Задачи познавательного развития ребенка средней группы

Семёнова Людмила Георгиевна
ОО «Познавательное развитие». Перспективный план по познавательному развитию в средней группе

Сентябрь

1.09-8.09.2017

Тема недели: «День знаний»

«Детский сад»

Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада.

Комплексные занятия. Стр. 41

Картинки с изображением сотрудников детского сада.

11.-15.09.2017

Тема недели: «Внимание, дети»

«Мчатся по улице автомобили».

Цель: Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые, их назначение. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека.

18-22.09.2017

«Осенняя пора» У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах, ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. Соломенникова Занятия по формированию экологических представлений. Стр. 8

25-29.09.2017

«Дары осени» «Во саду ли в огороде»

Цель: Закрепить понятия «фрукты, овощи». Познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька)

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа» Стр. 30

Октябрь

2-6.10.2017

Краски осени (декоративная роспись) «Краски осени»

Цель: Закрепить знания о признаках осени. Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы. Учить выразительно читать, декламировать стихотворения, интонацией передавать свои чувства и впечатления. Обогащать словарь детей определениями.

Картины со временами года, дид. игра «Найди пару»

9-13.10.2017

«Миром правит доброта» «Мои друзья»

Цель: Формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» Стр. 24

16-20.10.2017

«Будем здоровы» Деревья

Цель: Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; воспитывать бережное отношение к растениям.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 96

23-27.10.2017

«Наши права» «Петрушка идет трудиться»

Цель: Формировать умение классифицировать предметы по назначению; закреплять знания детей о предназначении определенных предметов: закреплять знания о профессиях. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Стр. 21

Ноябрь

30.10-3.11.2017

«Моя страна-моя станица» Моя станица

Цель: Продолжать знакомить детей со станицей; помочь детям вспомнить достопримечательности станицы, дать элементарные представления о людях труда проживающих в станице.

Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» Стр. 46

6.11-10.11.2017

Тематическая неделя игры Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Цель: Продолжать закреплять знания детей об игрушках, знакомить со свойствами игрушек, материала из которого они изготовлены.

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа» Стр. 38

13.11-17.11.2017

«Поздняя осень»

Цель: Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой».

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 115

20.11-24.11.2017

«Моя любимая мама» Семья.

Цель: Углублять представления детей о семье, ее членах, учить правильно, определять членов семьи на фото.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 76

27.11-1.12.2017

«Здравствуй, зимушка-Зима» Правила дорожного движения.

Цель: Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора, формировать навыки ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 149

Декабрь

4.12-8.12.2017

«Птицы зимой» «Птицы. Снегирь»

Цель: Познакомить с названием птиц, их значением.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 243

11-29.12.2017

«Новогодний калейдоскоп» «Почему растаяла Снегурочка».

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе замерзает и превращается в лед. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Стр. 45,

11-29.12.2017

«Новогодний калейдоскоп» Праздник Новый год. Нарядная елка.

Цель:Продолжать расширять знания о новогодних традициях.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 157

Январь

.9.01 -12.01.2018

«Праздники русского народа» «Петрушка-физкультурник».

Цель: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования.

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Стр. 28

15.01-19.01.2018

«Мы со спортом все дружны» Зимние забавы.

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями своего народа, а так же коренных народов севера. Развивать внимание и мышление.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 174

22.01-26.01.2018

«Зимние узоры» «Зима. Зимние узоры»

Цель: Познакомить с признаками зимы; учить сравнивать зиму и осень.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 166

29.01-02.02.2018

«Февраль-бокогрей» «В гости к деду Природоведу».

Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия взаимосвязи человека и природы.

О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Стр. 50

Февраль

5-9.02.2018

«Транспорт» «Наземный транспорт»

Цель: Познакомить с наземным транспортом, его видами, их составными частями, учить сравнивать виды наземного транспорта.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 132

12-16.02.2018

«Наши защитники» «День защитника Отечества»

Цель: Уточнить представления детей о нашей армии, познакомить с родами войск, военными профессиями.

Комплексные занятия под ред. Н. Е. Вераксы стр. 218 О. В. Дыбина Ознакомление с предметным… стр37.

19-23.02.2018

«Все профессии важны» Профессии. Дорога для автомобиля.

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями, обсуждение качеств, которыми должны обладать люди разных профессий; показать важность каждой профессии.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 123

26.02-2.03.2018

«Праздник бабушек и мам» «Забота о маме»

Цель: Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей; учить описывать человека (маму).

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 231

Март.

5-9.03.2018

«Весна шагает по планете» «Весна. Признаки весны»

Цель: Учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду весной и зимой. Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 224

12-16.03.2018

«Маленькие исследователи» «В мире пластмассы».

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр 40.

19-23.03.2018

«Волшебница вода» «Помощь по дому».

Цель: Закреплять знания детей о предметах помощниках, прививать желание помогать родителям в уборке дома.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 114

26-30.03.2018

«В гостях у сказки» «Театральная страна».

Цель: Дать представление о кукольном театре; показать разнообразие кукол и материалов из которых они изготовлены.

О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением

Апрель.

2-6.04.2018

«В здоровом теле-здоровый дух» «Разговор о правильном питании»

Цель: Учить детей бережно относиться к своему здоровью. Продолжать знакомить с правилами питания. Закрепить знания о полезных продуктах, формировать у детей представления о содержании витаминов в овощах и фруктах.

9-13.04.2018

«Космические дали» «Путешествие в прошлое одежды».

Цель: Продолжать знакомить детей с назначением и функциями одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способами применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создаёт предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением

стр. 48

16-20.04.2018

«Осторожно, огонь!» «Красный цветок».

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности, познакомить детей с предметами пожаротушения, знакомить детей с профессиями.

Т. А. Шорыгина Правила пожарной безопасности для детей. стр. 5

23-27.04.2018

«Насекомые» «Насекомые»

Цель: Познакомить с названиями насекомых, их особенностями; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 250

Май

30.04-4.05.2018

«Мир, труд, май» Труд взрослых

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых, с инструментами труда необходимыми для той или иной профессии, объяснить, что профессии важны и каждую работу нужно выполнять хорошо, чтобы люди были довольны результатами труда. Н. В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным миром. стр. 102

7.05-11.05.2018

«Дни воинской славы» Наша Родина.

Цель: Продолжать знакомить детей с Россией, её достопримечательными местами.

Н. В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным миром. стр. 94

14.05-18.05.2018

«Моя семья» «Собери предмет»

Цель: Закреплять умение называть части предмета, выделять его функции и материал, из которого он изготовлен; узнавать предмет по названной части или детали. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением

стр. 68

21.05-25.05.2018

«Веселая карусель» (роспись игрушки) Путешествие в прошлое кресла.

Цель: Продолжать знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло) развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма, развивать интерес к предметам рукотворного мир.

О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 43

28.05-31.05.

Итоговые

Цель: Закреплять материал, пройденный на занятиях.

Источник

Маленький ребенок, так или иначе, является неутомимым исследователем, которому интересно знать абсолютно все. Он везде сует свой нос и постоянно задает вопросы своим родителям о происхождении того или иного явления или предмета. От того, сколько разного и увлекательного увидит дошкольник, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Если карапуз не наблюдает и не знает ничего, кроме своего дома, его мышление будет довольно узким. С помощью познавательного развития по ФГОС ребенок начинает погружаться в самостоятельную деятельность, развивает свое воображение и любознательность.

Занятие по познавательному развитию в средней группе

Значение познавательного развития детей в средней группе ДОУ

В детских дошкольных государственных учреждениях все создано для того, чтобы дети имели возможность удовлетворить свою любознательность. Чтобы развитие познавательной сферы было эффективным, нужно организовывать специальные мероприятия.

Обратите внимание! Деятельность в любом своем проявлении — это важная составляющая для гармоничного развития дошкольников. Ведь в познавательной деятельности дети изучают окружающий мир, взаимодействуют с различными объектами и приобретают конкретные навыки.

Познавательное развитие в средней группе детского сада расширяет представления об окружающей среде и обогащает словарный запас. Опытные педагоги рекомендуют проводить занятия в природном уголке, музыкальной зоне или в месте для игр на полу. Все необходимые атрибуты размещают по методу мозаики, чтобы дети во время игры не мешали друг другу.

Основные цели и задачи познавательного развития у детей 4-5 лет

Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:

  • формирование знаний о себе, как о личности;
  • ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
  • дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.

Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.

Формирование математических представлений у детей

Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.

Познавательно-исследовательская деятельность и сенсорное развитие

Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.

Развитие сенсорики в саду

Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.

Знакомство с миром предметов

На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.

Важно! С помощью таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина, малыши сравнивают явления и предметы и объединяют их в группы по внешним характеристикам.

Ознакомление с социумом

Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.

Знакомство с миром природы и экологическое воспитание

Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ. Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно.

Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).

Какие виды деятельности помогают познавательному развитию

На сегодняшний день в педагогике существует множество приемов, которые используются во время занятий в детском саду. К основным методическим видам ознакомления с окружающей средой относятся:

  • рассказы;
  • чтение сказок и других художественных произведений;
  • беседы и пояснения.

Помимо этого, многие педагоги сегодня прибегают к комментированному рисованию и моделированию, позволяющему детишкам в простой форме увидеть то, о чем идет речь. В процессе планирования и проведения такого рода занятий воспитатель должен становиться волшебником, заставляющим объекты двигаться и преобразовываться.

Формы работы с детьми по познавательному развитию

Обратите внимание! Моделирование и комментированное рисование похожи на мультипликацию, когда картинки на бумаге или мониторе возникают постепенно, но связаны между собой сюжетной линией и логическим завершением.

Организация НОД по познавательному развитию в средней группе по ФГОС

Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду по ФГОС является формирование у дошкольников навыков исследования и умения самостоятельного поиска необходимой информации. Воспитатель должен прийти и пробудить в детишках мотивацию и желание находить ответы на интересующие вопросы, а также поощрять любознательность.

Для исследовательского воспитания можно применять как самостоятельные, так и групповые занятия, сопровождаемые игровой активностью. Если ребенок умеет ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного предмета или явления, а затем находит ответ, это указывает на его высокий уровень психического и умственного развития.

Дидактические игры по познавательному развитию в средней группе (картотека)

К популярным играм по познавательному воспитанию относится «Что кому», «Где это можно купить» и «Из чего сделано». В процессе проведения «Что кому» воспитанники должны называть профессию в соответствии с предметами труда, а также вспомнить, где они могли видеть такого работника.

Для этого на столе нужно разложить игрушечные орудия труда людей разных профессий. Дидактические задачи такой игры заключаются в следующем:

  • воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых;
  • желание помогать своим родителям, примерять на себя роли людей разных профессий в игровой форме.

Во время занятия «Где это можно купить» воспитанники соотносят предметы с названием магазинов на бумажных карточках (принцип игры похож на лото). Дошкольникам раздают картинки, после чего каждый из них должен сказать, в каком магазине это можно приобрести и положить изображение на большую карту.

Обратите внимание! Дидактические задачи игры «Из чего сделано» заключаются в обучении детей объединять предметы по материалу (одежду, транспорт), из которого они выполнены, активизации всего словарного запаса, воспитании наблюдательности и способности четко следовать правилам игры.

Перед проведением игры педагог должен поговорить с детьми, уточнить, знают ли они о том, что все предметы сделаны из разных материалов. После этого малышам нужно на ощупь определить, из чего сделан тот или иной предмет, и немного рассказать о нем.

Шаблоны для игры «Из чего сделано»

Анализ занятия по познавательному развитию детей 4-5 лет

В первую очередь воспитатель должен помнить о том, что любое занятие по познавательному развитию направлено на развитие самостоятельной мыслительной деятельности, интереса, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Важно! Дети постоянно должны взаимодействовать друг с другом ради достижения одной общей цели и развивать в себе экспериментально-поисковой потенциал.

Чтобы провести анализ того или иного занятия, следует определить, содержало ли оно в себе чередование познавательной и исследовательской деятельности, в процессе которого детки пошагово выполняли различные действия. Такая структура является полностью оправданной, поскольку на каждом этапе занятия воспитанники решают определенные задачи, интегрируя различные способы и приемы.

Цели и задачи занятия должны полностью соответствовать федеральным стандартам ДОУ, а для того, чтобы достичь результата, нужно создавать образовательную среду в соответствии с возрастными возможностями детей.

Анализ урока следует проводить только в том случае, если элементы логически связаны между собой, а в ходе занятия педагог поощрял и поддерживал ребят, когда они выдвигали свои теории и предположения. В изложении материала желательно придерживаться демократического стиля, становиться для ребенка помощником, следовать нормам педагогической этики и такта.

Для подведения общего итога занятия рекомендуется использовать метод «вопрос-ответ». Каждый ребенок должен отвечать на поставленный вопрос и выражать свое отношение к своей работе и к деятельности своих сверстников. Только в таком случае занятие даст желаемый результат, а его анализ будет уместным.

Примерная схема анализа занятия

К сведению! После проведения анализа воспитатель должен занести все в конспект, заверить гербовой печатью, указать используемую на открытом уроке литературу и поставить свою подпись.

Таким образом, познавательное развитие в средней группе играет важную роль. Без уроков такого рода не возможно воспитание дошкольников, так как они ставят важные цели достижения результата. Главное, все организовать правильно и заинтересовать детей, а потом справедливо оценить их достижения.

Источник