Задания на развитие творческого мышления ребенка 6 лет
Нескучалка
12 заданий для школьников на развитие творческого мышления
5 января 2018
19 818 просмотров
Лиана Хазиахметова
На новогодних каникулах родителям сложно усадить школьников позаниматься. Дети хотят отвлечься от школы и проводить время интересно и необычно. Предлагаем 12 упражнений на творческое мышление из книги «Рисовый штурм». Попробуйте выполнить задания вместе с ребенком. Интересно, кто из вас быстрее справится? Думайте над каждым вопросом минимум две минуты и не спешите заглядывать в ответы, которые вы найдете в конце статьи.
Задание № 1
Разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. Подсказка: для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Есть несколько вариантов ответов.
Задание № 2
Кто изображен на картинке? Дайте два варианта ответа.
Задание № 3
Взгляните на картинку. Что вы видите? Этот рисунок с двойным смыслом, попробуйте абстрагироваться от первого образа и найти второе изображение.
Задание № 4
Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на рисунке. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного — только то, что лежит в них обычно.
Задание № 5
Что изображено на картинке?
Задание № 6
Как от шести спичек отнять три, чтобы получилось четыре?
Задание № 7
Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выложены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?
Задание № 8
Посмотрите на жука. Как посадить его внутрь коробки? На первый взгляд, кажется, что это невозможно. Не спешите, подумайте над ответом хотя бы одну-две минуты.
Задание № 9
Запишите все ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим рисунком.
Задание № 10
Какая линия на рисунке самая короткая?
Задание № 11
Вглядитесь в эти пятна. Что вы видите?
Задание № 12
На рисунке буквы А, П, Г находятся внутри круга, буквы Б, Э, С — снаружи. Как вы думаете, где расположатся остальные буквы алфавита? Будут ли они придерживаться какой-то закономерности?
Ответы
Задание № 1
Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов, сразу выясняется, что решений множество. Одно из них — разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.
Задание № 2
Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа — перед вами кролик; если нос слева — то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.
Задание № 3
На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки — это уши, нос — мордочка, ухо — задние лапки, а подбородок — хвостик.
Задание № 4
Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» — то это уже приближает к решению.
Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.
Задание № 5
Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы. Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное. Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.
Задание № 6
Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что такое четыре?» — и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу — вот вам и ответ (получится римская цифра 4 — IV).
Задание № 7
Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.
Переверните книгу вверх ногами — тогда все будет правильно.
Задание № 8
В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.
Задание № 9
Варианты ответов: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!
Источник
Елена Табачук
Игры на развитие творческого мышления, для старшей и подготовительной группы
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Волшебные кляксы
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и можно играть. Участники по очереди говорят, какого сказочного персонажа они видят в кляксе или ее отдельных частях.
Выигрывает тот, кто назовет больше всего сказочных персонажей.
Рифмы
Взрослый называет детям какой-нибудь сказочный персонаж или предмет из сказки и просит придумать к нему рифму. Например: великан — барабан, карман, пеликан; колечко — крылечко и т. д.
Собери фигурки
Ребенку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5-7 фигурок).
Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных сказочных предметов или сказочных персонажей, которые можно сложить из этих фигурок: домик для поросят, дворец, тыква и т. д. Ребенку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребенок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленен на детали.
Рисуем
. Детям предлагается дорисовать неоконченные изображения.
* Найти как можно больше самых разных, оригинальных примений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и т. п. или какое-либо явление (например, вода: купаться, пить, варить, стирать и т. д.).
Составьте изображение
Вариант I. Из пластмассовых, деревянных или картонных разноцветных геометрических фигур надо составить как можно больше разных стилизованных изображений.
Вариант II. Из разноцветных пластмассовых крышек от пластиковых бутылок составлять различные узоры, изображения различных предметов.
Подберите нужные слова
Дети подбирают сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера
и др.). Например:
— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;
— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;
— большой — Великан, Дворец, Гоблин;
— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Пилипка-сынок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.
Найдите общие признаки
Нужно найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей. Например:
— Винни-Пух — Баба Яга (оба живут в лесу, у обоих есть дом и т. д.).
— Колобок — Снежная Королева (слова Колобок и Королева начинаются с одной буквы, оба никого не боятся, могут гулять по свету).
— Репка — Мальчик-с-пальчик (Репка тоже вначале была маленькой, обоих объединяет земля: Репка в земле растет, Мальчик-с-пальчик помогал отцу пахать землю).
Кто больше?
Найдите как можно больше предметов, которые одновременно являются: легкими, мягкими и черными; тяжелыми, твердыми и белыми.
Составьте предложение
Нужно составить как можно больше предложений из слов, названий сказочных персонажей, предметов из разных сказок. Например: Золушка, невод, золотое яблочко. Вариант ответа: «Забросила Золушка невод и вытянула золотое яблочко».
Придумайте название картине (открытке)
Детям предлагается рассмотреть незнакомую картину или открытку и придумать для нее название.
Поиск причин событий
Детям предлагается определить причины возникновения некоторых сказочных ситуаций. Например:
— Ослику Иа было смешно.
— Весь день Бармалей бегал по лесу.
— Золушка не смогла поехать на бал.
Список можно продолжать до бесконечности.
На что это похоже?
Ребенку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.
Примеры фигур: красный кружок, белая палочка, синий прямоугольник и т. д.
Такое задание можно выполнять очень долго. Главное — результат.
Невиданное животное, цветок, дерево, рыба и т. д.
Нарисовать свое животное (цветок, дерево, рыбу и т. д., никем не виданное. Назвать его.
Необычная ситуация
Дети придумывают варианты развития различных сказочных ситуаций. Например:
— Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха?А в замке у Людоеда?
— Как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах?
— К тебе прилетел Карлсон, что ты будешь делать?
— А если ты встретишь Маугли? И т. д.
Кто я?
Взрослый жестами, мимикой, звуками и т. п. изображает что-то а ребенок отгадывает. Например: чайник, поезд, часы и т. д.
Выберите одну из сказок и расскажите ее в новом варианте.
Необыкновенные сказки
Дети выбирают две картинки, на которых изображены различные предметы или написаны их названия (для дошкольников, умеющих читать или младших школьников, и придумывают словосочетания. Например, ребенок вытягивает две карточки: шоколад луна
Получаются такие словосочетания: шоколадная луна и лунный шоколад.
Взрослый может предложить детям выбрать одно из словосочетаний и придумать сказку. Например, «Шоколадная луна»: «Однажды на небе я увидел большую шоколадную луну. На ней были ореховые горы, изюмные леса, молочные реки. Очень вкусная луна. А еще туда возят детей на экскурсию на ковре-самолете. Им дают маленькие лопатки, и они могут, когда им захочется, накопать себе шоколада с орехами или изюмом, или сливочной помадкой. Очень вкусная экскурсия получается».
Примеры словосочетаний:
— Диванное облако — облачный диван.
— Солнечный домик — домашнее солнце.
— Книжная музыка — музыкальная книга.
— Конфетный компьютер — компьютерная конфета.
Существительные могут быть разные, их сочетание бывает очень забавным, что вызывает эмоциональный подъем у детей.
Пять картинок
Каждому ребенку дается набор из пяти картинок. Взрослый просит детей рассмотреть картинки и придумать сказку, используя все картинки.
Варианты картинок:
— Лес, луна, Карлсон, домик, ежик.
— Море, солнце, медуза, корабль, кот Матроскин.
— Дерево, петух, муравей, воробей, кольцо.
Придумай сказочных героев на заданную букву
Дети выбирают карточку, на которой написана буква, и придумывают сказку или сказочного героя, которые начинаются с этой буквы. Например:
А — Айболит, Аленький цветочек;
Б — Бармалей, Баба Яга, Буратино;
В — Василиса Прекрасная, Волк, Водяной;
Г — Гадкий утенок;
Д — Дюймовочка, Домовенок;
Е — Емеля-дурак;
Е — «Еж и заяц»;
Ж — Женя из сказки «Цветик-семицветик»;
3 — Заяц-хваста, Змей Горыныч;
И — Иван-царевич, Иван-дурак;
К — Красная Шапочка и т. д.
Сказочные планеты
На полу лежат круги разного размера и разного цвета. Это сказочные планеты. Дети выбирают по одной планете и отвечают на вопросы:
— Как называется ваша планета?
— Какие деревья, цветы, необыкновенные существа на ней живут?
— Какая там погода?
— Какие сказочные герои могут там жить?
— Что еще интересного можно увидеть на этой планете?
— Веселые или грустные жители этой планеты? Почему?
После того как все дети расскажут о своих планетах, можете предложить им ответить на вопрос: «С жителями какой из планет они хотели бы подружиться?», а затем нарисовать жителей своих сказочных планет.
Источник
Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.
В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, — дивергентным мышлением.
Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.
Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.
В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности (подробнее об этом можно прочитать в статье «Одаренные дети: особенности психического развития»).
Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.
Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).
Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур
Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.
Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги
Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это — работа творческая, но главное задание звучит так: «Найди как можно больше аналогий с реальными предметами». Коллаж можно поворачивать как угодно.
Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов
Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.
Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.
Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.
Свет — яркий, ласковый, живой;
солнце — …
утро — …
лампа — …
костер — …
свеча — …
Темнота — закрытый, ночной;
ночь — …
вечер — …
пещера — …
Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец — паркет;
бревно — коробка;
облако — дверь;
кукла — снег.
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если …
«… дождь будет идти, не переставая.»
«… люди научатся летать, как птицы.»
«… собаки начнут разговаривать человеческим голосом.»
«… оживут все сказочные герои.»
«… из водопроводного крана польется апельсиновый сок.»
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.
Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:
Светофор, мальчик, санки.
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Следующий тип заданий: «Облака-загадки». Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая — злой.
Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).
Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора
Другие публикации по теме данной статьи:
— Тренинг развития фантазии и воображения
— Развивающие игры для детских праздников
Реальный критерий ума человека — это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве. Этот раздел сайта Games-for-Kids.ru создан специально в помощь тем родителям, которые задумываются о будущем своих детей и понимают важность развития у ребенка воображения и творческого мышления.
Видео — Букварь на YouTube
Источник