Задачи психического развития ребенка в раннем детстве
2.1
Общая характеристика развития
В
этом возрасте происходит разделение
линий психического развития мальчиков
и девочек. Им присущи разные типы ведущей
деятельности. У мальчиков на основе
предметной деятельности формируется
предметно-орудийная. У девочек на основе
речевой деятельности – коммуникативная.
Предметно-орудийная
деятельность включает манипуляцию с
человеческими предметами, зачатки
конструирования, в результате чего у
мужчин лучше развито отвлеченное,
абстрактное мышление.
Коммуникативная
деятельность предполагает освоение
логики человеческих отношений. Большинство
женщин обладает более развитым, чем у
мужчин, социальным мышлением, сфера
проявления которого – общение людей.
У женщин тоньше интуиция, такт, они более
склонны к эмпатии.
Половые
различия в поведении детей обусловлены
не столько биологическими и физиологическими
причинами, сколько характером их
социального общения. Ориентация мальчиков
и девочек на разные типы деятельности
задана социально, вследствие культурных
образцов. На самом деле между малышами
мужского и женского пола больше сходства,
чем различий. Различия появляются позже.
В основном же мальчики и девочки
развиваются параллельно и проходят
одинаковые этапы.
2.2
Общение в раннем детстве
Коммуникативные
установки детей до 3-х лет включительно
по отношению к сверстнику – установки
на манипуляцию с неживым предметом. Но
при этом проявляют познавательный
интерес к сверстнику-ребенку, как к
самому себе – нарцистический
эгоцентрический интерес к сверстнику.
Если
на втором году жизни ребенок ощущает
беспокойство при приближении к сверстнику,
то на третьем он может спокойно играть
рядом с другими. Но не вместе. Совместные
игры кратковременны и ориентированы
на взрослого.
«Ясельные»
дети могут проявлять агрессивность –
ударить, толкнуть, укусить, особенно
если другой ребенок как-то ущемляет его
интересы (завладел привлекательной
игрушкой).
Эмоциональное
развитие в раннем детстве
Ребенок
эмоционально реагирует только на то,
что непосредственно переживает. Его не
волнует то, что ждет его в будущем,
например, подарок или наказание.
Желания
неустойчивы и быстро переходящи, все
желания обладают одинаковой силой (еще
отсутствует соподчинение мотивов).
Характерны яркие эмоциональные реакции,
связанные с желаниями ребенка.
У
детей от 1 до 3 лет больший диапазон
страхов, чем у младенцев. Это объясняется
тем, что с развитием их способностей
восприятия, а также умственных способностей
расширяются и рамки жизненного опыта,
из которого черпается все новая и новая
информация. Замечая, что некоторые
объекты могут исчезать из их поля зрения,
дети боятся, что и сами они могут
исчезнуть. Они могут опасаться
водопроводных труб в ванной и туалете,
думая, что вода может унести их с собой.
Маски, парики, новые очки, кукла без
руки, медленно сдувающийся воздушный
шарик – все это может вызвать страх. У
некоторых детей может возникать страх
перед животными или движущимися машинами,
многие боятся спать в одиночестве.
Обычно
страхи исчезают со временем сами по
мере освоения ребенком более тонких
способов мышления. Чрезмерная
раздражительность, нетерпимость, гнев
родителей могут лишь усугубить детские
страхи и способствовать появлению у
ребенка чувства отверженности. Чрезмерная
родительская опека тоже не избавляет
ребенка от страха. Более эффективным
способом является постепенное приучение
их к общению с предметами, вызывающими
страх, а также наглядный пример.
2.4
Возникновение самосознания
Механизмом,
способствующим психологическому
отделению ребенка от родителей, является
самоидентификация. Самоидентификация
в раннем детстве имеет несколько
последовательно возникающих явлений:
идентификация со своим именем, половая
идентификация, идентификация со своим
внешним образом.
Первые
представления о себе возникают у ребенка
к году. Ребенок отзывается на собственное
имя. Это и представления о частях своего
тела, обобщить которые малыш пока не
может. При специальном обучении взрослыми
к полутора годам ребенок может узнавать
себя в зеркале, осваивает идентичность
отражения и своей внешности.
К
3 годам – новый этап самоидентификации:
с помощью зеркала ребенок получает
возможность формировать свое представление
о себе настоящем. Ребенок интересуется
всеми способами подтверждения своего
«Я». Одухотворяя отдельные части тела,
в игре он познает волю над самим собой.
Трехлетний
малыш интересуется всем, с ним связанным,
например, тенью. Начинает использовать
местоимение «я». Идентификация с
собственным именем выражается в особом
интересе к людям, которые носят такое
же имя.
Половая
идентификация. К 3 годам ребенок уже
знает, мальчик он или девочка. Подобные
знания дети черпают из наблюдений за
поведением родителей, старших братьев
и сестер. Это позволяет ребенку понять,
каких форм поведения в соответствии с
его половой принадлежностью ждут от
него окружающие.
Уяснение
ребенком принадлежности к конкретному
полу происходит в первые 2-3 года жизни,
и наличие отца при этом крайне важно.
Для мальчиков потеря отца после 4 лет
мало сказывается на усвоении социальных
ролей. Последствия отсутствия отца у
девочек начинают сказываться в
подростковом возрасте, когда у многих
из них возникают трудности в приспособлении
к женской роли при общении с представителями
другого пола.
К
трем годам ребенок проявляет начатки
самосознания, у него развивается
притязание на признание со стороны
взрослых. Положительно оценивая те или
иные действия, взрослые придают им
привлекательность в глазах детей,
пробуждают в детях желание заслужить
похвалу, признание.
Развитие
психических функций
Речь
из автономной трансформируется в
активную. К трем годам усваиваются все
основные звуки языка. Растет активный
словарь, причем количество произносимых
ребенком слов всегда меньше, чем
количество понимаемых. Появляются
первые фразы, первые вопросы, обращенные
к взрослым. К трем годам усваиваются
основные грамматические формы и основные
синтаксические конструкции родного
языка.
Характерно
доминирование восприятия над другими
психическими функциями (мышление,
память, внимание зависят от восприятия).
При этом восприятие является аффективно
окрашенным – наблюдаемые предметы
«притягивают» ребенка, вызывая у него
яркую эмоциональную реакцию, у него
появляется желание достать предмет и
что-то с ним сделать. Поведение детей
является полевым, импульсивным – ничто
из того, что лежит вне данной наглядной
ситуации, их не привлекает.
Память
становится продолжением и развитием
восприятия (непроизвольная память).
Усвоение
языка. Словарный запас детей 1,5 лет
обычно содержит около 10 слов, в 1,8 года
– 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем
годам словарный запас составляет уже
900 – 1000 слов. Установлена прямая
зависимость между качеством языковой
стимуляции в домашнем окружении и
развитием речи ребенка в 3 года.
Критическим
периодом в развитии детской речи
является, по мнению исследователей,
возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в
это время нужны спокойные и развивающие
игры и нежелательны стрессы.
При
усвоении языка дети всех народов проходят
стадии односоставных, двусоставных и
полных предложений. Во всех существующих
на земле языках есть правила грамматики,
синтаксиса, семантики. Поначалу дети
предельно обобщают правила.
2.6
Умственное развитие
Главным
стимулом совершенствования умственной
деятельности у «ходячих» детей является
их чувственно-двигательная активность.
Дети 1-2 лет находятся в первом
(сенсомоторном) периоде умственного
развития, который Ж. Пиаже разделил на
6 стадий, 4 из них ребенок проходит до
года (см. выше).
5
стадия – третичные круговые реакции
(1 – 1,5 лет) – экспериментирование с
предметами. Цель экспериментов – в них
самих: малыши любят наблюдать, как ведут
себя предметы в новых ситуациях. На
смену рефлекторному поведению приходит
истинно мыслительная деятельность:
ребенок ищет новые способы взаимодействия
с неизвестными ранее предметами.
6
стадия (1,5 – 2 года). Появление символического
мышления, то есть способности по
запечатленным в мозгу психологическим
образам (символам предметов) воспринимать
их в тот или иной момент. Теперь ребенок
может проделывать операции не с реальными,
а с идеальными предметами. Ребенок
становится способным решать простейшие
задачи в уме, не прибегая к методу проб
и ошибок. Физические действия способствуют
успешной работе мышления.
Для
восприятия внешнего мира на данной
стадии умственного развития характерен
эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже
осознает свою обособленность, отделенность
от других людей и предметов, а также
понимает, что некоторые события могут
происходить и независимо от их желаний.
Однако продолжает считать, что все видят
мир так же, как и он. Формула восприятия
младенца: «Я центр вселенной», «Весь
мир вращается вокруг меня».
2.7
Базовая потребность возраста
Если
в младенческом возрасте потребность в
безопасности была насыщена, то
актуализируется потребность в любви.
Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще
зависят от родителей, они постоянно
хотят чувствовать физическую близость
отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении
базовой потребности отдается родителю
противоположного пола. 3-4 года –
формирование Эдипова комплекса и
комплекса Электры по З.Фрейду13. Важное
значение приобретает тактильный контакт.
Ребенок осваивает язык ощущений. Если
потребность не удовлетворена, человек
остается тактильно бесчувствен (именно
в этом возрасте происходит формирование
эрогенных зон, З. Фрейд).
Новообразования
возраста:
Самоидентификация
с именем, полом и внешностью.
Активная
речь.
Межличностная
рефлексия в виде понимания эмоционального
отношения к себе.
Начатки
самосознания: развитие Я-концепции,
самооценка.
2.7
Кризис трех лет
На
подходе к кризису присутствует четкая
симптоматика:
острый
интерес к своему изображению в зеркале;
ребенок
озадачивается своей внешностью,
заинтересован тем, как он выглядит в
глазах других. У девочек интерес к
нарядам; мальчики начинают проявлять
озабоченность своей эффективностью,
например, в конструировании.
острая
реакция на неудачу.
Кризис
3-х лет относится к числу острых. Ребенок
неуправляем, впадает в ярость. Поведение
почти не поддается коррекции. Период
труден как для взрослого, так и для
самого ребенка. Симптомы называются
семизвездием кризиса 3 лет.
Негативизм
– реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
Стремление сделать все наоборот, даже
вопреки собственному желанию.
Упрямство.
Ребенок настаивает на чем-то не потому,
что хочет, а потому, что он этого
потребовал, он связан своим первоначальным
решением.
Строптивость.
Она безлична, направлена против норм
воспитания, образа жизни, который
сложился до трех лет.
Своеволие.
Стремление все делать самому.
Протест-бунт.
Ребенок в состоянии войны и конфликта
с собой и с окружающими.
Симптом
обесценивания проявляется в том, что
ребенок начинает ругаться, дразнить и
обзывать родителей.
Деспотизм.
Ребенок заставляет родителей делать
все, что он требует. По отношению к
младшим сестрам и братьям деспотизм
проявляется как ревность.
Кризис
характеризуется как кризис социальных
отношений и связан со становлением
самосознания ребенка. Появляется позиция
«Я сам». Ребенок познает различие
между «должен» и «хочу».
Если
кризис протекает вяло, это говорит о
задержке в развитии аффективной и
волевой сторон личности. У детей начинает
формироваться воля, которую Э. Эриксон
назвал автономией (независимостью,
самостоятельностью). Дети перестают
нуждаться в опеке со стороны взрослых
и стремятся сами делать выбор. Чувство
стыда и неуверенности вместо автономии
возникают тогда, когда родители
ограничивают проявления независимости
ребенка, наказывают или высмеивают
всякие попытки самостоятельности.
Зона
ближайшего развития ребенка состоит в
обретении «могу»: он должен научиться
соотносить свое «хочу» с «должен»
и «нельзя» и на этой основе определить
свое «могу». Кризис затягивается,
если взрослый стоит на позиции «хочу»
(вседозволенность) или «нельзя»
(запреты). Следует предоставить ребенку
сферу деятельности, где бы он мог
проявлять самостоятельность.
Эта
сфера деятельности – в игре. Игра с ее
особыми правилами и нормами, которые
отражают социальные связи, служит для
ребенка тем «безопасным островом,
где он может развивать и апробировать
свою независимость, самостоятельность»
(Э.Эриксон).
Новообразованием
кризисного периода является автономия.
Литература
по теме
Абрамова
Г.С. Возрастная психология: Учебник для
студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1999
Галигузова
Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от
года до семи лет.- М., 1992.
Джайнотт
Х.Д. Родители и дети.- М., 1986.
Захаров
А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка.- М., 1993.
Крайг
Г. Психология развития. – СПб: Питер.
1999.
Ле
Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с
ума.- М., 1990.
Лешли
Д. Работать с маленькими детьми.- М.,
1991.
Макарова
Е. В начале было детство.- М., 1990.
Матейчек
З. Родители и дети.- М., 1992.
Никитин
Б.П. Ступеньки творчества или развивающие
игры.- М., 1991.
Обухова
Л.Ф. Детская психология: теории, факты,
проблемы. — М., 1995.
Пиаже
Ж. Избранные психологические произведения.
— М., 1986.
Развитие
личности ребенка / Н.Ньюкомб. – СПб.:
Питер, 2003.
Сапогова
Е.Е. Психология развития человека:
Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс,
2001.
Слободчиков
В.И., Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология развития
человека: Развитие субъективной
реальности в онтогенезе: учебное пособие
для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.
Соколова
В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся
мире.- М., 1991.
Спиваковская
А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.
Том 1. – М., 2000.
Субботский
Е.В. Ребенок открывает мир.- М., 1991
Фельдштейн
Д.И. Психология взросления:
структурно-содержательные характеристики
процесса развития личности: Избранные
труды. – М.: Флинта, 1999.
Флэйк-Хобсон
К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему:
Развитие ребенка и его отношений с
окружающими. — М., 1992.
Чуковский
К.И. От двух до пяти.- М., 1990.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
22.02.20151.18 Mб13возростная психология.doc
- #
- #
Источник
После младенчества начинается новый этап развития человека — раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.
На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие 2 года — период раннего детства — приносят ребенку новые принципиальные достижения.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Уже в период младенчества ребенок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами – он может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослым, перенести усвоенное действие на новый предмет, он даже может освоить некоторые собственные удачные действия.
Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника и помощника. С помощью взрослого ребенок усваивает назначение предметов.
В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых ситуациях, она направлена на выяснение того, для чего служит предмет, как его можно употребить. Ориентировка предыдущего возраста – что это такое? – меняется на ориентировку «что с этим можно делать?»
Особенно значимыми для психического развития ребенка являются 2 вида действий:
1. Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.
2. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.
В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий. Орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей. Предметные действия в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.
К концу раннего детства зарождаются новые виды деятельности: игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная игра (она представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций предмета в реальном практическом действии). Постепенно предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам новые игровые названия.
В конце второго – начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого, не осознает этого, но активно соглашается, когда ему это сообщают: «Ты ведешь машину как папа». Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем.
Все эти этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес и практические советы.
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. Исследования многих ученых показали, что в первые годы жизни уровень развития сенсорики существенно влияет на мышление. В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти 3 основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
В раннем возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, начинает формироваться наглядно-образное мышление.
Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4-х лет. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Например, играя со сборно-разборными игрушками (пирамидки, матрешки и др.), ребенок методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К 5-6-ти годам дети обучаются совершать действия в уме. Но уже объектами манипулирования выступают не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление называют наглядно-действенным.
Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Вместо того чтобы осуществлять реальные пробы, он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.
То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.
Развитие речи в раннем детстве.
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом. Причем для правильного реагирования ребенка важно, кто именно из взрослых, с какой интонацией сказал те или иные слова, находится ли в поле зрения предмет, о котором говорят, не отвлекается ли внимание ребенка более сильным наглядным впечатлением. Вопросы взрослых: «Где собачка (мячик, мама и т.д.)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют поведение ребенка.
Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания.
К первому году словарь ребенка – 10 слов, к 1,8 г. – 50-100 слов, к 2-м годам – 200-300 слов, к 3-м годам – 1000-1500 слов. Сроки и темпы овладения ребенком речью во многом зависят от его индивидуальных особенностей, условий его жизни.
Ситуации, неблагоприятные для развития речи:
— взрослые мало общаются с ребенком,
— погруженность взрослого в собственные проблемы,
— слишком хорошее понимание ребенка взрослыми и выполнение всех его требований.
Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы. После 1,5 лет ребенок становится инициативным. Появляется вопрос: «Это что?». Темп развития речи сразу возрастает.
Таким образом, в период раннего детства происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи.
Личностные образования в раннем детстве.
Общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Представления о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе.
Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. В этом возрасте уже появляется местоимение «Я». Также у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший». Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, которые являются симптомами кризиса 3-х лет.
Автор статьи: Ирина Базан.
https://psi-pulse.ru/articles/detskaya-psixologiya/psixicheskoe-razvitie-detej-v-period-rannego-detstva-1-3-goda
Серия сообщений «Детская психология»:
Часть 1 — Психическое развитие детей в период новорожденности.
Часть 2 — Психическое развитие детей в период младенчества (от 2-х месяцев до 1 года).
Часть 3 — Психическое развитие детей в период раннего детства (1-3 года).
Часть 4 — Кризис новорожденности
Часть 5 — Кризис одного года
…
Часть 7 — Кризис 7-ми лет
Часть 8 — Предметная и игровая деятельность в раннем детстве
Часть 9 — Феномен воображаемого друга
Источник