Задержка развития у ребенка 3 лет доктор комаровский
Доктор Комаровский имеет свое мнение о таком заболевании, как ЗПР, и в своих работах помогает родителям не только разобраться со сроками становления речи и иных навыков у детей, но и с какой стороны лучше подойти к процессу коррекции, с какими докторами и специалистами взаимодействовать.
Симптомы ЗПР по мнению Комаровского
Опираясь на свой многолетний опыт, известный педиатр страны Евгений Олегович Комаровский отмечает следующие характеристики развития у ребенка задержки психического развития: нарушение всех интеллектуальных процессов (речь, мышление, память, внимание, восприятие).
- Восприятие – неточное, фрагментарное, что не позволяет ребенку сформировать целостный образ окружающего мира. Как отмечает доктор, чаще у детей страдает именно слуховое восприятие, следовательно, и коррекционную работу желательно сопровождать визуальным сопровождением, создавать так называемый «мостик» между звуком и изображением.
- Внимание – поверхностное, кратковременное, неустойчивое. Любой, даже минимальный посторонний стимул будет отвлекать от выполнения той или иной работы.
- Концентрация – сопровождается дефицитом внимания и синдромом гиперактивности, как результат, тяжело сосредоточиться на выполнении одного задания.
- Память – процесс запоминания напоминает мозаику. Характеризуется низким уровнем мыслительной активности и навыка воспроизведения информации, преобладание наглядно-образной памяти и слабо развитой вербальной, низкая способность из потока информации выбрать главное.
- Мышление – характеризуется трудностями с формулировкой выводов, постройкой умозаключений, выстраиванием событий по порядку, синтезом и анализом.
- Речь – многие звуки могут быть артикуляционно искажены, ограниченный словарный запас, сложности в составлении и произношении связных и логических словесных цепочек, речевая инактивность. Иногда наблюдается сочетание ЗПР с ЗРР, дислексией, дисграфией, полиморфной дисплазией.
- Личностная сфера – незрелость личности, безволие, безынициативность, внушаемость, резкая смена настроения, эмоциональная лабильность.
- Моторика – тики, гиперкинезы, недостаточная координация, двигательная неловкость.
Доктор Комаровский акцентирует внимание, что в зависимости от причины развития заболевания, могут проявляться разные симптомы, которые желательно определить в раннем детском возрасте.
Диагностика и методы лечения ЗПР у детей по Комаровскому
Диагностировать ЗПР может невролог, психоневролог, невропатолог, детский психолог и даже педиатр. Используется целый ряд методик и техник, которые позволяют определить уровень развития ребенка. Часто назначают прохождение генетических экспертиз, МРТ, КТ и прочих исследований. Как отмечает педиатр, что касается диагностики, все методы хороши.
Что же касается методов лечения, Комаровский выдвигает протест любому медикаментозному лечению, если не наблюдаются серьезные психические расстройства, например, шизофрения.
«Если доктор назначает для коррекции ЗПР у детей дошкольного возраста лекарства, он не специалист, а шарлатан…» – Е.О. Комаровский.
Прежде необходимо точно определить основную причину ЗПР и только потом подбирать действия по коррекции. Вот, например, часто родители говорят, что, мол сын/дочь «не говорит», что подразумевается под данной фразой? – полное отсутствие речи, невнятная речь, наличие звуков/лепета, есть слова, но нет предложений? Да, есть проблемы с речью, значит необходимо сразу проверить слух, обратить внимание на наличие иных заболеваний, внутриутробных травм, неврологических заболеваний и прочее.
Иными словами, нужно лечить не следствие, а причину.
Итак, для лечения необходимо использовать разные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, проходить терапии: с дельфинами, лошадьми, АВА и т.д., но без лекарств, волшебных пилюль нет – мнение Комаровского.
Советы родителям от Комаровского
- Никогда не кричите на ребенка, у него выработается отторжение, замкнутость в себе и протест окружающему миру, так симптомы ЗПР только усугубятся.
- Создайте дома благоприятную атмосферу для развития: никаких скандалов, спокойная речь, отдельная комната для малыша, развивающие игрушки, мягкое освещение.
- Постоянно разговаривайте – ребенок всегда должен слышать правильную речь, без сюсюканий и неправильного произношения. Желательно комментировать все свои действия: «сейчас берем ложку», «надеваем майку», «польем цветы», «посмотрим мультик». Обращайтесь к ребенку, старайтесь вести диалог, он должен чувствовать, что его мнение для вас важно.
- Не ограждайте детей от окружающего мира, часто гуляйте, посещайте детские площадки, учите играть и взаимодействовать с другими.
- Не приучайте с раннего возраста играть в телефоне, планшете, компьютере, потом развить социальные навыки будет в разы сложнее.
Что говорят родители: отзывы
Мнение Комаровского относительно лечения детей с ЗПР не все поддерживают, как это обычно и бывает. В таблице мы собрали несколько мнений, как положительных, так и отрицательных. Информация взята с интернет-площадок: https://takprosto.cc/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/, https://takprosto.cc/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/, https://www.baby.ru/blogs/post/215857271-142383727/, https://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=10136.
Положительные | Отрицательные |
Огромное спасибо, что вдохновляете и не позволяете нам опускать руки, постоянно смотрю все передачи Евгения Олеговича, которые касаются развития ребенка и ЗПР (Алина) | Насчет лекарств соглашусь не полностью. Да, чудо-таблетки не существует, которая бы взяла и восстановила речь или убрала иные симптомы ЗПР, но дополнительно питать мозг нужно. Мы принимали ноотропы, как помощь при занятиях с психологом и логопедом, и результаты не заставили себя ждать. (Марина) |
Правду говорит, если с ребенком заниматься, то и результаты будут видны, а просто так пичкать таблетками, в надежде, что что-то изменится – глупо. (Полина) | У Комаровского всегда все так просто на словах, а ведь на самом деле – это титанический труд и найти опытного доктора ох как сложно. (Лина) |
Нам поставили ЗПР с речевой задержкой в 3 годика. Сначала была паника, но прочитав работу Евгения Олеговича успокоилась, ведь процесс обратимый, если упорно работать. Нашли высокопрофессионального невропатолога и логопеда, и результаты их работы видны после каждого занятия, и без лекарств. (Виктория) | Сейчас ЗПР ставят каждому второму ребенку, который хоть немножко ведет себя не так, как хотелось бы окружающим. Сын непоседа и не мог сконцентрировать внимание на одном деле, постоянно отвлекался и переключался. Пытались и лекарства выписывать и к психологу отправляли, я все это игнорировала, так как ничего в подобном поведении критичного не видела. И правильно сделала, просто у нас такой характер и никаких проблем с развитием нет. Не спешите вешать ярлыки на своих крох. (Анна) |
Что только нам не приписывали, сидели на таблетках с годовалого возраста, и как блок стоял, никакого сдвига не было. Потом дочь внезапно стала плаксивой и агрессивной, отменила все препараты. Месяц прошел пока она стала спокойной и приступы эти психические прошли, а еще через три месяца мы начали наблюдать первые успехи в овладении простейших навыков. Все-таки – эти лекарства при ЗПР противопоказаны! (Дарья) | Диагностика ЗПР – это целая эпопея, мы на протяжении 2 лет сдавали кучу анализов, прошли массу исследований, выбросили на ветер колоссальную сумму денег, чтобы услышать то, что и так я знаю. Я сразу говорила, что у нас гипоксия мозга была при рождении и что нужно заниматься уже лечением, а не диагностикой и так явных фактов, но, увы… Вот вам и современная медицина! (Ольга) |
Жаль, что на прием к Евгению Олеговичу попасть сложно, хотелось бы его мнение услышать, правильно ли мы занимаемся восстановлением ребенка. Уже два года как посещаем занятия АВА, летом стараемся на месяц ездить к морю, там реально виден прогресс. Сейчас в поисках нового метода. (Яна) | Сколько врачей, столько и мнений, и вот кого слушать, нашего невропатолога у которого куча регалий и порядка 40 лет стажа или Комаровского? Ответ напрашивается сам, я учту мнение Евгения Олеговича. Но все же буду выполнять предписания нашего лечащего врача. (Света) |
Вывод
Евгений Олегович Комаровский уже не первый год ведет свою передачу, где рассказывает о детских заболеваниях, препаратах, методах лечения и диагностики, не пропустив и распространенный среди современных детей диагноз ЗПР. Родительские отзывы на мнение педиатра разделились на два лагеря, но они все сошлись в едином мнении – с ребенком нужно заниматься.
Видео — Психологическое развитие ребёнка
Источник
Задержка речевого развития у детей до 3 лет и слаборазвитие речи — диагноз, связаны с недостаточным развитием речи, пока она находится в стадии разработки. Признаки этого могут быть очень разные.
Язык и развитие речи зависит от развития различных языковых областей и навыков, таких как моторные навыки, социализации, восприятие, дискриминация и внимания.
Как развивается ребенок
Первый этап речевого развития является подготовительным, включающим в себя время от рождения до 10-месячного возраста. Далее следует период первых слов от 10 до 14-месяцев. После него период создания первого предложения от 18 до 22-месячного возраста и период грамматичности с 22 по 30 месяцев.
Считается, что наиболее интенсивное речевое развитие проходит период до 3 лет жизни детей.
Многочисленные факторы могут привести к задержкам в речевом изложении, а также различные
- неврологические состояния
- риска
- и синдромы.
Часто речь может быть индикатором общего развития отклонений малыша.
Малыш уже в четвертый месяц начинается синхронизировать информацию, полученную через слух и зрение. В шесть месяцев интонации отличаются характеристиками и различными звуками, которые принадлежат звуковой системе родного языка. Примерно до 8 месяца начинают проявляться начальные признаки понимания ситуации вокруг.
Сначала он обретает ситуативное понимание, потом понимает ситуацию, в которой находится. Для того, чтобы начинать говорить, требуется навык внимания, совершенствование которого происходит между 9 и 12-месяцом жизни малыша. После того как проходит этап «воркования», в десять месяцев малыш становится немного «болтуном».
Первая настоящая речь
Приходит время, когда малыш начинает говорить первые внятные слова. Первые слова обычно связаны с его окружением и эти слово появляется обычно между 10 и 15-месячным возрастом. После появления первых слов, начинает вдруг расширить свой словарный запас. Первоначально, изучая одно слово в неделю, у малыша происходит резкий рост, когда кажется, что каждый день он узнает несколько новых слов.
Среднее количество слов в экспрессивном изложении для деток от 18 до 24 месяцев составляет около 50 слов.
В возрасте от 24 до 36 месяцев речь, которую использует ребенок, все более похожа на речь взрослых.
Ребенок использует
- местоимения
- прилагательные
- вспомогательный глагол
- и предложения.
Считается, что в период от 3 до 4 лет жизни устанавливается грамматическая основа языка, уже строятся предложения без ошибок, но только с небольшим трудом в произношении.
В ходе речевого совершенствования растет и длина высказываний, озвученных вашим дитя. Произношение разрабатывается с расширением словарного запаса. Важно знать, что маленький в возрасте до 3 лет может произносить слова как угодно. Между 4 и 5 годами допускаются более умеренные нарушения в произношении, а после пятого года жизни он должен правильно произносить все звуки.
Задержки в развитии речи
Задержки в развитии допускаются, пока изложение еще находится в разработке, то есть до 3-4 лет жизни. Отсталость установлена в качестве диагноза у детей, когда им от 3 до 6 лет, в то время как неразвитость речевого изложения встречаются у деток семи лет, чья речь
- концептуально бедна
- не гармонична
- и строится короткими предложениями.
Алалия — недоразвитие речи
Алалия — заболевание, при котором ребенок понимает, что говорят окружающие, но общается с помощью жестов. В возрасте 2 лет можно смело оценить расстройства. Как уже говорилось, с задержкой речевой эволюции допускается в качестве диагноза у детей, чье изложение еще находится в разработке (малыши в возрасте до 3-4 лет). Детки обычно понимают разговор окружающих, но результаты их взаимодействия с окружающими не соответствуют хронологическому возрасту. У некоторых детей можно найти
- причину
- объект
- и временные сроки заболевания.
У деток с задержкой развития речи
- автоматически повторяются предложения,
- будет не хватать соединительных слов, вспомогательных глаголов, предлогов, союзов
- словарный запас будет плохим
- и наблюдается отставание от произношения сверстников.
Если ребенок говорит много с большим количеством аграмматизмов, незрелой структурой предложения и транскрипционными отклонениями от стандарта, то это, вероятно, недостаточное развитие речи.
Признаки ранней задержки речевого развития:
- В младенчестве не реагирует на громкий шум.
- В возрасте 5 месяцев прямо не смотрит на лицо человека, взаимодействующего с ним.
- До 15 месяцев не произнесено первое слово.
- В возрасте 2-х лет в экспрессивном изложении не имеет, по меньшей мере 50 слов.
- В возрасте двух лет не понимает простую инструкцию языка.
- Не интересовался историей, изолировал себя.
- В возрасте 4 лет предложения короткие и несвязанные, слова в неправильном роде, числе и падеже, и изложение по-прежнему непонятно.
Доктор Комаровский: почему ребенок не говорит.
Источник
Популярный педиатр Комаровский Евгений Олегович акцентирует внимание родителей на том, что, кроме приема таблеток, нужно заботиться о здоровом образе жизни, создании благоприятных условий для роста детского организма. В вопросах развития речи он также рекомендует не искать волшебного средства, которого просто не существует. Лечение не может проводиться по общей схеме, поскольку причины отклонения могут быть соматическими, психологическими.
По мнению доктора Комаровского, критическим является отсутствие положительной динамики в возрасте трех лет. Важно, чтобы была тенденция к увеличению активного словаря. Если в 2,5 года малыш говорит, так же, как и в 2, необходимо обращаться за помощью к специалистам.
Профилактика задержки речи
Еще 100 лет назад люди не знали о таком диагнозе, как аутизм. Современный образ жизни привел к уменьшению «живого общения» между людьми. И дети, и взрослые окружены гаджетами, и совсем не проводят время вместе.
Признаки ЗРР до года:
- отсутствие гуления;
- у ребенка нет эмоциональной реакции на родителей.
Как избежать задержки произношения и помочь малышу разговориться? Во-первых, необходимо постоянно общаться с ребенком. Начинать нужно до его рождения, за три месяца до родов. Это могут быть песни, монолог. Разумеется, он не слышит полноценной речи, но улавливает звуковые волны. Вскоре после появления на свет кроха станет различать голоса мамы и папы.
После 1,5 лет словарный запас в норме пополняется достаточно быстро. Этому способствуют развитие мелкой моторики, общение с друзьями, развивающие и познавательные игры. Чтобы уделить ребенку внимание, не обязательно бросать все дела: готовите на кухне – знакомьте его со столовыми предметами, можно не только называть их, но и характеризовать по признакам.
Во-вторых, обязательно читайте книги. Важно не рассказывать сказки и истории, а именно читать. Так обогащается словарный запас малыша. Сопровождайте свою речь жестами, мимикой, ваш кроха будет их копировать и так познавать мир, знакомиться с эмоциями.
Ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком, недопустимо смешивать нормальные звуки и невнятное уменьшительно-ласкательное обращение. Мелодичность, пение на родном языке будут полезны в любом возрасте.
На что стоит обратить внимание
Речевое развитие у каждого человека протекает индивидуально. Если в 2 года малыш не говорит, но может выполнить двойную просьбу взять предмет и принести его, это является вариантом нормы. Значит, пассивный словарь сформирован, но не наступила еще активная фаза развития. Убедитесь, что нет проблем со слухом, если кроха не заговорил до трех лет. Врач-отоларинголог не только проверит слуховой аппарат с помощью аудиограммы, но и выявит анатомические особенности артикуляционного аппарата.
Почему вреден телевизор? Для формирования мышления необходим коммуникативный элемент, которым при общении с родителями является мама или папа. Они обозначают связь между предметом и действием. Картинка на гаджете, какой бы красочной ни была, не выполняет эту функцию. Специалисты не рекомендуют просмотр телевизора до 3-х лет. Недостаточно просмотра передач или мультфильмов, хотя это один из элементов знакомства со звуками, алфавитом.
Часто дети копируют слова главных героев мультипликационных фильмов, но это происходит неосознанно. Они могут запомнить названия предметов, но при просьбе показать их или принести, не смогут этого сделать.
Материнской любви всегда в избытке, но гиперопека в данном случае может навредить. Ребенок, которому преподносят все на подносе, не будет утруждать себя разговорами. Зачем, ведь и так все у него прекрасно. Из-за того, что с ним не говорят, как со взрослым, он может сокращать слова до слогов ма-, па- и т. д. Ошибка родителей в том, что они не уделяют внимания и не воспринимают ребенка, как личность.
Еще один тезис Комаровского состоит в том, что не существует «волшебных» таблеток от задержки речи. Медикаментозным путем преодолевают органические сопутствующие причины при их наличии. В остальном, они ничего не меняют кардинальным образом.
Принимать лекарства необходимо только по назначению врача, а не наслушавшись советов других родителей. Чтобы избежать осложнений во время курса терапии, наблюдайте за реакцией детского организма на препараты.
Не стоит зацикливаться на быстром темпе развития речи, сравнивая собственное дитя с его ровесниками. Подумайте, может быть это свойственно его темпераменту или вы проводите с ним недостаточно времени. При появлении явных признаков задержки речи обратитесь к педиатру, неврологу, которые помогут диагностировать недуг при его наличии. Раннее выявление отставания в формировании речевых навыков в большинстве случаев успешно устраняется с помощью комплексной терапии.
Источник
Ребенок познает окружающий мир с момента своего рождения. Если роды прошли без особенностей, и малыш развивается соответственно возрасту, то родители, чаще всего, не обращают внимания на некоторое отставание в речи.
Тревогу начинают бить уже ближе к 3 годам, а то и позже. После посещения невролога и логопеда диагноз ЗРР кажется приговором. Причины задержки речевого развития у детей могут быть разными. Главное вовремя поставить диагноз и начать коррекционную работу с дефектологом.
Содержание статьи
Что означает задержка речи
Отставание ребенка в овладении речью при сохранном интеллекте и без психических отклонений называется задержкой речевого развития. Родители должны понимать, что такое речевая задержка, и насторожиться, если малыш молчит в три года, у него наблюдается отсутствие фраз, связной речи, ограниченный словарь, нежелание называть предметы или игрушки, повышенная возбудимость или заторможенность. При наличии таких симптомов необходимо обратиться к специалистам, пройти медицинское обследование.
Обычно речевую задержку диагностируют у детей в возрасте 3 лет. Чаще всего она отмечается у мальчиков, но и девочки подвержены данному заболеванию. При этом в поведении наблюдаются заметные отклонения от нормы. Это может выражаться в гиперактивности, неумении сосредоточиться на определенном занятии, повышенной утомляемости.
Малыш не может самостоятельно есть, брать в руку ложку или вилку, неверно держит карандаш, неуклюж, часто падает. При отсутствии коррекционной работы отставание может перерасти в задержку психо-речевого развития. ЗПРР тяжелее поддается коррекции.
Как видите, особенности в лечении задержек в речевом развитии у детей зависят от правильной диагностики и внимательности родителей.
Нормы речевого развития
Прежде чем ребенок овладевает речью, он проходит несколько трудных этапов. Становление речи протекает индивидуально.
Отставание на 4-5 месяцев от сверстников не означает задержку, но в подобных случаях необходимо обращать на этот факт внимание.
Нормой считается, если:
- К четырем месяцам малыш узнает маму, улыбается, гулит, плачет, если его не берут на руки.
- У ребенка хорошо развиты хватательные рефлексы.
- В год у него имеется не менее 10 слов в обиходе. Они могут быть сокращенными, состоять из слогов, однако, малыш должен понимать их значение, показывать, реагировать на правильное произнесение взрослыми (принеси мяч, подай куклу).
- К 2 годам словарь заметно расширился (до 150 слов). Ребенок произносит фразы, короткие предложения.
- В 2 с половиной года употребляет прилагательные, знает собственное имя, в словаре до 300 слов, пытается задавать вопросы.
- В 3 года дети уже в достаточной мере овладевают связной речью, используют предлоги, правильно используют окончания, строят предложения из нескольких слов. Посторонний человек должен понимать, что говорят дети в этом возрасте.
- В 4 года допустимо неумение верно произносить некоторые звуки. Малыш отвечает на вопросы, составляет небольшой рассказ из простых предложений, знает собственное имя и имена родителей.
- К 5 годам присутствует связная речь, употребляются предлоги, местоимения, глаголы. Ребенок должен изменять существительные по родам, числам, падежам, знать основные и оттеночные цвета, геометрические фигуры, названия животных, их детенышей, ориентироваться в пространстве.
Система определения развития речи весьма относительна. Дети овладевают этими процессами по-разному.
Необходимо учитывать некоторые особенности: обстановка, в которой воспитывается малыш, его характер, активность, наследственные факторы.
Однако примерная схема поможет определить наличие тех или иных отклонений и обратиться за помощью в случае несоответствия уровням развития. Непонятная невнятная речь у детей в трехлетнем возрасте, которую не в силах разобрать даже родители, требует внимания и контроля у дефектолога.
Причины задержки речевого развития
Специалисты затрудняются однозначно ответить, что именно является причиной речевой задержки. Выделяют физиологические и социальные факторы.
К физиологическим относят:
- внутриутробные инфекции, травмы, кислородное голодание, перенесенные тяжелые заболевания, операционное вмешательство;
- токсикоз беременности;
- патологии органов артикуляции (неба, губ, языка);
- нарушения слуха и зрения;
- наследственная предрасположенность;
- частые простудные заболевания;
- органическое поражение мозга;
- аутизм, детский церебральный паралич, задержка психического развития.
Данные нарушения влияют на общее состояние организма, ослабляют его, осложняя коррекцию речи. Преодолеть их не всегда представляется возможным. В таких случаях действовать нужно комплексно, лечить с привлечением одновременно нескольких специалистов.
Лечение задержки речевого развития будет более успешным при выяснении причины возникновения заболевания. Здоровье ребенка зависит от матери.
Во время беременности женщина может перенести ряд заболеваний, инфекций, оказывающих влияние на формирование органов плода, развитие головного мозга, нервной системы.
Курение, употребление алкоголя, прием антибактериальных препаратов сказываются на формировании организма.
К социальным факторам относят:
- отсутствие внимания со стороны взрослых;
- невнятная и слишком громкая речь родителей, ограничение общения, замещение его телевизором, компьютером;
- отсутствие мотивации к познаванию окружающего мира (когда родители исполняют любую прихоть ребенка), гиперопека;
- воспитание в двуязычной семье;
- чрезмерное давление со стороны взрослых, принуждение к занятиям, оказывающим отрицательное влияние на желание говорить;
- педагогически запущенный ребенок.
В случае отсутствия физических отклонений вовремя начатое лечение дает хорошие результаты. Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается коррекции лучше, чем если она будет проводиться гораздо позже. Занятия могут проводиться в любом возрасте. И в 4 года, и в 5 лет они помогут ребенку начать общаться.
Но, если родители не обратились за помощью и малыш достиг семилетнего возраста, вероятность отставания от сверстников увеличивается. Школьная программа окажется непосильной для детей с задержкой речевого развития. В таких случаях предлагается посещение вспомогательной школы и обучение по специальной программе.
Признаки задержки речевого развития
Основными отклонениями от нормы считаются:
- отсутствие активности в доречевом периоде, вялая реакция на появление родителей, гуление и лепет начинаются значительно позже 4 месяцев или вовсе не появляются;
- слабая реакция на посторонние звуки в год;
- нежелание жевать твердую пищу (ребенок давится, если еда не перетерта) в возрасте полутора лет;
- эхолалия (неосознанный повтор звуков и слов за взрослыми);
- отсутствие навыка показа по образцу в 1,5-2 года;
- бедный словарный запас к 2 годам или отсутствие такового;
- непонятная для окружающих речь к 3 годам;
- отсутствие фразовой речи;
- неумение составлять простые предложения к 3 годам;
- замена речи жестикуляцией;
- ускоренная или замедленная невнятная речь;
- слюнотечение, открытый рот (в связи со слабостью артикуляционных органов и наличия парезов);
- к 5 годам нет фразовой речи, присутствует жестикуляция, отстраненность.
Подобные симптомы проявляются с 2-х лет. Отсутствие динамики в развитии и присутствие хотя бы одного признака должны послужить причиной тревоги. Особенного внимания заслуживают пятилетние дети. Этот возраст считается старшим дошкольным. Не говорящий ребенок не сможет полноценно развиваться рядом с остальными детьми.
Диагностика речевой задержки
Присутствие вышеперечисленных отклонений должно насторожить родителей. Не стоит думать, что, если кто-то из взрослых в детстве молчал в 4, 5 лет, а потом резко заговорил, то же произойдет и с ребенком. Случаи были, но не нужно рисковать напрасно. Упущенное время для занятий и лечения задержки речевого развития может пагубно сказаться на будущем малыша.
Для подтверждения диагноза необходимо посетить ряд специалистов. Среди них обязательно должен присутствовать педиатр, невролог, лор, логопед, психолог. Они проводят подробное изучение истории болезни.
Медицинское обследование поможет обнаружить физиологические патологии, даст возможность оценить состояние мозговой активности, микропоражений, наличие тугоухости и других заболеваний, способствующих появлению задержки речевого развития у детей. На основании анамнестических данных и заключения лечащего врача логопед проводит собственный осмотр.
Специалист должен оценить состояние артикуляционного аппарата, моторики, ориентацию в пространстве, уровень коммуникации, наличие словаря. Исключаются психические расстройства (аутизм), нарушения интеллекта (олигофрения). Только после проведенного медико-педагогического обследование можно приступать к коррекции.
Логопед занимается постановкой отсутствующих звуков, развитием фонематического слуха, связной речи, учит пересказывать короткие рассказы, описывать картинки. Наиболее эффективными будут занятия с дефектологом.
При полном отсутствии речи нет смысла ставить звуки. Прежде всего, необходимо побудить малыша к общению. Научить оперировать звуками, словами, показать, что гораздо проще получить желаемое, если это проговорить, а не требовать, истерично топая ногами.
Коррекционно-развивающая работа
На основе выявленной причины возникновения отставания речи дефектолог строит свои занятия. В случаях педагогической запущенности или отрицательной социальной обстановки, в которой находятся дети с задержкой речевого развития, необходимо создать благоприятный фон, настроить малыша на работу, вызвать интерес к происходящему.
По возможности следует проговаривать с ним каждое действие, предмет, звук. Наиболее эффективным будет подбор демонстрационного материала, карточек с изображениями, звуковое сопровождение, обыгрывание сказок.
Основной упор делается на развитие познавательных процессов, внимания, памяти, игровой деятельности, вызывание речи. Ребенок не должен получать отрицательные эмоции от занятий. Так как дети познают окружающий мир через игру, то его следует учить не просто манипулировать игрушками, а устраивать сюжетно-ролевые игры. Малыш должен с удовольствием включаться в процесс.
При обнаружении нарушений работы мозга детский невролог назначает препараты, стимулирующие активность речевых зон. В комплексной терапии используется массаж, магнитотерапия, электрофорез. Психолог оценит состояние, поможет справиться с комплексами, ведь ребенок начинает осознавать, что не такой, как остальные.
Неумение общаться со сверстниками не дает ему в полной мере преодолеть психологический барьер, что сказывается на результатах работы. Такие дети играют обособленно. Попытки наладить контакт с другими приводят к полному отстранению.
И все же основной труд ложится на плечи родителей. Они больше времени проводят с ребенком. Проконсультировавшись с дефектологом, психологом и другими врачами, они должны понимать, что от их заинтересованности зависит будущее любимого чада.
Специалисты предлагают домашние задания, рекомендуют упражнения, направленные на устранение проблемы. Работая слаженно, уже через несколько занятий можно увидеть положительную динамику. Обычно уже к школе такие дети прекрасно разговаривают, а по развитию даже превосходят сверстников.
Рекомендации для родителей
После постановки диагноза мамы и папы не должны впадать в панику. После консультации со специалистом, правильных занятий задержка речевого развития у ребенка может быть устранена в кратчайшие сроки.
Обращение к специалистам поможет избежать осложнений и добиться полного излечения.
Чтобы помочь ребенку настроиться позитивно, следует придерживаться простых правил:
- нельзя все время одергивать малыша, делать акцент на дефекте;
- побуждать к занятиям, но не заставлять;
- проговаривать каждое действие по несколько раз, показывать, как правильно;
- разрешать крохе участвовать в мытье посуды, уборке, давать больше самостоятельности;
- не использовать сложные предложения, обороты;
- читать и заучивать короткие стихи, потешки, поговорки, петь песенки;
- желательно меньше проводить времени за просмотром телевизора, компьютера;
- развивать силу выдоха специальными упражнениями;
- каждый день выполнять артикуляционную гимнастику, стоя перед зеркалом;
- играть в игры для развития мелкой моторики с помощью подручных средств: круп, фасоли, шишек, массажных мячиков;
- хвалить ребенка, даже если у него не получается выполнять упражнения.
Профилактические меры
Появление малыша в семье означает еще и большую ответственно?