Задержка развития речи у ребенка 3 степень
Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Задержка речевого развития
Причины ЗРР
Органические причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:
- Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
- Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
- Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
- Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социальные причины
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.
Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Патогенез
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.
Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Развитие речи в норме
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:
- гуления (с 1,5-2 мес.);
- лепета (с 4-5 мес.);
- лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
- первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).
Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.
В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Симптомы ЗРР
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
- аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
- отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
- неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
- отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
- неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
- полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
- преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
- Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
- Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
- Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Прогноз и профилактика
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник
Задержка речевого развития (ЗРР) – достаточно часто встречающееся определение разнообразных нарушений и отставаний в формировании речевой деятельности ребенка-дошкольника. Состояние речи в дальнейшем связано с процессами социализации ребенка, влияет на особенности его познавательной, эмоционально-волевой сферы. В медицинской, психолого-педагогической и специальной логопедической литературе рассматриваются уровни и виды ЗРР. Для ответственных родителей важно разбираться в особенностях ЗРР той или иной степени, уровня или вида и не отказываться от помощи специалистов. Чем точнее будет определен характер ЗРР, тем эффективнее будет коррекционно-логопедическая работа.
Степени ЗРР
Степень проявления такого нарушения, как задержка вербального развития, устанавливают детский невролог и логопед после проведения обследования.
Чтобы разобраться, какие бывают степени задержки речевого развития, нужно прежде всего знать степени развития речи:
- наличие лепета и попыток подражать звукам окружающего мира, употребление небольшого количества слов, называющих простые предметы, отсутствием двухсловных предложений;
- наличие предложений и попыток образования грамматических форм слова, но при этом произношение слов отличается наразборчивостью, неполнотой;
- наличие грамматически правильно построенных предложений, при этом есть незначительные ошибки в звукопроизношении и формообразовании.
В специальной литературе описаны три степени задержки речевого развития у детей (ЗРР). Их можно дифференцировать на основании диагностики состояния центральной нервной системы, мелкой моторики рук, состояния артикуляционного аппарата и внешних особенностей устной речи дошкольника.
Признаки | ЗРР 1 степени | ЗРР 2 степени | ЗРР 3 степени |
Наличие поражений ЦНС | Нормальное развитие ЦНС; небольшие сложности с формированием эмоционально-волевой сферы | Патологическое состояние ЦНС (поражение отдельных участков коры головного мозга, повышение внутричерепного давления); небольшие проблемы в созревании психики (формировании памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) | Поражение речевых центров в коре головного мозга; проблемы в совершенствовании основных психических процессов (мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) |
Речь | Отдельные ошибки на уровне артикуляции, грамматики | Нарушения артикуляционной стороны; малая подвижность языка, отсутствие координации движений органов речи | Значительные отклонения на уровне артикуляции, фонетики, грамматики |
Мелкая моторика | Неразвитость тонких движений пальцами | Недостаточный уровень сформированности мелкой моторики пальцев | Низкий уровень развития мелкой моторики пальцев |
Возможна ли коррекция без помощи специалистов | Требуется помощь специалиста-логопеда | Требуется специальное обучение | Необходима помощь медиков, психолога, дефектолога, логопеда |
Во всех трех случаях мы имеем дело с сохранным интеллектом здорового дошкольника, который растет в семье в нормальных социальных условиях. С таким ребенком активно общаются его родные и близкие, обеспечивают ему достаточную двигательную активность, общение с окружающим миром, внимание и любовь.
Задержка речевого развития 2 степени отличается тем, что ребенок имеет достаточный для возраста пассивный словарь, адекватно воспринимает и понимает речь окружающих, а вот активный словарь невелик и отличается множественными и комплексными нарушениями – и в звукопроизношении, и в усвоении структуры слова, и в образования словоформ, и в построении предложения.
Задержка 3 степени – это тяжелая задержка речевого развития. Она требует внимательного и терпеливого отношения родителей, выполнения всех рекомендаций врачей, психолога и дефектолога, проведения длительной и целенаправленной работы. В большинстве случаев наблюдается значительный прогресс, хотя не всегда удается полностью достичь уровня вербального развития, соответствующего среднестатистической норме. Если же не обращать внимания на особенности речи ребенка и ждать, что она сформируется сама, то задержка речевого развития 3 степени может перерасти в задержку психоречевого развития (ЗПРР).
Виды ЗРР
В специальной литературе предлагаются различные подходы к классификации разновидностей ЗРР. Например, выделяются следующие виды задержки речевого развития:
- темповая – задержка, при которой темп развития речи малыша отстает от темпа формирования речи у нормально развивающихся ровесников, а дефекты являются комплексными, то есть отмечаются на всех уровнях речепорождения (артикуляционном, фонетическом, лексическом, грамматическом);
- логопедическая – задержка, при которой отмечаются отдельные проблемы в звукопроизношении, а также в построении связного высказывания.
Логопедический вид ЗРР не связана с поражением нервной системы, она условно может быть разделена на виды задержки речевого развития у детей, среди которых можно выделить следующие:
- нарушенный фонематический анализ и синтез, то есть неразвитость способности к восприятию и дифференцированию фонем в звучащем высказывании (звукоразличению) и, следовательно, правильному использованию звуков в самостоятельной устной и письменной речи и чтении;
- нарушенное звукопроизношение при отсутствии отклонений в развитии органов слуха и фонематического слуха (функциональная и механическая дислалия).
Дислалия может быть связана с нарушениями нейродинамики произношения или незначительными анатомическими дефектами в состоянии артикуляционного аппарата. В зависимости от дефекта в состоянии органов речи можно выделить несколько видов дислалии:
- сигматизм – несформированное произношение шипящих ([ж], [ш], [ч’], [щ’]) и свистящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц]);
- ротацизм – несформированное произношение звуков [р], [р’];
- ламбдацизм – несформированное произношение звуков [л] и [л’] и др.
Достаточно частыми являются полиморфные виды дислалии, при которых сочетаются нарушения в продуцировании не одной группы звуков, а нескольких.
С точки зрения другого подхода, можно противопоставить такие формы задержки речевого развития (ЗРР), как специфическая и неспецифическая.
Под специфической имеется в виду ЗРР, которая обусловлена органическими поражениями и расстройствами в деятельности центральной нервной системы. При таком диагнозе у ребенка отмечаются неврологические симптомы, отставания в психомоторной области общего характера.
Неспецифическая ЗРР по-другому называется темповой и характеризуется замедленной скоростью созревания зон и функций коры головного мозга без органических поражений и неврологической симптоматики. При темповой задержке говорят о так называемом «позднем старте» речи: она начинает формироваться к 2-3 годам.
Уровни ЗРР
Задержка речевого развития – это нарушение, которое в большинстве случаев отмечается у ребенка со здоровой ЦНС, хорошим зрением и слухом, но при этом с определенными проявлениями недоразвития так называемого вербального интеллекта.
Выделяя уровни задержки речевого развития, можно назвать следующие:
- неосложненный уровень ЗРР, при котором заметно недоразвитие речевой деятельности при психосоциальном развитии, соответствующем норме;
- ЗРР при одинаковой интенсивности проявления нарушений моторно-двигательной, сенсорной, психоэмоциональной сферы;
- грубая ЗРР при неравномерно проявляющихся нарушениях в других областях (отставаниях в созревании эмоционально-волевой сферы, способности удерживать внимание, запоминать, а также усидчивости, затруднения в формировании пространственных и временных представлений, общая нескоординированность движений и др.);
- ЗРР в сочетании с двумя или более видами нарушения (сложным дефектом).
Уровни ЗРР есть возможность точно определить в возрасте 3-3,5 лет. В это время можно проводить комплексную диагностику силами комиссии из нескольких специалистов. При этом оценивается сформированность основных психических процессов, двигательная активность и координация движений, интеллектуальный уровень, полноценность восприятия малышом звучащей речи, подвижность и мышечный тонус органов речи, правильность дыхания и другие показатели. Анализ особенностей ЗРР и ее вида позволит определить программу коррекционно-логопедических и лечебных мероприятий при данном виде отклонения.
Диагностика вида, уровня и степени ЗРР направлена на определение особенностей протекания нарушения, его тяжести, выявление существующих проблем в других областях. Особое внимание обращают на присутствие отклонений в поведении, эмоциональной сфере, отношениях с ровесниками и взрослыми. В программу диагностических процедур включают анализ этапов формирования речевой деятельности каждого конкретного дошкольника, особенностей окружающей его среды, специфики взаимоотношений с ребенком.
Видео
086
Источник