Задачи социального развития ребенка в доу
Тасмила Бутаева
Социальное развитие детей в ДОУ
Социальное развитие дошкольников в ДОУ становится одной из актуальных проблем педагогики. Родители и педагоги обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Это зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.
Попадая в дошкольную среду, у ребенка формируется жизненный опыт: он приобщается к возрастным нормам поведения, учится определенными способами выходить из трудных ситуаций, познает границы дозволенного, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих, приобретает навыки самостоятельности и утверждение своего социального «Я».
Кроме того, ребенок усваивает половую принадлежность – во многом благодаря другим детям.
Вместе с тем, детское сообщество создает каждому ребенку «психологическое укрытие», т. е. защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира и выполняет культуроохранительную функцию, формирует жизненный опыт, способствует познанию мира, себя и окружающих людей. Формирует образ школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, особое положение в обществе, которое выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
Поэтому от взрослых требуется особый педагогический такт, уважение и принятие ребенка, создание благоприятной среды. Чрезмерная директивность, заорганизованность и придирчивость педагога может «убить чудесную детскость»…
Основные задачи социального развития дошкольников имеют следующее содержание:
формирование знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающим
создание условий для обретения ребенком таких качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.
Для решения этих задач используют различные формы работы:
традиционные, в ходе которого происходит ознакомление с явлениями общественной жизни и предметным окружением;
создание предметной среды;
работа с родителями.
Как развивать у ребенка чувство ответственности
Советы социального педагога.
Ответственность не дается человеку с рождения. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия. Дисциплина и ответственность – разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности. Дисциплина подразумевает «обучение». По сути, это обучение правильной, эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными.
Составляющие ответственности
1. Понимание задачи – знание того, что нужно сделать.
Например, мы говорим: «наведи порядок в своей комнате». А ребенок решает эту задачу по-своему. Для ясности нужно, чтобы родитель и ребенок вместе убирали детскую комнату.
2. Для согласия с поставленной задачей у ребенка должен быть выбор.
Чаще предлагайте ребенку альтернативу: «ты соберешь игрушки или разберешь книги на столе?» «Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?»
Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.
3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению, развивать систему бонусов и т. д.
Условия развития чувства ответственности
Развитие ответственности – длительный процесс. Родители должны позволить ребенку быть самостоятельными, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным – значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.
Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребенок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него.
Для этого:
поймите природу своих притязаний, определите свои цели;
учитывайте возрастные особенности ребенка;
принимайте в расчет особенности характера;
оценивайте опыт ребенка, не спрашивайте то, чему его не учили.
Источник
На чтение 6 мин.
Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.
Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни и реализуется через общение с родителями. Мамино прикосновение, слово, её улыбка учат малыша доверять окружающему миру, усваивать элементарные правила поведения. В дальнейшем в этот процесс вовлекаются другие члены семьи, посторонние взрослые и сверстники. К году ребенок овладевает такими необходимыми социальными умениями, как: устанавливать зрительный контакт, открыто выражать эмоции, просить чужую игрушку, делиться своей, здороваться, прощаться и другое.
Дети получают основы общения в детском саду
Роль детского сада в социальном развитии дошкольника
К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.
Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным.
Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.
Социальное развитие – определение
Реализуется через задачи:
- Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;
- Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
- Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;
- Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми
Поставленные задачи выполняются следующим образом:
- Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие;
- Применяются специальные методы и приемы работы:
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседа, разъяснение;
- приучение, тренировка;
- индивидуальная коррекционная работа;
- создание воспитывающих ситуаций;
- эмоциональное воздействие, поощрение.
Совместные занятия родителей и детей помогают социализации
Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении
Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:
- Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия).
- Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия).
- Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).
- Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).
- Сюжетно-ролевые игры.
Утренник в саду – один из видов арт-терапии
Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки. Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции. Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка.
На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.
Работа педагога заключается в следующем:
- Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения занятия.
- Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной форме).
- Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой помощи.
- Организация выставок детских работ в саду.
К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.
Основные понятия социального развития
Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.
Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.
В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя.
Сказкотерапия – любимые занятия детей
Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен.
Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников.
По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей.
Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами.
Сюжетно-ролевая игра “В больнице”
Играя, дошкольник:
- Овладевает нормами социального поведения и навыками общения.
- Учится выходить из той или иной жизненной ситуации (смоделированной в игровой форме).
- Реализует свою потребность в самоопределении в рамках детского общества.
- Повышает уровень самооценки.
Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни.
Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое.
Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в реализации социального развития ребенка
Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.
Совместная работа родителей и детей – хороший метод социального воспитания
В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:
- Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье.
- Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения.
- В трудных педагогических случаях – привлечение к данной работе психолога.
- Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье.
- Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники.
- Организация получения активной обратной связи.
Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности.
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников. Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада. Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте – залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.
Источник
Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста
В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.
Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.
Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.
Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.
В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.
В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.
Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах
нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.
Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.
Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.
В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.
У детей формируются представления о близких людях, об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.
Особое место занимают процессы половой индентификации и социализации ребенка, которые включаются в структуру образа Я, осуществляются не только через семью, но и через сверстников. Так происходит осмысление наименований «мальчик» — «девочка» в связи с их половыми особенностями. Появление чувств неловкости, стыдливости – это результат своеобразия культурного развития общества. Любопытство, проявляемое ребенком в вопросах, связанное с половой принадлежностью, является в этом возрасте естественным и должно правильно удовлетворяться взрослыми.
Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.
Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.
Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов, что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.
Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.
Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социально значимыми умениями и навыками:
• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;
• Благодарит за услугу, подарок, угощения;
• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;
• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями
• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;
• Уважает труд взрослых и его результаты;
• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;
• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;
• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;
• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.
Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.
Дети активно используют в быту средства социальной связи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детей доминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.
К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.
Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.
Источник