Задачи познавательного развития ребенка средней группы
Семёнова Людмила Георгиевна
ОО «Познавательное развитие». Перспективный план по познавательному развитию в средней группе
Сентябрь
1.09-8.09.2017
Тема недели: «День знаний»
«Детский сад»
Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада.
Комплексные занятия. Стр. 41
Картинки с изображением сотрудников детского сада.
11.-15.09.2017
Тема недели: «Внимание, дети»
«Мчатся по улице автомобили».
Цель: Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые, их назначение. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека.
18-22.09.2017
«Осенняя пора» У медведя во бору грибы, ягоды беру»
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах, ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. Соломенникова Занятия по формированию экологических представлений. Стр. 8
25-29.09.2017
«Дары осени» «Во саду ли в огороде»
Цель: Закрепить понятия «фрукты, овощи». Познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька)
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа» Стр. 30
Октябрь
2-6.10.2017
Краски осени (декоративная роспись) «Краски осени»
Цель: Закрепить знания о признаках осени. Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы. Учить выразительно читать, декламировать стихотворения, интонацией передавать свои чувства и впечатления. Обогащать словарь детей определениями.
Картины со временами года, дид. игра «Найди пару»
9-13.10.2017
«Миром правит доброта» «Мои друзья»
Цель: Формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» Стр. 24
16-20.10.2017
«Будем здоровы» Деревья
Цель: Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; воспитывать бережное отношение к растениям.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 96
23-27.10.2017
«Наши права» «Петрушка идет трудиться»
Цель: Формировать умение классифицировать предметы по назначению; закреплять знания детей о предназначении определенных предметов: закреплять знания о профессиях. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Стр. 21
Ноябрь
30.10-3.11.2017
«Моя страна-моя станица» Моя станица
Цель: Продолжать знакомить детей со станицей; помочь детям вспомнить достопримечательности станицы, дать элементарные представления о людях труда проживающих в станице.
Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» Стр. 46
6.11-10.11.2017
Тематическая неделя игры Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
Цель: Продолжать закреплять знания детей об игрушках, знакомить со свойствами игрушек, материала из которого они изготовлены.
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа» Стр. 38
13.11-17.11.2017
«Поздняя осень»
Цель: Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой».
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 115
20.11-24.11.2017
«Моя любимая мама» Семья.
Цель: Углублять представления детей о семье, ее членах, учить правильно, определять членов семьи на фото.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 76
27.11-1.12.2017
«Здравствуй, зимушка-Зима» Правила дорожного движения.
Цель: Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора, формировать навыки ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 149
Декабрь
4.12-8.12.2017
«Птицы зимой» «Птицы. Снегирь»
Цель: Познакомить с названием птиц, их значением.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 243
11-29.12.2017
«Новогодний калейдоскоп» «Почему растаяла Снегурочка».
Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе замерзает и превращается в лед. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Стр. 45,
11-29.12.2017
«Новогодний калейдоскоп» Праздник Новый год. Нарядная елка.
Цель:Продолжать расширять знания о новогодних традициях.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 157
Январь
.9.01 -12.01.2018
«Праздники русского народа» «Петрушка-физкультурник».
Цель: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Стр. 28
15.01-19.01.2018
«Мы со спортом все дружны» Зимние забавы.
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями своего народа, а так же коренных народов севера. Развивать внимание и мышление.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 174
22.01-26.01.2018
«Зимние узоры» «Зима. Зимние узоры»
Цель: Познакомить с признаками зимы; учить сравнивать зиму и осень.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 166
29.01-02.02.2018
«Февраль-бокогрей» «В гости к деду Природоведу».
Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия взаимосвязи человека и природы.
О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Стр. 50
Февраль
5-9.02.2018
«Транспорт» «Наземный транспорт»
Цель: Познакомить с наземным транспортом, его видами, их составными частями, учить сравнивать виды наземного транспорта.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 132
12-16.02.2018
«Наши защитники» «День защитника Отечества»
Цель: Уточнить представления детей о нашей армии, познакомить с родами войск, военными профессиями.
Комплексные занятия под ред. Н. Е. Вераксы стр. 218 О. В. Дыбина Ознакомление с предметным… стр37.
19-23.02.2018
«Все профессии важны» Профессии. Дорога для автомобиля.
Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями, обсуждение качеств, которыми должны обладать люди разных профессий; показать важность каждой профессии.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 123
26.02-2.03.2018
«Праздник бабушек и мам» «Забота о маме»
Цель: Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей; учить описывать человека (маму).
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 231
Март.
5-9.03.2018
«Весна шагает по планете» «Весна. Признаки весны»
Цель: Учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду весной и зимой. Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 224
12-16.03.2018
«Маленькие исследователи» «В мире пластмассы».
Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр 40.
19-23.03.2018
«Волшебница вода» «Помощь по дому».
Цель: Закреплять знания детей о предметах помощниках, прививать желание помогать родителям в уборке дома.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 114
26-30.03.2018
«В гостях у сказки» «Театральная страна».
Цель: Дать представление о кукольном театре; показать разнообразие кукол и материалов из которых они изготовлены.
О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением
Апрель.
2-6.04.2018
«В здоровом теле-здоровый дух» «Разговор о правильном питании»
Цель: Учить детей бережно относиться к своему здоровью. Продолжать знакомить с правилами питания. Закрепить знания о полезных продуктах, формировать у детей представления о содержании витаминов в овощах и фруктах.
9-13.04.2018
«Космические дали» «Путешествие в прошлое одежды».
Цель: Продолжать знакомить детей с назначением и функциями одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способами применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создаёт предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением
стр. 48
16-20.04.2018
«Осторожно, огонь!» «Красный цветок».
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности, познакомить детей с предметами пожаротушения, знакомить детей с профессиями.
Т. А. Шорыгина Правила пожарной безопасности для детей. стр. 5
23-27.04.2018
«Насекомые» «Насекомые»
Цель: Познакомить с названиями насекомых, их особенностями; упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 250
Май
30.04-4.05.2018
«Мир, труд, май» Труд взрослых
Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых, с инструментами труда необходимыми для той или иной профессии, объяснить, что профессии важны и каждую работу нужно выполнять хорошо, чтобы люди были довольны результатами труда. Н. В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным миром. стр. 102
7.05-11.05.2018
«Дни воинской славы» Наша Родина.
Цель: Продолжать знакомить детей с Россией, её достопримечательными местами.
Н. В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным миром. стр. 94
14.05-18.05.2018
«Моя семья» «Собери предмет»
Цель: Закреплять умение называть части предмета, выделять его функции и материал, из которого он изготовлен; узнавать предмет по названной части или детали. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением
стр. 68
21.05-25.05.2018
«Веселая карусель» (роспись игрушки) Путешествие в прошлое кресла.
Цель: Продолжать знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло) развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма, развивать интерес к предметам рукотворного мир.
О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 43
28.05-31.05.
Итоговые
Цель: Закреплять материал, пройденный на занятиях.
Источник
Маленький ребенок, так или иначе, является неутомимым исследователем, которому интересно знать абсолютно все. Он везде сует свой нос и постоянно задает вопросы своим родителям о происхождении того или иного явления или предмета. От того, сколько разного и увлекательного увидит дошкольник, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Если карапуз не наблюдает и не знает ничего, кроме своего дома, его мышление будет довольно узким. С помощью познавательного развития по ФГОС ребенок начинает погружаться в самостоятельную деятельность, развивает свое воображение и любознательность.
Значение познавательного развития детей в средней группе ДОУ
В детских дошкольных государственных учреждениях все создано для того, чтобы дети имели возможность удовлетворить свою любознательность. Чтобы развитие познавательной сферы было эффективным, нужно организовывать специальные мероприятия.
Обратите внимание! Деятельность в любом своем проявлении — это важная составляющая для гармоничного развития дошкольников. Ведь в познавательной деятельности дети изучают окружающий мир, взаимодействуют с различными объектами и приобретают конкретные навыки.
Познавательное развитие в средней группе детского сада расширяет представления об окружающей среде и обогащает словарный запас. Опытные педагоги рекомендуют проводить занятия в природном уголке, музыкальной зоне или в месте для игр на полу. Все необходимые атрибуты размещают по методу мозаики, чтобы дети во время игры не мешали друг другу.
Основные цели и задачи познавательного развития у детей 4-5 лет
Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:
- формирование знаний о себе, как о личности;
- ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
- дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.
Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.
Формирование математических представлений у детей
Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.
Познавательно-исследовательская деятельность и сенсорное развитие
Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.
Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.
Знакомство с миром предметов
На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.
Важно! С помощью таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина, малыши сравнивают явления и предметы и объединяют их в группы по внешним характеристикам.
Ознакомление с социумом
Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.
Знакомство с миром природы и экологическое воспитание
Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ. Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно.
Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).
Какие виды деятельности помогают познавательному развитию
На сегодняшний день в педагогике существует множество приемов, которые используются во время занятий в детском саду. К основным методическим видам ознакомления с окружающей средой относятся:
- рассказы;
- чтение сказок и других художественных произведений;
- беседы и пояснения.
Помимо этого, многие педагоги сегодня прибегают к комментированному рисованию и моделированию, позволяющему детишкам в простой форме увидеть то, о чем идет речь. В процессе планирования и проведения такого рода занятий воспитатель должен становиться волшебником, заставляющим объекты двигаться и преобразовываться.
Обратите внимание! Моделирование и комментированное рисование похожи на мультипликацию, когда картинки на бумаге или мониторе возникают постепенно, но связаны между собой сюжетной линией и логическим завершением.
Организация НОД по познавательному развитию в средней группе по ФГОС
Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду по ФГОС является формирование у дошкольников навыков исследования и умения самостоятельного поиска необходимой информации. Воспитатель должен прийти и пробудить в детишках мотивацию и желание находить ответы на интересующие вопросы, а также поощрять любознательность.
Для исследовательского воспитания можно применять как самостоятельные, так и групповые занятия, сопровождаемые игровой активностью. Если ребенок умеет ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного предмета или явления, а затем находит ответ, это указывает на его высокий уровень психического и умственного развития.
Дидактические игры по познавательному развитию в средней группе (картотека)
К популярным играм по познавательному воспитанию относится «Что кому», «Где это можно купить» и «Из чего сделано». В процессе проведения «Что кому» воспитанники должны называть профессию в соответствии с предметами труда, а также вспомнить, где они могли видеть такого работника.
Для этого на столе нужно разложить игрушечные орудия труда людей разных профессий. Дидактические задачи такой игры заключаются в следующем:
- воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых;
- желание помогать своим родителям, примерять на себя роли людей разных профессий в игровой форме.
Во время занятия «Где это можно купить» воспитанники соотносят предметы с названием магазинов на бумажных карточках (принцип игры похож на лото). Дошкольникам раздают картинки, после чего каждый из них должен сказать, в каком магазине это можно приобрести и положить изображение на большую карту.
Обратите внимание! Дидактические задачи игры «Из чего сделано» заключаются в обучении детей объединять предметы по материалу (одежду, транспорт), из которого они выполнены, активизации всего словарного запаса, воспитании наблюдательности и способности четко следовать правилам игры.
Перед проведением игры педагог должен поговорить с детьми, уточнить, знают ли они о том, что все предметы сделаны из разных материалов. После этого малышам нужно на ощупь определить, из чего сделан тот или иной предмет, и немного рассказать о нем.
Анализ занятия по познавательному развитию детей 4-5 лет
В первую очередь воспитатель должен помнить о том, что любое занятие по познавательному развитию направлено на развитие самостоятельной мыслительной деятельности, интереса, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Важно! Дети постоянно должны взаимодействовать друг с другом ради достижения одной общей цели и развивать в себе экспериментально-поисковой потенциал.
Чтобы провести анализ того или иного занятия, следует определить, содержало ли оно в себе чередование познавательной и исследовательской деятельности, в процессе которого детки пошагово выполняли различные действия. Такая структура является полностью оправданной, поскольку на каждом этапе занятия воспитанники решают определенные задачи, интегрируя различные способы и приемы.
Цели и задачи занятия должны полностью соответствовать федеральным стандартам ДОУ, а для того, чтобы достичь результата, нужно создавать образовательную среду в соответствии с возрастными возможностями детей.
Анализ урока следует проводить только в том случае, если элементы логически связаны между собой, а в ходе занятия педагог поощрял и поддерживал ребят, когда они выдвигали свои теории и предположения. В изложении материала желательно придерживаться демократического стиля, становиться для ребенка помощником, следовать нормам педагогической этики и такта.
Для подведения общего итога занятия рекомендуется использовать метод «вопрос-ответ». Каждый ребенок должен отвечать на поставленный вопрос и выражать свое отношение к своей работе и к деятельности своих сверстников. Только в таком случае занятие даст желаемый результат, а его анализ будет уместным.
К сведению! После проведения анализа воспитатель должен занести все в конспект, заверить гербовой печатью, указать используемую на открытом уроке литературу и поставить свою подпись.
Таким образом, познавательное развитие в средней группе играет важную роль. Без уроков такого рода не возможно воспитание дошкольников, так как они ставят важные цели достижения результата. Главное, все организовать правильно и заинтересовать детей, а потом справедливо оценить их достижения.
Источник