Задачи развития ребенка первого года жизни

Задачи развития ребенка первого года жизни thumbnail

Ухаживая за ребенком первого года жизни, необходимо понимать, какие именно задачи развития он решает в этот период своей жизни. К задачам развития грудничка следует отнести знакомство со своим телом, моторное развитие, знакомство с окружающим миром, пер­вичную социальную адаптацию, формирование пищевого поведения и установление контроля за мочеиспусканием и дефекацией.

Знакомство со своим телом

Первичная социальная адаптация

Первичная социальная адаптация является очень важной задачей развития грудного ребенка. Человек — существо социальное и дол­жен уметь взаимодействовать с другими людьми. Первичная социаль­ная адаптация происходит в процессе грудного вскармливания и вза­имоотношений с матерью в течение всего периода кормления гру­дью. Находясь у груди матери, ребенок обучается взаимодействию в паре — между человеком и человеком. Наблюдая за поведением мате­ри относительно других людей, ребенок постигает взаимоотноше­ния в группе. Поскольку грудное вскармливание в норме должно присутствовать не менее 2—3 лет, за это время малыш приобретает необходимые навыки общения в социуме. Как элементы, способству­ющие социальной адаптации ребенка, можно рассматривать эмоци­ональное развитие, общение и речь.

Формирование пищевого поведения

Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, впоследствии должен перейти на обычный пищевой рацион, который используют

его родители. Это вполне естественно. Возможности питания любо­го биологического существа ограничены экологической нишей его обитания. В природных условиях для детеныша не создают специаль­ных условий питания, поскольку это просто невозможно. Таким об­разом, ребенок должен иметь эволюционно обусловленные возмож­ности адаптации к новой пище, что, несомненно, должно отражать­ся в его физиологических особенностях и поведении. И действитель­но, к 6 месяцам прекращается действие рефлекса выталкивания, ко­торый не давал малышу возможность глотать твердую пищу, к этому же времени в пищеварительной системе ребенка созревают фермен­ты и одновременно у него возникает интерес к пище взрослых. При­мерно в 5—7 месяцев ребенок проявляет интерес к столу и требует, чтобы ему дали попробовать новую пищу. Более того, появление пи­щевого интереса всегда соответствует появлению у ребенка возмож­ности захватывать предметы и удерживать их в руках, поэтому он способен самостоятельно брать пищу, удерживать ее в руке и доно­сить до рта.

Перечистим основные задачи и принципы формирования нормаль­ного пищевого поведения ребенка:

• Ребенок начинает знакомство с пищевыми продуктами в микро­дозах с момента проявления у него пищевого интереса, который появляется примерно в 5—7 месяцев и не нуждается ни в каких других продуктах, кроме тех, которые едят взрослые за общим столом.

• Одной из важных задач развития на первом году жизни является приобретение ребенком навыков жевания иглотания твердой пищи, которые не даны нам свыше, а приобретены в результате обучения. Для такого обучения ребенку необходима не пюреобразная, а твердая пища. Кроме этого, в процессе жевания жесткой пищи, такой как сухарик, баранка, кусочек жесткого яблока, мор­ковки и т.д., ребенок интенсивно массирует десны.

• Очень важно, чтобы ребенок ел буквально из тарелки матери, т.е. то же самое, что и она. Это важно потому, что материнское моло­ко помогает ребенку усваивать именно ту пищу, которую он ел вместе с матерью.

• В сознании ребенка грудное вскармливание никак не связано с потреблением продуктов с общего стола. Для малыша это два не­зависимых процесса, поэтому заменить грудное кормление при­кормом невозможно — оно незаменимо. Ребенок может просить грудь до прикорма, во время еды, после прикорма и независимо от прикорма.

• В период между 5 месяцами и 1,5 года ребенок знакомится со вку­совыми качествами всех продуктов, которые принято употреблять в его семье, и запоминает их. Те продукты, знакомство с которыми в эти сроки не произошло, будут употребляться им неохотно или вообще будут исключены из употребления.

Установление контроля за мочеиспусканием и дефекацией

Эту задачу развития ребенка первого года жизни можно отнести к за­даче знакомства со своим телом и к работе пищеварительной и вы­делительной системы. Установление такого контроля начинается с мочеиспускательного рефлекса, о котором уже говорилось выше. По мере развития ребенка этот рефлекс трансформируется и служит ос­новой для формирования сознательного контроля за мочеиспуска­нием и дефекацией. Этапами установления этого контроля являются связь функции и тела, знакомство с продуктами своей жизнедеятель­ности и установление зрительного контроля за работой сфинктеров.

Источник

ТЕМА: ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

План:

1. Особенности развития и задачи воспитания

2. Этапы и ведущие линии развития

3. Режим дня детей каждого возрастного этапа

4. Методика организации режимных процессов

1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,— сосательный — на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

— правильное проведение режимных процессов: кормления, ги-

— гиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

— проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

— создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

2 ЭТАПЫ И ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором — 400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см. К концу года вес его составляет 10—10,5 кг, а рост — 74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 месяцев начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин. в первый месяц жизни до 3,5 час. к концу года.

Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 месяцев (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 месяцев, от 5—6 до 9—10 месяцев и от 9—10 до 1 года.

Каждый период развития ребенка является фундаментом для последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Ведущими называют такие реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития.

Период от рождения до 2,5-3 месяцев

В первые три месяца жизни ведущими, определяющими развитие ребенка являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции. Они дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширяют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движений. Благодаря положительному эмоциональному состоянию улучшаются физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность.

Ребенок рождается с готовой системой безусловных рефлексов, которые частично обеспечивают его приспособление к внешней среде. Это рефлексы ориентировочные, пищевые, зрительные, слуховые и др. Пищевые безусловные рефлексы выражаются в появлении сосательных движений при раздражении губ и ротовой полости, в умении глотать и т. д. Основные рефлексы зрительного и слухового анализатора проявляются в зажмуривании глаз при ярком свете, вздрагивании при резких звуках.

Врожденными являются и некоторые рефлексы вестибулярного аппарата, например при покачивании ребенок затихает, успокаивается. У новорожденного нет резкой границы между сном и бодрствованием: 80% времени суток он спит, при пробуждении беспокоится. Движения новорожденного хаотичны. Даже во время сна он совершает импульсивные движения. Руки и ноги новорожденного согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели развиты недостаточно.

Существенно важным в период новорожденности является развитие зрительного и слухового анализатора. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, и он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсутствуют другие раздражители. Поэтому ребенку первого месяца жизни следует показывать одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек.

Способность фиксировать взор на предмете, сосредоточиваться на нем, прислушиваться к звукам развивается у ребенка при правильном воспитании к концу периода новорожденности. Одновременно формируется и конвергенция — способность сводить на предмете зрительные оси обоих глаз. К 2—3 месяцам дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например поворачивают голову на голос.

С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех месяцев жизни с ним ласково разговаривают, добиваясь сосредоточения на лице взрослого; показывают яркую игрушку, медленно ее передвигают перед глазами ребенка, чтобы вызвать слежение за движением предмета. Бодрствуют дети обычно в манеже; на стойке манежа подвешиваются яркие крупные погремушки на расстоянии 40—60 см от глаз ребенка. Время от времени следует приводить игрушку в движение, чтобы ребенок учился следить за нею.

Источник