Задачи развития сенсорики у ребенка

Пролеева Жанна
Развитие сенсорики у детей дошкольного возраста

Сенсорика- развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира первой ступенью которого является чувственный опыт.

Значение сенсорного восприятия состоит в том, что оно

-Является основой для интеллектуального развития.

-Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

-Развивает наблюдательность

-Готовит к реальной жизни

-Позитивно влияет на эстетическое чувство

-Развивает мышление

-Даёт возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.

-Влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

-Влияет на развитие зрительной, слуховой, маторной, образной и др. видов памяти.

И поэтому учитывая важность развития сенсорики у детей, я решила провести углублённую работу в этом направлении.

Имея немалый опыт работы в детском учереждении и выпустив детей в школу, я сделала для себя вывод, что сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания, умственного, эстетического, физического и даже нравственного, то есть развития личности ребёнка в целом. Начиная со второй млад. группы я обратила особое внимание на образовательную область «познание», потому что отдельным разделом этой области представлено сенсорное развитие, которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на интеллектуальное развитие. Этот процесс происходит только тогда, когда ребёнок сам, по собственному желанию, а значит с интересом, с удовольствием что-то делает. И сочетая интересы ребёнка и задачи его развитияя поставила перед собой цепь: «Развитие сенсорных качеств у детей через игровую деятельность.»

Для дальнейшего сенсорного развития младших дошкольниковв условиях детского сада перед собой поставила следующие задачи:

-Выявить уровень сенсорных знаний и умений у детей.

-Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

-Развивать осязательное восприятие, а именно тактильное и кинестетические ощущения микро и макро моторику у дошкольников.

-Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

-Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию детей у педагогов

В своей работе я руководствовалась следующими следующими принципами организации сенсорного уголка: доступность, безопасность, креативность.

Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтоб она определяла направленности их деятельности, и в то же время решала поставленную цепь и задачи по сенсорному развитию.

Подобрала методы и приёмы обучения, которые способствуют развитию сенсорных значений.

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям, объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказ о них. Объяснение должно быть предельно кратко, каждое лишнее слово отвлекает малышей от зрительного восприятия.

Наглядно-действительный метод обучения-дети знакомятся с окружающими их предметами путём наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают. Я стараюсь широко использовать приёмы наглядности, показывая предмет, дала возможность потрогать его и рассмотреть.

Практический метод

Чтобы знания были усвоены необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребёнку оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод

Игровые методы и приёмы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с игровой.

Я часто использую игровые приёмы, они очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал.

При организации игр с предметами ч придерживаюсь двух основных принципов:

1. Посильность требований.

2. Постепенность усложнения.

Продумала разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетный картин и т. д.

В своей работе я использую игры:

Собери бусы, разноцветные шнурочки, цветное лото, мозаика и другие.

Детям интересно играть в подвижные игры «Найди свой домик». Под своим медальоном найти нужный домик геометрической формы.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию ребёнка нельзя решить без участия родителей. В начале года я провела родительское собрание по теме «Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста», где ознакомила с содержанием и необходимостью развития сенсорных качеств и предложила осуществить работу в трёх направлениях.

Специальные игры для развития сенсорики, обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания.

Формирование сенсорных навыков с использованием различных настольных игр.

Были проведены консультации на тему: «Влияние сенсорных навыков на интеллектуальное развитие детей» и др.

Родители приобрели наборы для игр, участвовали в оформлении предметно-развивающей среды. Родители принимают активное участие в конкурсах, приносили различный материал по развитию сенсорных качеств и навыков.

Ну и в заключение:

Анализ проведённой работы показал, что у детей повысилась любознательность, пытливость, сформировались знания об определённых сенсорных этапах, дети активны при взаимодействии со взрослыми в сенсорном уголке.

Источник

Колбухова Татьяна Владимировна
Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Как мы уже указывали выше, ранний возраст является «золотой порой» сенсорного воспитания, по мнению профессора Н. М. Щелованова.

Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов — чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т. д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий — хватания и манипулирования.

Основным условием правильного воспитания ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует младенец (Л. А. Венгер, Ш. А. Абдуллаева, Э. Г. Пилюгига, Н. П. Сакулина и др.).Для выполнения этого условия необходимо: соответ-ствующее оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметовпо их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования методистов выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий — от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятияпронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А. В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.

Сенсорный эталон — это определенное качество предмета, которое было выделено в процессе развития человека (например, яблоко — круглое, гладкое). Все сенсорныекачества имеют свои словесные названия: цвет, вкус, форма, вес и т. д.

Этапы освоения:

1. Дети до 2 лет отражают лишь отдельные особенности предметов. Например, вкус, затем звук.

2. Дети 3-5 лет могут закрепить отдельные качества за конкретным предметом, так называемые предметные эталоны. Например, яблоко сладкое, и очень удивятся, если попробуют яблоко, и оно окажется кислым.

3. Дети 5-7 лет осваивают общепринятые эталоны. Например, яблоко круглое, сладкое, а может быть и кислым.

Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Исходя из этого, определена основная задача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей таких умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слова, труда в природе и т. д.

Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в ко-торых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

В настоящее время в области психологии детского восприятия существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими являются:

— создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

— формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы;

— своевременное и правильное соединение опыта со словом;

— формирование плана представлений (Гаврилушкина О. П., Катаева А. А., Соколова Н. Д., Стребелева Е. А. и др.)

Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием – предметной, игровой, изобразительной (О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева и др.).

В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей раннего возраста выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения ими перцептивных действий и сенсорных эталонов. Так, в ходе обучения конструктивной деятельности детей раннего возраста О. П. Гаврилушкина выдвигает задачу овладения способами и действиями восприятия.

Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

В процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации. В процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе которого происходит восприятие свойств предмета. Особое место в работе занимает обучение обследованию,включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, рас-положения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие предмета. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделиру-ющих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой) на занятиях учителя-дефектолога (О. П. Гаврилушкина).

В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта – пониманием жестовой инструкции, подражанием, ана-лизом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

Обобщение опыта практической работы в этой области привело к созданию ряда программ сенсорного развития.

Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, предложенная М. Б. Медведевой и Т. П. Бабич. Данная система ставит своей целью развить «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимaние, аналитикосинтетическую деятельность.» и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметовавторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.

По мнению исследователей, одним из важнейших подходов к определению социально-трудового прогноза является способность к пространственной, временной и сенсорной ориентировке (Н. Ф. Дементьева, Н. М. Доценко, Э. В. Устинова). Вследствие этого во все существующие программы и методические рекомендации, касающихся работы с детьми включены задачи развития сенсорноперцептивной сферы. Рекомендовано проводить работу по сенсорному воспитанию в процессе развития предметно-практической (Г. В. Цикото, изобразительной (А. А. Еремина, игровой (А. Р. Маллер) и элементарной трудовой деятельности. Основной формой работы в этом направлении является упражнение и дидактическая игра.

В заключение теоретического анализа можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития и сенсорного воспитания детей раннего возраста показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно-личностный и операционально-технический компонент.

2. У детей раннего и дошкольного возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.

3. Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания понимаемого в широком педагогическом смысле — как целенаправленного процесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы.

4. Важнейшими задачами сенсорного воспитания являются:

— создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

— формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений, усвоению необходимой сенсорной базы;

— своевременное и правильное соединение опыта со словом;

— формирование плана представлений (Гаврилушкина О. П., Катаева А. А., Соколова Н. Д., Стребелева Е. А. и др.)

— формирование у детей систем перцептивных действий;

— формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

— формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Источник