Задание для развития ребенка множественное число

Задание для развития ребенка множественное число thumbnail

Валентина Захарова
Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов

В процессе игр дети осваивают и способы словообразования. Предлагая детям игры, мы намеренно создавали ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования.

«Чего не стало?»

Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Оборудование: кукла Петрушка, картинки с изображениями фруктов и овощей.

Ход игры:

К детям в гости приходит петрушка. Здоровается, предлагает рассмотреть картинки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает картинки, дети называют то, что нарисовано. Названные картинки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.

Петрушка предлагает поиграть в игру. На стенде оставляют пять картинок, например, яблоки, груши (слева, бананы, апельсины, лимоны (справа).

— Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза. (Убирает бананы, на их место ставит картинку огурцы). Теперь откройте. Чего нес тало? (Бананов). Что появилось? (Огурцы). Снова закройте глаза. Чего не стало? (Яблок).

Если дети ошибаются, взрослый спрашивает, как сказать правильно. Аналогичным образом обыгрываются остальные картинки.

«Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»

Цель: образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Оборудование: картинки с изображениями зимней одежды: валенок, варежек, носков, шарфа, пальто, шубы, шапки и др.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям:

— Я вам расскажу историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Тля и Миша. Толя аккуратный. У него вся зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчик. Какая зимняя одежда лежит у Толи в шкафчике?

Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на стенде соответствующие картинки. Если дети что-то не назовут, показываем картинку-подсказку.

— Толя быстро собрался на прогулку. Надел носки, валенки… (по мере называния убираем со стенда картинки). А Миша никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду. Миша нашел только шарф и шапку. Чего еще не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на стенде соответствующие картинки. Если ребенок ошибается, поправляет его.

«Петрушкины команды»

Цель: образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать.

Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры:

Появляется Петрушка, здоровается с детьми. Предлагает поиграть и говорит, что будет отдавать команды.

Петрушка командует: «Скачите, пляшите, нарисуйте в воздухе круг, потанцуйте, попрыгайте на одной ноге».

Воспитатель обращается к детям:

— Ребята, вы тоже можете попросить Петрушку выполнить команды. Когда будете просить, не забывайте волшебное слово «пожалуйста». Вова, ты хочешь попросить Петрушку? Попроси. А ты, Саша? А ты, Оля?

— Какие интересные слова я услышал, — говорит Петрушка, — когда говорит одни человек, то произносит я хочу, он хочет, а когда говорят несколько человек, то произносят мы хотим, они хотят.

«Зайка сделай!»

Цель: образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, танцуй, поскачи, положи, нарисуй, поезжай).

Оборудование: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краски, вода.

Ход игры:

К детям приезжает заяц на машине. Он что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине. Воспитатель предлагает детям поиграть с зайцем. Они будут отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформировано правильно.

Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда он исправит ошибку сам или с помощью воспитателя.

После игры заяц прощается с детьми и уезжает.

«Зайкина гимнастика»

Цель: образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись).

Оборудование: плюшевый заяц.

Ход игры:

В гости к детям приходит заяц. Сегодня он будет делать гимнастику. Дети отдают команды, а заяц их выполняет. Но говорить надо правильно. Если ошибешься, заяц не выполнит команду.

После гимнастики заяц прощается с детьми. Он отправляется бегать на свежем воздухе.

«Подбираем рифмы»

Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек).

Оборудование: предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, два щенка, две синички.

Ход игры:

Воспитатель (читает английскую народную песенку).

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Понравилась вам эта английская народная песенка, которую перевел на русский язык С. Маршак? А теперь скажите, носят ли свинки ботинки? Может быть, свинки надевают рукавички?

Я вам предлагаю: попытаемся вместе сочинить такую же веселую шутку о птицах и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. В качестве подсказки буду показывать картинки

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без … (ботинок) и … (чулок)

И щенков

Без… (носок,

И синичек

Без … (тапочек) и … (рукавичек)

Без ботинок и чулок

Повстречали мы … (сорок,

Без носок — … (щенков,

Без тапочек и рукавичек — … (синичек).

Молодцы! Веселое стихотворение у нас получилось.

«Узнай по звуку»

Цель: подвести детей к понятию о несклоняемости существительного пианино.

Материал: игрушки – пианино, металлофон, барабан, бубен, колокольчик, балалайка и т. д.

Организация занятия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Узнай по звуку». Закрыв глаза, играющие должны отгадать, на чем играет взрослый – на барабане, бубне, пианино. Произнося это слово, воспитатель, фиксирует внимание детей на то, что слово это не изменяется. Всегда говорят: «Играю на пианино».

Источник

Игры для развития навыков словоизменения.

Словоизменение – это изменение  слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным. Дети часто неправильно говорят: «У меня много апельсин» или «У меня нет носок», вместо правильного «много апельсинов», «нет носков». Кроме того, затруднения возникают также с несклоняемыми существительными типа «пальто»: «Я хожу в новом пальте» вместо «в новом пальто», поэтому изучению этой темы необходимо посвятить максимальное количество часов занятий.

  1. Игра «Один-много». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?).

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. 

Описание игры: Ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями различных предметов в единственном и множественном числе. Картинки подобраны по группам: с окончанием –и, -ы во множественном числе.

Инструкция: «Посмотри на картинки и повтори:  утка – утки , мишка- мишки, (кубики, книги)».

  1. Игра «Чего не стало». 

Грамматическая категория: Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?). 

Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет. 

Инструкция: «Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало?

  1. Игра «Телефон».  

Грамматическая категория: Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) Указывает на лицо, которому что-либо дают, или направление. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, или картинки с изображением зверей. 

Инструкция: «Позвони по телефону мышке, мишке, утке и т.д. Кому ты позвонил?». Ребенок отвечает.

  1. Игра «Кто что нарисовал», «Кого лечил Доктор Айболит». 

Грамматическая категория: Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?) Винительный падеж указывает на предмет, на который направлено действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются картинки.  

Инструкция: «Скажи, что нарисовал мальчик?» или «Кого лечил Доктор Айболит?»

  1. Игра «Кто, чем рисует (работает)?»  

Грамматическая категория: Творительный падеж имен сущ. ед. числа (Кем? Чем?). Творительный падеж указывает на предмет, которым (или с которым) выполняется действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Скажи, чем рисует девочка? Чем работает мальчик? (пилой, молотком).

  1. Игра ««О чем расскажешь?» 

Грамматическая категория: Предложный падеж имен сущ. ед. числа (О ком? О чем?), указывает на предмет или место, о котором идет речь. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, о ком Катя любит рассказывать? О ком (о чем) расскажешь (мечтаешь) ты?»

  1. Игра «Жадина»  

Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои). 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки. 

Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»

Глаголы. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по числам, лицам, времени, то есть спрягаются.

  1. Игра «Кто, что делал вчера?» 

Грамматическая категория: Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)  

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто, что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

  1. Игра «Вместе делать веселей». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?). 

Инструкция:  «Вместе делать веселей»  Он стоит- они стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

  1. Игра «Дай задание игрушкам». 

Грамматическая категория: Глаголы повелительного наклонения (Делай!). Повелительное наклонение глагола – это действие, к которому кто-либо побуждает кого-либо. 

Инструкция:  «Дай задание игрушкам» Спать — спи! (Лети, танцуй, рисуй).

  1. Игра «Какие это вещи?». 

Грамматическая категория:  Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?). 

Инструкция:  «Какие это вещи?» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки и т.д.

Все предлагаемые игры-задания на словоизменение для удобства приведены в таблице. Обращаю внимание, что   грамматические категории, используемые в данных играх, предназначены для детей 3-4 лет. Для детей старшего возраста используются более сложные грамматические категории.

С
Л
О
В
О

И

З
М
Е
Н
Е
Н
И
Е

       Грамматическая категория

  Речевой материал

1

Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?)

Игра «Один-много»:Утка- утки, мишка- мишки, (кубики, книги)

2

Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?)

Игра «Чего не стало?»,

 «Чего не хватает?»:Ленточка -ленточек, (матрешек, книг, груш, слив)

3

Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?)

И. «Кто что нарисовал»,

 «Кого лечил Доктор Айболит» : Бабочка- бабочку (машину, куклу, пирамидку лису)

4

Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?)

И. «Телефон»

«Кому что дадим?» :Мышка- мышке( зайчику, котику, курочке, собаке)

5

Творительный падеж имен сущ. ед. числа(Кем? Чем?)

И. «Кто чем действует»: Пила- пилой(лопатой, метлой, молотком, карандашом)

6

Предложный падеж имен сущ. ед. числа(О ком? О чем?)

И. «О чем расскажешь?» Банка- о банке (о шарике, о конфете, о мяче, о яблоке)

7

Род имен существительных(мой, моя, мое, мои)

И. «Это чье?» Бантик-это мой бантик, (моя кукла, мое ведро, мои бусы)

8

Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)

И. «Кто что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

9

Единств. и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?)

И. «Вместе делать веселей» Стоит- стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

10

Глаголы повелительного наклонения(Делай!)

И. «Дай задание игрушкам» Спать- спи! (Лети, танцуй, рисуй)

11

Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?)

И. «Какие это вещи» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки.

Источник

Елена Галимуллина
Картотека игр по словоизменению

Введение.

Формирование лексико-грамматического строя речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. Словарь – это слова обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Активный словарь – слова, которые ребенок говорит. Пассивный словарь — слова, которые ребенок понимает.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми.

Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию за год.

Словоизменение — образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменение морфемы называются флексиями (лат. flexio — «сгибание», «переход голоса»).

Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука-руки-руке, спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт, изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям. Множество словоформ одной лексемы образуют словоизменительную парадигму.

Словоизменение противопоставляется словообразованию.

1часть.

Характеристика речи у детей 5-6 лет.

К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на урока.

Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в И. п. единственного числа во множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа; согласование числительных два и пять с существительными; образование глаголов

движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, образование сравнительной степени прилагательных ; закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов и пр.

От 5- 6 лет нужно продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Помогать детям замечать неправильное ударение в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Знакомить с разными способами образования слов.

Для решения всех задач речевого развития используются дидактические игры. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

2 часть.

Методика обследования грамматического строя речи:

Словоизменения.

1. Игра «На лугу пасутся, кто?»

Цель: выявление умения ребенка образовывать существительные множественного числа в именительном падеже.

Оборудование: картинки со следующим изображением: коза — козы; конь — кони; корова — коровы; овца — овцы; гусь — гуси.

Ход обследования:

Ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много. Предлагаются картинки.

Ребенку предлагают ответить на вопросы: На лугу пасётся кто? (коза)

На лугу пасутся кто? (козы)

На лугу пасётся кто? (конь)

На лугу пасутся кто? (кони)

На лугу пасётся кто? (корова)

На лугу пасутся кто? (коровы)

На лугу пасётся кто? (овца)

На лугу пасутся кто? (овцы)

На лугу пасётся кто? (гусь)

На лугу пасутся кто? (гуси)

На лугу пасётся кто? (утка)

На лугу пасутся кто? (утки)

2. Игра «Мама потерялась».

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий

«Дикие животные» и «Домашние животные».

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей.

Ход игры: Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет кого (телят) Вот телята.

Лошадь ищет кого (жеребят)

Свинья ищет кого (поросят)

Собака ищет кого (щенят)

Кошка ищет кого (котят)

Коза ищет кого (козлят)

Овца ищет кого (ягнят).

Лисица ищет кого (лисят).

Зайчиха ищет кого (зайчат).

Ежиха ищет кого? (ежат).

Медведица ищет кого (медвежат).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

3. Игра «День рождения Мишутки».

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением: рыбы, моркови, грибов, зерен, капусты, костей, белок, лис, зайцев, ежей, куриц, коз, собак, и медведей.

Ход игры: Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости?

Пример:

Орехи кому? белкам. Мишутка ждёт белок.

Рыбы кому? лисам. Мишутка ждёт лис.

Морковки кому? зайцам. Мишутка ждёт зайцев.

Грибы кому? ежам. Мишутка ждёт ежей.

Зерна кому? курицам. Мишутка ждёт куриц.

Капусты кому? козам. Мишутка ждёт коз.

Кости кому? собакам. Мишутка ждёт собак.

4. Игра «Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Ход игры: Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?»

Зайцы и черепахи… (Зайцы обгонят черепах).

Гусеницы и змеи… (Змеи обгонят гусениц).

Поезда и самолёты… (Самолёты обгонят поезда).

Мотоциклы и велосипеды… (Мотоциклы обгонят велосипеды).

Люди и машины… (Машины обгонят людей).

5. Игра » Кто чем питается?»

Цель: Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход игры: Картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом. Чем питаются зайцы?

(например: «морковью») или предложением («Зайцы питаются морковью»).

чем питаются медведи?

медведи питаются малиной,

чем питаются коровы?

коровы питаются травой,

чем питаются козы?

козы питаются капустой,

чем питаются кошки?

кошки питаются молоком,

чем питаются собаки?

собаки питаются костями,

чем питаются курицы?

курицы питаются зёрнами,

6. Игра «Кто о чём думает?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает картинку животного и спрашивает, о чём он думает. В зависимости от уровня речевого развития ребёнка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом. Зайцы мечтают о чём?

(например: «о морковке») или предложением («зайцы мечтают или думают о морковке»).

Собаки мечтают о чём?

Собаки мечтают о костях,

Кошки думают о чём?

Кошки думает о молоке,

Курица мечтает о чём?

Курицы мечтают о зернах,

Медведи мечтают о чём?

Медведи мечтают о мёде,

Коровы мечтают о чём?

Коровы мечтают о траве.

7. Игра «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Цель: изменять глаголы по лицам.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: Произнесите предложение «Я гуляю в саду». Предложите ребёнку повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты, он, она, они, мы, вы» и изменить глагол. (Ты гуляешь в саду, он гуляет в саду, она гуляет в саду, они гуляют в саду, мы гуляем в саду, вы гуляете в саду).

Лексический материал:

Я катаюсь на лыжах. — Ты катаешься на лыжах. — Он катается на лыжах.

Я одеваюсь. — Ты одеваешься. — Они одеваются.

Я снимаю сапоги. — Вы снимаете сапоги. — Мы снимаем сапоги.

Я стираю — ты стираешь – мы стираем.

Я играю с куклами – ты играешь с куклами – мы играем с куклами.

Я умываюсь – ты умываешься – мы умываемся.

Я кушаю – ты кушаешь – мы кушаем.

8. Игра «Подбери словечко».

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Оборудование: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Ход игры:

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб);

«старый»… (дом, пень, человек);

«свежая»… (булочка, новость, газета);

«старая»(мебель, сказка, книга);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»(кресло, сиденье, окно).

9. Игра «Мой, моя, моё».

Цель: правильно согласовывать имя существительное с местоимением «мой» (моя, моё); игра помогает развитию памяти и зрительного внимания.

Оборудование: предметы одежды и обуви.

Ход игры: сложим в коробку разные предметы одежды парами, взрослая шапка- детская шапочка, а затем близкие по предназначению (варежки- перчатки, кофта- свитер).

Начинаем вынимать вещи из коробки. Говоря при этом: «Это моя шапка. Это мой носок. Это мои варежки. Это моя кофта. Это моё платье. Это мой шарф. Это моя шуба.

Предложим найти ребёнку среди вещей свою одежду. Разберём все вещи до конца. Следим за правильным согласованием имён существительных с местоимениями.

10. Игра «Сосчитай»

Цель: Учить согласовывать существительное с числительным

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый показывает картинки, проговаривая с ребенком словосочетания:

В прямом порядке: один карандаш, два карандаша, три, четыре, пять карандашей и в обратном порядке: пять карандашей, четыре, три, два карандаша, один карандаш.

Один мяч, два мяча, три, четыре, пять мячей и в обратном порядке.

Одна конфета, две конфеты, три, четыре, пять конфет и наоборот.

Одна ягода, две ягоды, три, четыре, пять ягод и наоборот.

Одна лодка, две лодки, три, четыре, пять лодок и наоборот.

Один стол, два стола, три, четыре, пять столов и наоборот.

Один стул, два стула, три, четыре, пять стульев и наоборот.

Источник