Задачи развития речи второго года жизни ребенка

Задачи развития речи второго года жизни ребенка thumbnail

Ирина Гребенькова
Развитие речи детей раннего возраста

СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 1).

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста вне занятий» (1).

План:

1. Понятие речи, этапы её становления.

2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.

1. Понятие речи, этапы её становления.

В методике обучения родному языку приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Про организованное обучение на занятиях поговорим в следующий раз, а сегодня остановимся на развитии речи детей в повседневной жизни.

Что же такое речь?

Речь — 1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. (Леонтьев А. А., Шаповал С. А. Словарь общей психологии)

Ещё в процессе нашей работы мы используем такие понятия, как:

Понимаемая речь – то, что ребёнок понимает, хотя сам возможно не может произнести.

Активная речь – речь, которую непосредственно произносит малыш.

Развитие речи — это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. (Рузская А. Г. Словарь психологии развития)

Стадии развития речи:

1. Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. Хотя речь начинает развиваться ещё до рождения: ведь дети рождаются со способностью отдавать предпочтение голосу одного, определённого взрослого. Задолго до того, как ребёнок начинает говорить, он может общаться посредством мимики, жестов, звука, плача, затем у ребёнка появляется гуление, лепет, чуть позже модулируемый лепет (ребёнок овладевает речевым подражанием: повторяет за взрослым слоги с разнообразными интонациями – ко-ко, ав-ав). Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т. е. возникновением у детей пассивной речи.

2. Второй этап — период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в 2 года – 200слов, то к 3-м годам словарный запас может составить 1000-1500 слов. Психолог Свирская выделяет несколько особенностей развития речи детей на этом этапе – это, так называемая автономная речь. Как узнать её? Ребёнок использует аморфные слова-корни. Корень «ку» обозначает – кушать и курица, корень «де» — может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать, а корень «па» — упал, папа, лопатка, палка. Характерны однословные сочетания (с помощью одного слова ребёнок выражает смысл целого предложения. «Пить» — я хочу пить. «Собака» — по улице бежит собака. «Папа» — Папа пришёл с работы и т. п.) и «телеграфная речь». Дети начинают употреблять двусловные предложения. «Телеграфный» стиль предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иногда других частей речи (Мама иди, дай лялю, Киска спит, и пр.) «Телеграфная» речь способствует освоению грамматики языка. Заканчивается этот период развитием связной речи, когда ребёнок использует полные и распространённые предложения, включающие почти все части речи. Малыш овладевает многими падежными окончаниями. Постепенно в речь ребёнка входит множественное число, прошедшее и будущее время. Речь становится сложной и грамотной.

3. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения.

2. Задачи развития речи детей по возрастным категориям.

Задачи развития речи детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев:

1. Развитие понимания речи взрослого. Учить понимать:

— слова, обозначающие людей,

— своё имя, имена близких людей,

— слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных,

— бытовые процессы (умывать, одеваться, есть, пить, спать, идти, гулять,

— игровые действия (покатай, сними, закрой,

— наиболее часто употребляемые предметы обихода (одежда, мебель, посуда,

— названия животных и растений, находящихся в ближайшем окружении,слова, обозначающие признаки предметов (большой мяч, красный флажок,

— слова и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребёнку, даёт поручения, учит понимать их и выполнять,

— простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.

2. Формирование способности подражать звукосочетаниям и словам.

а). Побуждать детей, используя и создавая моменты сильной заинтересованности:

— к лепету и произнесению отдельных облегчённых слов (1г. -1г. 3м.,

— называть словами облегчёнными и произнесёнными правильно (би-би — машина) (1г. 4м. -1г. 6м., предметы и действия.

б). Формировать умение:

— подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам,

— воспроизводить некоторые интонации удивления и радости, огорчения и неудовольствия…

в). Пополнять активный словарь словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, мишка, кукла).

г). Расширять речевое общение детей со взрослыми: побуждать их переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств (слов и звукосочетаний).

д). Воспитывать умение прислушиваться к речи взрослого, отвечать на простейшие поручения.

е). Развивать как инициативную, так и ответную речь ребёнка.

Задачи развития речи детей в возрасте 1 год 6 месяцев — 2 года:

1. Развитие активной речи.

а). Учить:

— произносить те слова, которые ребёнок понимает (названия предметов, действий с ними, их качества,

— пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти)

— правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить,

— слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тётя, бабушка)

б). Создавать ситуации, способствующие умению беседовать (диалогическая речь).

в). Учить составлять предложения из 3 и более слов.

2. Совершенствование понимания речи.

а). Расширять пассивный запас слов:

— обозначающих людей (девочка, мальчик, тётя, дядя, бабушка, дедушка,

— некоторых животных и растений, их части и свойства,

— действия людей и животных,

— назначение комнат жилого помещения и способы ориентировки в них.

б). Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий (здесь, там, чашка стоит на столе, молоко в чашке,здесь кубики, а там колечки,

в). Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер, цвет.

г). Учить понимать и запоминать названия и признаки предметов, явлений, событий, происходящих на расстоянии (в саду, во дворе, на улице, а не только в непосредственном окружении.

Задачи развития речи детей на третьем году жизни:

1. Формирование словаря.

а). Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств.

б). Обогащать словарь словами – названиями: людей, растений, животных, предметов питания, овощей, фруктов, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус).

в). Обогащать словарь названиями деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колёса и кузов у машины и т. д.).

г). Обогащать словарь глаголами, обозначающими: трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться).

д). Обогащать словарь прилагательными, обозначающими: цвет, величину, вкус, температуру предметов и наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

е). Учить детей в играх соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.

2. Развитие грамматического строя речи.

Содействовать освоению грамматического оформления высказываний:

а). изменению слов по числам, падежам, временам, лицам, видам, согласованию их в предложениях разной структуры (учить правильно употреблять: существительные и местоимения с глаголами; глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, видам; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

б). образованию уменьшительно-ласкательных наименований.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

а). Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных,

б). Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.

в). Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

г). Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

д). Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», Кто стучит?»)

4. Развитие связной речи.

а). Поддерживать стремление ребёнка:

— активно вступать в общение всеми доступными – неречевыми и речевыми – средствами,

— откликаться на вопросы и предложения взрослого,

— инициативно высказываться, выражая свои желания, чувства, мысли.

б). Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, желание сопровождать речью игровые действия, отношения к происходящему.

в). Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы из личного опыта, из жизни животных, о городском транспорте и др.

г). Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие (Что? Кто? Что делает) и более сложные вопросы (Во что одет? Что везёт? Кому? Какой? Где? Когда? Куда).

д). Способствовать освоению диалогической формы речи.

е). Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.

ж). Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок (после 2,5 лет)

Источник

Развитие речи — одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Не забывайте об этом, мамы и папы!

Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Судите сами. К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года — 300-400 слов, а в 3 года — 1000 слов! Поистине гигантские скачки. Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.

Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком и главное — появляется самостоятельная речь. Как много надо сделать родителям, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить! Для этого необходимо знать основные особенности, задачи и средства развития речи детей. Каковы же основные особенности и направления в развитии речи на втором году жизни?

На первом этапе (примерно до полутора лет) главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, как малыш уже запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Заметим: если дети своевременно не овладеют пониманием речи, то может наблюдаться отставание не только в развитии их самостоятельной речи, но и психическом развитии в целом.

Говоря о понимании речи ребенком, следует подчеркнуть, что связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, однако она может оказаться непрочной. Например, малыш хорошо знает предмет (куклу, мишку), но, если этот предмет находится среди многих других, он может ошибиться, когда мы просим принести его. Это родителям надо учесть и как можно чаще показывать данный предмет среди других и давать точное его название. О понимании ребенком вашей речи говорит его так называемая двигательная реакция.

Не пугайтесь — к концу второго года жизни комплексные ответы (слово в сочетании с жестом или действием) у малыша приобретают большую четкость. Для того чтобы ребенок верно понимал название предметов, действий, он должен больше общаться с предметом — не просто рассматривать, а, если можно, держать в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета: «Какой круглый мячик, большой мячик, красный, красивый. Давай покатаем мячик, вот так, вот так (действия с мячиком). Ой, укатился мячик, принеси мне красный мячик». В этом возрасте важно учить ребенка выполнять поручения.

Подчеркиваем, что в разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом: машина, собака, автобус и т. д.

Разговаривать с малышом рекомендуем в любой удобный момент. На кухне мама готовит обед, ребенок рядом. Это прекрасный момент поговорить: «Мама будет готовить суп, вкусный суп. Наш мальчик (девочка) любит суп? Скажи: «Да, да». Смотри, что делает мама: картошку режет — «чик-чик». Покажи ручкой, как мама режет картошку. Молодец, помощник мой хороший». Можно использовать моменты уборки квартиры, стирки. Сколько новых слов малыш услышит, «увидит» их значение, а это основа для будущей активной речи.

Очень многое для развития речи и обогащения знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объектами, транспортом. Гуляя с малышом на улице, поговорите с ним, покажите, назовите то, что видит ребенок. «Посмотри, собачка бежит (или сидит). Какая собачка? Маленькая (большая), черная, лохматая. Покажи собачку». Любой момент неожиданности вызывает у ребенка повышенный интерес. Пробежала кошка, проехала машина. Обратите внимание ребенка: «Смотри, машина поехала». Подобные наблюдения следует проводить как можно чаще, но важно не переусердствовать при этом. Постоянные вопросы, разговор могут утомить ребенка, все будет зависеть от его самочувствия, желания в данный момент общаться.

Что еще следует знать родителям? На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобщения — мысленного выделения общего в предметах и явлениях действительности и основанного на этом мысленного объединения предметов, то есть ребенок начинает соотносить слово не только с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме (например, на вопрос: «Где стол? А еще где стол?» — малыш может показать и свой маленький, и большой обеденный, и письменный стол).

Дети могут узнавать увиденные ранее предметы на картинках, в книжках. Конечно, овладевая обобщением, на первых порах (особенно до 1 года 6 месяцев) они делают немало ошибок: не могут выделить существенные признаки предметов, ориентируются в основном на несущественные, случайные — цвет, детали, форму и т. п. Постепенно ребенок научится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь.

Показывая малышу игрушки или какие-нибудь другие предметы, точно называйте их, характеризуйте их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз. («Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собака большая, черная. Собачки бегают или спят. Это большой, пушистый белый мишка, он рычит, а этот мишка маленький, желтый, он пищит: «пи-пи»…)

Очень хорошо, когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть малыш чаще с ними играет, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а вы в это время назовите правильно его действия, признаки предметов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть. Итак, одно из направлений формирования речи у детей данного возраста — развитие понимания речи взрослых. При этом совершенствуется важнейшая функция — функция обозначения, зачатки которой мы отмечали еще на первом году жизни.

К 1 году 6 месяцам ребенок может:

• выделять и обозначать себя, других людей, различные предметы, то есть знает свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, средств передвижения, животных;

• выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза, уши, рот), а также животных (игрушек). Если и не называет, то все показывает;

• понимать слова, обозначающие действия, совершаемые в быту (ложись спать, садись, будем одеваться, пойдем гулять и т. д.), а также действия с игрушками и другими предметами (сними, надень, открой, закрой и т. д.);

• понимать элементарный сюжет (когда ему рассказывают и показывают сказку, используя игрушечных животных).

Во втором полугодии ребенок:

• совершенствуется в понимании речи. От 1 года 6 месяцев до 2 лет он уже может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.);

• знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой — маленький), цвета (красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов («Из чашки пьют чай»);

• начинает понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги». Это очень важно для регуляции поведения ребенка;

• понимает и может выполнять несложные поручения из двух-трех действий («Сядь на стульчик и посмотри книжечку»);

• может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

В этот период быстро начинает формироваться самостоятельная речь ребенка. Малыш в общении со взрослыми в основном употребляет слова, подкрепляя их жестами и мимикой. Он усиленно подражает старшим: легкие слова произносит полностью, в трудных словах — отдельные слоги (чебурашка — бубашка, стул — тул и т. п.). Как же быть родителям в таких случаях?

Что делать? Прежде всего, помнить: как ни забавна речь маленького ребенка, ей не следует подражать в общении с ним, иначе велика вероятность, что речевое развитие малыша задержится. Хотя бытуют разные мнения. Некоторые родители считают, что подстраивание под детскую речь («Ты хочешь бибику?», «Я тебе дам ко-ко») упрощает понимание речи взрослого. Но вот другой жизненный пример. Гуляя с ребенком, мама говорит: «Вот ав-ав побежала». И ребенок спокойно отвечает: «Не ав-ав, а собачка» (а ему еще и двух лет нет). Как говорится, комментарии излишни. Итак, надо не подстраиваться под детскую речь, а, напротив, чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению: «скажи», «повтори». Конечно, при этом необходим педагогический и родительский такт.

Речевое развитие детей, конечно, не сводится только к формированию правильного произношения и обогащению словаря. С течением времени речь ребенка становится все более связной, то есть начинается овладение грамматическим строем предложения. В его речи появляются двусловные предложения, а к концу второго года — предложения из 3-4 слов, вопросительные и восклицательные.

Более высокий уровень понимания речи взрослых и овладения самостоятельной речью дает детям возможность делать элементарные обобщения. Они могут обозначать одним словом предметы с одинаковыми признаками или назначением (игрушки, посуда).

К двум годам ребенок много говорит и может обращаться по собственной инициативе к взрослым по самым разнообразным поводам:

• о своей деятельности (при определенном затруднении просит помочь поднять игрушку, покачать куклу);

• при желании отдать или передать предмет;

• с просьбой дать что-либо;

• для того, чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему (пробежала кошка, едет машина);

• для того, чтобы сообщить о своем состоянии, о случившемся с ним (отнял игрушку другой ребенок, испачкал руки).

Такие инициативные словесные обращения ребенка к взрослому крайне важны в становлении его активной речи, и их надо поощрять. При этом следите, чтобы облегченные слова в речи ребенка сменялись обычными, приучайте его выражать желания и просьбы словами и короткими фразами. Нужно развивать у малыша потребность в речевом общении, чаще побуждать его к высказываниям: «Скажи то-то», «Что это?», «Кто это?» Часто можно услышать от расстроенных родителей: «Мой (моя) все понимает, но не говорит». Не огорчайтесь, это бывает у многих нормально развивающихся в физическом и нервно-психическом отношении детей, особенно на втором году жизни.

Однако последите за собой — не вдаетесь ли вы в крайность: ловите каждое желание малыша и по его малейшему требованию, жесту тут же исполняете? В такой ситуации ребенок может долго не заговорить — ведь его и без слов понимают. Разумнее побуждать малыша выразить свое желание словами и только после этого выполнять его. Можно даже сделать вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Такое поведение обострит потребность в речевом общении. Но затем желание ребенка обязательно надо выполнить, иначе он может замкнуться, тем более, если такое невнимание взрослого повторится не один раз.

Очень хорошо, если вы в общении с ребенком будете использовать образцы русского народного слова: песенки, потешки, стихи. Это замечательное средство развития речи детей, о чем неоднократно писал великий русский педагог К. Д. Ушинский.

Все ваши усилия обязательно увенчаются успехом: к двум годам малыш будет общаться с вами с помощью слова, пусть еще и плохо произносимого. На всех взрослых в семье теперь ложится большая ответственность: не допускать в общении с малышом вольностей, которые нередко встречаются в разговоре взрослых между собой. Ведь ребенок копирует речь взрослых, и часто вы можете услышать от него ваши излюбленные обороты речи и выражения, повторяемые с теми же интонациями. Бывает, это умиляет родителей. К сожалению, такое умиление может позднее для ребенка обернуться неприятностями. Не забывайте об этом!

Источник