Задержка интеллектуального развития у ребенка что это такое
Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.
Причины умственной отсталости.
Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.
Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны. Наиболее распространенными из них являются:
- Инфекции во время беременности:
- ВИЧ;
- Токсоплазмоз;
- Простой герпес;
- Краснуха;
- Сифилис;
- ЦМВ-инфекция;
- Поведенческие проблемы во время беременности:
- Курение;
- Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
- Недоедание;
- Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
- Проблемы при рождении:
- Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
- Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
- Травмирование ребенка во время родов;
- Факторы в детстве:
- Дефицит питательных веществ;
- Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг — менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
- Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
- Травмы головы или утопление;
- Социальные факторы;
- Недостаток образования.
- Факторы риска интеллектуальной инвалидности
- Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
- Травмы головы у ребенка
Слабоумие
Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний.
В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).
Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.
Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).
Умственно отсталые дети. Олигофрения.
Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.
Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.
В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.
Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.
У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.
У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.
Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.
Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.
Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.
Интеллектуальная инвалидность.
Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития — инвалидности может варьироваться — легкая, средняя, тяжелая или глубокая.
Симптомы интеллектуальной инвалидности (интеллектуального развития).
Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями.
Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя:
- Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;
- Трудности в общении с другими людьми;
- Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;
- Проблемя с обучением в школе;
- Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;
- Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;
- Неспособность логически мыслить.
- Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:
- Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ 50-70;
- Развитие медленнее, чем у большинства детей;
- Нет необычных физических признаков;
- Может обучиться практическим навыкам;
- Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;
- Нормальные социальные контакты;
- Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни.
- Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ 35-49;
- Заметные задержки развития, особенно речи;
- Может иметь необычные физические признаки;
- Можно обучить простому общению;
- Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;
- Может выполнять простые действия;
- Можно обучить выполнять контролируемые задачи;
- Могут отправляться одни в знакомые места.
- Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ 20-34;
- Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;
- Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;
- Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;
- Может быть обучен простым навыкам самопомощи;
- Потребность социального руководства и контроля.
- Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ <20;
- Значительная задержка развития во всех областях;
- Врожденные аномалии;
- Требует постоянного присмотра;
- Требуется постоянный уход;
- Неспособность к самообслуживанию.
Диагностика интеллектуальной инвалидности.
Если вы подозреваете, что ребенок не развивается нормально и у него есть интеллектуальная задержка развития, скажите об этом врачу как можно скорее. Доктор спросит о симптомах и истории болезни ребенка, а также выполнит медицинский осмотр. Стандартные тесты для выявления задержки развития, применяемые для диагностики могут включать:
Тест на интеллект: IQ тесты измеряют способность ребенка абстрактно мыслить, решать задачи и наконец учиться чему либо. Ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, если результаты IQ теста 70 или ниже;
Адаптивное поведение — изучаются такие навыки которые необходимые для функционирования в повседневной жизни, в том числе: Чтение и письмо;
Социальные навыки, опишем только такие как ответственность и чувство собственного достоинства;
Практические навыки — это способность не только принимать пищу, но и одеваться, пользоваться ванной комнатой.
Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют очень высокий риск наличия разных проблем, например нарушения слуха, проблемы со зрением, судороги, синдром дефицита внимания и гиперактивности или ортопедические заболевания. Для проверки наличия других заболеваний могут быть необходимы дополнительные тесты.
Лечение задержки интеллектуальной инвалидности.
Лечение является наиболее полезным, если оно начинается как можно раньше. Методы лечения интеллектуальной инвалидности включают в себя:
Программы раннего вмешательства для младенцев и малышей в возрасте до трех лет;
Консультирование по семейным вопросам;
Программы развития, в том числе эмоциональных навыков и зрительно-моторной координации;
Специальные образовательные программы;
Обучение жизненным навыкам, таким как приготовление пищи, купание;
Работа с тренером;
Обучение социальным навыкам;
Обучение самообслуживанию.
Профилактика интеллектуальной инвалидности
Чтобы уменьшить вероятность умственной отсталости ребенка:
- Во время беременности:
- Если вы курите, нужно бросить;
- Нельзя пить алкоголь или употреблять наркотики;
- Придерживайтесь здоровой диеты, с низким содержанием насыщенных жиров и богатой цельными зернами, фруктами и овощами;
- Дополнительно потребляйте фолиевую кислоту;
- Регулярно посещайте врача;
- После рождения:
- Выполните скрининг новорожденного на заболевания, которые могут стать причиной интеллектуальной инвалидности;
- Вовремя прививайте ребенка;
- Регулярно посещайте педиатра;
- Пользуйтесь детскими автокреслами и велосипедными шлемами;
- Исключите контакт ребенка с красками на основе свинца;
- Держите ядовитые бытовые вещества вне досягаемости ребенка;
- Детям и подросткам с текущей или недавней вирусной инфекцией не рекомендуется принимать аспирин, из-за риска развития синдрома Рейе. Спросите врача, какие другие лекарства безопасны для вашего ребенка.
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ Умственной задержки развития.
Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения умственной отсталости проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.
НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Выберите город:
Источник
Задержка развития ребенка — отставание формирования психического, физического, умственного развития умений и навыков ребенка от возрастной нормы. Согласно статистике, детей с различными патологиями в развитии каждый год становится все больше. Одни отличаются агрессивностью, необузданностью поведения, драчливостью, не могут сосредоточиться, плохо учатся. Другие — боязливы, несамостоятельны, подавлены, делают все по принуждению старших. Низкая активность приводит к подавлению интеллектуального развития. Многие родители, как правило, не признают тот факт, что их дети имеют отклонения в становлении личности.
Задержка психического развития в основном диагностируется у детей трехлетнего возраста, нередко в школьном возрасте, когда формируются абстрактное и логическое мышление. В раннем возрасте отклонения развития могут проявляться неспособностью выполнять простые движения, недоразвитием речи, слабыми способностями к обучению, ограничением общения.
Задержка детского развития: виды
Как правило, различают два вида нарушений развития:
- задержка эмоционального развития (различные формы инфантилизма) — характеризуется не соответствием эмоционального поведения ребенка его возрасту. В поведении детей с нарушениями в эмоциональной сфере преобладают легко внушаемые эмоции, дети недостаточно самостоятельны, могут проявлять себя в творчестве, любят фантазировать;
- нарушения развития интеллекта ребенка — в подобной ситуации ребенку свойственны боязливость, страх, робость. Дети не достаточно активны, не проявляют инициативу, трудно вливаются в коллектив, чувствуют себя в нем неуютно.
Один из видов задержки становления, как правило, доминирует. У детей с отклонениями в эмоциональной сфере, к примеру, в школе, могут возникнуть сложности, что будут вызваны не способностью подчинения правилам поведения. Такому ребенку интереснее играть, нежели учиться. Дети с отклонениями интеллектуальной сферы, наоборот, ведут себя в школе дисциплинированно, однако учится им достаточно сложно.
Классификация задержки умственного развития
Под воздействием внешних факторов в структуре мозга могут нарушаться обменные процессы, которые приводят к развитию умственной отсталости либо олигофрении.
Задержку умственного развития классифицируют на три степени выраженности:
- дебильность — при данной степени умственных отклонений ребенку под силу достигнуть независимости в уходе и приобрести навыки домашней работы. Основные трудности начнутся в школе: дети с таким диагнозом не могут успешно учиться согласно школьной программе, однако они способны научиться считать, читать, писать. Они могут овладеть простой профессией и выполнять несложные задачи;
- имбецильность — средняя степень олигофрении либо умеренная умственная отсталость. Навыки самообслуживания даются таким детям достаточно трудно. Они плохо усваивают элементарные движения, не всегда могут понять речь. Такому ребенку в подростковом возрасте и детстве необходимо специальное педагогическое обучение и внимание. Люди зрелого возраста, страдающие имбецильностью, нуждаются в серьезном надзоре;
- идиотия — глубокая стадия умственной задержки, которая заключается в том, что развитие человека останавливается на возрасте трех лет. Такие дети не способны к выполнению и пониманию правил, требований, инструкций. Им свойственны грубые отклонения в двигательной сфере. Нередко случаются недержание кала и мочи. Могут возникать серьезные неврологические отклонения. Как правило, причины идиотии органические (наследственные, генетические), однако иногда, данное состояние появляется после получения тяжелой травмы мозга.
Причины задержки эмоционального развития
Нарушения развития психоречевой и речевой сферы — не самостоятельное явление, а результат отклонений в становлении ЦНС, головного мозга.
К основным причинам задержки эмоционального развития можно отнести:
- перенесенные болезни матерью во время беременности. Фактором, что способствует отклонению развития плода может быть отравление, проникновение инфекции, различные травмы;
- гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе;
- родовая травма (травма шейных позвонков, ЦНС, перинатальная энцефалопатия);
- тяжелая родовая деятельность (преждевременные, стремительные роды, обвитие пуповиной);
- перенесение младенцем сложных инфекций, что стали причиной заболевания мозга и травм;
- хромосомные, генетические патологии, которые могут привести к нарушению структуры мозга;
- серьезная психическая травма;
- неправильное воспитание: с детьми жестоко обращаются, воспитывают в чрезмерной опеке либо наоборот, бросили на саморазвитие. Чаще всего дети с задержкой психоэмоционального развития выходят из неблагополучных семей.
К заболеваниям, которые могут спровоцировать отклонения в развитии ребенка относят:
- обменные нарушения ЦНС и врожденные аномалии;
- эпилепсия и другие психические патологические состояния;
- гидроцефалия;
- ишемия мозга;
- повышенное давление;
- ДЦП;
- нарушение ликвородинамики;
- патологии мозговых сосудов;
- опухоль головного мозга;
- лейкодистрофия.
Отсталость психического и речевого развития формируется под воздействием инфекций, родовых травм, наследственных заболеваний, неблагоприятного психологического климата, которые приводят к нарушениям в работе мозга. Поэтому лечить следует не только отклонения в психике, но и причины их возникновения. Хорошие результаты в лечении умственной и психологической отсталости показывают остеопатические терапевтические методы.
Остеопатическое лечение при задержке психического развития
Многие родители отмечают существенный прогресс при коррекции развития психики ребенка даже после простого общеукрепляющего курса массажа. Что тогда говорить об эффективности более эффективных, сложных, емких техник остеопатического лечения, сконцентрированных не только на разминании мышечных тканей, но и на комплексном диагностировании с последующей терапией мозговых структур.
Отклонения развития психики могут быть вызваны различными факторами. В основном — это органические повреждения, которые образуются в перинатальном периоде либо в последствии родовых травм, ушибов, неудачных падений. В подобных случаях остеопатическая помощь просто незаменима. Сначала врач-остеопат проводит тщательное, полное обследование всех отклонений и нарушений в детском организме, после чего приступает к лечению.
Благодаря использованию безболезненных и мягких приемов, остеопат способен устранить следующие патологические отклонения:
- блоки и зажимы в связочной и мышечной системе;
- нарушение передвижения жидкостей (ликвора, лимфы, крови);
- повреждения костных структур.
Врач-остеопат проводит детальнейшую работу над структурами костей черепа, мозговых оболочек, головного мозга. Это позволяет нормализовать все процессы, активизируя спящие зоны, которые отвечают за определенные механизмы развития.
Методы остеопатического воздействия действенны в случае, когда у ребенка имеется любая отсталость развития. При своевременном диагностировании нарушений, проведении соответствующих мер и необходимой коррекции, возникшие отклонения развития психики ребенка можно постепенно выровнять. Спустя время, детей не отличишь от их сверстников как в эмоциональной, так и интеллектуальной сфере.
Остеопатия помогает ребенку, имеющему отклонения в психике, держать ровную осанку, меньше уставать. В случае интенсивных занятий остеопатические техники позволяют повысить успеваемость, улучшить память и главное — догнать и даже перегнать сверстников в психомоторном становлении.
Не только родители детей, но и их педагоги отмечают положительную динамику развития в процессе остеопатического лечения. Это проявляется в лучшем усвоении школьного материала, проявлении большей усидчивости, выполнении уроков и даже улучшении почерка. Кроме того, остеопатические техники способствуют стабилизации общего состояния у детей.
Наработанные методики остеопатического терапевтического воздействия дают возможность достичь заметных результатов в интеллектуальном, умственном и психологическом становлении, а также помогают избавиться от многих, даже самых тяжелых отклонений психомоторной сферы.
симптомы
- Признаки (детского церебрального паралича) ДЦП
Источник