Задания для развития речи у неговорящего ребенка
Переживаете, что ребенок никак не заговорит? Хотите заниматься дома, но не знаете с чего начать? Собираетесь обратиться к логопеду?
Когда ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет так и не начал говорить, без помощи логопеда не обойтись, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно. Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день находить время для заданий для запуска речи. Из этой статьи вы узнаете о самых интересных и эффективных упражнениях, которые понравятся и взрослым, и детям.
Как у детей возникает потребность говорить?
Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов. Для появления речи, необходимо, чтобы:
- ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
- общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
- взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
- ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.
Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.
Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.
Логопеды выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми.
1. Появление потребности в предмете
Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т.д. Ребенок желает получить его, тянет ручки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого.
Читайте также: Нейродинамическая Ритмопластика
2. Взрослый помощник
Для того чтобы обратиться к взрослому, малыши часто используют лепетные слова типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести название предмета.
3. Появляется слово
Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче, чтобы малыш понимал, как он произносится.
Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации. Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится.
Начинаем говорить, играя
Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.
Звуки и руки
Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.
Играем в мячик
Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.
«Будильник»
Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.
«Поезд»
Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.
«Кап-кап-кап»
Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.
«Пузыри»
Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.
«Говорящий мячик»
Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.
Читайте также: Ребенок начал говорить и перестал: 7 причин и что делать
«Чудесный шкафчик»
Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.
«Буль-буль»
Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».
«Шарик»
Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».
«Цап-цап»
Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.
Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.
Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!
Источник
Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.
Предусматривает:
Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам;
Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам,
Различение картинок животных, птиц и их детенышей, Понимание действий и признаков предметов;
Различение цвета, формы и величины предметов;
Выделение одной игрушки из нескольких;
Развитие конструктивного праксиса;
Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;
Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.
Занятие № 1. Лексическая тема «Семья».
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй в мячик с мальчиком» (подуть на бумажный мячик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Семья» Папа, мамочка и я — вместе дружная семья. Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы). Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о). Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать). Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Рассматривание сюжетной картинки «Семья». — Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын, дочь.) Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? ( мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ): Игра «Кто убежал?» (по картинкам членов семьи).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Угадай, кто говорит?» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: нарисуем маму.
Занятие № 2. Лексическая тема: «Домашние животные».
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: Все пальцы « скачут» по столу: По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки:
Цок-цок-цок, цок-цок-цок,
Скачет резвый табунок.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Кошка» Кошка очень любит молоко, она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения. Кошка молоко лакала, после ротик облизала (круговым движением языка облизать губы). Умылась кошка и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами). Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади, свиньи).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Назвать домашних животных — киса, авка (собака), конь. Игра «Помоги детенышу найти свою маму». Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): сложить разрезную картинку домашнего животного.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как голос подает?» В деревне живут разные домашние животные: лошадь ,собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д. (с игрушками) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Скотный двор».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: по картинкам животных и их детенышей. Логопед: покажи, кто большой, а кто маленький.
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: раскрашивание картинки «котенок».
Занятие № 3. Лексическая тема: «Дикие животные».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продает свои орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот) Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Побывали мы в лесу, повстречали там лису. У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами). А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так… ( кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: (Мишка, волк, лиса).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): «Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как играет?» Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет: ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о величине. (большая и маленькая белка).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.
Занятие № 4. Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Огород» Приглашаем народ (сделать руками жест к себе), Заходите в огород (развести руки в стороны перед собой), Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу), Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала), Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга), Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка). Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Репка» Вот репка (изобразить сердечко руками). Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот). Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та). Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот). Очень вкусно (почмокать губами). Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки логопедом).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.
Занятие № 5. Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Вышел зайчик погулять» Раз,два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши). Вышел зайчик погулять. (изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы — это ушки). Вдруг охотник выбегает, (указательный и средний пальцы «бегут» по столу как ножки), Прямо в зайчика стреляет! (кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить несколько «выстрелов»). Пиф-паф, ой-ой-ой. Убегает зайчик мой (указательный и средний пальцы скачут по столу).
2. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Были мы в лесу. Видели за елкой пробегали волки. Зарычал волчище — показал зубищи (длительно произносить звук (ы), рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором). А потом клыками: щелк, чтобы знали, кто здесь волк (пощелкать зубами). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка. Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле дышит, Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: После рассказывания логопедом сказки ответы на вопросы: Кто первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой? и т.д.(покажи).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние персонажей сказки по вопросу логопеда «Кто это?»
6. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Разбежались звери из теремка» (сдуть бумажных зверюшек из бумажного домика).
7. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА: строительство из кубиков или простого конструктора нового теремка для зверей.
8. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Помоги зверюшкам попасть в теремок». Мышка должна постучать вот так: ТУК-ТУК, зайчик — ТУК-ТУК-ТУК, лисичка- ТУК- тук- тук.( большими буквами — громко, маленькими- тихо). Угадай, кто стучит? (взрослый изображает как стучали звери).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование теремка.
Занятие № 6. Лексическая тема: «Игрушки».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Заводная машинка» Совсем не нужен ей водитель («крутить» в руках воображаемый руль). Ключом ее вы заведите (указательный палец левой руки – «ключик» — вставить в «замочек» — кулак правой руки — и сделать несколько поворотов). Колесики начнут крутиться (обеими руками изобразить колесики, сложив пальцы в виде колечек), Поставьте и она помчится: (положить на стол слегка выгнутые кверху ладони и двигать ими по столу). Би-би-би!
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй со щенком» (подуть на бумажный мячик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Игрушки» Таня с куклою играет. Кукла «мама» повторяет (по слогам, широко открывая рот, несколько раз произнести слово «мама»). Буратино улыбается, Даже если удивляется. А улыбка до ушей, Хоть завязочки пришей. (несколько раз широко улыбнуться). Вот воздушные шары. Шары большие, надувные. Вот такие… (надуть щеки и подержать их так несколько секунд). Стала Танечка играть, Куклам шарики кидать. Буратино шар поймал, Только носом шар порвал. (надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу). Шарик лопнул: «ой-ой-ой!» Стал совсем-совсем худой! (из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь). Посадила Таня Буратино на лошадку. Начал быстро он скакать, Его лошадь не догнать (цокать языком).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Поручение» (учить находить названную игрушку среди 2-3 игрушек (инструкции : покачай, покорми, дай…) Игрушки: собачка — кукла, Машина — собачка — кукла, лошадка — машина — собачка и др.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: побуждать ребенка к повторению звукоподражаний, относящихся к данным игрушкам (би-би, ав-ав, и-го-го и др).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): Игра «Чего не стало?» с этими игрушками.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Колокольчики» Большой колокольчик поет вот так: дон-дон, Маленький: динь-динь, Средний: динь-дон. Угадай, кто поет (перечислить). Или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Колокольчики».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Наоборот» (по 2 одинаковых игрушки, но разных размеров). Логопед: «Где пирамидка большая, а где маленькая? И т.д.
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование колокольчика (треугольник с палочкой).
Занятие № 7. Лексическая тема: «Транспорт».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Транспорт» — автобус, троллейбус, машина, трамвай. О них ты на улице не забывай. В морях корабли, ледоколы, суда. Они очень часто заходят сюда. (соединять с большим пальцем все остальные по очереди).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Помоги машинам разъехаться» (подуть на бумажные машинки, прикрепленные к нарисованной «улице»).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Какой бывает транспорт» Посмотрите: самолет отправляется в полет. Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит (прикусить широкий кончик языка и длительно произносить звук (л). Ну а это парашют. Вниз нас спустит в пять минут (высунуть изо рта широкий кончик языка в виде чаши и подуть на ватку на носу). По шоссе спешат машины, мотоциклы (подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель). По железной дороге мчаться поезда (высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а затем убрать его). Путь проделали большой и приехали домой.
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Рассматривание парных картинок» (учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним признакам — транспортные средства).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Учить называть транспортные средства: машина, автобус, поезд, лодка, трактор и др.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): Игра: на столе выставлены 2-4 игрушки транспортных средств. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются в общую с другими игрушками коробку. Ребенок по памяти ставит те игрушки, которые были выставлены на столе.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Транспорт» — Давай послушаем звуки разных машин: У-у-у — самолет, Би-би — машина, Ту-ту — поезд. Что ты услышал? Произнести звукоподражания. (или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «Транспорт»).
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Найди свое место» — транспортные средства (игрушки) нужно поставить в свой гараж (по цвету).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: Рисование гаража ( домик — квадрат, крыша — треугольник).
Занятие № 8. Лексическая тема: «Домашние птицы».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Петушок» Идет петушок (указательный и средний пальцы идут по столу, как ножки.) Набок гребешок (указательный палец касается большого — получается «клюв». Остальные пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»). Красная бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга), Масляна головушка (потереть большие пальцы обеих рук об остальные).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: Игра «Помоги утенку догнать маму-утку». (бумажное пособие для развития дыхания «Утка с утенком»).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «На птичьем дворе» Летом Таня была у бабушки в деревне. Там она увидела много домашних птиц. Утром ее будил голосистый петух (произнести «кукареку»). Кричат уточки с утра – кря-кря-кря, кря- кря-кря. (улыбнуться и произнести звукоподражание). Следом курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко. (вытянуть губы трубочкой и произнести звукоподражание). Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га.(произнести звукоподражание, широко раскрывая рот). А индюк всех распугал: бал-бал-бал, бал-бал-бал (болтушка). А вот выбежали цыплятки — малые ребятки, ротик открывают, а как клевать — не знают (открывать и закрывать рот). Давай покажем цыплятам, как клевать. (вытянуть губы трубочкой и указательными пальцами сдавить их слева и справа к центру).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Кто мама?» — учить различать и показывать: утка — утенок, курица — цыпленок и т.д.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Отгадывание загадок. Он носом в землю постучит. Взмахнет крылом и закричит. Кричит он даже сонный. Крикун неугомонный. (петух). Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. (курица) Закричу я га-га-га, Налечу я на врага. А когда я обозлюсь. Больно за ноги щиплюсь (гусь). По водичке плавает, Громко крякает (утка).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Домашние птицы» Угадай, кто кричал? (произнести звукоподражания) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «На птичьем дворе».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Голодные цыплята». Логопед: Нужно накормить цыплят червячками такого же цвета (бумажные желтые цыплята и червячки разного цвета).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка «Цыпленок».
Занятие № 9. Лексическая тема: «Человек- части тела».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Рисуем человечка» Точка, точка, запятая, (указательным пальцем на столе это нарисовать), Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги), Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал), Получился человечек.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Дети катаются с горки» (бумажное пособие для развития дыхания: нарисована горка, к ней ниточками прикреплены фигурки детей на санках).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Водичка- водичка» Водичка-водичка, Умой мое личико (потереть лицо ладонями), Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками), Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки), Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться) И кусался зубок (пощелкать зубами).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Давай умоемся»: уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица.
5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: чтение потешки «Вот люди спят». Ответы ребенка на вопросы логопеда: Кто это? Что делают люди? Какие люди спят?
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): логопед показывает 2-3 картинки из общей стопки, затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок должен показать те картинки, которые ему были предъявлены вначале (изображения людей).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: собирание матрешки.
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование человечка.
Занятие № 10. Лексическая тема: «Овощи».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Пирожки» Испекли всем пирожки (хлопать одной ладонью по другой), Мышонку с картошкой (соединить большой, средний и безымянный пальцы в виде мордочки мышонка), Зайчонку с морковкой (отставить указательный и средний пальцы, а остальные сжать в кулачок), Котенку с капустой (указательный палец и мизинец отставить, остальные плотно соединить). Ешьте, будет вкусно.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: Игра «Сдуй лишние овощи» (бумажное пособие «Зайчик с морковкой» + на ниточках — лук, помидор).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Сладко и горько» Как зайчишка, ловко погрызем морковку. (улыбнуться, пощелкать зубами). А того, чьи зубки крепки, Угостим мы спелой репкой (надуть щеки), Выросла у нас на грядке Круглая да сладкая (улыбнуться). Можно губки облизать (облизать губы). И спасибо всем сказать. А бывают овощи горькие. Это лук и чеснок (поморщиться).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: показ овощей на картинках.
5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние овощей ребенком.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Чего не стало?» (резиновые игрушки овощей).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Отбери овощи» (по цвету, форме, величине).
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: обведение овощей по трафарету.
Источник