Задания для развития памяти ребенок 5 лет
Развитие памяти у ребенка 5 лет происходит очень интенсивно. В этом возрасте дошкольники способны воспринимать большой объем информации. При этом нередко слова учителя о том, что у ребенка плохая память, вызывают у родителей недоумение, ведь их малыш великолепно воспроизводит увиденную рекламу, имена героев любимых компьютерных игр, марки автомобилей и т. д. Все дело в том, что в рамках школьной программы в большинстве случаев требуется произвольное запоминание, в то время как в обычной жизни — непроизвольное. В памяти малыша гораздо легче откладывается информация, которая основывается на том, что ему интересно.
Запоминать не то, что хочется, а то, что требуется, дошкольники начинают примерно к 4 годам. Наиболее благоприятные условия для тренировки произвольной памяти у детей 5 лет создаются в развивающей игре. Так, к примеру, количество слов, которое запомнит малыш, выступая в роли покупателя, отправленного в супермаркет за определенными товарами, будет больше объема понятий, которые он запомнит по просьбе родителей.
В зависимости от преобладающих ощущений данная от природы память бывает разной: зрительной, слуховой, двигательной. Улучшать и оттачивать эти способности мы рекомендуем в комплексе. На сайте «Разумейкин» представлено множество интересных заданий на развитие памяти у детей 5 лет. При разработке упражнений наши специалисты учли особенности восприятия информации у малышей конкретного возраста.
Развивающие игры для детей 6 лет, которые вы найдете в соответствующем разделе, способствуют развитию всех видов памяти, а не только данных дошкольнику от природы. Ведь процесс запоминания постоянно меняется. Для каждого упражнения на развитие памяти у детей 5 лет мы подготовили тематические картинки и озвученный текст. При этом дошкольнику не понадобится обращаться за помощью к родителям. Представленные на нашем сайте задания для развития памяти ребенок 6 лет вполне сможет выполнить самостоятельно. А за достигнутые результаты ему будет присвоена заслуженная награда.
Как улучшить развитие памяти у ребенка 5—6 лет в домашних условиях?
Рассмотрим несколько несложных упражнений, которые можно выполнить вместе с дошкольником. Предложите малышу запомнить 5 изображений животных или растений, а затем попросите его узнать их среди 15 аналогичных. Такое же упражнение на развитие памяти у ребенка 6 лет, как с картинками, можно повторить со звуками и словами, чтобы улучшить навык запоминания на слух.
После того как дошкольник научится успешно справляться с этим заданием, можно переходить к более сложным игровым задачам. Проработать навык избирательности памяти поможет следующее упражнение: разложите 5 игрушек в ряд, а затем предложите ребенку отвернуться и быстро поменяйте часть из них местами. Малыш должен восстановить порядок, который успел запомнить.
Составление истории по картинкам, которые никак не связаны между собой, — одно из любимых детских занятий. Разложите их на столе, спрятав изображения. Взяв первую картинку, ребенок должен начать составлять рассказ. Затем он открывает второе изображение и продолжает повествование и т. д. По прошествии некоторого времени можно попросить дошкольника вспомнить, в каком порядке располагались картинки.
Надеемся, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций помогут в улучшении памяти вашего ребенка.
Источник
Память, как и внимание, одна из важнейших психических функций, качеством которой во многом определяется успешность человека во всех сферах бытовой и профессиональной жизни. Развивая память с дошкольного возраста, вы закладываете прочный фундамент, на котором будет построена отличная учёба ребёнка в школе и вузе, его блестящая карьера и грамотно спланированная личная жизнь. «Забыл», «пропустил», «опоздал», «потерял» — действия-паразиты, которые, как щепка огня, боятся крепкой, ясной, твёрдой памяти.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) любые развивающие занятия демонстрируют максимальную эффективность, если организованы в игровой, увлекательной и понятной для ребёнка форме. Какие игры развивают память? На самом деле их очень и очень много. Приведём здесь лишь некоторые, чтобы подстегнуть вашу родительскую фантазию на самостоятельное творчество в этом направлении.
Упражнение 1: Запомни цвет
Отличное упражнение для тренировки памяти и цветового восприятия. Чтобы провести занятие, надо немного подготовиться: вырезать из плотной цветной бумаги прямоугольники. Используйте только основные, хорошо знакомые ребёнку цвета. Например:
- зелёный;
- жёлтый;
- синий;
- красный;
- белый
По желанию, ориентируясь на возможности своего ученика, вы можете добавлять цвета: коричневый, фиолетовый, голубой, розовый и пр. Но в этом случае перед вводом в упражнение новой цветной карточки убедитесь, что малыш способен идентифицировать этот колер. Иначе развивающая составляющая, направленная на тренировку памяти, теряется.
Карточки готовы? Вы и малыш тоже? Тогда начинаем.
Вариант 1
Вы один за другим берёте прямоугольники из стопки, выкладываете их на стол и комментируете:
- Синий — Красный — Жёлтый…
Так вы стимулируете сразу и зрительную, и слуховую память.
Когда перед ребёнком лежат все подготовленные карточки, позвольте ему в течение 15 секунд внимательно посмотреть на последовательность. А затем накройте цветной «паровозик» листом бумаги и попросите ребёнка рассказать, в какой очерёдности были расположены его цветные «вагончики».
Вариант 2
А теперь чуть сложнее. Вы заблаговременно выкладываете бумажки на стол и накрываете их непрозрачным листом. Когда всё готово, приглашаете малыша к столу и открываете перед ним последовательность. 15 секунд смотрим, запоминаем и закрываем прямоугольнички снова.
- А ну-ка, как на этот раз получится справиться с заданием? Ведь теперь работала только зрительная память!
Вариант 3
Ребёнок запоминает последовательность цветных прямоугольников, которую через 15 секунд скроют от его взора. Теперь ему надо повторить цветной шаблон, нарисовав соответствующие прямоугольники цветными карандашами.
Вариант 4
Задание для продвинутых.
Если запоминать только очерёдность цвета стало слишком легко, сделайте упражнение погорячее. Приготовьте заготовки, которые будут отличаться не только цветом, но и формой или размером (а то и тем, и другим одновременно).
- Ну же, сможешь запомнить цвета, размеры и формы?
Упражнение 2: Что вы ели на обед
Весёлая игра на развитие памяти. Количество игроков — произвольное, но не меньше двух. Если участников много, можно приправить упражнение азартом, договорившись, что тот, кто перепутает слова, выбывает из игры. Так в итоге определится победитель.
- Первый участник говорит: «Я на обед ел суп».
- Следующий добавляет: «Я на обед ел суп и кашу».
Так каждый новый игрок должен повторить всю образованную до него цепочку, добавив в конце своё блюдо.
Это упражнение, как и предыдущее, можно разнообразить различными способами.
Способ 1
Можно сделать игру не кулинарной, а, например, географической, флористической, огородной и пр. И тогда, соответственно, будут получаться цепочки слов, вроде:
- Я хочу поехать в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Симферополь, Сочи…
- Я люблю розы, маки, незабудки, пионы, гиацинты, ромашки, лютики, васильки…
- В огороде выросли капуста, лук, сельдерей, укроп, помидор, огурец, тыква…
Обратим ваше внимание, что тематические игры на тренировку памяти у детей старшего дошкольного возраста прекрасно работают на обогащение словарного запаса, развитие речи, расширение кругозора.
Способ 2
Можно предложить составлять последовательность слов по алфавиту. Первое слово — на «А», второе — на «Б» и так далее. Конечно, такая игра подойдёт деткам, которые все буквы уже знают или вот-вот выучат. Вы можете подсказывать малышу или поставить перед ним распечатанный алфавит.
В итоге будет получаться примерно такая цепочка слов:
Абрикос → Баян → Викинг → Гриб → Дом → Ель…
Способ 3
Для ребят постарше можно совместить два предыдущих способа игры. Слова надо подбирать по алфавиту, но учитывать их тематичность. Вы можете попробовать поиграть так во взрослой компании. Уверяем, выйдет весьма забавно.
Упражнение 3: Бытовые алгоритмы
Напомним, что алгоритмом называют последовательность действий, совершаемую с целью решения какой-либо задачи. Мы предлагаем использовать для тренировки детской памяти алгоритмы, регулярно реализуемые вами в быту. Вместе с ребёнком разбирайте, что нужно сделать, чтобы:
- заправить постель;
- почистить зубы;
- полить цветы;
- сварить компот
Чтобы сварить компот, например, надо:
- купить фрукты и ягоды;
- принести их домой;
- помыть;
- почистить;
- достать большую кастрюлю;
- налить в неё воду;
- поставить на плиту;
- дать воде закипеть;
- засыпать фрукты и ягоды;
- добавить сахар;
- варить 10 минут;
- выключить;
- дать остыть;
- перелить в графин.
Сколько действий из перечисленных ребёнок сможет назвать самостоятельно? А с вашей помощью?
Игра интересна ещё и тем, что заставляет взглянуть на привычные вещи с непривычного ракурса. Попробуйте, допустим, вспомнить все действия, которые вы совершаете ежедневно, чтобы приготовить себе на завтрак заварной кофе.
Упражнение 4: В магазин за покупками
Наверняка многим из вас знакомо неприятное чувство, когда, придя домой из магазина, выясняешь, что самое главное купить-то и забыл. А давайте тренироваться с ребёнком, чтобы больше не пришлось примерять на себя роль забывчивого покупателя.
Подготовьте для игры «товары», которыми будут торговать в магазине. Можно использовать картинки, игрушки, условные предметы, карточки с надписями.
Распределите товары по «магазинной витрине». Если позволяют условия, можно «магазин» организовать в одной комнате, а «дом» — в другой. Так задание станет ещё более сложным, ведь по дороге забыть список покупок гораздо проще.
А теперь заказывайте маленькому покупателю, что он должен принести из лавки:
- Купи мне хлеба, соли и морковку.
Постепенно число товаров можно увеличивать.
Можно усложнить условия, называя не только наименования покупок, но и их количество:
- Купи мне 2 буханки хлеба, 300 граммов соли и 5 морковок.
Можно сделать магазины тематическими: «Всё для спорта», «Хозяйственный», «Канцтовары», «Продуктовый». Таким образом к нашему упражнению-игре добавится ещё один развивающий элемент: товары надо не только запомнить, но и правильно классифицировать.
Упражнение 5: Цифры в ряд
Хорошее упражнение для ребёнка, который уже знаком с цифрами, знает, как они выглядят, и умеет их записывать.
Вариант 1
С паузой в 2–3 секунды назовите ребёнку несколько цифр (для малышей или ребят с плохой памятью достаточно трёх, постепенно количество увеличивайте).
Попросите ребёнка повторить все названные цифры в правильной последовательности.
Вариант 2
Вы, как и в первом варианте, называете цифры, а ребёнок должен их сначала прослушать, чтобы потом по памяти записать на листочке.
Вариант 3
Вы показываете ребёнку карточку, на которой записана последовательность цифр, и ждёте 10 секунд, чтобы малыш смог её запомнить. Затем карточка переворачивается. Маленький ученик должен воспроизвести то, что запомнил:
- либо словами;
- либо записывая цифры на листке.
Советы «Эврики»
- Память и внимательность тесно связаны друг с другом. Тренируйте одну функцию при помощи другой. На прогулке, во время игр, бесед с ребёнком обращайте его внимание на окружающие предметы и явления. Чаще спрашивайте кроху, что он видел, что он делал. Заставляйте детскую память постоянно работать.
- Учите стихи. Стихи для детей — очень мощный инструмент развития. Правильно подобранные, они задействуют эмоциональную сферу, формируют тонкое восприятие художественного слова, учат любить родную речь и щедро пользоваться её богатством. Не забывайте, что в 5–7 лет ребёнку для запоминания можно предлагать уже более сложные стихотворения, чем учат крохи младшего дошкольного возраста.
- Организуя занятия для развития памяти, избегайте слов «занятия» и «упражнения». Вы играете, развлекаетесь, беседуете. Очень важно сделать всё так, чтобы малыш чувствовал себя легко и раскованно.
- Берите на вооружение предложенные нами упражнения, пробуйте разнообразить их предложенными нами способами, но не бойтесь привносить собственные идеи, добавлять, менять игры так, чтобы они нравились вам и вашему карапузу.
- В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может выдержать занятие продолжительностью до 30 минут. Но если вы видите, что интерес теряется раньше, что малыш явно тяготится и заниматься не хочет, не настаивайте. Попробуйте предложить новое задание, поменять игру или немного отвлечься и вернуться к упражнениям снова. Но если и такие маленькие хитрости не помогают, просто смиритесь: сегодня ваши планы на развивающие игры для тренировки памяти не осуществились.
Занимайтесь с ребёнком в удовольствие! Пусть ваше родительство будем счастливым!
Источник
Игры на развитие памяти у детей
5-6 лет
УЗНАЙ ПРЕДМЕТ
Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений. Малышу завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы. Для лучшего запоминания маленькие дети могут самостоятельно складывать вещи в мешочек. Малышам постарше раздаются мешочки уже с предметами внутри.
ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА
Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.
КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ
Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.
10 ЦИФР
Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.
Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5
РАССКАЗЫВАЕМ СКАЗКУ
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.
ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА
Цель: развитие слуховой механической памяти.
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
ЗАПАХИ И ЗВУКИ
Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.
— Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
ВКУС И ЗАПАХ
Цель: развитие обонятельной памяти.
Задание № 1: Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 2: нарисуй лимон.
Задание № 3: представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни как пахнет апельсин.
Какого цвета апельсин?
Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 4: нарисуй апельсин
Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.
СКАЖИ
Цель: развитие эмоциональной памяти.
Мысленно поиграем в снежки.
Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?
Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.
Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.
Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
ЭКРАН
Цель: развитие зрительной памяти.
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
ВИДЕОСКОП
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то что кто-то забыл.
ОПИШИ ПРЕДМЕТ
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
1. Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.
2. Выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)
ЗАПОМНИ КАРТИНКИ
Цель: развитие произвольной зрительной памяти
Для этой игры надо заранее заготовить 10 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими
КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ
Цель: развитие слухового запоминания
Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки
ОБЕЗЬЯНКИ
Цель: развитие зрительной памяти
Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
ИГРА В СЛОВА
Цель: развитие слуховой памяти
Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.
Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.
ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ
Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.
Источник