Задержка темпового развития у ребенка до года
04 апреля 2017 г.
Задержка темпов моторного развития или задержка освоения двигательных навыков ребенком до одного года встречается достаточно часто. Опасно ли это для ребенка? К каким последствиям может привести отставание в освоении навыков?
Причины задержки моторного развития детей
В подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику. Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.
Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями.
Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором — как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:
- Различные виды врожденных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода.
- Инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни.
- Врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата и т.д.
Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции освоения двигательных навыков.
Проявления задержки моторного развития
Освоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.
- В возрасте одного-двух месяцев ребенок практически ничего не умеет. Способен только фиксировать свой взгляд на несколько секунд и хаотично двигать ручками и ножками. Выявить отставание в двигательной сфере на данном этапе практически невозможно. Однако опытный врач может определить чрезмерное повышение или снижение мышечного тонуса и другие характерные симптомы, возможно свидетельствующие о тяжелом поражении головного мозга.
- Если малыш не пытается подняться при положении лежа на животе и не отклоняет голову, то, скорее всего, имеется задержка моторного развития, с которой необходимо сразу же обратиться в лечебное учреждение.
- На шестой месяц жизни малыш никак не переворачивается со спины на бочок и живот, а так же обратно. Подобная ситуация может быть связана с целым рядом факторов, многие из которых являются физиологическими и не представляют угрозы.
- Если ребенку уже восемь месяцев, а он до сих пор не пытается и не умеет ползать, то стоить обратиться к врачу-педиатру за консультацией и проведения дополнительных обследований.
- К концу первого года жизни, любой малыш уже должен совершать хотя бы несколько шагов, в том числе и при поддержки родителей. Если этого не происходит, возможно имеется задержка моторного развития, требующая медицинского обследования.
Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.
Последствия задержки моторного развития
При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:
- Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
- Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
- Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
- В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.
В связи с возможными последствиями задержки моторного развития у детей до года необходимо тщательно следить за освоением ими различных двигательных навыков, начиная с самых простых, связанных с движением в сторону интересующих предметов, заканчивая такими сложными двигательными актами как ходьба. Знание закономерностей развития моторных навыков необходимо не только врачам-педиатрам и неврологам, а так же и самим родителям.
Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro
Полезное видео
Источник
помогите пожалуйста советом, может у кого была похожая ситуация или у знакомых. Ребенок родился на 37 нед.49 см 2750, гипоксия и экстренное кесарево, зелёные воды. На гв месяц, далее смесь, долго подбирали, срыгивания фонтаном, которые прекратились с месяца2 назад только, но с этим мы разобрались, это все оказалась непереносимость белка, правда диета помогла не сразу, а спустя 4 мес с переходом от гидролизатов на сою. Переворачиваться начал в 7 мес на живот в одну сторону и редко, к 9ти месяцам стал переворачиваться в разные стороны, к 11 стал очень активно передвигаться переворотами за игрушками или другими предметами. В год сам начал пробоваться без поддержки сидеть, но сам не садится до сих пор и может в любой момент раскачаться и упасть, с 1,2 стал пробовать сам садиться, но ухватками за что либо или кого либо с огромным трудом, делает это не часто, чаще просит, чтоб дали руку помогли. На прямых руках стал приподниматься только в 1,3 и пытаться встать на четвереньки, но сразу падает на пузо, вот так он типа ползает назад, приподымется, отталкнется и сдаст назад)делает не часто так. Вставать даже и не пытается и ножки очень слабые, кстати мы сейчас вести всего 9300, может от недовеса и безбелковой диеты все?!(месяц назад стала пробовать давать кисломолочную, нравится, высыпаний вроде нет, будем снова сдавать на аллергию). Все это время мы не сидим на месте, ходим по неврологам, генетикам, остеопатам, массажистам! Сделано 15 курсов массажа, 3 электрофореза,4 зелёного и красного света(не помню как называется правильно),2 курса остеопата, уколы контексина и мильгаммы, кучу разных ноотропов пропили (от всех разные побочки) и витаминов(хотя кровь у нас и на элементы в том числе хорошая, не хватает только селена), сдали кучу анализов по генетике, ничего не выявили, только моча плохая, но это с ЖКТ связано и аллергией, ещё дали список анализов, скоро пойдем сдавать. 2 раза лежали на нейрохирургии сделали УЗИ, ЭЭГ, МРТ. Все в норме, только МРТ показало кисту в височной области, но весь врачебный консилиум с заведующим сказали никак она не влияет на наше развитие. Других изменений не найдено. И тк ребенок психически развивается, активный, болтает на своем без умолку, весёлый, пытается что то делать, пусть даже не совсем на свой возраст( и так понятно, что ползал бы или ходил и везде б залезал где хочется развитие шло б лучше), врачи ставят только ППЦНС темновая задержка моторного развития. И Все неврологи и нейрохирурги(а их мы обошли пол города наверное уже) в один голос » ждите, что скажет генетик, с нашей стороны причин не найдено» или же ещё одно предположение от невролога поступило » возможно из за наших проблем с ЖКТ и непереносимости белка идёт задержка«хотя повторюсь сдавали не раз на элементы кровь и всего у нас достаточно кроме вот селена. Куда ещё можно обратиться и какие обследования пройти или анализы сдать, может тому же генетику подскажу что то дельное. Или самим уже в лаборатории сдать. Может кто из Питера тут и знает конкретных врачей или куда лечь ещё раз обследоваться. А может кто слышал про войта или бобат или сталкивался лично, тоже вот как вариант рассматриваем, только бы знать наверняка есть ли смысл в этом, все же платно и не малых денег стоит, а мы уже столько потратили, что страшно сказать… Вот такая долгая история, надеюсь не устанете читать, очень нужны советы куда ещё обратиться, потому что мой мозг уже не знает, что придумать пс не надо только писать „идти к другому неврологу“ мы много врачей в разных городах обошли, если знаете конкретного разве что. Спасибо
Хочется сказать всем огромное спасибо за поддержку,добрые слова и советы! Обязательно будем пробовать разные методы!)) Если кому будет интересно заходите,буду иногда писать сюда о наших результатах) 😉 всех с рождеством и здоровья вам и вашим семьям,особенно маленьким :give_heart: :pozdr2:
Источник
Мамы сомневающиеся в назначениях неврологов при медленных темпах развития — вот Ваша успокоительная таблетка от Всемирной организации здравоохранения!
Если Вы уже перерыли все форумы и статьи на тему колоть ли ребенку актовегин, кортексин и еже с ними и так и не нашли разумного ответа на Ваш вопрос, то обратите внимание на окна достижений моторного развития опубликованных ВОЗ:
Сроки моторного развития по ВОЗ
Схему утащила с официального сайта ВОЗ.
О нашей «задержке моторного развития»
Когда Яне исполнился годик угораздило нас попасть на прием к неврологу. Признаться большую часть приемов первого года мы проигнорировали, потому что, по-моему мнению, ответственная и внимательная мама лучше врача может справиться с диагностикой своего здорового малыша. Те несколько раз которые мы попадали на прием производили на меня удручающее впечатление — это были формальные процедуры по заполнению врачебных отчетов, шаблонные фразы и некомпетентные рекомендации. Например:
- о вводе прикорма в 4 месяца с соков, это учитывая наше прекрасное ГВ и отличные прибавки;
- о том, что цельноклеточная вакцина АКДС нисколько не хуже бесклеточной.
Апогеем наплевательского отношения со стороны медицины стала задержка моторного развития, установленная неврологом по причине «в год самостоятельно не ходите» и назначение курсов актовегина внутримышечно и профессионального массажа. На мое робкое «это обязательно?», последовал однозначный ответ «Обязательно!». Я, как мама тщательно контролирующая, развитие своего ребенка уже выходя из кабинета невролога, однозначно знала, что мой ребенок здоров, а назначение сделано для для подстраховки врача.
Как мама, я не могу промолчать и не обратиться к врачам. Уважаемые врачи, если у вас нет времени на качественный прием в течении которого вы в состоянии собрать информацию о ребенке настолько, чтобы взять на себя ответственность в его здоровье или отсутствии, не надо назначать средства с недоказанной эффективностью и кучей побочных эффектов!
Насчет актовегина, приведу классический пример с моего излюбленного форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера:
Мама: Сыну 5мес 1нед, сегодня были у невролога и нам назначили уколы Актовегин. Попробую объяснить претензии врача к нам: гипертонус в ножках (встает на носочки), гипотонус в ножках (где ТБС), разный тонус в ручках (одна рука сильнее другой, это на самом деле заметно), не до конца раскрывает ладошки. На вопрос есть ли у нас патология развития, доктор не дала вразумительного ответа, а на вопрос для чего же уколы ответ: «Чтобы вы к 6 месяцас были красивенькие». На данный момент пьем Пантокальцин и Элькар, делали электофарез и 2 курса массажа (первый курс в связи с кривошеей, сейчас исправили). Ребенок переворачивается с живота на спину и со спины на животик, лежа на животе опирается на предплечья, пытается ползать, но пока не получается, не крутится на животе вокруг своей оси. Не хочется мучить ребенка уколами, не понятно действительно ли это необходимо. Подскажите, пожалуйста что же делать!!!???
Врач: Какой помощи Вы ждете от наших консультантов, если ничего не рассказали о патологии ребенка. Что беспокоит Вас? Что беспокоит ребенка?
Актовегин, даже если его назначит 10 неврологов — не лекарство, а небезопасное снадобье.
Уколы — чтобы ребенок был красивым — бред.
Элькар и пантокальцин — бред.
Электрофорез — экспонат музея истории медицины.
Массаж — хоть не навредит, хотя есть великое подозрение, что и к нему показаний не было.Почему Вы взяли невролога третьим родителем? Что мешает ребенку просто расти?
Вернемся к схеме достижений ВОЗ, ведь из неё мы можем узнать, что оказывается нормально если ребенок не умеет:
- самостоятельно сидеть до 9 месяцев;
- стоять с поддержкой до 11 месяцев;
- ползать до 1 года 1 месяца;
- ходить с поддержкой до до 1 года 1 месяца;
- самостоятельно стоять до 1 года 4 месяцев;
- самостоятельно ходить до полутора лет.
И разумеется вопрос о целесообразности инъекций актовегина, кортексина и массажа снимается с повестки. Я уже неоднократно обращала внимание, на тот факт, что некомпетентные врачи здОрово дискредитируют медицину в глазах общества — взять, тот же вопрос недоверия к прививкам или иммуностимуляторам при ОРВИ.
Предлагаю пару вопросов для сбора статистики общественного мнения ???? :
В завершение хочется пожелать терпения всем мамам, чьи малыши медленно развиваются, а малышам поменьше ненужных вмешательств в естественный ход развития!
Возможно Вас заинтересуют следующие публикации:
- Развитие ребенка по месяцам. Точка зрения Американской Академии педиатрии. (сроки появления умений и контроль за их появлением);
- Дневник развития ребенка от рождения до трех лет (приведены сроки появления новых умений, очень большой список умений);
- Капризничает? Значит развивается! (разбираемся в причинах капризов и начинаем им радоваться!).
Источник
Евгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.
Готовность ребенка к навыку
— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?
— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка. Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр. При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.
Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.
Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:
- Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
- Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
- Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.
Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.
Дети не умеют лениться
— Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?
— Факторы риска следующие:
недоношенность менее 35 недель;
оценка по Апгар — 5 и менее;
ИВЛ после рождения;
желтуха более 300 мкмоль/л;
внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
если были судороги;
если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
— Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?
— Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.
Перевод таблицы с сайта Mamazanuda.ru
За границей детей не трогают? Это миф!
— Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?
— Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает. Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает. Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.
Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.
Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.
И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.
— Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?
— Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения. Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).
Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует…
Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook
Автор фото Ксения Кудрина. Перевод таблицы mamazanuda.ru
я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…
Источник