Задачи развития коррекции мышления ребенка

Задачи развития коррекции мышления ребенка thumbnail

Ольга Векшина
Развитие и коррекция мышления.

Развитие и коррекция мышления.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

В отечественной психологии и дошкольной педагогике показано, что важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. При этом отечественные психологи рассматривают развитие мышления как единый диалектический процесс, где каждый вид мышления выступает как необходимый компонент общего мыслительного процесса.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных форм: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. При этом в познавательную деятельность рано включается речь, которая выступает здесь в качестве носителя опыта действия, в ней этот опыт закреплен и через нее передается. На разных стадиях развития различных форм мышления, функции речи существенно меняются.

Наглядно-действенное мышление возникает тогда, когда человек встречается с новыми условиями и новым способом решения практической проблемной задачи. С задачами такого типа, ребенок сталкивается на протяжении всего детства — в бытовой и игровой ситуациях.

Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что способом преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Метод проб и ошибок основан на отбрасывании неверных вариантов действия и фиксации верных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции.

При решении практических проблемных задач происходит выявление, «открытие» свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов. Умение получать новые сведения в процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием наглядно-действенного мышления.

Простейшее наглядно-образное мышление (внутренний план действия) рассматривается как способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. Способность к оперированию образами «в уме» не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений. Она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: предметных действий, действия замещения, речи, подражания, игровой деятельности и т. д. В свою очередь образы могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Сама мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.

Упражнение: «На что это похоже»?

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Найди лишнее слово.

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним». Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»

Возраст: дошкольный.

Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Соединяем несоединимое.

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой. Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

Курица ходит вокруг столба.

Курица была слепая, шла и врезалась в столб.

Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.

Столб упал прямо на курицу.

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

ромашку с молоком;

наушники с медузой;

сапоги с луной.

Далее придумывайте сами.

Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»

Возраст: дошкольный.

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает

места, куда можно пристроить кошку.

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

Упражнение на развитие мышления «Древо мудрости»

Возраст: средний, старший школьный.

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

«Всеобщее внимание».

Для взрослых.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 месяц по комаровскому

Источник

Светлана Назарова
Программа по коррекции мышления умственно отсталых младших школьников

Теоретическое обоснование: коррекционная работа по развитию мышления в школе VIII вида занимает важное место в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как у контингента школы имеются стойкие нарушения мышления.

Своевременная и целенаправленная работа по коррекции нарушений детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников школы VIII вида.

Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной литературы, отражающей комплексную систему работы по коррекции школьников с нарушением интеллекта. Это и вызывает необходимость методической разработки системы занятий.

Цель программы:

Создание коррекционно- педагогических условий для успешного развития мышления умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность.

2. Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них.

3. Развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, речь.

4. Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.

5. Развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.

6. Выяснить возможности применения отвлечённых категорий при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий.

7. Научить детей находить причину событий.

1. Тема: Мир вокруг нас.

Цель: Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность.

Методы и приемы:

• Кто что любит?

• Кому что надо?

• Положи картинки на своё место.

• Скажи, что не верно

2. Тема: Обобщения

Цель:Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них.

Методы и приемы:

• Назови одним словом

• Покажи, что не подходит (по типу «четвёртый лишний»)

• Классификация предметов

• Разложи фигуры (классификация)

3. Тема: Играем в слова

Цель:Развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, развивать творческих способностей, речи.

Методы и приемы:

• Отвечай, как можно быстро.

• Ассоциации

• Говори наоборот

4. Тема: Последовательность

Цель:Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.

Методы и приемы:

• Кто кем будет?

• Разложи по порядку и составь рассказ (последовательность)

• Отгадывание небылиц

5. Тема: Логика и сообразительность

Цель:Развивать логическое мышление, сообразительность, умение устанавливать закономерность, а также обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца.

Методы и приемы:

• Продолжить ряд изображений (последовательность)

• Бусинки

• Найди ошибку

6. Тема:Узнаем предмет на основе отдельных признаков Цель:Развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.

Методы и приемы:

• Волшебные очки

• Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака.

• Обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков

7. Тема:Вербально-логические формы мышления

Цель:Выяснить возможности применения отвлечённых категорий при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий.

Методы и приемы:

• Определение понятий

• Сравнение и различение понятий

• Маленькая хозяйка

8. Тема:Логика и аналогии

Цель: Выявить характер логических связей и отношений между понятиями.

Методы и приемы:

• Кому что нужно (профессии)

• Вербальные аналогии

• Рассказ по картине

9. Тема: Логика и понимание

Цель:Развивать логическое мышление.

Методы и приемы:

• Звёздочки

• Сейф

• Объяснялочка

10. Тема:Логика и понимание

Цель: Научить детей находить причину событий.

Методы и приемы:

• Ситуации

• События

• Зима

11. Тема:Слово, предложение, рассказ

Цель:Развивать речь, логическое мышление, находчивость и сообразительность, развивать (закрепление) навыки звукового анализа.

Методы и приемы:

• «Слова и звуки»

• «Буква волшебница»

• Объясни пословицу

• Найди лишнее слово

• Чистоговорки

12. Тема:Общая осведомленность

Цель:Систематизировать полученные знания, развивать умение классифицировать предметы.

Методы и приемы:

• Классификация предметов

• «История в картинках»

• Игра-соревнование «Как это можно использовать?»

Конспект коррекционного занятия в школе 8 вида № 12 «Общая осведомленность».

Цель: Систематизировать полученные знания.

Задачи: 1. Развивать умение классифицировать предметы.

2. Развивать умение мыслить последовательно.

3. Развивать волевые качества.

3. Воспитывать умение работать сообща.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Оргмомент:

Игра «Вот так!

Как живете, мои детки? (Вот так)

Как идете, мои детки?

Как стоите, мои детки?

Как едите, мои детки? Как молчите, мои детки?

Как сидите, мои детки?

Как вы спали, мои детки?

Сначала игра проводится по старым правилам (молча, с показом только жестов). После этого педагог предлагает сделать игру более веселой, то есть озвучить. Дети повторяют игру заново. Выбирают вариант, который им больше нравится.

II Основная часть:

1. Дидактическая игра «Классификация предметов».

Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей (3, фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.

Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т. д.

2. Дидактическое задание «История в картинках».

При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.

3. Игра-соревнование «Как это можно использовать?».

Группа делится на две команды. Задание общее: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумага, ткань, книга, ложка, швабра и т. п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

III. Рефлексия.

Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали, и какое задание вам понравилось больше всего.

Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и пошлем друг другу импульс нашего хорошего настроения.

Читайте также:  Задачи психического развития ребенка в раннем детстве

Спасибо вам всем за занятие.

Источник

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Морозова Оксана Николаевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Особенности мышления младших школьников с задержкой психического развития

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его

способным развиваться дальше без помощи учителя

Элберт Хаббард

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В. Егорова, У.В.Ульянкова, Т.Д. Пускаева и др.), а именно:

— в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

—   в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;

—  в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации;

—  в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

Мышление детей зависит от качества и количества непосредственных переживаний, и оно ограничено физическими действиями ребенка. Варенова Тамара Васильевна указывает на то, что во-первых: необходимо формировать у ребенка не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и заботиться о богатстве впечатлений, создании ярких образов и представлений, которые в процессе обучения вступают во взаимодействия по законам ассоциации (ответное возникновение одного или нескольких психических процессов на появление другого, с ним связанного) и апперцепции (обусловленность содержания новых представлений запасом уже имеющихся). В-вторых: предпосылки развития мышления заключаются в необходимости расширения круга моторного развития ребенка, который составляют как тонкие дифференцированные движения пальцев рук, так объем и координация движений тела в целом. Произвольные движения активно стимулируют работу Высшей нервной деятельности. Кроме того, наличие или недоразвитие физкультурно-спортивных умений и навыков сказывается на полноценности личности, повышении или понижении жизненного тонуса, содержательности досуга, умении пользоваться свободным временем для активного отдыха и поправки своего здоровья.

Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода к учащимся при развитии у них мыслительной деятельности.

1.        Общая коррекционная направленность всего процесса обучения, индивидуальные и групповые коррекционные занятия (по исправлению недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях, логопедические).

2.        Развитие у учащихся воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности.

3.        Использование проблемных заданий, которые всегда предполагают частично-поисковый метод обучения (создание микро проблемной ситуации, вместе с учащимися поиск нового задания, помогающего решить эту ситуацию). Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы, активизирует все виды мыслительных операций, расширяет личный опыт ребенка по выявлению причинно-следственных связей и временных отношений, формирует потребность в преодолении ситуации незнания.

4.        Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания. Оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности) способствует развитию высшей словесно-логической формы мышления.

5.        Формирование у ребенка рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий.

Учитель создает условия, способствующие следующему: принятию ребенком целей предстоящей работы, формированию алгоритма аналитического обобщения информации, созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия; погружению учащихся в ситуацию частично самостоятельного выбора способа решения, развитию самоконтроля — сравнение с образцом, возвращение к повторному осмыслению задания, аргументация самооценки, взаимооценка.

Коррекционная работа по развитию мышления должна осуществляться по четырем параметрам:

— сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

— гибкость — применение знаний в различных ситуациях, решение задач нестандартным способом, отсутствие штампов, стереотипов (в свое время автоматизм, т. е. стереотипность мышления считалось признаком мещанства);

— динамичность — темп, подвижность мыслительных процессов;

— мотивация деятельности (планирование, целенаправленности, контроль, критичность). Мотивация в данном аспекте не исчерпывается потребностью в новой информации, т. е. познавательным интересом, здесь подчеркивается также потребность в обучении, активности, преодолении трудностей, самосовершенствовании, творчестве, желании получить удовлетворение от открытия, «ощутить внутреннее поощрение» (Джером Брунер).

Использование игр и упражнений, направленных на развитие мышления младших школьников с ЗПР, в системе уроков начальных классов

Коррекционная работа по развитию мышления должна осуществляться на уроках по каждому предмету школьного цикла. Ее содержание определяется описанными выше особенностями деятельности и испытываемыми детьми затруднениями.

Учебные цели по развитию и коррекции мышления: 

— Формирование и использование понятий и концепций (обобщающие понятия типа «овощи», «мебель», «транспорт»; концепции «время» — продолжительность, ритм, скорость, интенсивность; «пространство»- размер, форма, расстояние, направленность, место локализации; «количество», «энергия» и др.).

— Обучение решению проблем.

— Развитие творческого отношения к жизни: способность удивляться и познавать, нацеленность на открытие нового.

— Развитие опережающего мышления (планирование будущего, выбор и постановка краткосрочных и долгосрочных целей), формирование метода экстраполяции.

— Формирование оценочных навыков посредством показа их относительности (в соответствии с образцом, на фоне себя и других).

На всех своих уроках я использую разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие мышления. Такие игры и упражнения, как «Найди лишнее», «Сходства и различия», «Смысловые ряды», «Продолжи закономерность», «Что сначала, что потом?», «Добавь слово», отгадывание загадок и др. — можно использовать как на уроках математики, так и на уроках русского языка и литературного чтения. Главное, чтобы смысловая (сюжетная) составляющая этих игр и упражнений соответствовала теме урока.

Ряд упражнений и игр можно использовать в коррекционно-развивающей работе только на определенных уроках. Например, игры с мячом, цель которых – развитие мыслительных операций у младших школьников с ЗПР, возможно проводить только на уроках физической культуры. Систематизация игр и упражнений в зависимости от урока, на котором они могут быть использованы, представлена в таблице 1.

Читайте также:  Развитие познавательно речевой активности ребенка дошкольного

Таблица 1.

Систематизация игр и упражнений, направленных на развитие мышления, используемых на уроках в начальных классах

Предмет

Игры и упражнения

Русский язык

«Что съел Буквоежка?»; «Какие буквы спрятались?»; «Составь предложение»; «Противоположное слово»; «Выложи букву из палочек»; «Замени букву в слове, чтобы получилось новое слово»

Литературное чтение

«Назови предметы одним словом»; «Восстанови рассказ»; «Смысловые ряды»; «Добавь слово»; «Ребусы»; «Обведи предметы, названия которых начинаются на…»; «Продолжи предложение»

Математика

«Продолжи закономерность»; «Сходства и различия»; «Нарисуй по точкам»; «Мозаика»; «Выложи цифру из палочек»; «Сохранение количества»; «Лабиринты», «Раздели предметы на группы»; «Восстанови ряд (чисел, знаков, фигур и т.п.)»; «Составь фигуру из определенного количества палочек»;

Окружающий мир

«Исключи лишнее», «Что сначала, что потом?»; «Подбери пару»; «Укажи целое, частью которого является…»; «Путаница»; «Обведи те предметы, которые относятся к…»; «Назови причины событий»; «Узнай по описанию»

Изобразительное искусство

«Дорисуй до целого»; «На что это похоже?»; «Найди отличия»; «Дорисуй так, чтобы картинки стали одинаковыми»; «Что не так изобразил художник?»;

Технология

««Способы применения предметов»; «Ассоциации»; «Назови по признакам», «Чего не хватает?»

Физическая культура

«Назови три предмета»; «Птицы (звери, рыбы)»; «Отвечай быстро»; «Я знаю пять названий»; «Не зевай – признак называй»

Данную таблицу я использую при планировании уроков.

Из опыта работы могу сказать, что младшие школьники с задержкой психического развития с интересом выполняют упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, в которых необходима опора на наглядность (ребусы, упражнения на карточках). Устные задания и игры вызывают у детей с ЗПР большее затруднение (см. Приложение 1)

В начале учебного года при выполнении упражнений, направленных на развитие мышления, учащиеся пытались выполнить их наугад. К концу второй четверти, ученики стали обдумывать решение задания, и в большинстве случаев давать правильный ответ.

Овладение младшими школьниками — анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием, сравнением — это основная задача коррекционной работы по развитию мышления на уроках в начальных классах. Способность выполнять эти операции — одна из существенных предпосылок овладения необходимыми формами логического мышления, без которых невозможно усвоение знаний в процессе школьного обучения.

Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось-89, 1997. — 224 с.

  2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 136 с.

  3. Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». — М.: ГИУСТБГУ, 2007. — 112 с.

  4. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. — Минск: Зорны верасень, 2008

  5. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. — 110 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игра «Назови предметы одним словом». Задание для учащегося: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются группы предметов:

o Лошадь, корова, овца, свинья;

o Волк, лиса, медведь, заяц;

o Капуста, картофель, свекла, помидор;

o Пальто, шарф, куртка, свитер;

o Автомобиль, трактор, трамвай, метро;

Игры типа «Назови лишнее»:

Эти игры позволяют не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединять предметы в группу по основному, существенному признаку проводить классификацию:

I. Первоначально учащимся предлагаются сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:

1. стол, стул, шкаф, шапка;

2. шапка, шуба, костюм, чайник;

3. огурец, репа, морковь, заяц;

4. лошадь, кошка, собака, щука;

II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов:

1. платье, сарафан, юбка, шуба;

2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;

3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;

4. ландыш, мак, ромашка, гриб;

5. ель, сосна, лиственница, береза;

6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;

III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например:

1. желтый шаг, желтое яблоко, желтая груша, оранжевый апельсин;

2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое яблочко;

3. помидор, свекла, редиска, красное яблоко;

4. помидор, красное яблоко, свекла, морковь.

«Назови три предмета»:

Правила игры: учащимся предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель – диван, стол, кровать и т.д.

«Птицы (звери, рыбы)»:

Игра проводится с мячом. Ведущий бросает мяч и говорит: «Вот птица. Что за

птица?» Ученик ловит мяч и отвечает: «Воробей». Затем бросает другому ученику: «Вот птица, что за птица?» — «Синица». Повторяться нельзя. Аналогично играют с названием зверей, рыб, насекомых.

«Отвечай быстро»:

Учитель бросает мяч и называет какой-либо цвет, а учащиеся называют, что бывает такого цвета. Также признаком для классификации могут служить качества предмета по материалу: деревянный, металлический, стеклянный и т.д.

«Способы применения предметов».

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга».

Задача учащегося — назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумагу на столе и так далее.

«Назови причину».

Нужно ответить на вопрос: «Почему так бывает?».

Пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Можно попросить назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.

«Найди сходства и различия».

Учащимся для анализа предлагаются пары слов.

Они должны отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей — воробей, лето — зима, стул- диван, береза — ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т.д.

Источник