Задачи развития активности у ребенка

Задачи развития активности у ребенка thumbnail

Светлана Шокова
Двигательная активность как фактор укрепления и развития дошкольников

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

• формирование моральных качеств (выносливости, силы воли);

развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

профилактика простудных заболеваний;

профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:

• физкультурные занятия;

• подвижные игры;

• утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмическая гимнастика);

двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;

• прогулки;

• дни здоровья;;

• физкультурные досуги, праздники;развлечения

• самостоятельная двигательная активность;

• работа с родителями.

К организованным формам двигательной активности в режиме ДОО относятся:

I – образовательная деятельность, по физическому развитию. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

На физкультурных занятиях дети выполняют физические упражнения позволяющие развивать, мышцы плечевого пояса, спины, живота, ног, координационные способности. Совершенствуют умения и навыки, развивают психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и способствуют активизации всех основных физиологических функций организма. Наряду с чем усиливается деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, повышается обмен вещества.

II — физкультурно-оздоровительные мероприятия. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: — утренняя гимнастика; — подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; — физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Необходимо формирование активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны не могут дать ребенку положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности, влиянию телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

III — самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.

Очень важен и активный отдых:

— неделя здоровья;

— физкультурный досуг;

— физкультурно-спортивные праздники на воздухе ;

— подвижные игры;

— упражнения с элементами спортивных игр;

— соревнования.

То есть, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняют друг друга и обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Утреннюю гимнастику тематического характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей.

У младших дошкольников великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т. д. В этот момент у него активно включаются механизмы симпатии, формируя ценнейшие личностные качества: как сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.

В подвижных играх для детей младшего дошкольного возраста преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Дети испытывают радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка.

Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет. Однако в подвижной игре малыши находят, прежде всего, отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Для развития творческой деятельности малышей важную роль играют искусство, руководство его педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображения, воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей, он привлекает к творческим пояскам (от кого еще может улететь воробушек – от кошки, собаки, мальчика и т. д.).

Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются задачи двигательной активности. Дети отчетливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребенка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетно-ролевые подвижные игры. Эта форма способствует успешного формированию творческой активности, а значит увеличивает двигательную активность. В этом возрасте детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желание осуществить задуманное, творчески отобразить в поведении и в воображении накопленный двигательный и социальный опыт.

Дети 4-5 лет ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они более критично относится к поступкам и действиям товарищей по игре.

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективных действий и непрерывности условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.

Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.

Следующий важный этап развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни.

Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого, являются индивидуальные особенности, Уровень двигательного и социального опыта ребенка и заорганизованность педагогического процесса, не всегда побуждает ребенка к творчеству.

Очень важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его лучшие интеллектуальные и физические способности.

Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка.

Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.

При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий.

В развитии двигательной активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.

Источник

На чтение 7 мин.

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей – структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие – основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Развитие речи у дошкольников – схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности  – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Игра для малышей – основа познания

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Видео: Программа развития познавательной деятельности у малышей

Источник