Задания на развитие словаря ребенка

Задания на развитие словаря ребенка thumbnail

ОБОГАЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. У учащихся с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости видов наблюдается более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, обнаруживающиеся на различных уровнях речевой деятельности.

Нарушение речи отрицательно влияет на всю психическую деятельность детей, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.

Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мысли.

Малый словарный запас не позволяет детям полноценно пользоваться речью как средствам общения. Неточное употребление слов, использование отдельных слов в несвойственной им обобщающей функции, незнание конкретного значения слов – вот специфические особенности словаря детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости.

Овладение словом – процесс продолжительный и сложный, значение слова в сознании ребенка постепенно изменяется в связи с его общим развитием, а также с развитием речи и мышления. В процессе различных видов деятельности происходит накопление словаря ребенка. Но словарный запас развивается не только за счет количественного увеличения, но и за счет качественного роста, то есть за счет развития семантических связей слова.

Изучением словаря учащихся занимались многие ученые: Е.И. Буцкова, Г.А.Каше, М.Е.Хватцев, З.А.Репина и другие. Во многих исследованиях словарная работа рассматривается как одно из ведущих направлений в развитии речи, причем подчеркивается, что пополнение слов разнообразными связями происходит в процессе общения и деятельности детей. В некоторых исследованиях содержатся рекомендации по формированию и обогащению словаря детей использованием таких приемов, как словесная инструкция, понятная ученику, сочетание ее с наглядным материалом и т.д. Но косность мыслительных процессов этих детей, затруднения в понимании услышанного не способствует адекватности восприятия.

Ежегодная диагностика показывает, что словарь детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости беден, ограничен, невыразителен, в нем страдают грамматическая, фонетическая, синтаксическая стороны речи. Дети испытывают серьезные затруднения при назывании детенышей животных, при построении синонимических и антонимических рядов, т.е. проблема развития словаря в этих классах стоит остро.

Словарная работа складывается из нескольких направлений, тесно связанных между собой.

1.Обогачение словаря – усвоение новых слов, которых дети не знали вообще, новых значений слов.

Выделяют следующие способы толкования слов: наглядный контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словоизменения.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.

2. Уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

3.Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Это направление считается наиболее важным, поэтому задача логопеда — помочь детям овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.

4. Устранение нелитературных слов, употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.

Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря

1.Пробор синонимов к слову.

2.Подбор антонимов к слову.

3.Нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов.

4.Объяснение значения слов.

5.Соотнесение слова с обобщающим понятием (огурец –овощ, груша –фрукт и т.д.)

6.Расширение объема обобщающего понятия. Например: «Яблоко –это фрукт. А какие еще вы знаете фрукты?»,Бежать- это быстро двигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначает движение людей или животных .»

7.Придумывание нескольких глаголов к слову – существительному. Например: дождь что делает? –капает, моросит, идет, шумит, льет и т.д.

8.Подбор определений к слову — существительному ( день какой может быть? – солнечный, ветреный, пасмурный и т.д.)

9.К названию животного подобрать название его детёнышей или название его жилища.

10.Подобрать родственные слова к слову (стол –столик, столовая)

11.К двум словам подобрать одно подходящее слово (мальчик, ручей –бежит; ветер, дождь- шумит)

12.Дать характеристику предмета или живого существа.

Упражнения по формированию словоизменения

1.Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.

2.Вставка в предложение пропущенных слов.

3.Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить , какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья . – Осенью с деревьях опали листья.

4.Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и вместо недостающего слова картинка. Следует закончить предложение, поставив название картинки в определенной форме.

5.Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже.

6.Игра в лото 2 и 5. На картинках изображено разное количество (2 или 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количество предметов ( 2 гриба или 5 грибов )

7. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций ( положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу…)

8.Употребление различных предложно – падежных конструкций при выполнении действий ( положи ручку в пенал, на пенал, под пенал…)

9.Составление предложений с предложно – падежными конструкциями по специально подобранным картинкам ( ложка в стакане, на стакане, под стаканом…)

10.Ответы на вопросы по картинкам.

11.Называние цвета различных предметов ( красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.)

.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

МАГАЗИН «Мебель»

Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку

Логопед предлагает ребёнку купить мебель в магазине и описать, его , не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.

«ОДИН — МНОГО»

Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.

Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.

«У меня один стул, а тебя много…..(стульев)»

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. дети должны угадать, какой предмет отсутствует. «нет стола, нет стула, кровати.»

«РАЗЛОЖИ ПО СВОИМ МЕСТАМ»

Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание.

Логопед обращает внимание на беспорядок, оставленный «непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по местам. «Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф, подушку — на кровать»

«ЧТО ОБЩЕГО? ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»

Цель: упражнять в сравнении двух предметов.

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.

«Этот стол большой, а этот маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.»

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Логопед предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает

«У стола нет ножки, шкаф без ручки»

» У НАС ПОРЯДОК»

Цель: упражнять в расширении словаря, а употреблении существительных с предлогами.

Логопед предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.

«Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать.»

КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые окончания.

1 ВАРИАНТ:

Взрослый называет родовое понятие слова, с обобщающим значением, дети – слова, относящие к данному роду, к конкретным значением.

Ведущий: мебель.

Дети: кровать, диван, стул, стол, и т.д.

Ведущий: рыбы.

Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т.д.

2 ВАРИАНТ:

Взрослый называет родовые понятия, а участники – обобщающее слово.

Ведущий: огурец, редис, картофель, и т.д.

Дети: овощи.

Ведущий: яблоко, груша, апельсин, и т.д.

За каждый правильный ответ ребёнок получает фант. Кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого больше фантов.

ИГРА «НАОБОРОТ»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.

Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

Добрый – злой вежливый – грубый

аккуратный – неряшливый трудолюбивый – ленивый

внимательный – рассеянный. и т.д.

вперёд – назад высоко – низко

узкий – широкий верх – низ

вправо – влево и т.д.

день – ночь друг – враг

храбрец трус и т.д.

Скажу я слово «ВЫСОКО»,

А ты ответишь ….. (низко).

Скажу я слово «ДАЛЕКО»,

А ты ответишь …… (близко)

Скажу тебе я слово «ТРУС»,

Ответишь ты ……..(храбрец).

Теперь «НАЧАЛО» я скажу,

Ну, отвечай……..(конец)!

ИГРА «СКАЖИ ПО — ДРУГОМУ»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка синонимами.

Подобрать к названому слову, близкое по значению

Хмурый -_______________ весёлый — _________________

Старый — _______________ большой — _________________

Трусливый — ____________ идти — _____________________

Бежать — _______________ разговаривать — _____________

Смеяться — _____________ плакать — __________________

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Цель: учить выде6лять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Определите, какое слово лишнее. Назовите это слово. Выигрывает тот, у кого меньше ошибочных ответов.

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Лимон, апельсин, репа.

Редис, помидор, горох.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Бежать, лететь, рисовать.

Гусь, гусыня, гусеница.

Боль, большой, больница.

Море, морщины, морской.

Горесть, угорать, гора.

Сосна, дерево, деревянный.

Учить, изучать, зубрить.

Лес, лесник, лестница.

Радостный, весёлый, хмурый.

Деревянный, глиняный, прочный.

Радость, грусть, боль.

Смелый, храбрый, трусливый.

Понедельник, среда, осень.

Лето, весна, воскресенье.

Книга, ученик, школьник.

Вверх, вниз, направо.

Ишак, индюк, гусь.

Квакать, кукарекать, говорить.

Перечисленные выше упражнения и игры использую на занятиях, построенных по тематическому принципу. Это позволяет детям отрабатывать лексический материал, упражняться в высказываниях на одну и ту же тему, что также способствует обогащению и активизации словаря.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты для уроков чтения, речь учителя

Источник

Оля Каширская
Формирование словарного запаса у детей 5–6 лет с помощью различных игр и упражнений

Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной продолжать тему для самообразования «Развитие словарного запаса с помощью игр и упражнений у детей дошкольного возраста»

Целью работы над данной темой является:

• повышение теоретического и практического уровня, компетентности.

• систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

• изучить методическую литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

• разработать перспективный план.

• выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;

• определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

• систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

• представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.

В результате работы над темой предусмотрены такие формы отчетности:

• картотека дидактических игр, упражнений по развитию словарного запаса у дошкольников;

• памятка для родителей по работе над развитием речи у детей;

• занятие по развитию речи;

Деятельность по реализации темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

совершенствование образовательного процесса;

активизация речевой деятельности дошкольников;

улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

Октябрь- ноябрь.

1.«Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты:

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры.

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: — Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: — Фрукты; Дети: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: — Ягоды; Дети: — Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: — Деревья; Дети: — Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

Дикие и домашние животные.

«Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади– жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию. (Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.) Сторожит, грызет, лает? — …. Хрюкает, роет? — …. Ржет, бегает, скачет? — …. Мяукает, лакает, царапается? — ….

Мычит, жуёт, ходит? — …. (Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Игра «Чей, чья, чье?»

Цель:: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

След (чей) – лисий, волчий …. Уши (чьи) – лисьи, волчьи, заячьи, медвежьи. Голова (чья) – лисья, волчья, заячья, медвежья.

«Какой? Какая?»

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой) — злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.

Лиса (Какая) — хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой) — трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (Какая)запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

«Подбери словечко»

Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает)(спит, переваливается, косолапит, охотится).

Волк (что делает)(воет, убегает, догоняет, высматривает).

Лиса (что делает)(выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает).

Заяц (что делает… (прыгает, прячется, грызет).

«Один — много»

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;

Медведь – медведи – много медведей; волк – волки — много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

«Один-три-пять»

Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;

Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

«Что делает?»

Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.

Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово — действие и заканчиваете предложение.

Белка:

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает) — прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)

3. Белка с удовольствием орешки (грызет)

Медведь:

1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)

2. В зимнее время медведь… (спит)

3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)

Волк:

1. Волк за зайцем (охотится).

2. Волчица о волчатах (заботится) и т. д.

«Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Воспитатель: Дети:

• Летают — птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

• Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

• Ползают: змеи, гусеницы, черви.

• Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

Игра «Я собрал в огороде…»

В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним.

Посуда.

Игра «Магазин»

Дети «приходят в магазин и покупают» посуду, объясняя ее назначение.

Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп. И т. Д

Игра «Где живут продукты?»

Воспитатель объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живет в… (сахарнице). Соль живет в… (солонке).

Сухари живут в… (сухарнице). Масло живет в… (масленке).

Перец живет в… (перечнице). Чай живет в… (чайнике).

Кофе живет в…. (кофейнике). Селедка живет в. (селедочнице).

Конфеты живут в. (конфетнице). Салат живет в. (салатнице).

Игра «Чего не хватает?»

Воспитатель показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает:

«Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика).

Игра «Из чего сделана посуда?» (с мячом)

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, Дети – прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан.

Например:

Вилка из металла – металлическая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева – деревянная

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

Декабрь- февраль

«Мебель»

«Из чего сделана?»

Мебель из дерева (какая) – деревянная

Мебель из стекла (какая) – стеклянная

Мебель из металла (какая) – металлическая

Мебель из пластмассы (какая) – пластмассовая

«Для чего, для кого предназначена мебель?»

Стол, за которым обедают (какой) – Обеденный стол

Стол, за которым пишут (какой) – Письменный стол

Стол, на котором стоит компьютер (какой) – Компьютерный стол

Стол, на котором лежат журналы (какой) – Журнальный стол

Шкаф для книг (какой) – Книжный шкаф

Шкаф для белья (какой) – Бельевой шкаф

Шкаф для одежды (какой) – Одежный шкаф

Мебель для детей (какая) – Детская мебель

«Назови части мебели»

Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.

Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница

Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки

Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.

Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.

«Подумай и ответь»

У какой мебели есть ножки? – Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана

«Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например

(Прилагательные)

• Голубой, красный, деревянный, спелый.

• Храбрый,звонкий, смелый, отважный.

• Крепкий, прочный, надежный, далекий.

(Существительные)

• Кабачок, огурец, лимон.

• Пасмурно, ненастно, снег.

• Осень, лето, суббота, зима.

• Понедельник, вторник, декабрь, воскресенье.

• День, ночь, утро, весна.

• Саша, Оля Ивановы Ира, Настя.

• Лошадь, корова, олень, баран.

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. бросая мяч кому-либо из детей, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — тканью, ботинки — кожей,

дом — кирпичом.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»(воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»(дом, пень, дуб, человек, ботинок, стол);

«свежая»(булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»(молоко, мясо, варенье);

«Какой, какая, какое?» (Образование качественных прилагательных)

На улице мороз. День какой? (Морозный)

У страшилы много ума. Значит, он какой (Умный)

Коту лень ловить мышей. Значит,кот какой (Ленивый)

Весь день идет дождь. Значит, день какой (дождливый)

Книга вызывает интерес. Значит,она какая (интересная)

На куртке грязь. Значит,она какая? (Грязная)

У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)

В яблоке червяк. Значит, оно какое (Червивое)

Профессии

«Назови профессию»

Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».

Например: ткач – ткачиха, повар – повариха, певец – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен – спортсменка, портной – портниха, продавец – продавщица, актер – актриса и т. д.

«Угадай мою профессию»

Цель: познакомить детей с атрибутами различных профессий.

Ребёнок отбирает на столе у педагога предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек этой профессии.

игра «Кто, чем управляет»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Материал: иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч. Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте. Чем управляет: машинист — … водитель — … мотоциклист — … шофер — … велосипедист — … летчик — … капитан — ….

Март- май.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч воспитателю. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.

Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.

Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.

Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

Игра «Какие игрушки?» (образование сложных прилагательных)

Кукла с длинными волосами – длинноволосая.

Клоун с рыжими волосами – рыжеволосый.

Буратино с длинным носом – длинноносый.

Велосипед с двумя колесами – двухколесный.

Машина с четырьмя колесами – четырехколесная.

Лошадь с белой гривой – белогривая.

Карандаши разных цветов – разноцветные.

Птица с сизыми крыльями – сизокрылая.

Заяц с длинными ушами – длинноухий.

«Вкусная игра»(Образование относительных прилагательных)

Из яблока варенье –Яблочное варенье

Из яблока пирог – яблочный пирог

Конфета –яблочная конфета

Из сливы варенье –Сливовое варенье

Пирог из сливы — сливовый пирог

Конфета из сливы – сливовая конфета

Малина, груша, абрикос, вишня.

«Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю, а воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, стол. дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец.

Источник