы согласны?
Далее дети ходят по широким и узким дорожкам, по прямым и наискосок, по точкам и черточкам. Вводятся новые персонажи «Жук», «Муха» и т. д, которые диктуют свои правила передвижения.
Слайд13
Следующие игры «Что разное у двух?», направлены на развитие познавательных и аналитических способностей, у ребенка вырабатывается способность воспринимать любой предмет не только в целом, но и видеть в нем отдельные части.
Дети ищут один, два, три отличающихся от других изображения либо два одинаковых. Игра создаёт хорошие возможности совершенствовать зрительное восприятие и произвольное внимание.
— У зонта 2 ручка не такая, как у зонта 3 или такая же? (нет, не такая)
— Что у зонта 2 не такое, как у зонта 3, -купол или ручка? (купол и ручка) и тд.
Слайд14
Игры третьего рода развивают у ребенка способность комбинировать, к ним относятся такие игры как: «Одна перестановка», «Две перестановки», «Один обмен», «Обмен и перестановка» в этих играх требуется по-разному сочетать возможные изменения местоположения.
Например: Если в кругах 1 и 2 рисунки поменять местами, то в кругах 2и 3 предметы будут одинаковые или разные? (одинаковыми) и т. д
Слайд 15
Игры четвертого рода развивают способность рассуждать, делать умозаключение, совершенствуется логическое мышление, к таким играм относятся игры: «Рядом, между», «Выше, ниже», «Левее, правее», «Ближе, дальше»
Например:
-Коля и Вова раскрашивали картинки, кто-то из них пользовался кисточкой, кто-то карандашом. То, что было у Вовы, нарисовано ближе к трамваю, чем книга, а то, что было у Коли, нарисовано дальше от трамвая, чем книга. Чем раскрашивали картинки каждый из мальчиков? (у Вовы-карандаш, у Коли –кисточка) и. д
Таким образом, интеллектуально-развивающие игры Анатолия Залмановича Зака представляют собой систему игр по развитию мыслительных процессов детей дошкольного возраста, которые с успехом можно применять в работе дошкольного учреждения.
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Методическое пособие для воспитателей детских садов А. З. Зак. «Как муравей и гусеница в гости ходили»
2. Зак А. З. Как развивать мышление у детей
3. Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.
4. Интеллектуальные игры как средство развития мыслительных способностей и формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Грибкова А. И.)
Источник
ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Зак А. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя. 2007г.
В пособии представлена общая характеристика содержания групповых занятий систематического курса «Интеллектика» для четырехлетней начальной школы.
Конкретные материалы заданий для проведения 32 занятий на каждом году обучения даны в тетрадях для учащихся 1, 2, 3 и 4 классов. Занимательные поисково-творческие задания неучебного характера предназначены для развития основных мыслительных способностей у детей 6-10 лет.
Освоение детьми полного курса «Интеллектика» для 1 — 4 классов создает у выпускников начальной школы более высокую, чем обычно, степень интеллектуальной готовности к обучению в средних классах школы.
Книга предназначена для учителей младших классов, школьных психологов, студентов и преподавателей факультетов педагогики и психологии средних и высших учебных заведений, инициативных родителей, всех, кто заботится об умственном развитии детей.
Зак А.З. Интеллектика. 1-3 класс. Рабочая тетрадь для развития мыслительных возможностей, М.: Интеллект-центр, 2007. — 100 с.
Предлагаемая Вашему вниманию тетради с игровыми занятиями – курса «Интеллектика», разработанного профессионалом по развитию мышления, медиком психологических наук А. З. Заком. Курс предназначен для систематического развития главных мыслительных возможностей у деток 6-10 лет с целью повышения их интеллектуальной готовности к средним классам школы.
Развивающие занятия разработаны для групповой работы в школе: одно занятие в недельку. Занятия с тетрадью можно проводить с ребёнком и дома.
Представленный материал включает в себя поисково-творческие интересные задания разнородных интеллектуальных игр, построенных на неучебном материале.
В каждой тетради 32 занятия, представленных в испытательной форме.
Зак А.З. Интеллектика для дошкольников. Часть 1, 2004г.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал школьные занятия и успешно осваивал учебную программу. Эта мечта может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребенка еще задолго до школы.
Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать условие задачи, правильно рассуждать о путях и способах ее решения, приучить его к комбинированным поисковым действиям. Для достижения этой цели служит разработанный автором систематический курс развития у дошкольников основных навыков мыслительных способностей, начиная с 4,5 лет.
Курс включает 32 занятия. Занятия 1-16 (первая часть курса) содержат более простые задания, занятия 17-32 (вторая часть) — более сложные.
С ребенком в возрасте 4,5 — 5 лет целесообразно заниматься один раз в неделю (по полгода на каждую часть курса). С детьми 5-летнего возраста необходимо заниматься два раза в неделю. Обе части курса с подготовленными детьми 5,5 лет можно освоить за три месяца.
Предлагаемые в обеих тетрадях поисково-творческие задания можно использовать» как для занятий с одним ребенком дома, так и для групповой работы в детском саду и на занятиях по подготовке к учебе в школах. Занятия можно проводить и с младшими школьниками, ограничив время для выполнения заданий.
Пособие снабжено интеллектуальными играми, рисунками, интересными вопросами.
Первая тетрадь посвящена общим вопросам организации развивающих занятий с проверочными заданиями с целью определения изменения в развитии мыслительных способностей ребенка.
Во второй тетради даны рекомендации по оказанию помощи детям в выполнении заданий по развитию у них мыслительной деятельности.
Автор — ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, доктор наук, автор серии книг по развитию мышления ребенка, в том числе систематического курса развивающих занятий «Интеллектика» для учеников 1-4 классов, который успешно реализуется в школах России.
Издательство: Интеллект-центр.
Источник
«Методы развития интеллектуальных способностей у детей» Зак А.З. М., 1994
Оцениваемые УУД: познавательный компонент, диагностика развития способности анализировать.
Форма проведения: возможен инд. и групп. варианты проведения
Оборудование: стимульный материал к методике.
Возраст:6-12- лет.
Процедура проведения:
Ребенку предлагается решить первую тренировочную задачу. Для этого дается рисунок и говорится: «Посмотри на рисунок. В нем две части: верхняя — над двумя чертами и нижняя — под этими чертами. В верхней части находятся разные пуговицы и пустой прямоугольник — свободное место. Эти пуговицы нарисованы по определенному плану. В нижней части пуговицы обозначены цифрами: 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Надо отгадать, какие пуговицы из нижней части можно поместить в пустой треугольник, на свободное место в верхней части». Если ребенок указывает неверное изображение, то есть пуговицы 1, 2, 3, 4, б, то ему рекомендуется подумать и дать другой ответ. Затем, когда выяснится, что ребенок не может найти верное решение, ему сообщается верный ответ — пуговица 5, без объяснений того, почему именно этот ответ верный. Если ребенок сразу дает верный ответ, то ему сообщается, что решение правильное.
После решения тренировочной задачи ребенку предлагают решать 3 основные задачи в течение 10 минут. При этом не сообщается — верно или неверно решается каждая основная задача.
Основные задачи предлагается решать в таком порядке:
задача 1 — дома; задача 2 — портфели; задача 3 — головы в шляпах.
Основные задачи — различаются по сложности с точки зрения проведения анализа их условий. Задачи 1 и 2 — самые простые. В их условиях, то есть в изображениях, варьируются два элемента. Ко второй группе относятся задача 3. В их условиях варьируются три элемента. Результаты решения задач можно обрабатывать по такому «КЛЮЧУ». Так, в задаче 1 правильный ответ: изображение 4, в задаче 2: изображение 7, в задаче 3 изображение 1.
После обработки результатов решения 3 указанных задач можно судить об уровне развития способности анализировать. Если правильно решенными оказались все 3 задачи, то можно считать, что в этом случае проявился высокий уровень развития способности анализировать. Если ребенок не справился ни с одной задачей -низкий уровень. Если ученик справился с задачами 1или 2 задачами -средний уровень.8
Тренировочное задание
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Литература:
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий первоклассников. / Под ред. Н.В. Афанасьевой – Вологда: ВПК, 2011. – 80 с.
3. Битянова М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: о проекта к результату // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2011 — С.32-34.
4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.-112 с.
5. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. Учебно-методическое пособие для учителей. Интерпракс, 1994.-352с
6. https://idppo.kubannet.ru. Психологическое сопровождение введения новых федеральных государственных образовательных стандартов в начальное общее образование. ККИДППО. Кафедра психологии, Краснодар, 2011.
7. https://psy.1september.ru
Источник