Задачи сказки в речевом развитии ребенка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья
По теме: «Роль сказки в развитии речи дошкольников».
Подготовила: Железнякова О.А.
Санкт-Петербург, Колпино
2018 г.
Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить новые ценности.
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим,-важные для формирования речи функции:
- расширяет словарный запас ребенка
- передает готовые художественные обороты и метафоры
- показывает пример составления различных предложений
- естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
Формы работы со сказкой могут быть различны:
- пересказ
- сочинение сказочных историй
- придумывание своего окончания
- добавление нового героя
- Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
- Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
- Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
- Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…
В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.
4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».
Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.
Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.
- Кто расскажет, в какие необыкновенные места мы направляемся
- Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь
- Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны
В старшем возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства — мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
Источник
Мастер-класс «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников , использование которого в условиях позволит развить умственные способности, развить психические и физические функции у ребенка
Задачи:
1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников ;
2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в познавательно-речевом развитии в деятельности с детьми;
3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Добрый день, Уважаемые коллеги!
— Тема моего мастер-класса «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения , которые направлены на личность в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Воспитательный образовательный процесс ДОО должен быть направлен на накопление, расширение субъективного опыта дошкольников.
— Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, что изображено на экране? (Ответы)
— Верно, это сказки! Сказки являются средствами познавательно- речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и,соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей.
— Давайте вспомним, что же такое познавательно-речевое развитие дошкольников? (Ответы)
— Я рассматриваю это как владение речью, средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство детской литературой и устным творчеством, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование предпосылок обучения грамоте. Актуальностьиспользования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников в моей работе состоит в том, что это эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Я считаю, что использование сказок в познавательно- речевом развитии строится на интегративном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОО.
— Как вы думаете, на что следует основываться, используя этот метод? (Ответы- Дети любят слушать сказки, сочинять, рисовать персонажей сказок и прочее)
— Хочется отметить, что цель использования сказок в познавательно-речевом развитии , заключается в том , что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
— Скажите, пожалуйста, что же формируется в ходе использования данного метода? (Ответы)
— В процессе познавательно- речевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы : внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению , а так же создаются необходимые условия для развития различных форм деятельности : игровой, трудовой, учебной. А для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной, педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО и интеграции образовательных областей, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с введением культурных и региональных компонентов.
— Как вы думаете, какие приемы в работе можно использовать, применяя сказки в познавательно — речевом развитии? (Ответы)
— Все верно! В своей работе я так же как и вы использую словесный, игровой, наглядный приемы. Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления и интегрируется во всех пяти областях воспитательно-образовательного процесса, а также в работе с родителями и в формировании предметно-развивающей среды.
— В заключение, хочется отметить, что технология использование мною в работе сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников дает положительные результаты и в достаточном его изучении он с успехом применяется во всех разделах дошкольного воспитания, что я сегодня постараюсь показать.
Практическая часть
Слайд 1
— Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке. А догадаться по какой сказке мы будем путешествовать, помогут вам подсказки.
Работая по подсказкам, дети вспоминают сказку, включаются в работу, увлекаются.
Слайд 2
Психологическая эмоциональная игра «Скажи ласковое слово»
Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением, для этого я сначала предлагаю детям улыбнуться и пожелать друг другу радостного настроения. Попробуйте и вы, пожалуйста, повернитесь к соседу справа, улыбнитесь и скажите ему доброе слово. А теперь повернитесь к соседу слева и также улыбнитесь и скажите доброе слово. Вот видите, настроение немного поднялось. И пусть рад сопровождает вас весь день!
Используя этот прием, у детей формируются положительные чувства и эмоции, а также развивается сплочённость группы. А ещё мы вспоминаем ориентирование в пространстве и такие понятия как «справа» и «слева».
Слайд 3
Дидактическая игра по круга Эйлера»Животные»
Подсказка первая! Посмотрите, пожалуйста, на экран перед вами кругиЭйлера. Обобщите — о ком говорится в сказке? (Ответ) А какие это животные дикие или домашние ? (Ответ) Скажите, козу можно отнести к этим животным (Ответ) Почему? (Ответ) Совершенно верно!
Эта игра помогает уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.
Слайд4
Дидактическая игра « «Кто главный герой сказки?» .
Зимой белый, летом серый, он пушистый, с усами и длинными ушами, с маленьким хвостиком, трусливый Кто это? (Ответ )
Игра направлена на развитие речи с опорой на мнемотаблицы.
Слайд 5
В этой сказке говорится о зайце который с мешком пошел в лес.
Слайд 6
Дидактическая игра «Что же собирал в мешок заяц в лесу»
Посмотрите на картинку и ответьте, пожалуйста, что собрал заяц в лесу? (Ответы) Вспомните, пожалуйста, чем питаются зайцы? (Ответы) Назовите сказку, по которой мы будем путешествовать…?
В ходе игры развивается речь с опорой на наглядные картинки
Слайд 7 Совершенно верно Владимир Сутеев «Мешок яблок» И так начнем…
Слайд 8
Речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных
коррекционно-развивающих задач
Жил-был заяц, была у него семья. Назовите членов семьи зайцев ( Ответы: Папа — заяц…мама…зайчиха…дети- зайчата.) Один заяц, много…(зайцев) Скажите как папа- заяц ласково называет своих детей… (зайчата, зайчики, зайчонки). А разложите и расскажите о зайцах в порядке убывания, а теперь в порядке возрастания? (Ответы) А что может делать заяц? (Ответы — прыгать бегать, скакать..)
Работа по данной картинке позволяет решать ряд задач , таких как расширение предметного , глагольного словаря и словаря прилагательных Практическое овладение навыками словообразования и словоизменения. Закрепление умения выстраивать сериационной ряд и выполнять арифметических действий
Слайд 9
Ходил заяц по лесу, ходил ничего не нашел, увидел дикую яблоню набрал мешок яблок. А тут ворона: «КАР-КАР, если все будут приходить и набирать , то ничего не останется…» Заяц ответил, что его дома ждут детки его, 4 сыночка и лапочка дочка: Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок- все по лавкам скок –поскок.
Слайд 10
Дидактическая игра «Расскажи о яблоке»
(Лучевая структура рассказа)
А кто расскажет о яблоке, какое оно? По цвету? (Ответ) По форме? (Ответ) По размеру? (Ответ ) Какой вкус у яблок?(Ответ) Запах? (Ответ) Какое оно на ощупь?(Ответ) Как можно использовать яблоко? (Ответ)
Данная игра направлена на развитие умения составлять рассказ по лучевой структуре с опорой на мнемотаблицы.
Слайд 11 Встретил заяц медведя , угостил его яблоками, прискакали бельчата и с ними заяц поделился .Как можно сказать о зайце , если он раздает всем яблоки то он ? (Ответ)
Слайд 12
Дидактическая игра «Что такое…(доброта)?»
А что такое доброта? Посмотрите у меня есть круг и он обозначает доброту и похож на солнышко, но у него нет лучиков .Давайте каждый его лучик отметим словами обозначающими доброту. Начнем ? Доброта это—
Слайд13
В словаре Сергея Ивановича Ожегова : « Доброта-это проявление искренних чувств, полезных другим и не требующих вознаграждения» Посмотрите, какое доброжелательное солнышко у нас получилось!
Такая игра направлена на формирование социального опыта детей в духовно-нравственном развитие
Слайд 14-15
Физкультурная минутка «Поиграем-отдохнем!»
Шел заяц домой и повстречал козу с козлятами, угостил их яблоками, наткнулся на норку крота и ему дал яблок. А ворона все «Кар, да кар.. Всем раздает, а у самого мало остается.» Устал заяц и решил немного отдохнуть
В ходе проведения такой физминутки формируем желание детей выполнять двигательные действия с использованием схем
Слайд 16
Пошел заяц дальше по дороге домой встретил ежа, его угостил. А Ворона: «КАР- КАР… уже темнеет , а ты все ходишь и мешок пуст , а дома дети тебя ждут ….»
Слайд 17
Дидактическая игра «Схема времени суток»
Давайте вспомнить время суток по схеме. Вышел из дома заяц когда солнышко взошло и это было (Ответ), ходил, ходил заяц по лесу солнце светит ярко (Ответ), А когда солнышко начинает опускаться , как называется время суток? (Ответ) .А когда его совсем не видно? (ответы)
Закрепление знаний о времени суток по схеме.
Слайд18
Видит Заяц, что у него мешок совсем пуст, побежал он назад к яблоне, поторопился и упал в озеро. На его счастье рядом оказался Еж, он и помог Зайцу выбраться. И предложил Зайцу вспомнить правила поведения в лесу. Слайд 19,20
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»
Давайте поможем Зайцу для этого у вас есть кружочки – запрещающие знаки. Нарисуйте, что в лесу делать нельзя. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Используя данный прием , мы даем представления детям об опасных для человека ситуациях в лесу и способах поведения в них
Слайд 21
А мешок –то у Зайца совсем пустой, побежал он к яблоне. Стало совсем темно Пошел дождь , прибежал заяц к яблоне, а там волк. Заяц хоть и трусливый , но хитрый накинул он пустой мешок волку на голову и побежал обратно .В лесу темно потерял дорогу домой заяц, расплакался. Помогите зайцу вспомнить обратную дорогу домой.
Слайд 22
Дидактическая Игра «Помоги Зайцу вернуться домой »
Чтобы вернуться ему домой, нужно пройти мимо озера, где он встретил ежа, затем мимо норы крота, мимо того места где встретил козу и козлят, затем бельчат, медведя и так он сможет прибежать домой. Пока заяц вспоминал дорогу домой, к нему в дом приходили гости, с которыми он поделился яблоками и несли подарки. Посмотрите на схемы и угадайте, какие подарки принесли зайцам гости.
В ходе игры мы закрепляем знание сказки в обратном порядке по схеме и формируем умение ориентироваться в пространстве по плану
Слайд 23, 24
Дидактическая игра «Гостинцы для семьи Зайца »
Первыми прискакали в дом зайца белки . У кого такая схема Определите, что принесли белки . Это круглое, коричневого цвета, сладкий на вкус, растет на дереве? (Ответ) Затем постучался ежик и принес то, что имеет две части шляпку полуовалом и ножку овал , это съедобное , можно кушать, растет в лесу под деревом в траве. Это? (Ответ)
Формируем связную речь с опорой на мнемосхемы.
Слайд 25
Теперь уважаемые коллеги у кого такая схема, составьте небольшой рассказ с опорой на мнемосхемы (Ответ) А у кого вот такая? А сейчас задача на усложнение у кого-то есть схема с изображением вороны. Как вы думаете, если бы прилетела ворона в дом зайца, то что она принесла бы? Придумайте сами, нарисуйте. А мы отгадаем!
Используя эти схемы, можно предложить детям задание на усложнение, поработать в паре, по цепочке , в кругу .
Слайд 26
Прибежал заяц домой, а там на столе пир горой!
Слайд 27
Дидактическая игра «Эмоции»
Посмотрите, пожалуйста, на схему и вспомните, какие эмоции испытал заяц за целый день. Он ушел из дома в состоянии.. (Ответ) Пока ходил и ничего не нашел он…. (Ответ) Увидел яблоню и… (Ответ) Когда раздавал яблоки был радостный, а вот когда упал в озеро и встретил волка то он… (Ответ). Ничего заяц не набрал , побежал домой , … (Ответ) А дома увидев пир горой…. (Ответ) .
Игра позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей , развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого лица
Слайд 28
А тут и сказочке конец, каждый был здесь молодей!
Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты»
Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение . Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. А я вас хочу поблагодарить всех за поддержку, за терпенье, за улыбки, за веселье.
Этот прием снимает психоэмоциональное напряжения группы, закрепляет сплоченность всей группы
Слайд 29
В заключение я хочу вам сказать «Учите – играя, а воспитывайте детей любя!» Спасибо вам за внимание!
Источник