Захаров как предупредить отклонения в развитии ребенка захаров

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
Выдержки из книги психиатра А. И. Захарова, 1986 г.
В наиболее неблагоприятной ситуации оказываются мальчики, в
семье которых недостаточна роль отца или произошла перестановка семейных ролей,
когда бабушка заменяет мать, а мать – отца. Драматическая ситуация наблюдается в
распавшейся семье. Если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее
воздействие в младшем дошкольном возрасте из-за потери эмоционального контакта с
ним, то для мальчиков разлука с отцом является более тяжелой в старшем
дошкольном возрасте, когда отсутствует возможность для идентификации с его
мужской ролью. Тогда у девочек существует большая вероятность появления
эмоциональных расстройств преимущественно истерического круга, а у мальчиков –
неуверенности в себе и страхов в результате чрезмерной опеки и тревожности со
стороны взрослых, заменяющих отца, и проблем в общении со сверстниками того же
пола.
В другом варианте у мальчиков из неполной семьи нарастают
протестные формы поведения. Мальчики болезненно заостренно пытаются утвердиться
в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся
лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате
возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям и требованиям.
Такие мальчики нередко попадают под влияние более старших ребят, ведущих себя,
по их мнению, как «настоящие мужчины». При наличии протестной и нередко
агрессивной формы поведения, как правило, отсутствуют страхи, в том числе
свойственная старшему дошкольному возрасту боязнь огня и пожара. Наоборот, этих
мальчиков привлекает игра со спичками, что приводит в ужас матерей, которые не
знают, куда девать их неукротимую энергию, ненасытное желание играть в подвижные
и шумные игры-сражения. Зато мальчики гордятся успехами в игре, своим умением
преодолевать трудности и противостоять опасностям, так же, как они могли бы
гордиться этими качествами отца, подражая ему в реальной жизни.
С. 50
* * *
… отметим то, чего не хватает детям для их полноценного
психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания
взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди
сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся
скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком
буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса,
бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в
действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно
поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в
отношениях, умения принимать и играть роли.
НАРУШЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ –
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗА
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Многие из перечисленных черт характера и поведения детей *
формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании.
Понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на
неврозы у детей как на отражение проблем семьи в трех поколениях: прародителей,
родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение выраженности
характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в
прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе
и психогенных по происхождению изменений личности. Центром перекреста
характерологических и невротических отклонений в семье будут родители, дети
которых больны неврозами. Изменения личности родителей, а то и невроз у матерей
часто предшествуют развитию невроза у детей, способствуя возникновению
конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании как главных факторов
невротизации детей.
Где же первичное, видимое нам звено семейных повреждений? Для
того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим схему прародительских и
родительских отношений, которая, хотя и не исчерпывает многообразия их
вариантов, отражает наиболее характерные из них. Первичным звеном семейных
повреждений чаще всего является бабушка ребенка по материнской линии, обладающая
авторитарными чертами личности (властность, стремление доминировать в отношениях
с окружающими, навязывать свое мнение; излишняя категоричность суждений, их
безапелляционность и в то же
время повышенная чувствительность в сочетании с ригидностью мышления,
упрямством, склонностью к образованию ситуационно обусловленных сверхценных
идей, а также нетерпимость к другому мнению, подозрительность и
недоверчивость).
Авторитарность бабушки предопределяла в свое время такие черты
воспитания дочери, как несколько формальный, недостаточно теплый эмоциональный
контакт; навязывание мнений и диктат решений; однозначность суждений и их
категоричность; повышенная требовательность; нетерпимость к чужому мнению и
предвзятость оценок (другими словами, эта бабушка была «всегда права»);
недоверие к способности дочери быть самостоятельной и уметь постоять за себя,
мотивированное убежденностью в наличии постоянной, идущей извне опасности, от
которой нужно во что бы то ни стало защитить ребенка всеми доступными способами,
в том числе чрезмерной опекой и контролем («сверхценная идея»); негибкость
отношений, их односторонность.
Проявлением авторитарных черт бабушки была и недостаточная
индивидуализация в отношениях с более эмоционально чувствительной дочерью,
непонимание своеобразия формирования ее личности (как сказала одна бабушка: «Со
своими детьми я познакомилась, когда они стали взрослыми, только тогда я поняла,
какие они»).
Помимо указанных черт характера, бабушка обладала и высокой
тревожностью, склонностью к беспокойству, которая провоцировала развитие страхов
у дочери. Дочь же, став матерью, переносила их на своих детей.
Типичным было и заостренное чувство долга, обязанности,
повышенная принципиальность, т. е. комплекс гиперсоциализированных черт
характера, подчеркивающий своего рода заданность в отношениях с дочерью и
недостаток непосредственности в выражении чувств к ней.
Отношения в прародительской семье отличались жестким
доминированием бабушки и зависимой позицией отца (дедушки ребенка в настоящем).
Образуя с дочерью обособленную диаду, бабушка ревниво воспринимала эмоциональный
контакт дочери с отцом, на которого дочь к тому же была похожа. Положение
усугублялось частой занятостью отца. Вот почему
нельзя говорить о полноценном эмоциональном формировании
личности будущей матери.
Еще более существенным было чрезмерно сильное психологическое
давление матери (бабушки) на дочь, которое в сочетании с постоянной тревогой по
поводу возможных опасностей и отношением (даже к взрослой) как к маленькому
ребенку порождало у будущей матери неуверенность в себе, противоречивость чувств
и желаний. Но если матери подобные проявления были свойственны как неотъемлемые
черты ее характера, то у ее дочери (матери ребенка) они были внутренне неприемлемыми, в чем-то
несовместимыми с ее собственным характером. Но осознать полностью и тем более
освободиться от них мать не могла. Поэтому она непроизвольно повторяла многое из
отношений бабушки к ней в детстве, пусть и в ослабленном виде. Вместе с тем мать
не могла быть уже такой последовательной, поскольку в ней постоянно боролись как
бы два человека: один – ее собственный характер и жизненный опыт, а другой –
внушенный, навязанный ей в процессе общения в родительской семье. Закономерным
следствием этого явилось ее противоречивое и непоследовательное отношение к
ребенку, оказывающее на него интенсивное невротизирующее воздействие.
Сложные и нередко конфликтные отношения были у матери и с
мужем, отцом ребенка. Если в начале брака она в известной мере идеализировала
мужа, восполняя нереализованный эмоциональный контакт со своим отцом в детстве,
то в дальнейшем реальность жизни заставляла пересмотреть некоторые из ранее
неосознанных установок в браке, что не было полностью успешным, если к тому же
учесть и известную контрастность черт ее характера и темперамента по сравнению с
мужем. Вместе взятое это являлось дополнительным источником напряжения в семье
обычно в виде недовольства матери менее активным, чем она, мужем.
Если мать вступала в открытый конфликт с ним, то ребенок
определенным образом был защищен от некоторых крайностей отношения со стороны
обоих родителей, разряжающих друг на друге свою нервную энергию. Если же ребенок
вовлекался в конфликт между родителями, являясь в ряде случаев его незримым
эпицентром, то недовольство родителей друг другом, не проявляясь внешне,
переносилось на ребенка. Тогда один родитель запрещал делать то, что разрешал
другой.
Теперь обратимся к отцу, чтобы понять, почему он, как и мать,
оказался несостоятельным в роли воспитателя. Его мать не обладала авторитарными
чертами личности, как мать жены, но также была тревожной и еще более опекающей.
Всем этим она создавала невротическую привязанность к себе у сына, в чем-то
способствуя формированию у него впоследствии несамостоятельной позиции в решении
семейных вопросов. Невротическая зависимость от матери подчеркивалась
незначительным влиянием отца на сына. Недостаточный опыт общения с отцом и
отсутствие приемлемой модели мужской идентификации ослабляли формирование
отцовских чувств у мальчика и юноши, что неблагоприятно сказывалось в дальнейшем
на воспитании его собственных детей.
В приведенной схеме прародительских семейных отношений обращает
[на себя] внимание диссонанс мужского и женского влияния на формирование
личности будущих супругов и родителей. Недостаточное мужское, отцовское влияние
находится в контрасте с избыточным женским, материнским, что способствует
возникновению трудностей в супружеских отношениях и воспитании детей.
Если мать ребенка, ввиду отсутствия эмоционального контакта со
своим отцом в детстве, оказывалась несостоятельной прежде всего в роли супруги,
предъявляя повышенные, нередко аффективно заостренные требования к мужу, то
последний оказывался несостоятельным в роли отца, поскольку не имел опыта
общения со своим отцом в детстве.
Мы видим, что недостаток отцовского, или, другими словами,
мужского, влияния в обеих прародительских семьях, своего рода мужская
депривация, неблагоприятно сказывается на отношениях в родительской семье, как в
области супружеских отношений (со стороны матери), так и в области воспитания
(со стороны отца). Осложняет отношения в родительской семье и избыток
материнского, или женского, влияния в прародительских семьях. Картина здесь
будет противоположной той, что описана выше. У матери возникнут проблемы в воспитании детей, а у
отца в области супружеских отношений.
Обращает на себя внимание значительное преобладание среди
матерей, дети которых больны неврозами, инженерно-технических работников. Среди
отцов больший процент с высшим образованием имеют представители других
специальностей. Все это подчеркивает не только некоторый рационализм в
воспитании у матерей, имеющих высшее техническое образование, но и их стремление
к более активной внесемейной роли, что, в свою
очередь, увеличивает нервно-психическую нагрузку женщин
и обедняет их эмоциональный контакт с детьми.
Женщины, имеющие высшее образование, чаще в одностороннем
порядке разрывают отношения с мужем (особенно, если в семье есть сын). Если в
семье – девочка, разводы бывают реже, потому что мать образует с дочерью
эмоционально обособленную диаду, даже находясь в конфликтных отношениях с мужем.
Образовать такой союз с мальчиком сложнее, поскольку он стремится к общению с
отцом. Только разведясь с мужем, мать получает возможность безраздельно
доминировать в отношениях с сыном. При этом она нередко выходит из своей
материнской роли, заменяя собой отца.
Не случайно данная ситуация наиболее характерна для мальчиков,
больных истерическим неврозом. Их матери, будучи чрезмерно занятыми и
принципиальными, не могут дать душевного тепла сыновьям, относясь к ним излишне
формально и нередко так, как если бы они были строгими, не признающими никаких
слабостей отцами. Тогда единственным доступным способом эмоционально приемлемой
коммуникации с матерью являются невротические расстройства, вроде упорных
страхов, навязчивого кашля, необъяснимых болей в животе и т. д. Подобные
расстройства вызваны неосознаваемым мотивом привлечь внимание матери и смягчить
ее излишне принципиальное отношение. Вместе с тем эти мальчики недостаточно
самостоятельны и активны в преодолении трудностей. Во многом это следствие
тревожной опеки не только со стороны матери, но и бабушки.
Подобное одностороннее женское влияние и составляет
социально-психологическую структуру такой фактически псевдосемьи, искажающей
нормальный ход эмоционального развития мальчиков и способствующей возникновению
у них истерического невроза. Следовательно, этот невроз наиболее ярко
демонстрирует проблему инверсии семейных ролей, столь характерную вообще для
отношений в семье, где дети больны неврозами.
Перестановка ролей находит свое отражение и в полных семьях,
когда отношение матери к ребенку отличается большей строгостью,
принципиальностью, более частыми принуждениями и физическими наказаниями, чем
отношение отца. В такой семье мать обычно занята больше, чем отец, одновременно
доминируя и в сфере супружеских отношений. Все это создает известную видимость
семейного равновесия. Если же отец пытается конкурировать с матерью, утверждая
свою позицию, и тем более доминировать в семейных отношениях, то конфликт
становится неизбежным. Заметим, что конфликт в рассматриваемых семьях
необязательно подразумевает ссоры, а большей частью неярко выражаемое внешнее
раздражение, недовольство и обиду в отношении друг друга.
Матери чаще, чем отцы, оценивают супружеские отношения и
отношения с детьми как конфликтные. Это связано не столько с большей
критичностью матерей, сколько с гиперсоциализированными чертами их характера,
когда они излишне «правильно», нетерпимо и бескомпромиссно, а по существу
формально и негибко относятся ко многим проблемам семейной жизни, требующим
более эмоционально-щадящего и терпеливого подхода. Наиболее конфликтной диадой в
семье будут отношения матери с отцом при наличии дочери, наименее – отношения
отца с дочерью.
Нервно-психическая перегрузка, связанная с работой, конфликтные
отношения в семье являются источником невротизации прежде всего матерей. В свою
очередь, невротическое состояние матери еще в большей степени осложняет семейные
отношения и во всех случаях увеличивает проблемы в отношениях с детьми.
Если подсчитать суммарное количество разнообразных конфликтов в
семьях, где дети страдают неврозами, то их окажется значительно больше, чем в
семьях со здоровыми детьми. Именно поэтому для детей с неврозами семья является
скорее источником беспокойства и тревоги, чем источником безопасности.
Помимо повышенной возбудимости и беспокойства, во
внутрисемейных отношениях обращает [на себя] внимание
эмоционально-депримированный фон психологического климата в семье. В ней нет
столь необходимых для эмоционально чувствительных детей жизнерадостности и
оптимизма, легкости и конструктивности в решении возникающих семейных вопросов.
Вместо этого преобладают застревание на этих проблемах,
постоянная озабоченность, пониженный фон настроения,
пессимизм и тревожно-мнительный, нередко пораженческий настрой. Типичны и
недостаточная откровенность и непосредственность в выражении взаимных чувств
(как заметила одна мать, сын которой страдал неврозом страха: «У нас атмосфера в
семье достаточно строгая, нет поцелуев, свободного выражения чувств,
откровенности»).
Характерным является и скука, инертность, отсутствие ярких
побуждающих впечатлений, сжатость и заблокированность чувств. Неудивительно, что
в этих семьях нет детского шума, веселья, смеха. Внешние связи такой семьи
ограниченны, и сама она представляет изолированную от внешнего мира группу, что
сказывается и на детях, изолированных от общения со сверстниками.
Последнее, на чем мы остановимся, – это неполная семья. Она
чаще представлена матерью и сыном, нежели матерью и дочерью. Несмотря на то что
отца уже нет в семье, конфликт еще с большей силой разгорается между матерью и
сыном. В неполных семьях он наблюдается в 2,5 раза чаще, чем в полных, что
является дополнительным фактором большей невротизации мальчиков по сравнению с
девочками, матери которых, наоборот, в 2,5 раза реже конфликтуют с ними в случае
развода. При конфликте с детьми мать из неполной семьи значительно чаще, чем из
полной, определяет их как упрямых. Другими словами, она проявляет категоричность
и нетерпимость к общим с отцом чертам темперамента и характера сыновей.
Рассмотренные особенности взаимоотношений в семьях, где дети
страдают неврозами, могут быть сгруппированы следующим образом: построение
отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт
характера супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из
них; инверсия супружеских и родительских ролей; несостоятельность одного из
родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально
обособленных диад, конфликтное противостояние по крайней мере одного члена семьи
и использование одного из них в качестве «козла отпущения»; повышенная
возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения;
тревожно-депримированная эмоциональная атмосфера в семье и ее относительная
изоляция от внешних связей.
С. 94-99
_____________________
* Имеются в виду аномальные черты характера и поведение, описанные в
предыдущих главах книги
Источник
Эмоциональное
развитие ребенка — это богатство его
чувств, их разнообразие. Дети радуются,
плачут, испытывают страх, печаль, тревогу.
Однако у разных детей различна глубина
и интенсивность эмоций. Эти характеристики
зависят от физиологических, психологических
и социальных факторов. В каждом возрасте
наблюдаются так называемые нормативные
страхи, которые появляются как результат
развития интеллектуальной сферы и
воображения. При благоприятных
обстоятельствах жизни ребенка такие
страхи исчезают: дети из них «вырастают».
Но бывают случаи, когда страхи
накапливаются, нарастая как снежный
ком, мешают личностному развитию ребенка
и создают для него адаптационные,
невротические и другие проблемы.
Нестабильность
нашей жизни, многочисленные социальные
проблемы, издержки воспитания детей в
семье и детском саду и целый ряд других
факторов — вот причины появления у
современных дошкольников невротических
отклонений. Предупредить их формирование
можно, прежде всего, необходимо
своевременно диагностировать отклонения
в поведении ребенка, его склонность к
беспокойству и страхам, отсутствие
адекватной психологической защиты,
неблагоприятно сказывающихся на
самочувствии ребенка, создающих
определенные трудности в его жизни.
Страх
играет немаловажную роль в жизни ребёнка,
с одной стороны, он может уберечь от
необдуманных и рискованных поступков.
С другой — положительные и устойчивые
страхи препятствуют развитию личности
ребёнка, сковывают творческую энергию,
способствуют формированию неуверенности
и повышенной тревожности.
Страхи
неизбежно сопровождают развитие ребенка
и появление различных эмоциональных
нарушений, психологических проблем
связано с рядом неблагоприятных событий,
произошедших в детстве.
Профилактика
страхов состоит, прежде всего, в воспитании
таких качеств, как оптимизм, уверенность
в себе, самостоятельность. Ребенок
должен знать то, что ему положено знать
по возрасту, о реальных опасностях и
угрозах, и относиться к этому адекватно.
Существующие способы снижения и контроля
страха основываются, прежде всего, на
теории научения.
Коррекция
страхов осуществляется посредством
игротерапии, сказкотерапии, арттерапии,
куклотерапии, улучшения детско-родительских
отношений.
Рисование
используют в коррекционных целях. Рисуя,
ребенок дает выход своим чувствам и
переживаниям, желаниям и мечтам,
перестраивает свои отношения в различных
ситуациях и безболезненно соприкасается
с некоторыми пугающими, неприятными и
травмирующими образами.
Важность
активной коррекционной работы с детскими
страхами обусловлена тем, что сам по
себе страх способен оказывать патогенное
влияние на развитие различных сфер
личности ребёнка.
Список литературы:
1.
Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача
[Текст] / В. И. Гарбузов. – СПб.: Медицина,
1990. – 176 с.
2.Гусева,
Л.М. Эмоциональное благополучие в
развитии личности ребенка [Текст] / Л.
М. Гусева. – Чебоксары: Чувашский
государственный педагогический институт
им. И.Я.Яковлева, 1997. – 64 с.
3.
Дубровина, И.В. Психокоррекционная и
развивающая работа с детьми [Текст] / А.
Д. Андреева [и др.]; под общей ред. И. В.
Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
4.
Дьяченко, О. М. Психическое развитие
дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т.
В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. –
128 с.
5.
Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у
детей [Текст] / А.И. Захаров. – СПб: Изд-во
Союз, 2005. – 448 с.
6.
Захаров, А.И. Как помочь нашим детям
избавиться от страхов [Текст] / А.И.
Захаров. – СПб.: Гиппократ, 2007. – 128 с.
7.
Захаров, А.И. Как предупредить отклонения
в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров.
– М.: Просвещение, 2006. – 115с.
8.
Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у
детей [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Педагогика,
2006. – 109 с.
9.Изард,
К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э.
Изард. – М.: Директ-Медиа, 2008. — 954 с.
10.Климанова,
Ю.Л. Нарисуй свой страх: Детские страхи
[Текст] / Ю.Л. Климанова. // Семья и школа.
– 2005. — № 9. – С.22-24.
11.Коломинский,
Я. Л. Диагностика и коррекция психического
развития дошкольника [Текст] / Я. Л.
Коломинский. – Минск.: Университет, —
1997. – 327с.
12.
Костина, Л.М. Коррекция тревожности
методом интегративной игровой терапии
[Текст] / Л. Костина // Дошкольное воспитание.
– 2003. – № 10. – С. 54 – 61.
13.
Котова, Е. О. О профилактике детской
тревожности [Текст] / Е. О. Котова // Ребёнок
в детском саду. – 2003. — №5. – С. 34-38.
14.
Кулинцова, И. Прогоним детские страхи
[Текст] / И.Кулинцова // Дошкольное
воспитание. – 2007. — №4. – С. 24-31.
15.
Нетрадиционные методы в коррекционной
педагогике [Текст] / сост. А.М. Поваляева.
– Ростов нД: Феникс, 2006. – 349 с.
16.Николаева,
Н. Коррекционная работа по преодолению
детских страхов в консультативной
практике [Текст] / Н. Николаева // Школьный
психолог. – 2007. — №7. – С. 10-12.
17.Овчарова,
Р.В. Практическая психология [Текст]
/ — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 337 с.
18.
Осипова, А. А. Общая психокоррекция
[Текст] / учебное пособие / А. А. Осипова.
– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 512 с.
19.
Островская, Л. Детские страхи [Текст] /
Л. Островская // Дошкольное воспитание.
– 1987. — №10. – С.77-82.
20.
Панфилова, М. А. Игротерапия общения:
тесты и коррекционные игры [Текст] / М.
А. Панфилова. – М.: Гном-пресс. – 2002. –
160 с.
21.
Популярная психология [Текст] : Учеб.
пособие для студ. пед. институтов / Сост.
В.В. Мираненко. – М.: Просвещение, 2007. –
399 с.
22.
Развитие творческих способностей на
занятиях изобразительной деятельностью[Текст]
/ сост. М.В. Водинская, М.С. Шапиро. – М.:
Теревинф, 2006. – 48 с.
23.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического
психолога в образовании [Текст] / Е.И.
Рогов. – М.: Просвещение, 2005. – 248 с.
24.
Спиваковская, А. С. Профилактика детских
неврозов: комплексная психологическая
коррекция [Текст] / А. С. Спиваковская. –
М.: Изд-во МГУ, 1988. – 200 с.
25.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология
[Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия,
1997. – 332 с.
26.
Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы
взаимодействия взрослых и детей [Текст]
/ Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. — М.,
1996. — № 1. — С.5 — 8.
27.
Фрейд, З. Психология бессознательного
[Текст] / З. Фрейд. — М.: 1989. – 296 с.
28.
Хомская, Е.Д. Нейропсихология [Текст] /
Е.Д. Хомская. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та,
2005. — 288 с.
29.Широкова,
Г. А. Справочник дошкольного психолога
[Текст] : справочное издание / Г. А.
Широкова. – 2-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс,
2004. – 384 с.
30.
Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей
[Текст] / Г.Эберлейн. – М.: Знание, 2006. –
192 с.
31.
Юрчук, В.В. Современный словарь по
психологии [Текст] / В.В. Юрчук. – М.:
Элайда, 2000. – 704 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Таблица
1.1.
Выраженные | у | у |
страх | в | 90% |
страх | 100% | 70% |
страх | 100% | 30% |
страх | 60% | 90% |
страх | 100% | 80% |
страх | 70% | 90% |
страх | 90% | 60% |
страх | 90% | 70% |
страх | 40% | 60% |
страх | 70% | 40% |
страх | 30% | 30% |
страх | 30% | 40% |
страх | 100% | 70% |
страх | 20% | 20% |
страх | 50% | 30% |
страх | 50% | 30% |
страх | 40% | 50% |
страх | 30% | 30% |
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Таблица
2.1.
Выраженные | у | у |
страх | 70% | 90% |
страх | 100% | 50% |
страх | 100% | 60% |
страх | 90% | 90% |
страх | 70% | 100% |
страх | 50% | 80% |
страх | 90% | 40% |
страх | 80% | 60% |
страх | 90% | 40% |
страх | 100% | 60% |
боязнь | 80% | 50% |
боязнь | 100% | 20% |
боязнь | 90% | 40% |
страх | 100% | 60% |
страх | 60% | 40% |
страх | 70% | 40% |
страх | 70% | 20% |
страх | 70% | 60% |
страх | 60% | 60% |
страх | 20% | 20% |
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Таблица
3.1.
Возраст | Мальчики | Девочки |
3 | 9 | 7 |
4 | 7 | 9 |
5 | 8 | 11 |
6 | 9 | 11 |
7д | 9 | 12 |
7м | 6 | 9 |
8 | 6 | 9 |
9 | 7 | 10 |
10 | 7 | 10 |
11 | 8 | 11 |
12 | 7 | 8 |
13 | 8 | 9 |
14 | 6 | 9 |
15 | 6 | 7 |
4
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
Рис.
4.1. Рис.
4.2.
Рис.
4.3. Рис.
4.4
Рис.
4.5.
Рис. 4.6.
Рис.
4.7. Рис.
4.8.
Рис.
4.9. Рис.
4.10.
Рис.
4.11.
Рис. 4.12.
Рис.
4.13.
Рис. 4.14.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник