Задачи развития ребенка в детском саду
МБДОУ «Заветненский детский сад «Аленький цветочек»
Советского района Республики Крым
ПАМЯТКА
для воспитателей ДОУ
Подготовил:
старший воспитатель
Путинцева Е.В.
Цель всегда одна.
Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность.
1.Формулирование обучающих задач должно отвечать современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей, этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам. Их обязательно начинать с глагола.
Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная; и т.д.
Обучающие задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.
Примерные формулировки обучающих задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС:
расширить знанияо..
обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,
3.закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие-либо программные знания, умения,навыки),
4.«Актуализировать знания детей о …»
-«Создать условия для получения детьми знания о …»
-«Мотивировать детей к самостоятельному изучению..
-«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»
-«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»
-«Стимулировать детей к…»
Примерные формулировки обучающих задач НОД тренировочного и итогового характера:
1.«Актуализировать знания детей о …»
-«Закрепить в самостоятельной деятельности умение…
-«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»
2.«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»
-«Содействоватьусвоению..……. овладению…..
Примерные формулировки развивающих задач НОД:
Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций, (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне.
Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола:
— если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов,
«начать работу по развитию…» и т.д.
— если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать развивать …», «продолжать формировать…», «совершенствовать …», «способствовать…»и т.д.
-«Развивать умение…»
-«Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком…..
-«Способствовать развитию плавности речи…
-«Продолжать развивать умение …
-«Продолжать развивать
Примерные формулировки воспитательных задач НОД:
Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:
если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» ит.д.
если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий —
«продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать …» и т.д.
При планировании хода НОД необходимо помнить:
НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
— организационный момент;
— актуализацию имеющихся знаний;
— сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;
— сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
— итог НОД.
Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности (музыкальная деятельность, занятия физкультурой, если вместо физминутки используется подвижная игра).
В ходе НОД надопомнить:
В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намноголучше.
Не торопите детей с ответами!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из-за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем-то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого- нибудь») Спросите меня!»
При подведении итога НОД надо помнить:
Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
Не хвалить каждый раз всех детей (кроме младшей группы) словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание-составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
Источник
Светлана Кижваткина
Задачи воспитания и обучения детей 3–4 лет
Младший возраст -важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,сверстниками,с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу разнообразные действия с предметами,у него успешно развивается понимание речи и активная речь,малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми,почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности,к активному взаимодействию с окружающим миром.
Дети 3-4 лет-это в первую очередь «деятели»,а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развитие. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так,чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх,в двигательных упражнениях,в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании,лепке, речевом общении,в творчестве (имитации,подражание образом животных,танцевальные импровизации и т. п.).Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.
Общие задачи воспитаниямладшего дошкольника состоят в следующем:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду,установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе,устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка;
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей,своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
3. Способствовать развитию познавательной активности детей,обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях,учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования,сравнения,элементарного анализа;
4. Способствовать развитию у детей самостоятельности,овладению разнообразными способами действий,приобретению навыков элементарного самообслуживания,самостоятельной игровой деятельности и общения;
5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему,эмоциональную отзывчивость на состоянии других людей,добрые чувства к животным и растениям;
6. Развивать интерес детей к сотрудничеству,навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками,обогащать опыт игрового общения;
7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей,интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества,радости от реализации своих замыслов и желаний.
Педагогический процесс также включает организованное обучение (занятия).В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий в день. В младшей и средней группах одно из игровых занятий планируется утром,второе-после сна.
На занятиях дети осваивают обобщения (обобщенные представления,элементарные предметные понятия,простейшие закономерности. При этом значимо использование разнообразных моделей и моделирования.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность,обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интогративный характер.
Педагогический процесс включает самостоятельной деятельности детей. с этой целью создается развивающая педагогическая среда,организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов,способностей каждого ребенка,стимулированием активности,самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость,любознательность,познавать окружающее без принуждения,стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использования наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений,экскурсий,элементарных опытов и экспериментирования,игровых проблемных ситуаций.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так,например,расширяя представления детей о природе,педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому,побуждает к этетическим переживаниям,связанным с природой,решает задачи развития речи,овладения соответствующими практическими и познавательными умениями,учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности,а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную,эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Источник
Зинаида Рябоконова
«Задачи воспитания детей дошкольного возраста»
Несомненно, каждые родители помимо любви и заботы, стремятся дать своему чаду хорошее воспитание и образование. Воспитание – это совокупность мер и подходов, оказываемых прямое воздействие на формирование личности человека и его социализацию. Предлагаем поговорить о задачах обучения и воспитания детей в зависимости от возраста, а также рассмотрим принципы воспитания ребенка в коллективе. Данные знания необходимы родителям для того, чтобы максимально развить малыша и раскрыть его потенциал. Задачи обучения и воспитания детей в коллективе:
Одной из задач, которую ставят перед собой родители и педагоги, является подготовка дошкольников к взрослой жизни, а также всестороннее развитие личности, имеющей ценность для общества. Задачи воспитания детей реализуются в виде конкретных мер,которыми являются:
Популяризация среди детей здорового образа жизни; обеспечение эмоционального комфорта малыша; выявления способностей и навыков ребенка; поощрение и стимулирование любознательности, творческих поисков, инициативности и индивидуальности; формирование игровой и коммуникативной активности; приобщение ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми. Среди многих задач воспитания детейпедагоги выделяют такие как:
Укрепление физического и психического здоровья, охрана жизни; коррекция психических или физических недостатков (при необходимости); обеспечение социального, интеллектуального и творческого развития; воспитание и обучение детей с учетом их возраста; развитие патриотизма, формирование чувства любви к семье, природе, Отечеству; повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития и воспитания. Реализация поставленных задач будет способствовать личностному и интеллектуальному росту ребенка. Задачи воспитания детей дошкольного возраста :
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок познает окружающую действительность посредством эмоционально-практического опыта, который в некоторой степени напоминает деятельность исследователя. Данную активность и любознательность родители должны всячески поощрять и поддерживать. Одной из ключевых задач воспитания дошкольника является обеспечение разнообразия и полноты его деятельности, а также реализации потенциалов и возможностей ребенка. К основным видами деятельности детей этого возраста относят: игровую, трудовую, коммуникативную, познавательную, музыкальную и художественную. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию, формированию самоконтроля, индивидуальности, логического мышления, а также творческого воображения. Данные навыки чрезвычайно важны для дальнейшего обучения в школе. Задачи воспитания детей в семье Семья является наиболее важным социальным институтом, который осуществляет воспитание личности ребенка. Она формирует у малыша ощущение защищенности и комфорта, являясь при этом всеобъемлющей образовательной средой, так как в ней развивается самоуважение и самоутверждение маленького человека, его желание стать достойным членом социума. По утверждению психологов и педагогов, все личностные качества зарождаются и развиваются в семье, под воздействием отношения взрослых к малышу и друг к другу, семейного уклада, наследственности, социального и материального уровня. К задачам воспитания в семье относят: создание условий для всестороннего развития ребенка; передача родительского общественного опыта; обучение навыкам самообслуживания; воспитание чувства собственного достоинства и уникальности. Для их реализации необходимо применение интересных для малыша видов деятельности. Ключевое значение в данном случае имеет игра. Игра как инструмент воспитания ребенка :
Роль игры в становлении личности ребенка сложно переоценить, поскольку она развивает мышление малыша, формирует понятия общего и частного, способствует пониманию причинно-следственных отношений. Решение основных задач воспитания детей через игру развивает у ребенка самостоятельность, сообразительность, логику, конструкторские навыки, а также способствует открытию им новых граней окружающей действительности. В раннем возрасте у малыша происходит наиболее продуктивное формирование приемов мышления, творческих и интеллектуальных способностей. Кроме того, данный период характеризуется развитием понимания форм и величин, появлением способности сочетать различные решения, придерживаться правил игры. Совместная игра способна объединить детей разных возрастов и интересов, а также взрослых, в один увлекательный процесс. Задачи воспитания детей раннего возраста:
Ранний детский возраст (от рождения и до 7 лет) характеризуется наиболее быстрым формированием физиологических и психологических процессов, присущих человеку. Поэтому он является столь важным для воспитания растущей личности. К задачам воспитания детей раннего возраста относят оздоровительные, воспитательные и образовательные. Среди оздоровительных задачвыделяют следующие приоритеты: закаливание и укрепление иммунитета; формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательной системы; двигательная активность малыша; физкультура как средство правильного развития всех органов и систем организма. В свою очередь важнейшие аспекты воспитательных задач это: формирование волевых и моральных качеств; вовлечение малыша в образовательный, мыслительный, творческий и трудовой процессы. К образовательным задачам воспитания детей дошкольного возрастаотносят такие направления как: развитие и формирование необходимых двигательных умений и навыков; формирование интереса к физическому воспитанию на основе имеющихся знаний. На практике все задачи воспитания детей между собой очень тесно переплетены. Именно их взаимосвязь выступает залогом всестороннего формирования личности растущего человека.
Источник
Марина Вирясова
Цели и задачи развивающих центров в ДОУ
Центр активности ЗОЖ и ОБЖ
Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Задачи:
• — привитие навыков осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к здоровью своему и окружающих;
• — формирование потребности в вооружении знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни, в физическом совершенствовании;
• — воспитание привычки к здоровому образу жизни;
• — формирование умений осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, природы, быта, транспорта;
• — формирование ответственного и сознательного отношения к личной безопасности и окружающих;
• — развитие готовности к эффективным, обоснованным действиям в нестандартных ситуациях.
Центр двигательной активности
Цель: формирование потребности в двигательной активности и физическому развитию.
Задачи:
• — активизация интереса к движению;
• — развитие умения управлять движениями;
• — обогащение состава движений и содержания двигательной деятельности в целом;
• — развитие двигательного творчества.
Центр художественного творчества
Цель: создание условий для творческого развития детей дошкольного возраста и раскрытия их художественно-изобразительного потенциала.
Задачи:
• -развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;
• -развитие инициативности, способности к творческому самовыражению, самостоятельности;
• -формирование у дошкольников доступных их возрасту основных навыков и умений в области художественной культуры.
Центр психологической поддержки
Цель: создание социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для развития личности всех участников образовательного процесса и охраны их психологического здоровья.
Задачи:
• — охрана и укрепление психического здоровья детей;
• — создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
• — содействие на каждом возрастном этапе интеллектуальному и личностному развитию детей;
• — профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей;
• — повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи;
• — формирование психологической культуры педагогов;
• — содействие повышению уровня социально-психологического климата в детском саду.
Центр конструирования
Цель: развитие конструктивно — модельных действий детей.
Задачи:
• — приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства;
• — развитие навыков конструирования по графическим схемам, моделям;
• — развитие наглядно-образного восприятия;
• — развитие памяти, мелкой моторики, мышления, усидчивости, творческих способностей.
Литературно-речевой центр
Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи:
• — воспитание познавательного интереса к русскому языку;
• — подготовка к обучению грамоте;
• — воспитание у детей избирательного отношения к художественным произведениям, умения ориентироваться в мире книг;
• — привитие интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации;
• — воспитание правильного отношения к чтению и книге.
Театральная студия
Цель: развитие творческой активности детей.
Задачи:
• — приобщение детей к театральной культуре;
• — пробуждение у детей эстетического чувства и творческого начала;
• — активизация мыслительных процессов и познавательного интереса;
• — развитие у детей необходимых навыков актерской техники;
• — развитие навыков общения и коллективного творчества;
• — развитие фантазии, воображения, внимания, контактности.
Центр музыкального творчества
Цель: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) музыкальные произведения искусства.
Задачи:
• — вовлечение ребенка в мир музыки;
• — развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
• — формирование ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным праздникам и традициям;
• — развитие чувств восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам;
• — развитие звукового, интонационного и сенсорного опыта детей, где музыка выступает языком ознакомления детей с окружающим миром людей, эмоций, чувств и переживаний.
Центр экспериментирования
Цель: формирование основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.
Задачи:
• — расширение перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей;
• — обогащение и формирование у детей эмоционально-чувственного опыта;
• — развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
• — формирование диалектического мышления, способности видеть многообразие окружающего мира;
• — развитие личностных качеств — целеустремленности, настойчивости, решительности;
• — формирование у детей навыков сотрудничества и коммуникативных навыков.
Центр экологии
Цель: формирование начал экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
• — формирование системы элементарных научных экологических знаний, как средства становления осознанного, правильного отношения к природе;
• — развитие познавательного интереса к природному миру;
• — формирование первоначальных экологических знаний, навыков безопасного поведения в природном мире;
• — воспитание бережного, гуманного, эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природного окружения.
• — формирование наблюдательности и внимательности к природным объектам и явлениям;
• — формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
• — формирование желания и умения сохранять природу, навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем природном окружении;
• — формирование элементарных умений предвидеть последствия своего поведения по отношению к миру природного окружения.
Источник