Задания развитии речи ребенка 6 лет
К 6-7 годам ребенок настолько хорошо овладевает речью, что легко может общаться о знакомом ему предмете со своими ровесниками и взрослыми. У детей в этот возрастной период происходит совершенствование лексико-грамматического строя речи: они овладевают все более сложными грамматическими категориями.
Совершенствуется связная речь: составление сложных распространенных предложений не вызывает затруднений, ответы развернутые. Но если у ребенка есть нарушение, его речевое развитие отстает от нормы. Специальные упражнения для развития речи детей 6-7 лет помогут справиться с этой особенностью.
Нормы речевого развития
К этому возрасту ребенок:
- различает звуки, выделяет нужную фонему в слове;
- может произносить слова со сложной слоговой структурой и стечением согласных;
- умеет определять, сколько слогов в слове;
- использует в речи сложные предложения;
- употребляет в своей речи предлоги;
- овладевает навыком согласования слов в предложении;
- овладевает всеми способами словообразования;
- понимает обращенную к нему речь;
- понимает скрытый смысл художественных произведений;
- использует все больше слов в связной речи;
- без помощи взрослого составляет рассказы-описания, пересказывает сказки и другие произведения;
- может приводить логические доводы в поддержку своей точки зрения или ответа на вопрос;
- использует конструкции с союзом «А»;
- понимает логико-грамматические конструкции.
К возрасту 7 лет дети с нормальным речевым развитием овладевают перечисленными навыками в полном объеме.
Признаки нарушения развития речи
Если у ребенка имеется какое-либо отклонение, его речь по основным показателям будет отставать от нормы. Определить это можно по следующим признакам:
- путает звуки на слух, затрудняется в его выделении в слове;
- имеет сложности в овладении звуко-буквенным анализом;
- общается с окружающими, используя простые предложения, опускает предлоги;
- нарушено согласование слов в предложении или имеется затруднение в согласовании определенных частей речи;
- затруднено понимание сложных речевых конструкций;
- с трудом понимает скрытый смысл в рассказах и абстрактные понятия;
- количество используемых в речи слов ограничено;
- составляет рассказ или пересказывает его при помощи взрослых;
- затруднено понимание и составление логических цепочек;
- низкая потребность в общении с окружающими.
Если к 6-7 годам наблюдаются перечисленные отклонения в речевом развитии, нужно проводить логопедические занятия и выполнять специальные упражнения для данной возрастной категории детей.
Задания для коррекции фонетической стороны речи
Она является основой для дальнейшей коррекционной работы и формирования навыков чтения и письма.
- Знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение». Детей спрашивают, какие звуки они знают, из чего состоит слово. Логопед объясняет, что каждое слово имеет определенное значение. В качестве наглядного материала используют схемы, карточки.
- «Найди звук» − цель этого задания научить выделять нужный звук в слове. Начинают с простого – изолированного произношения, затем в слогах, а потом – в словах.
- «Сколько в домике окошек» − это игра на определение количества слогов в слове. Прежде чем давать это задание, должно быть сформировано понятие «слог». Предлагается разделить слова на группы по количеству слогов.
- «Собери корзину» − логопед предлагает собрать в корзину слова, которые чем-то похожи. Они могут начинаться на один звук или иметь одинаковое количество слогов. Взрослый спрашивает, почему в одну корзинку собраны именно эти слова.
- «Что летает, плавает, ездит». Логопед раскладывает картинки с изображением самолета, теплохода, трамвая, троллейбуса. Ребенку задают вопросы о том, как назвать их одним словом; сколько слогов у них и другие вопросы, касающиеся звуко-буквенного анализа. Затем предлагают составить с одним из этих слов предложение.
Проведение коррекционной работы по формированию фонетической стороны является профилактикой появления дисграфии и дислексии – нарушений процессов чтения и письма.
Работа над лексико-грамматическим строем
В возрасте 6-7 лет у детей происходит сильное увеличение словарного запаса. Они используют все больше слов в своей активной речи, овладевают всеми грамматическими навыками. В этот период у детей закладывается основа для успешного овладения грамотой в школе. Работа ведется по следующим направлениям:
- уточнение значения слов;
- введение в речь прилагательных и глагольной лексики;
- умение подбирать синонимы;
- формирование умения точно называть предмет, его назначение и свойства;
- работа со словами-антонимами;
- воспитание умения внимательно слушать текст;
- обучение словообразованию;
- формирование навыка согласования.
Детям задают вопросы об окружающих их предметах, задают уточняющие вопросы. Работают не только с существительными, но и с глагольной лексикой. Задача логопеда − расширить словарный запас и научить употреблять слова в речи в правильном значении.
- «Скажи какое?». Детям читают стихотворение – его обязательно нужно проиллюстрировать. Ребятам задают вопросы так, чтобы ответом на них были слова-прилагательные.
- «Угадай предмет». Взрослый описывает детям предмет, а они должны угадать, о чем идет речь. Это может быть описание не только внешнего вида, но и его свойств. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
- «Назови противоположное». Перед детьми раскладывают картинки. Им предлагают назвать, что на них изображено, и подобрать противоположное значение. Затем задание усложняется: показывают иллюстрацию, на которой есть слова-антонимы (высокое дерево, низкий домик и т. д.). Дети должны составить предложения, используя антонимы.
- «Путаница». Ребенку читают небылицу, показывая подходящую иллюстрацию. После ее прочтения, взрослый спрашивает, что в этом стихотворении правда, а что автор выдумал или перепутал.
- «Подбери подходящее слово». Взрослый зачитывает короткий текст: «Папа решил сделать конуру. Сын принес ему доски. «Нет, они не подходят – конура сломается». Сын принес ему другие. «А вот из них получится замечательный домик для пса!». У ребенка спрашивают, какие сначала доски принес мальчик, а какие понравились папе.
У 6-7-летних детей больше всего трудностей возникает при согласовании прилагательных и существительных в среднем роде, образование глагола в повелительном наклонении. Поэтому при выполнении предложенных заданий на это следует обращать особое внимание.
Задания для развития связной речи
В этот возрастной период на логопедических занятиях много внимания уделяют и связной речи. На уроках обучают:
- составлять рассказ-описание с использованием картинки;
- отвечать развернутыми предложениями;
- использовать в речи предлоги и союзы;
- составлять рассказ на заданную тему.
Кроме того, задания на формирование связной речи развивают воображение, языковое чутье, что важно для дальнейшего обучения в школе.
- Взрослый предлагает малышу сочинить вместе сказку.
- Называют ребенку пословицу и предлагают объяснить, о чем она. Затем вместе сочиняют историю, чтобы она соответствовала смыслу пословицы.
- Логопед предлагает детям набор слов, из которых нужно составить предложения или историю.
В начале занятий для составления рассказов можно использовать картинки. Логопед помогает уточняющими вопросами. На развитие связной речи хорошо влияют театрализованные представления и кукольный театр. На таких занятиях можно еще потренировать дикцию, развить умение управлять модуляциями голоса и интонационной выразительностью.
Задания на развитие ВПФ (высших психических функций)
Работа проводится по развитию:
- мышления;
- внимания;
- памяти;
- восприятия.
Нормальное развитие перечисленных функций является основой для успешного усвоения ребенком школьной программы.
Дошкольникам в подготовительной группе предлагают задания:
- для тренировки переключения внимания (сделать какое-либо действие, услышав нужный звук);
- учат внимательно слушать инструкции;
- предлагают задания найти отличия в картинках и др.
Для тренировки восприятия выполняют следующие упражнения:
- дорисовывают контуры предметов;
- учат ориентироваться в пространстве при помощи предметов и игрушек;
- изучают порядок времени суток и др.
Чтобы развить мышление детям предлагают такие задания:
- сравнение предметов;
- «Найди лишнее слово»;
- «Назови слово, обозначающее…» (взрослый предлагает придумать слова на определенную тему»);
- «Что означает это слово» (выбранные слова должны быть знакомы ребенку);
- «Подбери подходящее слово» и др.
Для тренировки памяти на занятиях используют следующие дидактические игры:
- «Повтори слова» − взрослый называет ребенку слова (они должны быть ему знакомы), увеличивая их количество, а ребенок должен правильно их воспроизвести.
- Перед ребенком выкладывают из палочек фигуру. Ее нужно внимательно рассмотреть, а потом собрать такую же. Усложнить задание можно, использовав палочки разного цвета.
- Заучивание стихотворений и др.
В возрасте 6-7 лет детям нравится выполнять сложные задания. Чтобы им было интересно заниматься, необходимо создать ситуацию успеха.
Рекомендации родителям
Важно, чтобы развитием речи занимались не только педагоги, но и родители. В этом возрасте уже занимаются подготовкой к школе, поэтому, если ребенок плохо говорит, нужно обратиться за помощью к логопеду и также выполнять его рекомендации.
- Чаще разговаривайте с сыном или дочкой, спрашивайте, как прошел день или какое-либо мероприятие, на которое вы ходили вместе.
- Обязательно читайте произведения, подходящие возрасту, и обсуждайте прочитанное.
- Играйте с ребенком в настольные игры, подходящие детям 6-7 лет.
- Если нарушено звукопроизношение, обязательно делайте артикуляционную гимнастику.
- Детям нравится придумывать слова – эта игра не только благотворно влияет на развитие речи, но и на развитие ВПФ.
Возраст 6-7 лет – важный период в жизни ребенка. Он уже готовится к поступлению в школу, его речь становится похожа на речь взрослого. Задания и упражнения, предлагаемые логопедом, являются профилактической мерой для предупреждения появления дисграфии и дислексии. Грамотная речь – важная составляющая успешного обучения грамоте.
Источник
К концу дошкольного детства заканчивается формирование звуковой культуры, произношение будущего первоклассника должно быть совсем как у взрослого. Но развитие речи ребенка 6-7 лет продолжается, если родители и педагоги создают для этого нужные условия. Период подготовки к школе должен сопровождаться увеличением активного словаря, тренировкой использования правильных грамматических конструкций и сложных предложений, развитием способности рассуждать. Эти качества — залог успешного обучения в школе, поэтому с ребенком необходимо проводить логопедическую работу даже в том случае, если все звуки он уже произносит правильно. Упражнения и задания по развитию речи для дошкольников 6-7 лет можно распечатать и использовать как вариант домашней подготовки к школе.
Задания для развития речи
Для развития речи детей 6-7 лет можно использовать любые темы, но уровень сложности лексического материала должен соответствовать старшему дошкольному возрасту.
Грибы
- Назови ласково:
Боровик — боровичок
Груздь — груздочек
Корзина –
Моховик –
Поляна –
Лес –
Поганка –
- Что не подходит:
Масленок, груздь, гриб, сыроежка.
Куст, трава, дерево, озеро.
Варить, сушить, солить, убирать.
- Один или много
Масленок — маслята
Опенок –
Подберезовик –
Лисичка –
Лукошко –
Пенек –
- Найди самое короткое слово:
Подберезовик, подосиновик, гриб, сыроежка.
Береза, мох, поляна, опенок.
Пенек, опушка, мох, полянка.
- Объясни, почему одна картинка здесь лишняя:
- Раскрась шляпки сыроежек так, чтобы между розовой и зеленой оказался самый большой гриб, а зеленая была бы рядом с желтой:
Ягоды
- Подбери слово:
Варенье из земляники — земляничное
из клюквы –
из смородины –
из клубники –
из малины –
из брусники –
из черники –
- Назови ласково
Черника –
Клубника –
Малина –
Крыжовник –
Брусника –
Клюква –
- Сосчитай по порядку (до 5)
Одна сладкая земляничка — две сладкие землянички — три ….
Один куст крыжовника –
Один стакан варенья –
Одна сушеная малинка –
- Измени по образцу:
Сок из черники — черничный
Из малины –
Из клубники –
Из клюквы –
Из брусники –
Из смородины –
Из крыжовника –
- Пронумеруй картинки по порядку, расскажи по ним историю:
- Раскрась одинаковые ягоды одним цветом, нарисуй нужную в пустой клеточке, объясни свой выбор:
Деревья и кустарники
- Что лишнее:
Еловый, дубовый, малиновый, сосновый.
Березовая, липовая, осиновая, смородиновая.
Дуб, ольха, шиповник, ясень.
- Измени по образцу:
Клен — кленовый,
Дуб –
Ольха –
Сосна –
Береза –
Каштан –
Рябина –
- Скажи наоборот
Высокий дуб –
Старая ель –
Прямая береза –
Низкий кустарник –
- Закончи предложение:
Много берез — березняк,
много елей –
много дубов –
много сосен –
много осин –
Пронумеруй картинки и расскажи о березе и временах года:
- Ягодка растет не под елкой и не под сосной, а грибок — не под березой и не под сосной. Что где растет?
Овощи
- Закончи предложение
В огороде бабушка вырастила: огурцы, баклажаны, …
В овощном отделе продаются: картофель, помидоры, редис, ….
Осенью собирают: свеклу, морковь, ….
- Измени по образцу
Сажать — сажал — сажала
Копать –
Собирать –
Удобрять –
Пропалывать –
Растить –
- Измени по образцу
Сок из моркови — морковный
Из свеклы –
Из тыквы –
Из томатов –
Из овощей –
- Назови ласково
Баклажан — баклажанчик,
редиска –
помидор –
огурец –
горох –
чеснок –
тыква –
капуста –
- На какой картинке нарисованы луковицы, которые мама посадила раньше других? Почему ты так решил?
- На какой картинке нарисована свекла, которую мама посадила позже других? Почему ты так решил?
Фрукты
- Чем похожи и чем отличаются
Апельсин и грейпфрут
Апельсин и мандарин
Апельсин и лимон
Яблоко и айва
Персик и абрикос
- Измени по образцу
Джем из апельсинов — апельсиновый,
из груш –
из лимонов –
из яблок –
из ананасов –
из персиков –
- Найди самое короткое слово
Апельсин, ананас, манго, яблоко.
Груша, абрикос, грейпфрут, киви.
Персик, банан, сок, лимон.
- Продолжи предложение:
Фрукты можно: варить, сушить, покупать, собирать …
В саду собирают: апельсины, яблоки, персики …
Я знаю экзотические фрукты: манго, киви, помело …
Фруктовым бывает: сок, пирог, компот, йогурт ….
Фруктовой бывает: пастила, корзинка, жевательная резинка …
Фруктовое бывает: пюре, повидло, мороженое …
- Посчитай по порядку (до 5)Один апельсиновый цукат — два апельсиновых цуката — три ….
Одна персиковая косточка – ….
Одно лимонное пирожное – …. - Собери фрукты в корзинку, ягоды — в тарелку, овощи — в коробку:
- Назови все фрукты, которые изображены на картинке. Какие из них бывают красными?
Птицы
- Один и много
Гусь — гуси
ворона –
лебедь –
скворец –
грач –
воробей –
синица –
- Назови ласково:
Птенец — птенчик
гнездо –
перо –
зерно –
ветка –
- Найди слово, которое короче других:
Ворона, сорока, гусь, гагара.
Синица, трясогузка, поползень, сова.
Дятел, лебедь, орел, снегирь.
- Подбери признак:
Птица — певчая, перелетная, юркая, ….
Гнездо — прочное, большое, старое ….
Кормушка — деревянная, просторная, прочная, …
- Измени по образцу:
Перо журавля — журавлиное
утки –
павлина –
воробья –
голубя –
страуса –
лебедя –
- Чем похожи и чем отличаются:
Ворона и гадка
Курица и павлин
Гусь и лебедь
Посмотри внимательно и попробуй найти ошибки художника:
Найди в каждом ряду ту птицу, которая не подходит к остальным. Объясни свое решение.
Домашние животные
- Продолжи предложение:
Собака любит –
Кошка умеет –
Лошадка может –
- Посчитай по порядку (до 5)
Одна ласковая кошечка –
Один домашний кролик –
Один стремительный конь –
Одна задумчивая корова –
Назови мам и малышей:
Овца — ягненок,
Коза –
Корова –
Лошадь –
Кошка –
Собака –
Свинья –
- Где чей дом:
Корова — коровник
Лошадь –
Свинья –
Кролики –
Собака –
- Найди самое короткое слово:
Кот, собака, корова, лошадь.
Кролик, свинья, бык, кошка.
Коза, конь, овца, собака.
- Продолжи по образцу:
Много овец — отара
Много коров –
Много лошадей –
Много собака –
- Назови всех животных, которые спрятались на картинке и вспомни названия их малышей.
- Сравни и опиши щенков из каждой пары. Чем они похожи и чем отличаются?
Дикие животные
- Хвост и уши
У лисы — лисий и лисьи
У зайца –
У медведя –
У волка –
У белки –
У барсука –
У лося –
- Чей дом
Лисья — нора
Медвежья –
Беличье –
Волчье –
- Подбери действие
Волк — воет, бежит, рыщет,…
Заяц –
Медведь –
Белка –
- Побери признак
Лиса — хитрая, ловкая, быстрая, пушистая, …
Нора –
Берлога –
Медвежонок –
- Опиши следы каждого зверя или птицы, чем они отличаются от других.
Найди на картинке лишнее изображение. Объясни свой выбор.
Одежда
Назови ласково:
Шарф — шарфик,
Комбинезон –
Пальто –
Блузка –
Шапка –
Юбка –
Брюки –
- Подбери признак:
Шуба — меховая
Блузка –
Юбка –
Свитер –
Халат –
Куртка –
- Продолжи ряд:
Верхняя одежда – пальто, шуба, плащ, …
Домашняя одежда –
Праздничная одежда –
Рабочая одежда –
- Измени по образцу:
Шапка — шапки — много шапок
Шарф –
Платье –
Рубашка –
Шуба –
Пальто –
Брюки –
Назови все нарисованные предметы и найди среди них лишний.
- Расскажи, когда нужно надевать каждый из этих предметов одежды.
Обувь
- Продолжи ряд:
Сапоги бывают — резиновые, кожаные, осенние,…
Ботинки бывают –
Туфли бывают –
Кроссовки бывают –
Измени по образцу
Сапоги — нет сапог
Босоножки –
Чешки –
Валенки –
Кроссовки –
Туфли –
- Назови ласково:
Кроссовки — кроссовочки
Туфли –
сапоги –
тапки –
валенки –
ботинки –
- Посчитай по порядку (до 5)
Один резиновый сапог — два резиновых сапога — три резиновых сапога -…..
Один новый ботинок –
Одна красная туфелька –
- Подбери обувь по погоде.
- Найди нужную парную картинку:
Данные упражнения и картинки для развития речи ребенка 6-7 лет можно распечатать и превратить в развивающие карточки, которые удобно использовать для игр и занятий. Интерес вашего сына или дочки к такому увлекательному материалу будет способствовать его быстрому и прочному усвоению.
Задания из книги С.И. Карповой, В.В. Мамаевой: Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет
Игры
Перечисленные упражнения для развития речи полезно дополнять дидактическими играми. Например, такими:
- Расскажи мне сказку
Подберите любые предметные картинки, 20-30 штук. Разложите их на столе перед ребенком и предложите сочинить сказку. Каждый играющий берет изображение и сочиняет одно-два предложения, используя выбранное изображение. Следующий выбирает другую карточку и продолжает историю, «вплетая» в сюжет новое изображение. Игра продолжается до тех пор, пока картинки не закончатся.
- Школа поэтов
Попросите ребенка придумать как можно больше риф к какому-нибудь слову. Если он хорошо справится с этим заданием, то игру можно немного усложнить и попробовать сочинить короткие веселые стишки (с парой рифмующихся слов).
- Небылицы
Пусть ребенок расскажет вам о том, чего не бывает на самом деле. Полезно фантазировать про сказочные миры, космос. Динозавров. Подойдет любая тема, которая не связана с непосредственным опытом будущего школьника. Эта веселая игра — отличное упражнение для развития речи и воображения.
- Все-все-все
Нужно выбрать одну тему и попробовать вспомнить все слова, связанные с ней. Можно предложить перечислить всех насекомых, грибы, сказочных принцесс, предметы одежды или обуви.
Скороговорки
Если вы хотите помочь своему сыну или дочке научиться говорить красиво, то стоит обязательно учить вместе с ними скороговорки для детей, подобранные по возрасту.
Вот несколько примеров:
Эти скороговорки помогают не только автоматизировать сложные звуки, но и являются отличным «тренажером» памяти.
Эффективная подготовка к школе современного будущего первоклассника должна обязательно включать задания, направленные на развитие речи. Данная подборка заданий и игр поможет вам организовать полезные и увлекательные занятия с ребенком, распечатывайте их и используйте дома, на даче, во время поездки или прогулки. Результаты регулярных тренировок появятся очень быстро и помогут заранее подготовиться к будущим школьным нагрузкам.
Источник