Задержка речевого развития ребенок 10 месяцев
Задержка речевого развития у детей, или ЗРР, – термин, который довольно широко применяется детскими логопедами. Такой диагноз не является редкостью, а врачи обращают внимание родителей на то, что данная патология крайне опасна для ребенка.
Довольно часто задержка развития речи встречается у детишек до 3 лет. Диагноз ставится врачом уже постфактум, когда драгоценное время, которое могло быть использовано для быстрого устранения проблемы, было потеряно. Чтобы не допустить развития этой патологии, родители должны знать причины и факторы, предрасполагающие к ее развитию.
Причины
Если ребенок не говорит в 2 года, это должно вызвать серьезную обеспокоенность у его родителей. Важную роль в вопросе лечения такого отставания в развитии играет установление точных его причин. Они бывают первичными (биологическими) и вторичными (социальными). Каждая из этих групп имеет свои особенности, которые должны учитываться при постановке диагноза лечащим врачом.
Первичные причины
Органической основой задержки речевого развития у малышей является перинатальная энцефалопатия, при которой еще в утробе матери поражается головной мозг.
В этом случае в истории болезни ребенка могут прослеживаться:
- внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
- асфиксия, произошедшая в ходе прохождения плода по родовым путям матери;
- механические повреждения головного мозга в родах или сразу после рождения;
- инфекционные заболевания, перенесенные малышом еще в утробе матери;
- недоношенность или, наоборот, переношенность плода;
- перенесенные малышом черепно-мозговые травмы;
- осложнения после иммунизации (профилактических прививок).
Тугоухость – еще одна причина задержки развития речи у ребенка. В этом случае малыш будет коверкать слова, «глотать» гласные, переставлять местами слоги.
Заметить такое отклонение не составит труда. Родителям просто необходимо внимательнее присмотреться к тому, как кроха отвечает на вопросы и реагирует на элементарные просьбы что-то пересказать, или о чем-то рассказать. Если у 4-месячного малыша отсутствует реакция на громкие звуки, а в 10 месяцев он не может точно определить их источник, это должно стать причиной для обращения к детскому отоларингологу.
Вторичные причины
Социальные причины задержки речевого развития у детей кроются в неблагоприятных условиях проживания малыша. Отсутствие речевых контактов, равнодушие родителей или их постоянная занятость приводят к тому, что ребенок становится замкнутым в себе и молчаливым. Например, когда здоровые детки в 1 год и 10 месяцев уже способны самостоятельно выражать свои желания, пусть и одним-двумя словами, то крохи с ЗРР в этом возрасте произносят только отдельные слоги и звуки либо вовсе молчат.
Отсутствие нормального воспитания вследствие ненадлежащего выполнения родителями своих прямых обязанностей тоже оказывает мощное негативное воздействие на развитие речевой моторики у ребенка. Такие малыши начинают разговаривать довольно поздно, но их словарный запас остается очень бедным, они не способны донести до других даже самые простые мысли, высказать элементарные желания и просьбы.
Предрасполагающие факторы
Кроме вышеописанных причин возникновения такого отклонения в психосоциальном развитии ребенка, существуют еще и определенные предрасполагающие факторы, коими являются:
- генетическая предрасположенность;
- билингвизм (владение сразу двумя языками);
- чрезмерная опека, когда родители почти всегда угадывают желания ребенка, сводя общение с ним к минимуму;
- гестоз беременных;
- отслоение плаценты и др.
Еще один немаловажный фактор, способный негативно повлиять на развитие речевой моторики у малышей, – это постоянное его нахождение в чрезмерно информированной среде. Он начинает произносить отдельные шаблонные, заученные фразы, которые слышит повседневно. Такой разговор не имеет никакого отношения к развитию полноценной речи, и это должно вызвать обеспокоенность у родителей ребенка.
Симптомы
Признаки проявления такого отклонения в развитии индивидуальны для каждого малыша.
Самостоятельно определить эту патологию не всегда просто, поэтому точный диагноз может поставить только детский логопед, опираясь на наличие определенных симптомов, а именно:
- новорожденный на четвертой неделе жизни не реагирует на звуки, и никак не отвечает на обращение к нему родителей;
- полное отсутствие так называемого «гуления», которое наблюдается у малышей в 2 месяца и до полугода;
- малыш в 10 месяцев не говорит слоги, даже самые простые;
- годовалый кроха не имеет элементарного словарного запаса, состоящего из 5-10 слов, а для привлечения внимания окружающих использует только громкий плач;
- кроха в 1 год и 5 месяцев не может распознавать рисунки на картинках, он не способен описать их 1-2 словами, ему даже с трудом удается пережевывать пищу;
- кроха в год и 10 месяцев не может самостоятельно позвать маму или папу;
- ребенок в 2 года с трудом изъясняется со взрослыми и испытывают сильные трудности в общении с одногодками;
- трехлетний малыш не способен вкратце рассказать о самых интересных для него событиях, его речь становится или слишком быстрой, либо, наоборот, заторможенной;
- ребенок в 10 месяцев и старше не может самостоятельно выражать свои эмоции или желания, используя для этого невербальные средства общения – мимику, жесты и т. д.
Полноценное формирование артикуляционной моторики у детей возможно лишь при условии наличия в его словарном запасе 40-60 слов, поэтому крохи начинают внятно говорить уже в 2 года.
Когда начинать волноваться?
Формирование речевых навыков у ребенка должно соответствовать его возрасту. Именно по этому критерию и врач, и родители могут определить наличие или отсутствие отклонений в развитии крохи.
Отклонения в речевом развитии у ребенка до года
В первые 2 месяца малыш проходит этап так называемого «гуления», издавая гласные звуки, никак не связанные между собой. Он реагирует на обращение к нему папы и мамы, и старается им отвечать.
Если кроха в 1,5–2 месяца не издает ни одного звука и равнодушно относится ко всему, что его окружает, родители должны забеспокоиться. Детки в возрасте 4–5 месяцев постепенно учатся лепетать, соединяя бессвязные звуки в простые слоги. При наличии отклонений родителей должно насторожить отсутствие реакции со стороны крохи на оклик, когда мама или папа произносит его имя.
В 8 месяцев малыши должны уметь повторять за взрослыми самые элементарные слова – мама, папа, баба. При этом в норме ребенок сначала произносит их по слогам, поскольку они для него еще новые и трудные. Малыши с намечающейся ЗРР в восемь или 9 месяцев не будут стараться повторять эти слоги, и даже не станут изучать простые звуки.
Первые слова должны звучать из уст малыша уже в 10 месяцев. Это могут быть «мама», «папа», «ляля», «тетя», «дядя» и др. Причем дети в 10 месяцев не произносят их по слогам, а говорят уже полноценные слова. В связи с патологией, кроха не сможет этого сделать, да и его словарный запас будет довольно бедным.
ЗРР у годовалых детей
Дети в 1 год должны знать уже десять полноценных слов, которые они способны произносить без затруднений. Если же кроха не может самостоятельно позвать маму либо обратить на себя внимание, а с этой целью используют громкий крик или плач, это первый сигнал для родителей о том, что у малыша намечается задержка речевого развития.
Если ребенок в возрасте 1,5 года не говорит тех слов, которые за все время постепенно накопились в его пассивном словаре, и не выполняет элементарных требований родителей (сядь, встань, подойди и т. д.), тогда помощь специалиста просто необходима.
У крохи в 1 год и 10 месяцев речь начинает приобретать внятный характер. Но у детей с ярко выраженной ЗРР слова все еще похожи на непонятный лепет.
Если в 1 год и 8 месяцев кроха не старается повторять простые слова, либо постоянно молчит, родителям стоит посетить врача.
Отклонение в речевом развитии после 2 лет
Двухлетний кроха практически все время молчит, а если начинает разговаривать, то «роняет» всего несколько односложных или двухсложных слов и опять замолкает.
Малыш в 2 годика и пять месяцев не говорит, и не отвечает на вопросы взрослых. Он даже не способен составить простое предложение. В его лексическом запасе имеется всего около 20 слов, однако он не всегда способен использовать и их.
ЗРР у трехлетних детей
Малыши с ЗРР, достигшие 3-летнего возраста, не способны полноценно разговаривать со взрослыми, и не могут внятно выразить свои желания или потребности. Крохи в 3 года и 10 месяцев должны легко пересказывать интересные события, сюжеты любимых мультиков, а также рассказывать небольшие стишки. Детки с задержкой развития речевой моторики разговаривают слишком быстро, а в ходе разговора запинается или проглатывает окончания слов.
Еще один симптом, который должен насторожить родителей: ребенок начинает разговаривать фразами, заученными в ходе просмотра любимых мультиков. Своих предложений малыш составлять и произносить не способен.
К какому врачу обратиться при задержке речевого развития у ребенка?
Ребенок с явной задержкой речевого развития должен пройти консультацию у целой группы врачей.
По этой причине родителям необходимо обратиться за помощью к:
- детскому отоларингологу;
- логопеду;
- педиатру;
- невропатологу;
- детскому психиатру.
Благодаря комплексной диагностике можно будет установить причину отклонений в формировании речевой моторики у малыша, и назначить пациенту эффективную терапию.
Диагностика
При обращении к педиатру определяется соматический статус маленького пациента, а также устанавливаются первопричины задержки в развитии его речи. На основании полученных данных детский врач сможет понять, к какому специалисту нужно направить кроху для прохождения дальнейших диагностических мероприятий.
Неврологом проводится исследование головного мозга на предмет наличия инфекционных заболеваний. В этом случае применяются ЭЭГ, ЭхоЭГ и др. Посещение детского ЛОРа необходимо для того, чтобы исключить наличие хронического отита, образование аденоидов или развитие тугоухости.
Консультация у логопеда проводится после того, как были собраны все результаты предыдущих обследований. На их основании врач сможет составить полную картину заболевания и предпринять необходимые меры.
У малышей 4-10 месяцев проводится тщательное наблюдение за формированием речевой активности в привычной для него среде проживания. Специалист тщательно фиксирует период появления новых слов, манеру их произношения, их объединение в словосочетания или полноценные предложения.
Помощь психиатра необходима для того, чтобы исключить наличие у крохи аутизма, олигофрении или общего речевого недоразвития любой степени тяжести.
Лечение
Методы коррекции патологического состояния зависят от того, что послужило причиной его возникновения. Так, если с ребенком, которому исполнилось 8-10 месяцев, никто не занимается, то чтобы его разговорить, родители должны создать ему благоприятные условия для развития речевой моторики.
Если нарушение речи произошло вследствие мозговых повреждений, маленькому пациенту показано лечение у невролога параллельно с социально-педагогической работой логопеда.
Такая терапия включает в себя:
- прием ноотропов;
- сеансы массажа;
- магнитотерапию;
- электрическую рефлексотерапию.
Вместе с медицинскими манипуляциями родители должны постоянно заниматься ребенком, играть с ним в активные, подвижные игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев. Занятия рисованием, обучение аппликации и некоторым видам рукоделия хорошо помогает развивать внимание и фантазию крохи. Такой деятельностью можно заниматься с ребенком, которому исполнился один годик. Возможно, поначалу привлечь внимание ребенка к новым видам деятельности будет трудно, но со временем к этому привыкнет и он, и родители.
Последствия
Последствия заболевания могут проявиться при помощи:
- сильного отставания ребенка от сверстников в психическом и физическом развитии;
- ухудшения ситуации с годами (например, если в период гуления ребенок никак не проявляет себя, то в 1 год и 10 месяцев, вместо того чтобы произносить полноценные слова, кроха будет молчать и все больше замыкаться в себе);
- возникновения серьезных трудностей при обучении в школе.
Иногда родителям могут порекомендовать перевести ребенка в специализированное учебное заведение. Нередко это помогает уберечь «особенных» детей от насмешек и издевательств со стороны других школьников.
Профилактика
Чтобы развитие речи у малыша происходило без задержек, его родители должны заняться этим вопросом сразу после его появления на свет. Разговаривайте с крохой как можно больше, рассказывайте ему обо всем, что его окружает. Когда ребенок подрастет, интересуйтесь его проблемами, старайтесь его разговорить, не позволяйте ему замыкаться в себе.
Профилактика ЗРР у детей подразумевает также обеспечение оптимальных условий проживания для будущей мамы. Душевный покой, комфорт, отсутствие эмоциональных потрясений и стрессов являются крайне важными для нормального внутриутробного развития плода. При возникновении гестоза беременных не следует принимать меры самостоятельно – необходимо обратиться к гинекологу за дальнейшими инструкциями. Следствием такого патологического состояния может стать гипоксия плода, которая довольно часто становится причиной ЗРР у маленьких детей.
Полезное видео о задержке речевого развития у детей
Источник
Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Задержка речевого развития
Причины ЗРР
Органические причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:
- Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
- Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
- Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
- Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социальные причины
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.
Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Патогенез
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.
Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Развитие речи в норме
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:
- гуления (с 1,5-2 мес.);
- лепета (с 4-5 мес.);
- лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
- первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).
Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.
В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Симптомы ЗРР
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
- аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
- отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
- неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
- отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
- неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
- полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
- преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
- Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
- Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
- Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Прогноз и профилактика
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник