Задачи развития ребенка на втором году жизни

Задачи развития ребенка на втором году жизни thumbnail

Материалы, присланные пользователями

0102-0301Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 граммов, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток.

Длительность каждого периода активного бодрствования у ребёнка до полутора лет составляет 3-4 часа, двух лет — 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Ребёнок учится свободно передвигаться на прогулке: он взбирается на бугорки, ходит по траве, перешагивает через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года малыш много лазает: взбираются на горку, на диванчик, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Он также перелезает через бревно, подлезает под скамейку, пролезает через обруч. После полутора лет у малыша кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

При обучении и правильном подборе игрового материала ребёнок осваивает действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Малыш начинает переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); он активно ищет предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, он сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками малыш воспроизводит на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

Изложенное дает основание считать, что на втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируют¬ся в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Ребёнок усваивает названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми ребёнок усваивает, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т. д.».

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет малышу узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кс»,он обозначал и кошку, и меховой воротник.

0102-0302Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно:
«Ия куся?» — то есть «Ира кушала?». Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?».

Основными приобретениями второго года жизни можно считать:

  • Совершенствование основных движений,особенно ходьбы.
  • Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях и наблюдении.
  • Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения.
  • Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов, иначе говоря, по сравнению с предшествующей возрастной группой он возрастает в 20-30 раз. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

Источник

Подписаться на новости проекта «Онлайн школа Екатерины Бурмистровой»

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Top

Я хочу знать, что люди говорят об этом

Теги: семья  ребенок  развитие 

Источник

Второй год жизни имеет особое значение в жизни ребенка. В этот период происходит овладение ходьбой, которая меняет весь облик малыша и способствует быстрому сенсорному развитию и формированию активной речи. Для ребенка характерны необыкновенно высокая ориентировочная реакция, большая потребность в получении новых впечатлений, когда каждая вещь как бы притягивает к себе.

Развитие детей второго года жизни

На втором году жизни ребенок проявляет необыкновенную инициативу для достижения желаемого. В этом случае может возникнуть конфликт между свободой действий ребенка и требованиями взрослого. Однако проявление инициативы является фундаментом нормального развития ребенка. Лишь постепенно, с овладением речи, дети начинают усваивать ценности взрослых, а создание необходимых условий, удовлетворяющих потребности ребенка, способствует приобретению детьми возможности самоконтроля.
Индивидуальные, эмоционально-деловые контакты взрослого с ребенком формируют у него такие начала личностных качеств, как глубокая привязанность к близким и адекватная оценка своего поведения, сочувствие к сверстникам.

Развитие ребенка второго года жизни

Обычно выделяют несколько линий развития, которые на 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно:

  • понимание речи взрослого и становление активной речи;
  • сенсорное развитие;
  • развитие игры и действий с предметами, движений, навыков, самостоятельности.

Например, развитие игры и действий с предметами прочно связано с формированием движений ребенка, а после полутора лет – и с пониманием речи.
Ребенок второго года жизни встречается с разнообразием предметов и их свойств в природе, быту. Поэтому особенно важно, чтобы дети этого возраста гуляли не только около своего дома, но и выходили за его пределы, например в парк. Особенно интересен для детей выезд на дачу – их окружают яркие цветы, деревья, животные, птицы.
Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение для развития восприятий ребенка: уже в этом возрасте рекомендуется учить малыша различать форму шара, куба, сравнивать предметы контрастных и близких форм, подбирать по образцу предметы такой же формы.
Довольно рано дети определяют величину предметов, которая также является для них сильным, бросающимся в глаза признаком. Ужу в 1 год 3 месяца дети, играя с дидактическими игрушками (вкладышами), различают две контрастные величины: в 1 год 9 месяцев группируют 3-4 контрастных по величине предмета.

К 2 годам дети подбирают по образцу и словесной инструкции взрослого предметы по цвету. Для детей 2 года жизни характерна обостренность восприятия: ничто не проходит мимо их внимания – животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. Все это очень важно для малыша – он получает новую информацию, которая необходима для успешного развития. Но нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер. Малыша в этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим.

Второй год жизни ребенка

Влияние окружающей обстановки на ребенка

Прежде всего, его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, машина, проехавшая за окном, музыка. Постоянное рассматривание окружающего переходит в наблюдение: увидев несколько раз, как родители кормят рыбок, ребенок уже сам подходит к аквариуму посмотреть, как плавают рыбки. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя разнообразные предметы, но и действовал с ними, так его мышление формируется в деятельности. Память детей этого возраста носит также непроизвольный характер и выражается в форме узнавания и воспроизведения. Дети хорошо запоминают то, что поразило их воображение.
Память связана с повторами. Важно формировать все виды памяти ребенка – зрительную, слуховую, речедвигательную, тактильную. Этому способствуют дидактические игры, музыкальные занятия, занятия по системе Монтессори. Недостаток сенсорных впечатлений обедняет жизнь ребенка, резко снижает умственное развитие, его эмоциональную сферу.

Развитие и понимание речи на втором году жизни

Второй год жизни – это «сензитивный» период в развитии речи, в котором наблюдается особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению, а развитие речи происходит очень интенсивно. На втором году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает грамматическим строем языка, начинает пользоваться речью.
Понимание речи формируется постепенно. Дети могут понимать в этом возрасте названия игрушек, предметов обихода, одежды? Названия действий, которые они сами могут выполнить («возьми», «принеси», «Посмотри», «покорми», «покачай» и т. д.). Малыши охотно выполняют поручения взрослых («Принеси свои ботинки»; «Ложись в кроватку»), при этом они хорошо ориентируются в своей комнате. С малышом уже можно говорить о том, чего он в настоящий момент не видит (конечно, при этом нужно опираться на имеющийся опыт ребенка).
Если до полутора лет ребенок воспринимает общее у однородных предметов, названных взрослым, то после полутора лет эта способность к обобщению находит выражение в его собственной речи. Для начала 2 года жизни характерен «период наглядных обобщений», когда ребенок обобщает предметы по внешним, бросающимся в глаза признакам: по цвету, величине и т.п. Позже, приобретя некоторый опыт, ребенок по словесной инструкции взрослого обобщает предметы по существенным признакам: сначала ходит по просьбе взрослого, а затем и сам называет однородные предметы независимо от их внешних признаков.
В первую половину 2-го года жизни у ребенка формируется очень важное для него умение подражать словам, произносимым взрослым, в начале малыш произносит слова облегченно («би-би» — машина, «ав-ав» — собачка), здесь важно, чтобы взрослый сопровождал их словами, произносимыми правильно. Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основе подражания растет словарь ребенка: к году он насчитывает около 10 слов, к 1 году 6 месяцев – 30, а к 2 годам – 300 слов. С 1 года 9 месяцев до 2 лет в речи ребенка возрастает количество фраз. Важный момент в развитии речи – появление первых вопросов (а это? какая?), отражающих развитие познавательной деятельности. Лепет чаще всего возникает во время общей двигательной активности.

К концу 2-го года речь начинает выполнять свою основную функцию – общение с окружающими. Ведь поводов для обращения к взрослому бывает очень много: просьба чем-то помочь, вместе поиграть, и жалоба, и выражение какого-то желания, удивления, радости.

Игры, движение и общение с окружающими 

Особое значение для ребенка имеет развитие игры и действий с предметами. Манипулируя с предметами, он практически знакомится с их свойствами. Если он до полутора лет может заниматься одним видом деятельности 2-4 мин, то к 2 годам – 5-7 мин, сопровождая свои действия словом. Постепенно в игре формируется мышление.

В специальных исследованиях выявлено, что на 2-м году жизни осуществляется процесс формирования общения между детьми. Это период, когда у детей появляется интерес к сверстнику, его деятельности, что сопровождается положительными эмоциями, желанием повторять действия другого ребенка. Дети эмоционально восприимчевы, им быстро передается настроение сверстников, как положительное, так и отрицательное. Роль взрослого заключается в обеспечении положительного эмоционального состояния детей в игровых ситуациях.
В начале 2-го года ходьба еще не достаточно координирована, но она постоянно совершенствуется. Постепенно малыши становятся более ловкими, скоординированными, они начинают согласовывать свои движения с действиями других детей или взрослых и овладевать навыками движений.

В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать значение слов «нельзя», «можно» (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. п.). Когда требование или желание ребенка невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять, его следует отвлечь, переключить внимание на другой объект.

Источник

Мария Березина
Возрастные особенности детей второго года жизни

Вторая группа раннего возраста

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Особенности развития ребенка

В данном возрастном периоде темп физического развития детей несколько снижается по сравнению с первым годом жизни. На втором году ребенок ежемесячно прибавляет в весе 200_250 гш, длина его тела увеличивается в месяц примерно на 1 см. К концу второго года рост ребенка колеблиться от 83 до 91 см, а в вес — от 11 до 13 кг.

Постепенно совершенствуются все системы организма, и особенно нервная система. Повышается ее работоспособность. На втором году ребенок может бодрствовать 4 — 4.5 часа подряд. Уменьшается суточное количество сна до 12.5 часа. Ребенок меньше спит днем и с 1 года 6 месяцев переводится на один дневной сон.

В ведущей предметной и других видах деятельности развиваются все сенсорные процессы, наглядно — действенное мышление, память. Идет пролцесс активного освоения предметных действий. Формируются представления о предметах, интенсивно развивается речь.

Общение становится средством взаимодействия со взрослыми в разных видах деятельности и формирования личностных ккачеств: элементарной самостоятельности, активности, инициативности, коммуникативности.

Малыш развивается и в условиях разных видов художественной деятельности. Проявляет первые эмоциональные реакции на эстетические особенности предметов окружающего мира.

Задачи:

продолжать укреплять здоровье ребенка и содействовать развитию основных движений;

создать условия для развития предметной деятельности, ознакомления с миром предметов и действий с ними;

стимулировать познавательную активность ребенка;

развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи;

создавать условия для развивающего взаимодействия в огбщении и выполнении элементарных правил поведения, ощющения успешности в деятельности и развития позитивного образа «я»;

содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические способности природы, предметы ближайшего окружения, на литературные, музыкальные и изобразительные художественные образы.

Физическое развитие и здоровье детей

Общие задачи физического воспитания детей

охранять и укреплять здоровье, закаливать детский организм;

создавать условия для гармоничного физического и психического развития, повышения умственной и физической работоспособности детей;

продолжать развивать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

способствовать развитию физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты и т.  д.);

создавать условиядля оптимальной двигательной активности детей в течение дня;

содействовать формированию личностных качеств (активности, самостоятельности, отзывчивости, выдержки и т.  п.);

способствовать формированию знаний, связанных с физическим воспитанием;

воспитывать интерес к физическим упраднениям.

Организация жизни ребенка

(режим)

На втором году дети живут по двум режимам: от 1 года до 1 года 6 месяцев (спят днем 2 раза) и от 1 года 6 месяцев до 2 лет (спят днем 1 раз).

Для детей третьего года составляется один режим, но детиделяться на две подгруппы: младшая (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет).

Все режимные процессы с детьми младшей подгруппы проводятся в первую очередь.

Организация кормления и воспитание культурно — гигиенических навыков детей

Задачи:

полностью удовлетворять потребности детей в пище (при необходимости докармливать);

привлекать детей к посильной подготовке к приему пищи;

содействовать формированию умений:

Источник