Задачи по программе радуга для развития речи ребенка

Задачи по программе радуга для развития речи ребенка thumbnail

Примерная основная образовательная программа «Радуга» создана как психологически ориентированная программа.

Программа соответствует ФГОС ДО и направленна на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Содержание Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

развитие ребенка

Реализация программы «Радуга» в различных условиях

Программа «Радуга» полностью методически обеспечена, она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования. В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад находится в любом регионе РФ, расположен как в городском, так и в сельском поселении, имеет любое количество групп и т.д.

Вы имеете в руках удобный инструмент творческой работы по созданию уникальной основной образовательной программы вашей образовательной организации. В этой новой редакции Программа «Радуга» — программа-конструктор. И вы сможете максимально эффективно использовать все возможности и ресурсы, которыми располагаете.

Примерная основная образовательная программа «Радуга» / Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьёва. 2014

Цели

Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
  • содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
  • обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Общие цели Программы «Радуга» раскрываются и конкретизируются через цели образовательной работы в каждой возрастной группе. Они представлены в содержательном разделе. Каждая цель раскрывается через систему образовательных задач.

Представленные в содержательном разделе программы цели и задачи по возрастным группам образуют обязательную часть, которая используется при написании дошкольной организацией основной образовательной программы.

Программа «Радуга» предлагает включать в часть основной образовательной программы, реализуемую участниками образовательных отношений, разработанные на основе региональных исследований методики:

  • укрепления здоровья и физического развития детей с учётом особенностей климата и экологии региона;
  • приобщения детей к национальным культурам; воспитания любви и уважения к малой родине.

Также в рамках методического комплекта предлагаются модульные (парциальные) программы по нескольким образовательным направлениям, которые могут быть использованы образовательной организацией для наполнения этой части основной образовательной программы.

образовательные области

Принципы и подходы к формированию Программы

Методологической основой Программы «Радуга» являются:

  • общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева;
  • культурно-исторический подход Л. С. Выготского.

Центральная идея отечественной психологической школы — представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребёнка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.

Реализуя принцип развивающего образования, авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребёнка. Психическое развитие рассматривается авторами в русле теории А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов.

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

  • Общая характеристика Программы «Радуга»
  • Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга»
  • Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты освоения Программы «Радуга»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательной деятельности

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства
Поддержка детской инициативы
Взаимодействие с семьёй

  • Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй
  • Информационная политика образовательной организации, работающей по Программе «Радуга»
  • Творческое сотрудничество с семьёй

Педагогическая диагностика

  • Подходы к педагогической диагностике

Коррекционная работа

  • Организация коррекционной/инклюзивной работы
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Физическое развитие»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Распорядок дня

  • Основные режимные моменты

Организация жизни группы

  • Формы реализации Программы «Радуга»
  • Нормы жизни группы
  • Традиции жизни группы и праздники
  • Традиции-ритуалы
  • Стиль жизни группы
  • Интерьер группы

Формы реализации дошкольного образования

  • Группы кратковременного пребывания
  • Малокомплектный детский сад. Разновозрастные группы

Дополнительные платные образовательные услуги
Методическое обеспечение Программы «Радуга»
Кадровая политика образовательной организации, реализующей Программу «Радуга»

  • Коммуникативная компетенция
  • Представление о свободе
  • Представление о творчестве
  • Представление об ответственности и взрослой позиции
  • Учебно-вспомогательный и технический персонал
  • Сотрудничество и коллегиальность
  • Критерии отбора кадров

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда

  • Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста
  • Стиль «радужной» группы

Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»

Просмотреть/Скачать программу Радуга.

Источник

Методическая работа

Диагностика

Диагностика «Развитие речи по программе Радуга»

Анализ полученных данных

Вторая младшая группа № _________

Задание № 1

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

Не искажает простое слово

Искажает простое слово

Не искажает сложные слова

Искажает сложные слова

Задание № 2

1.

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

1. Правильно закончили первые четыре предложения

2. Не поняли задания и не закончили:

— четыре предложения

— три предложения

— два предложения

— одно предложение

2.

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

Правильно употребили:

три слова-названия детёнышей

два слова

одно слово

Задание № 3

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

1. Правильно поняли содержание картинки

2. Не поняли про что картинка

3. Попытались самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. При этом составили рассказ:

— из 4-5 предложений

— из 2-3 предложений

— из 1 предложения

4. Рассказывали, отвечая только на вопросы

Диагностика детей второй младшей группы по развитию речи

Задание № 1

Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка»

(Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечение согласных)

Набор слов рекомендован А.И. Максаковым

Задание № 2

Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).

1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

«Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки).

Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? — утёнка (утёночка). Пошла искать его»

2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? — волчат. У медведицы двое…? – медвежат. У барсучихи трое…? – барсучат».

Задание № 3. Что на картинке?

Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Рекомендуем использовать цветные листы-вкладыши в книге: Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».

Анализ полученных данных

Фамилия, имя, возраст ребёнка ______________________

Задание № 1

Слова

Не искажает слово

Заменяет первый звук в слове на

С, сь, ц з, ль, ш

Другие звуки

1. Шапка

2. Жук

3. Чайник

Слова

Произносит слово правильно

Произносит слово с искажением (записать его)

1. Пингвин

2. Вертушка

Задание № 2

1.

1. Правильно закончил первые четыре предложения

2. Не понял задания и не закончил:

— четыре предложения

— три предложения

— два предложения

— одно предложение

2.

Правильно употребил:

— три слова-названия детёнышей

— два слова

— одно слово

Задание № 3

1. Правильно понял содержание картинки

2. Не понял про что картинка

3. Попытался самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке.
При этом составил рассказ:

— из 4-5 предложений

— из 2-3 предложений

— из 1 предложения

4. рассказывал, отвечая только на вопросы

Диагностика детей средней группы по развитию речи

Задание 1. Проверить все ли дети правильно произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л ( по любой известной методике)

Задание 2. Проверить слышит ли ребёнок звук в слове (на примере звука р)

Методика обследования

Воспитатель просит ребёнка сделать хлопок в ладоши, если в слове, которое он произнесёт, есть звук р.«Давай потренируемся. Рак. Есть в этом слове р? Значит надо сделать хлопок, вот так. Паук. Есть в слове паукзвук р? Значит, и хлопка не будет. Теперь работай без моей подсказки: лук … репка … рыба … молоко … ромашка … фиалка … берёза … липа … розовый … белый».

Задание 3.

Воспитатель просит ребёнка вслушаться в слова, которые он будет произносить: «Любит шалить – шалунья, любит петь – певунья». Предлагает ребёнку договорить слово: любит шалить …? – шалунья, любит петь …? – певунья, любит ворчать? …, любит плясать …? …, любит драться …? …

А любит спать …?

Задание 4.

Воспитатель показывает ребёнку картинку (Например, см.: Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе дс. – М.: Просвещение, 1983. — Приложение. Лист 2)

«Видишь собаку? – начинает разговор воспитатель. – Она большая? (В этом случае и далее просит ребёнка повторять вслед за ним слово, характеризующее собаку.) Красивая? – Красивая. Добрая? – Добрая. Сильная? – Сильная. Умная? – Умная. Нежная, заботливая? – Нежная, заботливая. Белая с коричневыми пятнами? – Белая с коричневыми пятнами.

А щеночков видишь? они очень хотят, чтобы именно ты и без моих подсказок рассказала этим малюткам, какие они.

Итак, щеночки какие?»

Задание 5.

«Я слышала от твоих друзей, — начинает разговор воспитатель, — что у тебя есть любимое стихотворение и ты его прекрасно читаешь. Это правда или нет? Если любимое стихотворение есть, попросить ребёнка прочесть его.

Анализ результатов.

Фамилия, имя ребёнка _________________________________

Задание 1.

Звуки, которые ребёнок не произносит ___________________

Задание 2.

Начало года

Конец года

Количество правильных ответов при норме 10

Количество неправильных ответов

Задание 3.

Начало года

Конец года

Количество правильных ответов при норме 5:

Количество неправильных ответов :

Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать:

если Да, то как назвал

Нет

Задание 4.

Какие слова употребил, сколько

Начало года

Конец года

Задание 5.

Начало года

Конец года

Прочитал или нет

Если да, то прочёл:

— самостоятельно

— нуждался в подсказках

— прочёл два стихотворения

Анализ результатов

Задание 2.

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

Количество правильных ответов при норме 10

Количество неправильных ответов

Задание 3.

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

Количество правильных ответов при норме 5

Количество неправильных ответов

Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать:

если Да, то как назвал

Нет

Задание 5.

Начало года

Конец года

детей

%

детей

%

Прочитал или нет

Если да, то прочёл:

— самостоятельно

— нуждался в подсказках

— прочёл два стих-я

Диагностика детей старшей группы по развитию речи

1. Звуковая культура речи

a) Имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

b) Попросите ребёнка назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, — говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

c) Предложите поиграть. Дайте лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишку. Объясните правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р  стоит в начале слова. Послушайте другое слово — носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце:рак … сирень … сыр».

2. Понимание речи и активный словарь

a) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

b) Предложите детям рассмотреть картинку (приложение к кн. Гербовой В. Занятия по развитию речи в старшей группе дс. Таблица 7). Спросите, что произошло с цыплятами.          Попросите придумать название к рассказу.

Попросите повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят. Опишите её состояние. Она… .

3. Художественная литература

a) Попросите ребёнка прочесть любимое стихотворение

b) Предложите назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, а вы подскажите название.

c) Попросите вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Анализ полученных данных

Фамилия, имя ребёнка ____________________________

Задание 1

Начало года

Конец года

а) Дефекты речи

b) назвал слова со звуком с (колич-во):

— со звуком с в начале слова

слов

слов

— со звуком с в середине или в начале слова

с) количество правильных ответов

Задание 2.

Начало года

Конец года

а) Сколько утешительных фраз произнёс ребёнок

b) Запишите название рассказа. С Вашей точки зрения:

— хорошо ответил

— хуже речистых сверстников

— мало и неохотно

Задание 3.

Начало года

Конец года

а) Прочёл или нет, что именно:

— Прочёл самостоятельно

— С помощью педагога

b) Назвал одну сказку:

— две сказки

— три и более  сказок

с) сколько писателей назвал ребёнок:

— сколько художников назвал ребёнок

Источник

Татьяна Корепанова
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе «Радуга». Часть 1

Октябрь

1. Диалог и монолог.

Цель: рассказать детям о двух формах речи – диалоге и монологе; упражнять детей в умении различать диалог и монолог.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок.

Оборудование: тексты произведений, содержащие монологическую и диалогическую речь.

2. Диалогические сказки.

Цель: знакомить с разновидностью сказок.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказки В. Бианки «Лис и мышонок».

Оборудование: иллюстрации из сказок, сказки Н. Сладкова из сборника «Сорочьи тараторки»; ширма и театр (герои: жар-птица и берёза).

3. Как звери друзей искали.

Цель: определить диалогическую позицию детей в группе (выявить коммуникативно активных и коммуникативно пассивных).

Предварительная работа: беседа «Дикие и домашние животные».

Оборудование: иллюстрации из сказок, набор животных.

4. Монолог. Описание и повествование.

Цель: рассказать детям о разнообразии монологических высказываний; показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в умении различать описание и повествование.

Предварительная работа: чтение рассказов.

Оборудование: отрывки из произведений с образцами текстов.

5. Последовательность.

Цель: напомнить детям о понятии «последовательность» и его роли в жизни людей; рассказать о роли понятия «последовательность» в речевом общении людей.

Предварительная работа: Чтение «Приключения Незнайки» Н. Носова.

Оборудование: набор картинок, изображающих различную последовательность.

Ноябрь

1. Диалогическое взаимодействие.

Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.

Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)

Оборудование: печатная тетрадь Т. И. Гризик «Говорим правильно: беседуем и рассказываем», картинка 1.

2. Описание.

Цель: учить детей определять и называть объект речи при описании, упражнять в умении соотносить описание с объектом речи (художественное описание).

Предварительная работа: чтение рассказов, в которых присутствует описание.

Оборудование: картинки: одежда одного цвета и с одинаковым украшением, дети (мальчик и девочка) в одинаковой одежде, щенок-далматинец и котёнок, различные бабочки.

3. Описание.

Цель: учить детей выбирать начало и направление описания, знакомить с элементарными направлениями описаний: слева направо, справа налево.

Предварительная работа: чтение рассказов, содержащих описание помещения.

Оборудование: картинки с предметами-игрушками для вывешивания на доске, магниты.

4. Диалогическое взаимодействие.

Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.

Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)

Оборудование: печатная тетрадь Т. И. Гризик «Говорим правильно: беседуем и рассказываем», картинка 2.

Декабрь

1. Описание.

Цель: продолжать учить детей выбирать начало и направление описания; закреплять направления описания слева направо и справа налево; знакомить с элементарными направлениями описания сверху вниз и снизу вверх.

Предварительная работа: чтение рассказов про новогоднюю ёлку.

Оборудование: полоски с прорезями и набор различных картинок к ним (ёлочные игрушки); картинки: новогодняя ёлка, три матрёшки.

2. Диалогическое взаимодействие.

Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.

Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)

Оборудование: бумажные универсальные шапочки, набор фигур (объектов и предметов).

3. Описание.

Цель: закреплять представления детей о правилах составления описательных высказываний (называть объект речи, выбирать и поддерживать последовательность перечисления); знакомить с новой последовательностью перечисления – по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Предварительная работа: чтение рассказов, в которых содержится описание.

Оборудование: набор предметных картинок, кружок и круговые стрелки, картинка с изображением жилой комнаты; новогодняя ёлка с прорезями и набором игрушек к ней.

4. Описание.

Цель: упражнять детей в описании предметов.

Предварительная работа: повторение логического порядка при описании предмета.

Оборудование: набор предметов для описания.

Январь

1. Портрет моего сказочного друга (описание).

Цель: закреплять умение детей составлять описательные высказывания.

Предварительная работа: чтение «Мойдодыр» К. И. Чуковского.

Оборудование: иллюстрации к произведению «Мойдодыр», к народным сказкам, цветные карандаши, листы бумаги на каждого.

2. Сказочные дома (описание).

Цель: упражнять детей в умении составлять монологические высказывания на основе описания интерьеров; работать над лексическим значением слов дом, изба, терем.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением разных домов.

Оборудование: иллюстрации домика, избушки, теремка, альбомные листы, цветные карандаши.

3. Подарок для сказочного друга (описание).

Цель: упражнять детей в составлении описательных высказываний, придерживаясь логики описания предметов (название, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов).

Предварительная работа: рассматривание игрушек на выставке.

Оборудование: игрушки с выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

Источник