Задачи развития ребенка средней группы
Светлана Разумий
Родительское собрание в средней группе «Задачи воспитания и обучения на учебный год»
Родительское собрание в средней группе
Тема: «Задачи воспитания и обучения на учебный год»
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, соучастие в организации деятельности по развитию детей.
Задачи:
• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
• активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
• реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.
Предполагаемый результат:
• обогащение опыта межличностного общения в системе «родитель-воспитатель»;
• продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
• повышение педагогической грамотности родителей.
Предварительная работа:
1. Объявление о собрании.
2. «Шкатулка вопросов»: предложение родителям вопросы, которые их особенно интересуют и ответы на которые они хотели бы услышать на собрании, записать на отдельном листе и положить в специальный закрытый ящик в родительском уголке.
Повестка собрания:
1. Основные направления воспитательно-образовательного процесса на учебный год.
2. Выбор Родительского комитета.
3. Стратегия сотрудничества родителей и воспитателей на первое полугодие учебного года.
4. Обсуждение вопросов из «Шкатулки вопросов».
Ход собрания:
1. В начале собрания один из воспитателей благодарит родителей за присутствие на собрании, напоминает имена воспитателей группы. Вводной частью в собрание является презентация о жизни детей в детском саду «Счастливы вместе». Это послужит средством актуализации позиций родителей, концентрации их внимания и проявления заинтересованности.
2. Воспитатели группы кратко рассказывают о главных задачах воспитательно-образовательного процесса.
3. Информирование родителей о вариантах и пользе взаимодействия педагогов и родителей, выбор состава Родительского комитета.
4. Обсуждение вопросов из «Шкатулки вопросов».
5. Рефлексия – «Что интересного Вы узнали сегодня?»
Основные задачи воспитания и обучения детей средней группы:
* продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений, приучать следить за осанкой во всех видах деятельности, развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности, воспитывать культурно-гигиенические навыки;
* развивать наблюдательность и любознательность, продолжать знакомить с предметами и явлениями общественной жизни и природы, выделять отдельные части и характерные признаки предметов, умение сравнивать и группировать их по этим признакам, формировать обобщённые представления о предметах и явлениях, устанавливать простейшие связи между некоторыми их них;
* продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картине;
* знакомить детей с профессиями близких людей, подчёркивая значимость их труда, совершенствовать их собственные трудовые умения;
* воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым, приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок, бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам;
* развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх, умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ;
* воспитывать интерес к различным видам деятельности, подводить к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации; учить выразительно, читать стихи, петь, красиво двигаться под музыку;
* в ходе развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культуры и формировать у них опыт социального взаимодействия.
Источник
Родительское собрание
«Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; раскрыть задачи воспитания и обучения детей среднего возраста; привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству.
Участники: воспитатели, родители.
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Рады видеть вас в нашей группе. Сегодня мы хотим познакомить вас с возрастными особенностями детей 4-5 лет, а также рассказать о задачах воспитания и обучения детей среднего возраста.
Возрастные особенности детей 4 -5 лет.
В игровой деятельности детей среднего возраста появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.
Продолжает развиваться воображение. Дети сами могут придумать сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность к уважению со стороны взрослого.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Задачи воспитания и обучения.
Физическое воспитание
• Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений
• Лазать по гимнастической стенке
• Ползать разными способами
• Ловить мяч кистями рук
• Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
• Ориентироваться в пространстве
Формирование элементарных экологических представлений
• Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку
• Различать и называть некоторые растения
• Называть времена года
• Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе
Развитие речи
• Употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый)
• Выделять первый звук в слове
• Рассказывать о содержании сюжетной картинки
Формирование ЭМП
• Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их особенности (цвет, форма, назначение)
• Считать до 5
• Сравнивать количество предметов
• Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
• Определять положение предметов в пространстве
• Определять части суток
Трудовое воспитание
• Самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду
• Самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой
• Самостоятельно готовить к занятиям свое рабочее место, убирать материалы после занятия
Художественная литература
• Называть любимую сказку, прочитать понравившееся стихотворение, считалку
• Рассматривать иллюстрированные издания детских книг
• Драматизировать с помощью взрослого небольшие сказки
Художественно-эстетическое воспитание
Рисование
• Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов
• Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов
• Рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции
• Учить смешивать краски
Лепка
• Учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара
• Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета
• Учить приемам вдавливания середины шара
• Познакомить с приемами использования стеки
Аппликация
• Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
• Аккуратно наклеивать изображения предметов
Музыкальное воспитание
• Узнавать песни по мелодии
• Различать звуки по высоте
• Петь протяжно, четко произносить слова
• Выполнять движения, самостоятельно меняя их в соответствии с формой музыкального произведения
• Выполнять движения с предметами
• Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
В заключении хочется сказать, что мы вместе будем закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском саду и в родительских коллективах. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольным возвращался домой!
Спасибо! До новых встреч!
Источник
Задачи воспитания и обучения в средней группе
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; побуждать к активной деятельности.
Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Упражнять в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура).
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).
Источник
Светлана Якушева
Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1 города Шебекино, Белгородской области»
Консультация для родителей:
Тема: «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»
Подготовил:
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино»
Якушева Светлана Алексеевна
2016г.
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых групп, отличающих средних дошкольников от младших.
Во-первых, возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности – они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными и капризными. Поэтому, в средней группе особенно важно наладить различный двигательный режим, то есть насытить жизнь разнообразными подвижными и хороводными играми, танцевальными движениями под музыку.Существует и обратная версия: увидев перевозбужденного ребенка, взрослый, зная особенность тормозных процессов детей 4-5 лет, должен переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
Во-вторых, на пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет удовлетворялся обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в контакте со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые диалоги становятся более длительными и активными. С более застенчивыми детьми взрослый должен выяснить причину такой робкости и помочь ребенку наладить контакт со сверстниками.
В- третьих, кроме общения со сверстниками,ребенок пятого года жизни все больше тянется ко взрослому с бесконечными вопросами: «Почему?», «Зачем?», Для чего?», причем в многократной форме. Таким поведением ребенок проявляет свою познавательную активность, устанавливает простейшие связи и отношения между объектами. Взрослый же, в свою очередь, обсуждая проблему с ребенком, укрепляет доверие его к себе и уважение к старшим. В противном случае – нереализованная потребность общения со взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
В-четвертых, помимо умения дошкольника общаться со взрослыми и сверстниками, в этом возрасте он также должен научиться создавать новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Для этого значительное время отводится для свободных игр по выбору детей. Задача взрослого – создать возможности для вариативной игровой деятельности через предметно-игровую среду (разнообразные игрушки, предметы-заместители, зоновое размещение игрового оборудования).
Вывод: заботливое отношение взрослого к детям, умение поддерживать их познавательную активность и развить самостоятельность – составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей среднего дошкольного возраста.
Задачи обучения или чему дети должны научиться к концу среднего возраста.
В речевом развитии:
1. Составлять короткие (5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, из собственного опыта; пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям.
2. Овладевают произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих, Л, Р.
3. Различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; определять место звука в слове; самостоятельно находить слова с заданным звуком.
4.Пользоваться предлогами и наречиями: справа, сверху от, рядом с., около, в, на и др.
В математическом развитии:
1. Обозначать количества числом и цифрой в пределе 5 – 10.
2. Сравнивать предметы на глаз, путем наложения и приложения. Выделять несоответствия или соответствия по форме, количеству, числу, размеру и т. д.
3.Знать структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.
В художественно-творческом развитии:
1.В рисовании: уметь проводить узкие и широкие полосы, кольца, точки, дуги, мазки; составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон- из синего и желтого).
2.В аппликации: резать ножницами по прямой линии, перерезать квадрат по диагонали, срезать углы у прямоугольника прямо и придавая округлую форму.
3.В лепке:освоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого куска; соединение частей, прижимая и примазывая их; украшать с помощью стеки и налепов.
Обучение монологической речи.
Пятый год жизни — период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, часто сопровождают речью собственные действия.
Родителям необходимо серьезно и уважительно относиться к любым высказыванием детей. Малыши эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для нее. Необходимо удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им окружения.
У ребенка должны быть наборы картинок, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспорт, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); любимые книги. Выслушивая детей, уточняйте их ответы; подсказывайте слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; высказывать суждение.
Рассказывайте детям об их интересных фактах и событиях, о том, какие смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими, умелыми и воспитанными стали. Помогайте детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывайте как порадовать приятеля, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться (например, за свою агрессивность и т. п.)
Учите ребенка активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их, слушать ответы других. Воспитывайте желание говорить, как взрослые, поощряйте попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос. Развивайте у детей интерес к окружающей жизни. Знакомьте их с трудом взрослых (повара, врача, строителя и др., с общественными зданиями (школа, аптека, супермаркет, различными видами транспорта, учите соблюдать правила поведения на улице. Воспитывайте любовь к природе и родному краю. Учите детей правильно произносить все звуки родного языка, говорить внятно, достаточно громко, не торопясь, но без ненужных задержек. Учите связно рассказывать об увиденном или услышанном, не отвлекаясь от темы, выражая мысли законченными предложениями, правильно согласуя в них слова. С этого возраста необходимо обучать детей монологической речи, которая более сложна, чем диалогическая.
Программой воспитания в детском саду предусмотрены два вида рассказов,которыми должны овладеть дети пятого года жизни: рассказ по восприятию (умение описать игрушку, одежду, посуду, растения, картину) и пересказ литературного текста. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен внимательно его рассмотреть, выделить основные детали и качества предмета. Для этого взрослый задает ему вопрос, сам описывает предмет, а затем предлагает ребенку.
Если ребенок затрудняется, надо ему подсказать, например,от лица куклы: «Расскажи про мои волосы»; «Ты забыла сказать, какое на мне платье» и т. д.
Для того, чтобы ребенок мог описать сюжетную картинку, необходимо тоже ее рассмотреть, обогащая словарь ребенка. Задайте ему вопросы, что он видит на картинке, какая собака или кошка, что делают дети и т. д. Образец-рассказ взрослого может состоять из 7 – 10 предложений, среди которых должны быть фразы, содержащие прямую речь, восклицание, вопрос. Подобные обороты речи ребенок перенесет в собственный рассказ.
Учите детейпересказывать короткие рассказы и хорошо знакомые сказки: «Курочка Ряба», «Козлята и волк», Репка». Необходимо прочитать произведение, побеседовать по прочитанному, что позволит ребенку запомнить последовательность изложения событий, активизировать словарь. Особое место в беседе по прочитанному занимает работа над выразительностью речи. Ребенок должен осознать, почему ту или иную фразу, отрывок следует передавать с вопросительной или восклицательной интонацией, «ласковым» или, наоборот, «грустным» голосом. А осознав, тут же поучится выразительно рассказывать. После беседы сказать ребенку, что прочитаю еще раз, а ты слушай внимательно, потом будешь сам пересказывать. Если ребенок затрудняется в пересказе, подскажите ему. Ничего страшного, если пересказывая, ребенок заменяет слова, встречающиеся в тексте, синонимами, удачно вставляет, добавляет что-то свое. Поощряйте усилия ребенка, оказывайте поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивайте достигнутые результаты.
Подготовила воспитатель Якушева С. А.
Источник