Задания для творческое развитие ребенка

Задания для творческое развитие ребенка thumbnail

Нескучалка

12 заданий для школьников на развитие творческого мышления

5 января 2018
19 819 просмотров

Лиана Хазиахметова

На новогодних каникулах родителям сложно усадить школьников позаниматься. Дети хотят отвлечься от школы и проводить время интересно и необычно. Предлагаем 12 упражнений на творческое мышление из книги «Рисовый штурм». Попробуйте выполнить задания вместе с ребенком. Интересно, кто из вас быстрее справится? Думайте над каждым вопросом минимум две минуты и не спешите заглядывать в ответы, которые вы найдете в конце статьи.

Задание № 1

Разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. Подсказка: для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Есть несколько вариантов ответов.

Задание № 2

Кто изображен на картинке? Дайте два варианта ответа.

Задание № 3

Взгляните на картинку. Что вы видите? Этот рисунок с двойным смыслом, попробуйте абстрагироваться от первого образа и найти второе изображение.

Задание № 4

Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на рисунке. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного — только то, что лежит в них обычно.

Задание № 5

Что изображено на картинке?

Задание № 6

Как от шести спичек отнять три, чтобы получилось четыре?

Задание № 7

Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выложены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?

Задание № 8

Посмотрите на жука. Как посадить его внутрь коробки? На первый взгляд, кажется, что это невозможно. Не спешите, подумайте над ответом хотя бы одну-две минуты.

Задание № 9

Запишите все ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим рисунком.

Задание № 10

Какая линия на рисунке самая короткая?

Задание № 11

Вглядитесь в эти пятна. Что вы видите?

Задание № 12

На рисунке буквы А, П, Г находятся внутри круга, буквы Б, Э, С — снаружи. Как вы думаете, где расположатся остальные буквы алфавита? Будут ли они придерживаться какой-то закономерности?

Ответы

Задание № 1

Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов, сразу выясняется, что решений множество. Одно из них — разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.

Задание № 2

Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа — перед вами кролик; если нос слева — то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.

Задание № 3

На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки — это уши, нос — мордочка, ухо — задние лапки, а подбородок — хвостик.

Задание № 4

Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» — то это уже приближает к решению.

Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.

Задание № 5

Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы. Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное. Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.

Задание № 6

Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что такое четыре?» — и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу — вот вам и ответ (получится римская цифра 4 — IV).

Задание № 7

Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.

Переверните книгу вверх ногами — тогда все будет правильно.

Задание № 8

В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.

Задание № 9

Варианты ответов: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!

Источник

Креативность

Творческое начало есть в каждом человеке. Оно помогает находить интересные нетривиальные решения, создавать новое, выявлять закономерности и несоответствия, реализовываться. Однако если креативность не развивать, со временем она угаснет.

Что это такое

Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи. В России этот термин прижился благодаря специалистам по маркетингу, которые подразумевали под ним возможность создавать оригинальные идей для продвижения товара. Позже иностранный термин закрепился в психологии и вошел в повсеместный обиход.

В широком смысле под креативностью понимается творческое начало, умение находить новые образы, идеи, нестандартно решать типовые задачи.

Параметры креативности

Определенные умения и особенности характера говорят о творческом потенциале человека. Решительность, сообразительность, умение рисковать, широкий кругозор – все эти качества свойственны креативному человеку.

К другим параметрам относят:

  • нестандартность, оригинальное решение задач;
  • способность выдавать много идей за короткий промежуток времени;
  • гибкость мышления и действий;
  • развитое образное представление;
  • использование метафор и ассоциаций;
  • внимательность – нахождение противоречий и необычных элементов;
  • придание абстрактным образам реальных форм.

Креативность и творчество: сходство и отличия

Большинство людей не видят существенного различия этих двух понятий. Однако, творчество – деятельность, процесс, относящиеся к искусству, эстетики.  Креативность  же больше направлена на утилитарное, практическое применение. Иностранный термин часто применяют в маркетинге, бизнесе, образовании. Эти качества личности могут, как дополнять друг друга, так и существовать независимо.

Читайте также:  Теория учение об интеллектуальном развитии ребенка

10 упражнений на развитие креативности

В каждом человеке присутствует творческое начало, но не каждый доволен его уровнем.  Существуют игры, задания, техники, упражнения для развития креативности.

Найди взаимосвязь

Это упражнение можно делать одному, в паре или в компании друзей. Для начала необходимо случайным образом выбрать 2 слова. Для этого нужно взять книгу, закрыть глаза и ткнуть пальцем в  2 слова. Затем нужно найти их взаимосвязь, и использовать в одном предложении. Задание можно усложнить, попробовав составить небольшой рассказ, используя 5 случайных слов.

6 шляп

Интересное упражнение для развития креативности и ухода от стандартных, обыденных решений. Этот способ позволяет разыграться фантазии и посмотреть на проблему с разных точек зрения.

Суть упражнения в разделении ролей. Озвучивается задача, которую нужно решить. Каждому одевается вымышленная шляпа определенного цвета. В зависимости от нее, обладатель должен найти ответ, согласно своей роли.

Цвет шляпыЧто символизируетКак действоватьзеленаятворчествопоиск оригинальных, нестандартных решенийбелаялогикаопираться на факты, имеющиеся данныежелтаяоптимизмс вдохновением и энтузиазмом искать решениечернаяпессимизмскептически относится к задачекраснаяэмоцииинтуитивный подходсиняяфилософияобъединить все предыдущие способы и сделать вывод

Если подходящей компании нет, упражнение можно выполнить самостоятельно, поочередно примеряю ту или иную шляпку. Этот подход помогает найти решение даже тогда, когда, кажется, что выхода уже нет.

Вымышленное животное

Часто техники для развития креативности напоминают детские игры и задания. Это неспроста, ведь люди с самого рождения наделены творческим потенциалом, который у большинства не реализован. Дети еще не привыкли мыслить шаблонно, поэтому действуют интуитивно, полагаются на  ощущения. Это врожденная способность у большинства взрослых стерлась.

Для ее «оживления» можно воспользоваться упражнением «вымышленные животные». Нужно вооружиться фломастерами и чистым альбомным листом. Далее необходимо изобразить несуществующего зверя, птичку или рыбку придумать название, и описать его.

50 вариантов

Задание заключается в том, чтобы придумать 50 нестандартных способов применения обычного предмета. Так, пустую консервную банку можно использовать:

  • для хранения продуктов;
  • в качестве меры объема;
  • для выращивания цветов;
  • как подслушивающее устройство;
  • для изготовления поделки.

Оригинальное название

Это задание хорошо выполнять в паре с ребенком. Придумайте новое название привычным вещам. Так, лимон может стать цитрусином, стол – обедником, а форточка – окнушкой. Не ограничивайте себя, проявите фантазию.

Письменные пятиминутки

Творческое мышление можно развить, выделяя ежедневно несколько минут для выполнения письменных заданий. Их можно придумывать самостоятельно, а можно взять из предложенного списка:

  • опишите свою любимую игрушку, используя примерно 100 слов;
  • придумайте рассказ о пустой бутылке;
  • напишите монолог от лица бабочки, которая недавно была гусеницей;
  • составьте список 15 причин для развития креативного мышления;
  • сочините рассказ, используя слова: «ветер», «книга», «небоскреб».
  • назовите 7 обстоятельств, из-за которых будет стыдно фотографу;
  • подготовьте инструкцию, как научить ребенка убирать за собой посуду.

Ряд ассоциаций

Выберите любой предмет в комнате и напишите к нему 5 прилагательных, например, окно: стеклянное, мокрое, белое, большое, соседнее. Затем добавьте еще 5 прилагательных, которые не подходят по смыслу, например, окно: шоколадное, горячее, громкое, быстрое, живое.  Сделать это будет труднее, чем первую часть задания, так как мозг привык думать шаблонно.

Рисунок обоими руками

Включить оба полушария в работу можно, используя простое упражнение. Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.

Не старайтесь сделать идеальную картинку, не зацикливайтесь на результате. Ваша задача сконцентрироваться на самом процессе, действии.

Расшифровка иероглифов

Представьте, что вам предоставили шанс расшифровать древние манускрипты. Найдите в интернете фрагменты египетских писем, всмотритесь в иероглифы, и постарайтесь их «прочитать».

Сундучок идей

Выделите место, в котором будете хранить записочки с интересными идеями. Фиксируйте то, что приходит в голову, даже, если это изначально кажется глупым и бессмысленным. Так, вы не только научитесь прислушиваться к идеям, которые вас озаряют, а потом испаряются бесследно, но и, возможно, сто-то притворите в жизнь.

Еще больше упражнений на развитие креативности смотрите в следующем видео.

Продолжительность 5:30 мин.

Креативные профессии

Творческий подход ценится во многих сферах деятельности: реклама, политика, наука, бизнес, искусство. Читая требования работодателя, часто можно встретить такой пункт, как креативность.

Современный бизнес и технологии не стоят на месте, постоянно растут и развиваются, поэтому и  сотрудники должны соответствовать быстрому темпу. Консервативный подход, особенно малого и среднего бизнеса, может привести предприятие к банкротству. Чтобы избежать этого, нужно идти в ногу со временем, быть на гребне волны, следить за меняющимися тенденциями. Для этого нужно соответствующее мобильное мышление. Конечно, не для каждой  ниши это актуально — для большинства.

Среди маркетологов креативность ценится на вес золота. Сейчас огромная конкуренция на рынке товаров и услуг, поэтому все хотят выделиться, показать свою индивидуальность. Хорошо с этой задачей справится креативный человек. Выгодная подача продукта, броский слоган, нестандартное применение товара способны увеличить продажи в разы.

Читайте также:  Консультация развитие творчества у ребенка

Статьи по теме:

Источник

Креативное развитие детей тоже должно происходить в этих четырех сферах жизнедеятельности.

Сфера жизнедеятельности «Люди»

Организующий развивающую среду в сфере жизнедеятельности «Люди» воспитатель формирует ребенка — исследователя в отношении со сверстниками и взрослыми, воспитывает способность варьировать свое поведение, творчески использовать опыт отношений.

В этой сфере можно предлагать детям такие творческие упражнения:

Творческое упражнение «Приветливые люди»

Прочитать детям пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают»

Объединить детей в пары и раздать им карточки с заданием, придумать небольшие сценки — диалоги между приветливым покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком  и т. п.

Творческое упражнение «Малыши-помощники»

Объединить детей в пары. Каждая пара должна придумать ситуацию в детском саду, в которой друзья помогают друг другу. Например: дети сажают деревья. Один копает ямку, второй — носит воду, третий — держит деревце, четвертый — заворачивает землю.

Творческое упражнение «Доброе слово»

Прочитать детям пословицу: «Доброе слово гнев останавливает».

Объединить детей в пары. Каждая пара должна придумать слова, которыми можно помирить, пожалеть, успокоить, поддержать. Например, успокоить ребенка, который упал и сильно ушибся; помирить двух друзей и т.д.

Творческое упражнение «Счастье и радость»

Прочитать детям пословицу: «Счастлив тот, кто в радости живет».

Объединить детей в группы и попросить каждую группу придумать правила счастья, чтобы всем детям в группе жилось радостно. Например: утром при встрече дети должны улыбнуться и сказать друг другу что-то хорошее, дети должны делиться друг с другом и т.д.

Все правила счастья записываются и остаются в группе.

Творческое упражнение «Молодые и старые»

Прочитать детям пословицу: «И старость не страшна, если молодые уважают».

Попросить детей придумать, за что старики могут уважать молодых, а молодые — старых. Например стариков можно уважать за мудрость, терпение, жизненный опыт. Молодых — можно уважать за заботу о старых, умение работать т.п.

Объединить детей у пары из двух друзей. В каждой паре один — молодой, другой — старый. Дети должны рассказать, за что они уважают друг друга. Например: дедушка — внук: В. – «Я уважаю тебя за то, что ты научил меня …»

Творческое упражнение «Четверо друзей»

Объединить детей в группы из 4-х человек. Попросить их придумать историю о том, как четверо друзей помогли кому-то в трудную минуту. Например, старушка не сможет прийти домой с тяжелыми сумками, старшие дети обидели маленького мальчика; девочка заблудилась в городе; дедушке нужно перейти дорогу, а он плохо видит подобное.

Творческое упражнение «Если нет единства»

Предложить детям рассказать, что может произойти с коллективом группы, в котором нет единства, чтобы:

— В группе нужно навести порядок;

— Дети не слушают воспитателя;

— В группе появилась новая, красивая игрушка, все хотят ней играть;

— У ребенка из группы день рождения;

— Нужно выполнить сложные задачи;

— В группу пришел новый ребенок;

— Совместная работа (в уголке природы, кулинария, уборка).

Творческое упражнение «Лебедь, рак и щука»

Воспитатель с детьми вспоминает содержание басни «Лебедь, рак и щука», дети объединяются в тройки, имитируют действия героев басни. Потом решают, как лучше договориться, чтобы всем было хорошо. Обсуждают подобные ситуации между детьми в группе, придумывают варианты их решения.

«Предметный мир»

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «О чем рассказали вещи?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов. Затем объединить детей в пары или небольшие группы и предложить им представить себя различными предметами, которые разговаривают между собой, а затем записать эти разговоры.

Второй вариант этого упражнения:

Предложить детям представить, о чем говорят вещи в их квартире в отсутствие хозяев. Можно объединить детей в группы и дать группам разные задачи. Например, разговор посуды, мебели в комнате, одежды в шкафу, игрушек в детской комнате и т.д..

Творческое упражнение «Наука бережливости»

Прочитать детям пословицу: «Жизнь не мука, если бережливость — наука»

Читайте также:  Казьмин дневник развития ребенка до 3 лет

Объединить детей в группы. Раздать некоторым группам новые вещи, а другим — вещи, которые послужили много лет и очень хорошо сохранены. Каждая группа должна перечислить преимущества жизни своих вещей.

Потом раздать детям разные поломанные, разорванные вещи. Дети должны пообщаться и решить, как и чем можно помочь этим вещам. После этого, с помощью воспитателя, дети приводят в порядок все эти вещи.

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое упражнение «Использование предметов»

Детям предлагается перечислить все возможные варианты использования данного предмета (стульчик, палка, книга, веревка и т.п.).

«Мир игры»

Творческие задания:

— Придумать новый сюжет сюжетно-ролевой игры

— Придумать можно больше предметов — заменителей в сюжетно-ролевой игре.

Вариант: в каких играх можно использовать как предмет-заменитель брусок, кубик, палочку и т.п.;

— Придумай новый вариант игры. Например: игра «Я — посудный шкаф» (в обруч прыгают дети и говорят: «Я — кастрюля», «Я — тарелка» и др.). Дети придумывают другие варианты, например: «Я — лес», «Я — спальная комната» и другие.

— Придумай игру: Придумать за пять минут любую игру, рассказать о ней, отвечая на вопрос:

Как называется игра?

Из чего она состоит?

Сколько людей принимает участие в игре?

Какую роль получают участники в игре?

Какие правила игры?

Чем заканчивается игра?

Как будут оценивать успехи участников игры?

«Мир искусства»

Творческое задание «Создаем книгу сами»

Детям предлагается стать писателями и художниками и создать книгу для детей младшей группы. Дети придумывают разные сказки и рассказы, иллюстрирующие их.

Творческое задание «Волшебный глаз»

Детям предлагают назвать жанр картины по ее деталям  или, рассматривая ее через различные проемы.

Творческое задание «Вижу — дорисовываю»

Детям предлагают домыслить мнение художника, закрывая пол-картины.

Творческое задание «Реставратор»

Детям предлагают рассмотреть две репродукции (на одной нет некоторых частей). Необходимо восстановить содержание репродукции.

Творческое задание «Подбери музыку, которая подходит к портрету»

Дети из предложенной музыки выбирают ту, которая подходит к портрету.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов — сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое задание «Подберем к натюрморту фон»

Детям предлагается составить натюрморт с различных предметов, подобрать к нему фон, при этом учитывать настроение картины, откуда падает свет, эстетическую ценность натюрморта.

Материал: вазы, букеты, предметы, различные подставки.

Творческое задание «Догадайся, что случилось?»

Детям предлагается внимательно посмотреть на картину, представляя развитие событий: случившихся, почему, зачем. Можно придумать, что произошло с героями картины потом.

Творческое задание «Экскурсовод»

Детям предлагается самостоятельно вести экскурсию в импровизированной картинной галерее, показать умение творчески рассказывать о картине, скульптуре, фотографии.

Сфера жизнедеятельности «Природа»

Большой простор для воспитания креативности у детей открывает сфера «Природа»: воспитатели проводят, организуют работу с детьми по экспериментированию с природными объектами, развивают рационализаторство в уходе за взрослыми и животными, способствуют развитию воображения и наблюдательности в загадочном мире природы. Советуем проводить с детьми такие творческие упражнения:

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

— Какой характер у той или иной птицы?

— С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

— Кто враги?

— О чем она поет?

— Из чего и как строит гнездышко?

— Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Лесные врачи»

Дети объединяются в две группы — «лесные врачи» и «лесные больные». «Лесные больные» по очереди рассказывают о своих болезнях. «Врачи» через некоторое время дают совет, как им помочь. Затем дети меняются ролями.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы — «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Творческое упражнение «Лесные журналисты»

Детям предлагается представить себя журналистами, исследовать жизнь любого животного (растения), составить рассказ о ней для детского журнала.

Творческое упражнение «И я сказал …»

Детям предлагается по-разному закончить предложение: «Я вышел на улицу, был дождь (солнце, ветер, жара и т.д.), и я сказал …»

Источник