Задания на развитие личности ребенка
ГБОУ Белокатайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Выступление на методическом объединении классных руководителей школы — интернат на тему «Тренинговые игры и упражнения направленные на развитие личности школьника»
Доклад подготовила: педагог-психолог Итаева Л.Р.
2015 г.
Тренинг – это комплекс групповых методов, применяющийся в процессе воздействия на личность. Его компонент – это влияние коллектива на человека.
Тренинг – это своеобразная форма работы с потенциалами, правилами и ограничениями, в результате которых человеку присваиваются новые навыки и возможности.
Тренинговые занятия представляют собой мероприятие для всего класса, происходящее 1 раз в неделю, в условиях низкой психологической безопасности. По длительности и обязательности занятия схожи с обыкновенным уроком, а их целью является обучение школьника
Существует довольно много вариантов проведения тренингов для школьников. Из них можно выделить следующие методы: групповая дискуссия, игровые методы, психогимнастические упражнения. Все мероприятия проходят в виде бесед, игр, релаксаций, упражнений по арт-терапии и групповых работ.
Существует и такой вариант проведения тренинга, как сказкотерапия. Это подходит не только детям начальных классов, но и учащимся по старше. Подобные занятия помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать отклонения в поведении, легко усваивать информацию.
Наибольшей популярностью пользуются тренинги в виде игр, для детей младшего возраста игровая деятельность является основным информативным источником. Игры увлекают ребенка, и способствуют лучшему раскрепощению его интеллекта, поэтому данная форма тренинга является самой приоритетной. Если подобное мероприятие проводится во время урока, то это должно проходить систематически, и тогда дети будут усваивать больше материала…
Детям нравятся занятия, в которых используются всевозможные игры с пальцами и на пальцах. В качестве примера можно рассмотреть игру «Воробей», которая предполагает участие пяти человек. Суть игры: по сигналу ведущего, дети, растопыренными пальцами пытаются захватить пальцы соседа и притянуть к себе. Побеждает тот, кто ближе всего притянет своего соседа ближе всего….
Хорошей эффективностью обладают занятия по арт-терапии. Их можно проводить, как в коллективе, так и с каждым ребенком отдельно. Целью подобных тренингов является снятие психологического напряжения, избавление от страхов, формирование коммуникативных навыков. Занятия следует проводить не менее 1 раза в неделю. Их длительность должна быть от 40 до 80 минут, а весь курс – от 1 до 3 месяцев. Основная суть занятия – предоставить ребенку абсолютную свободу самовыражения. Одной из разновидностей арт-терапии является музыкотерапия. По просьбе психолога дети представляют под музыку определенные образы, танцуют и поют. Для таких занятий понадобятся только музыкальные записи и устройство их воспроизведения.
По стадиям отдельного тренингового занятия, на которых уместно применять упражнение.
1. Упражнения – «разминки». Как правило, эти упражнения короткие, несложные, создающие положительный эмоциональный фон и позволяющие задействовать всех участников.
2. Упражнения, применяемые на основной части занятия. Они направлены собственно на решение тренинговых задач.
3. Завершающие упражнения. Как правило, они включают в себя элементы получения обратной связи по прошедшему занятию.
Исходя из этого, необходимо отметить, что тренинг является одним из самых значимых инструментов в деятельности школьных психологов. В особенности, данное мероприятие помогает в работе с теми детьми, у которых ярко выражена агрессия, гиперсоциализация, негативизм, беспокойность. Существует немало видов, форм и вариантов проведения тренинговых занятий.
Необходимо, чтобы уровень тренинга соответствовал возрастной категории учащихся. Например, занятия, построенные в виде игрового процесса, в основном рассчитаны на тех детей, возраст которых не превышает 10 лет, а беседы – на детей от 10 до 12 лет.
Психологические упражнения для тренингов. Коррекционные упражнения:
Игра «Колпак мой треугольный»
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с меня, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Упражнение «Добрый и злой мячик»
При работе с агрессивными детьми, а в ряде случаев и с подростками можно активно использовать упражнение «Добрый и злой мячик». Оно очень простое и направлено на рефлексию агрессивных детей.
Ребенку дают мяч (например, теннисный), просят со всей силы ударить мяч об стенку и поймать его. Мяч отлетает и бьет ребенка. Затем ребенка просят кинуть мяч ласково. Мяч прилетает обратно прямо в руки.
Во время игры с ребенком проводится беседа о том, почему в первый раз мячик был «злым», а во второй – «добрым». Ребенок сам должен сделать вывод о том, что как кинешь мячик, таким он и вернется. Этот вывод надо помочь ребенку перенести и на социальные ситуации общения: «Как относишься к людям, так и они в ответ относятся к тебе».
Упражнение «Найди и промолчи!»
Обратитесь к детям: «Посмотрите, какой у меня красивый карандаш (можете взять яркую коробочку, кубик, мячик, игрушку – главное, чтобы предмет был небольшим). Закройте глаза или отвернитесь, а я его спрячу и хотя положу на видное место и не буду ничем закрывать, отыскать вам карандаш будет нелегко. Не подсматривайте!» Пока дети закрывают глаза, становятся к вам спиной, делайте вид, что по всей комнате ищете место, куда бы спрятать карандаш. Сами же украдкой сунете его, например, в нагрудный карманчик своего платья так, чтобы кончик карандаша выглядывал оттуда. Попросите детей открыть глаза, походить по комнате, поискать предмет.
Обратитесь к детям: Но перед этим сообщите им еще одно важное условие игры, которое необходимо выполнить: тот, кто заметит спрятанный карандаш, не должен показать вида, а тихонько отойти в сторону, сесть на место. Через 2-3 мин. закончите игру и попросите ребят показать, где был спрятан предмет. Выигрывает тот, кто первым отыскал карандаш и сумел сдержать себя до конца игры. Возьмите другой предмет, выберите для него иное укромное местечко и поиграйте в «Найди и промолчи» еще раз.
Эта незамысловатая игра поможет успокоить самых неугомонных детей. Она развивает наблюдательность, силу воли, тормозные реакции
Упражнение «Колодец обид»
У каждого из вас есть какие-то обиды друг на друга. Напишите их на листочке и скомкайте его. Бросьте свои обиды в «колодец». Встаньте на стулья (их меньше, чем детей) поддерживая друг друга и посмотрите на свои обиды сверху. Это поможет вам забыть о них.
Игра «Клоуны ругаются»
Цель: снятие вербальной агрессии.
Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами».
Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.
Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
Упражнение «Ящик с обидками»
Цель: посредством активных действий выплеснуть негативные переживания.
Материалы: картонный ящик и газета.
Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику. Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.
Упражнение «Замри!»
Цель: преодоление двигательного автоматизма при гипер- и гипоактивности.
Дети прыгают в такт музыке Д. Кабалевского «Клоуны» (ноги в стороны – вместе), сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.
Коммуникативные упражнения:
Игра «Салки-обнималки»
Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.
Рукопожатие
Это упражнение способствует улучшению координации движений и учит игроков доверять друг другу (10 минут).
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
Партнёрами становятся те участники, которые хотели бы лучше познакомиться.
Оба игрока встают друг перед другом так, что за каждым остаётся по 2-3 м свободного пространства.
Они обмениваются рукопожатием и, пристально глядя в глаза друг другу, продолжают стоять на месте.
Затем все участники закрывают глаза.
По сигналу «Марш» партнёры разжимают руки и начинают медленно и осторожно пятиться назад на 2-3 м. При этом руки должны оставаться в том же положении, в котором были при рукопожатии.
После этого один из партнёров говорит: «Иди ко мне». Тогда оба игрока начинают двигаться к исходной точке и, не открывая глаз, пытаются вновь пожать руку партнёра. Затем можно открыть глаза и кратко обсудить результаты упражнения.
Игра «Путаница»
Цель: Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия. Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно не рядом. Задача — не разнимая рук, распутаться в новый круг.
Игра «Рисунок на спине»
Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Так, например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок) превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок).
Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.
Ладони колени
Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую – на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).
Когда устоится ритм хлопков, можно усложнить упражнение – два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков
Упражнение «Связующая нить»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми. Диагностика коммуникативных навыков.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Развивающие упражнения
Игра «Подбери такое же по цвету»
Назвать цвета предполагаемых объектов и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление описательных загадок, которые подходят под разные объекты. Например: белый, как снег, как простыня, как молоко, как халат доктора…
Трава зеленая, как… (изумруд)
Лепестки ромашки белые, как…
Лютик желтый, как…
Ягода алая, как…
Небо голубое, как…
Ель темно-зеленая, как…
Листочки березы нежно-салатовые, как…
Ствол дерева темно-коричневый, как…
Василек ярко-синий, как…
Песок желтый, как…
Белочка рыжая, как…
«Хлопки» Цель: Разрядка, концентрация внимания. Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков.
Упражнение «Строй».
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.)
«Дракон» Цель: Разрядка, сплочение. Все участники встают в цепочку. Первый — «голова дракона», последний — «хвост». Голова должна поймать хвост. Безопасное помещение.
«Фруктовая корзина» Цель: Разрядка. Участники сидят в кругу, ведущий -в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим.
Игра «Говори!»
Взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь, потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:
«Какие времена года вы знаете?» … «Говори!»
«Какой сегодня день недели?» … «Говори!»
«Какого цвета платье у Маши?» … «Говори!»
«Какого цвета столы в комнате?» … «Говори!»
Упражнение «Час тишины» и «Час можно»
Цель: дать возможность детям сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять их поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
«Ужасно-прекрасный рисунок» Цель: Стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии. Участникам раздается по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается.
Тренинг – это важный способ научиться понимать детей и развивать в них что-то новое. Важно понимать, что при работе со школьниками, психологи подбирают занятия в зависимости от того, что конкретно нужно развивать на данном этапе.
Список использованных источников
https://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/12/igry-sposobstvuyushchie-sotsialno-lichnostnomu
https://www.eti-deti.ru/grup/434.html
https://megaobuchalka.ru/8/36681.html
Источник
Хочу поделиться с вами групповой развивающей программой для детей от 10-12 лет. Авторы программы Татьяна Мазуренко и Анна Волосенко. Программа направлена на развитие самостоятельности, ответственности и инициативности у детей. В предлагаемом практическом материале упражнения для младших подростков состоят из нескольких модулей: «Принадлежность к группе», «Личностные качества», «Самопознание», «Развитие креативного мышления».
Данная программа полезна, на мой взгляд, как для психологов, работающих с детьми, так и педагогов учебных заведений. Ее можно включить во внеурочные занятия по программе ФГОС на развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий.
Игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»
Цель: поощрить поиски путей к сотрудничеству.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сядьте, пожалуйста, все в круг. По-моему сигналу нужно встать и показать движением свое хорошее настроение. Понравилась вам игра? Что вы сейчас чувствуете?
Упражнение «Знаки поведения»
Цель: формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения.
Инвентарь: чистый лист формата А4, цветные карандаши и ластик.
Инструкция. Рассчитайтесь на 1–2, возьмите листы бумаги и цветные карандаши и сядьте за стол парами. Я покажу вам дорожный знак, который регулирует правила поведения на дороге (этот знак можно сделать самостоятельно или принести готовый). Подумайте, для чего необходим этот знак? Какие правила поведения на дороге он регулирует? Правильно, правила безопасности на дороге. Для чего нам нужно придерживаться определенных правил поведения в обществе людей? (Ответы детей.) А теперь ваша задача: в парах в течение 5 минут придумать по одному правилу разрешенного и запрещенного характера. Например: нужно внимательно слушать друг друга, нельзя перебивать того, кто говорит (Обсуждение правил поведения).
Теперь каждая пара будет называть свои правила, и если остальных участников эти правила устраивают, они поднимают руку. (Важный момент этого задания — так участники учатся принимать решения самостоятельно.) Выбранные правила я записываю на доске. А для того чтобы нам легче было их придерживаться на наших занятиях, предлагаю вам нарисовать их — сделать «Знаки поведения» наподобие дорожных знаков.
Информация для ведущего. После того как правила поведения выработаны, нужно создать условия, чтобы участники стали следовать им в процессе занятий.
Ключ к приобретению этого навыка — оказывать поддержку тем детям, которые соблюдают правила.
Например: «Спасибо, ты внимательно слушал, не перебивал говорящего».
Анализ упражнения
— Какое правило понравилось больше всего?
— Есть ли такие правила, которые важны для каждого в группе?
— В каких жизненных ситуациях необходимо использовать наши правила поведения?
— Могут ли правила быть нашими помощниками?
— Чему вы научились?
— Какие правила будете использовать?
Упражнение «Я рад с тобой общаться»
Цель: развитие навыков сотрудничества
Инструкция. Вам нужно протянуть руку стоящему рядом с вами участнику со словами: «Я рад с тобой общаться. А тот в свою очередь протягивает руку следующему участнику с этими же словами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют круг.
Анализ упражнения
— Помогает ли это упражнение быть дружнее?
Упражнение «Настроение группы»
Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся.
Инвентарь: большой бумажный круг, однотонные цветные стикеры разного цвета, по 2 на каждого участника.
Инструкция. Подумайте, на какой цвет сейчас похоже ваше настроение. Возьмите стикер подходящего цвета и наклейте его в круг.
Упражнение «Мое качество»
Цель: развитие навыков сотрудничества, обучение умению выражать свои мысли.
Инвентарь: мягкая игрушка.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Нам нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся — веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и так по кругу. Всем понятно? Начинаем игру.
Анализ упражнения
— Как вы думаете, что дает это упражнение?
— Можно ли сказать, что это упражнение раскрывает качества характера?
— Что нового вы узнали о себе?
— Что нового вы узнали о других?
Упражнение «Портрет»
(Модификация игры В. Родионова, М. Ступницкой)
Цель: расширение знаний о личностных качествах; формирование личностной и коммуникативной рефлексии, направленной на осознание детьми своих качеств.
Инвентарь: текст с незаконченными предложениями, стикеры.
Информация для ведущего. В начале этого блока с участниками проводится беседа для уточнения имеющихся у них представлений о личных качествах: инициативности, самостоятельности, ответственности. Беседа способствует обобщению знаний и понятий, формирует новые знания.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, за парты. Сегодня мы поговорим о личностных качествах человека: инициативности, самостоятельности, ответственности. Как вы думаете, что означают эти качества? Зачем они нужны человеку? В каких действиях могут проявиться? Что можно сделать, чтобы стать самостоятельным, ответственным? (Дети отвечают.) Хорошо. Теперь на листочках, которые вы получили, вам надо сформулировать свои представления об этих качествах. На выполнение работы дается 5–8 минут.
Инициативность — это…
Ответственность — это…
Самостоятельность — это…
Например:
Инициативность — это когда человек сможет что-то сделать сам, без помощи других: помочь по дому, в классе.
Ответственность — это когда ты сам, без посторонней помощи, выполняешь свои задания.
Самостоятельность — это умение сделать что-то своими силами, самому.
Когда дети выполнят это задание, им дается следующая инструкция: — Внимательно посмотрите на ваши листочки, на них наклеены стикеры. Вам нужно объединиться в команды по сходству стикеров. Затем каждая команда должна составить и нарисовать своеобразный «Портрет» человека, который самостоятельно принимает важные для него решения. При рисовании нужно придерживаться следующих правил:
- на портрете должны быть изображены черты внешности всех участников группы;
- при написании характеристики нужно использовать качества характера всех участников команды (например, у Ани позаимствовать терпение).
После того как команды нарисуют портрет, каждая по очереди его представляет и закрепляет на доске. Ведущий предлагает участникам перечислить качества, присущие самостоятельному ученику и записать их на доске.
Вопросы для обсуждения
- Как вы отбирали качества?
- Легко ли было договориться друг с другом?
- Узнали ли вы в себе новые качества?
- А какое из перечисленных качеств вы бы хотели иметь?
Информация для ведущего. В данной программе рисование рассматривается нами не как способ развития художественных способностей, а как средство для выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.
Рисование «Я самостоятельный человек»
Цель: расширение представлений о личностных качествах.
Инвентарь: альбомные листы, цветные карандаши.
Инструкция. Возьмите листы бумаги, цветные карандаши и сделайте рисунок под названием «Я — самостоятельный человек». Под рисунком напишите, в каких жизненных ситуациях проявляется ваша самостоятельность.
Анализ упражнения
— Трудно ли было рисовать свою самостоятельность?
— Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?
Информация для ведущего. Данный этап необходим, чтобы дети понимали, какого именно поведения ожидают от них взрослые. Например, в чем конкретно может проявиться самостоятельность и что сам ребенок может сделать для того, чтобы стать самостоятельным. Кроме того, уяснив критерии самостоятельного поведения, дети учатся оценивать не личность товарища, а проявления данного качества в повседневном общении.
Упражнение «Мои успехи»
Цель: создание дружелюбного отношения друг к другу, расширение знаний об участниках игры, повышение самооценки.
Инструкция. В середине круга у нас стоит стул. Вам нужно по очереди встать на стул и рассказать о своих успехах. Группа в это время аплодирует участнику, который находится на стуле.
Анализ упражнения
— Что вы чувствовали, когда были в центре круга?
— Трудно ли было рассказывать о своих успехах?
Упражнение «Из чего же сделан я»
(Модификация упражнения М. Кипниса)
Цель: освоить навыки самопрезентации с помощью ассоциативного мышления.
Инвентарь: пластилин, клубки ниток, вата, фольга, цветная бумага, карандаши, мелкие морские камушки, кусок прозрачного полиэтилена, проволока.
Ведущий предлагает детям послушать стихотворение «Из чего же сделан Я?»
Инструкция. Из чего же сделаны наши девочки и мальчики? Сейчас мы с вами узнаем, из чего сделаны мы. Посмотрите на разложенные на столе материалы. Скажите, как используют эти предметы? Для чего? А с какими качествами характера можно их сравнить? Например, если человек добрый, на какой из этих предметов похожа его доброта? Подумайте, какими положительными качествами вы обладаете, и выберите для себя 2–3 предмета, которые могут рассказать о вас. Затем расскажите об этом нам.
Анализ упражнения
— Трудно ли было выбирать предметы?
Упражнение «Разные способы запоминания информации»
Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.
Инвентарь: магнитофон, запись с детскими сказками или рассказами (желательно небольшого объема); цветные карточки с вопросами и ответами (например: загадки, знакомые детям стихи, таблица умножения и т.д.).
Инструкция. Сядьте за парты и послушайте текст (4–5 минут).
А теперь ответьте на вопросы:
— Кто хорошо запомнил текст и может его пересказать?
— Кто испытывает затруднения в воспроизведении материала?
Ребята, кто запомнил текст и смог его пересказать, легко запоминает информацию на слух. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.
Упражнение «Представь слово»
(Модификация упражнения Ч. Фуллер)
Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.
Инструкция. Сейчас мы будем записывать слова необычным способом: водя пальцем в воздухе и проговаривая каждую букву, которую пишем. Приготовились, записываем слово «сыр». Теперь прочитаем слово вслух, представляя себе его написанным в воздухе. А сейчас мы запишем слово «сыр» на листке, проговаривая каждую написанную букву. Закройте глаза и попытайтесь «увидеть» или нарисовать в уме правильное написание слова.
Информация для ведущего. Предложить участникам для запоминания не менее 10 слов. После выполнения задания обратить внимание тех, кто запомнил наибольшее количество слов, на их индивидуальный стиль запоминания информации.
Анализ упражнения
— Кто запомнил наибольшее количество слов?
— Те, кто запомнил много слов, может легко запоминать информацию, когда ее записывает. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.
Упражнение «Найди различия»
(Модификация упражнения Ч. Фуллер)
Цель: развитие навыков запоминания информации в кинестетической модальности.
Инвентарь: разнообразные предметы (несколько воздушных шаров и один пластилиновый шар, несколько цветных карандашей и одна ручка и др.).
Инструкция.
- Я сейчас положу несколько предметов на стол. Ваша задача — сказать, какой из этих предметов отличается от других.
- Теперь я наполняю три стакана водой (в каждом стакане — разное количество жидкости), ваша задача — сказать, в каком стакане воды больше.
- Перед вами в коробке лежат предметы. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать предметы, лежащие в коробке, и сказать, чем эти предметы похожи, чем отличаются. Какой предмет из них самый большой.
Анализ упражнения
— Легко ли было выполнять задания?
— Кому удалось заметить большое количество отличий?
Упражнение «Информированные карточки»
(Модификация упражнения Ч.Фуллер)
Цель: развитие навыков запоминания информации в зрительной модальности.
Инвентарь: географическая карта для каждого участника, карточки размером 7х7 см.
Информация для ведущего. Можно проводить такую игру по любому предмету: вопрос на одной стороне, ответ на другой.
Инструкция. Возьмите географические карты, карточки, цветные карандаши. Ваша задача: на одной стороне карточки написать название государства, а на другой стороне — столицу этого государства. Затем я перемешаю карточки и накрою листом бумаги. Вы по очереди будете доставать карточки и, читая название государства, вспоминать его столицу. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных ответов. Ребята, этот метод вы можете использовать для множества целей: записать что-то в классе, выделить основные моменты при подготовке к контрольной работе. Карточки удобны, их можно положить в карман.
Анализ упражнения
— Интересно ли было выполнять задания?
— Понравилась ли эта игра?
— Что нового вы для себя узнали?
— Что будете использовать?
Упражнение «Учимся планировать свою неделю»
Цель: формировать умение планировать свою неделю.
Инвентарь: листы А4 с подготовленной хронокартой, часы.
Инструкция. Дети сидят за столами, у каждого на столе лежат часы. Ведущий предлагает придумать ассоциации к слову время и на доске фиксирует предложения детей. Дети с ведущим обобщают сказанное: в сутках 24 часа и всё надо успеть. Ведущий предлагает участникам заполнить хронокарту, чтобы научиться управлять своим временем. Для этого следует провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. В этом может помощь хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности.
Вспомните, как вы проводите свое время, и заполните хронокарту за вчерашний день.
Вопросы для обсуждения
— На что ушло больше всего времени?
— На что времени не хватило?
— Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?
— Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение важного дела?
Участникам предлагается составить хронокарту на следующий день и руководствоваться составленным планом.
Упражнение «Учимся планировать свою неделю» — 2
Цель: формировать умение планировать свою неделю.
Вопросы для обсуждения
— Удалось ли выполнить намеченный накануне план?
Если да, то:
— Оцениваете ли этот день как более успешный?
— Можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени?
— Будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени?
Если нет, то:
— Что помешало вам организовать свой день согласно новому плану?
— Зависит ли это от вас?
— Что следует изменить в своем поведении, чтобы план стал реальностью?
Упражнение «Уверенное поведение»
Цель: развитие благоприятного психоэмоционального фона, расширение личного опыта.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Скажите, что такое уверенность, как вы понимаете значение этого слова? Кого вы можете назвать уверенным человеком? А кого неуверенным?
Теперь разделитесь на пары. Задание для каждой пары: придумайте сценку, где нужно показать походку человека с уверенным и неуверенным поведением.
После того как каждая пара выполнит задание, проводится обсуждение, что значит уверенное и неуверенное поведение.
Вопросы для обсуждения
— Как вы догадались, что это походка уверенного или неуверенного человека?
— Что вы чувствовали, когда были уверенным человеком?
— Что вы чувствовали, когда были неуверенным человеком?
— Как выглядит уверенный человек?
— Что понравилось больше: изображать уверенного или неуверенного человека? Почему?
Упражнение «Визитная карточка»
Цель: развитие навыков самопрезентации, развитие творческого мышления.
Инвентарь: визитные карточки героев Э. Успенского и И. Агрон, бумага, цветные карандаши.
Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый знакомит детей с визитными карточками героев.
— Скажите, пожалуйста, какую информацию несет такой текст?
— Чем отличается текст визитной карточки от других?
Задание 1 Составьте свою визитную карточку.
Схема:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Кто вы по профессии, занятиям.
3. Адрес.
4. Телефон.
Задание 2
1. Представьте себя… кем хотите.
2. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем занимаетесь и т.д.
Вопросы для обсуждения
— Понравилась ли игра?
— Легко ли было придумывать визитную карточку?
— Нравится ли тебе твоя визитная карточка?