Задачи по программе радуга для развития речи ребенка
Примерная основная образовательная программа «Радуга» создана как психологически ориентированная программа.
Программа соответствует ФГОС ДО и направленна на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.
Содержание Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Реализация программы «Радуга» в различных условиях
Программа «Радуга» полностью методически обеспечена, она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования. В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад находится в любом регионе РФ, расположен как в городском, так и в сельском поселении, имеет любое количество групп и т.д.
Вы имеете в руках удобный инструмент творческой работы по созданию уникальной основной образовательной программы вашей образовательной организации. В этой новой редакции Программа «Радуга» — программа-конструктор. И вы сможете максимально эффективно использовать все возможности и ресурсы, которыми располагаете.
Примерная основная образовательная программа «Радуга» / Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьёва. 2014
Цели
Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
- содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
- обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Общие цели Программы «Радуга» раскрываются и конкретизируются через цели образовательной работы в каждой возрастной группе. Они представлены в содержательном разделе. Каждая цель раскрывается через систему образовательных задач.
Представленные в содержательном разделе программы цели и задачи по возрастным группам образуют обязательную часть, которая используется при написании дошкольной организацией основной образовательной программы.
Программа «Радуга» предлагает включать в часть основной образовательной программы, реализуемую участниками образовательных отношений, разработанные на основе региональных исследований методики:
- укрепления здоровья и физического развития детей с учётом особенностей климата и экологии региона;
- приобщения детей к национальным культурам; воспитания любви и уважения к малой родине.
Также в рамках методического комплекта предлагаются модульные (парциальные) программы по нескольким образовательным направлениям, которые могут быть использованы образовательной организацией для наполнения этой части основной образовательной программы.
Принципы и подходы к формированию Программы
Методологической основой Программы «Радуга» являются:
- общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева;
- культурно-исторический подход Л. С. Выготского.
Центральная идея отечественной психологической школы — представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребёнка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.
Реализуя принцип развивающего образования, авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребёнка. Психическое развитие рассматривается авторами в русле теории А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов.
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
- Общая характеристика Программы «Радуга»
- Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга»
- Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения Программы «Радуга»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Образовательная область «Речевое развитие»
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Образовательная область «Физическое развитие»
Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства
Поддержка детской инициативы
Взаимодействие с семьёй
- Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй
- Информационная политика образовательной организации, работающей по Программе «Радуга»
- Творческое сотрудничество с семьёй
Педагогическая диагностика
- Подходы к педагогической диагностике
Коррекционная работа
- Организация коррекционной/инклюзивной работы
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Физическое развитие»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Распорядок дня
- Основные режимные моменты
Организация жизни группы
- Формы реализации Программы «Радуга»
- Нормы жизни группы
- Традиции жизни группы и праздники
- Традиции-ритуалы
- Стиль жизни группы
- Интерьер группы
Формы реализации дошкольного образования
- Группы кратковременного пребывания
- Малокомплектный детский сад. Разновозрастные группы
Дополнительные платные образовательные услуги
Методическое обеспечение Программы «Радуга»
Кадровая политика образовательной организации, реализующей Программу «Радуга»
- Коммуникативная компетенция
- Представление о свободе
- Представление о творчестве
- Представление об ответственности и взрослой позиции
- Учебно-вспомогательный и технический персонал
- Сотрудничество и коллегиальность
- Критерии отбора кадров
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда
- Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста
- Стиль «радужной» группы
Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»
Просмотреть/Скачать программу Радуга.
Источник
Методическая работа
Диагностика
Диагностика «Развитие речи по программе Радуга»
Анализ полученных данных
Вторая младшая группа № _________
Задание № 1
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Не искажает простое слово | |||
Искажает простое слово | |||
Не искажает сложные слова | |||
Искажает сложные слова |
Задание № 2
1.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
1. Правильно закончили первые четыре предложения | |||
2. Не поняли задания и не закончили: | |||
— четыре предложения | |||
— три предложения | |||
— два предложения | |||
— одно предложение |
2.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Правильно употребили: | |||
три слова-названия детёнышей | |||
два слова | |||
одно слово |
Задание № 3
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
1. Правильно поняли содержание картинки | |||
2. Не поняли про что картинка | |||
3. Попытались самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. При этом составили рассказ: | |||
— из 4-5 предложений | |||
— из 2-3 предложений | |||
— из 1 предложения | |||
4. Рассказывали, отвечая только на вопросы |
Диагностика детей второй младшей группы по развитию речи
Задание № 1
Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка»
(Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечение согласных)
Набор слов рекомендован А.И. Максаковым
Задание № 2
Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).
1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.
«Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки).
Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? — утёнка (утёночка). Пошла искать его»
2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? — волчат. У медведицы двое…? – медвежат. У барсучихи трое…? – барсучат».
Задание № 3. Что на картинке?
Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Рекомендуем использовать цветные листы-вкладыши в книге: Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».
Анализ полученных данных
Фамилия, имя, возраст ребёнка ______________________
Задание № 1
Слова | Не искажает слово | Заменяет первый звук в слове на |
С, сь, ц з, ль, ш | Другие звуки | |
1. Шапка | ||
2. Жук | ||
3. Чайник |
Слова | Произносит слово правильно | Произносит слово с искажением (записать его) |
1. Пингвин | ||
2. Вертушка |
Задание № 2
1.
1. Правильно закончил первые четыре предложения |
2. Не понял задания и не закончил: |
— четыре предложения |
— три предложения |
— два предложения |
— одно предложение |
2.
Правильно употребил: |
— три слова-названия детёнышей |
— два слова |
— одно слово |
Задание № 3
1. Правильно понял содержание картинки |
2. Не понял про что картинка |
3. Попытался самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. |
— из 4-5 предложений |
— из 2-3 предложений |
— из 1 предложения |
4. рассказывал, отвечая только на вопросы |
Диагностика детей средней группы по развитию речи
Задание 1. Проверить все ли дети правильно произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л ( по любой известной методике)
Задание 2. Проверить слышит ли ребёнок звук в слове (на примере звука р)
Методика обследования
Воспитатель просит ребёнка сделать хлопок в ладоши, если в слове, которое он произнесёт, есть звук р.«Давай потренируемся. Рак. Есть в этом слове р? Значит надо сделать хлопок, вот так. Паук. Есть в слове паукзвук р? Значит, и хлопка не будет. Теперь работай без моей подсказки: лук … репка … рыба … молоко … ромашка … фиалка … берёза … липа … розовый … белый».
Задание 3.
Воспитатель просит ребёнка вслушаться в слова, которые он будет произносить: «Любит шалить – шалунья, любит петь – певунья». Предлагает ребёнку договорить слово: любит шалить …? – шалунья, любит петь …? – певунья, любит ворчать? …, любит плясать …? …, любит драться …? …
А любит спать …?
Задание 4.
Воспитатель показывает ребёнку картинку (Например, см.: Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе дс. – М.: Просвещение, 1983. — Приложение. Лист 2)
«Видишь собаку? – начинает разговор воспитатель. – Она большая? (В этом случае и далее просит ребёнка повторять вслед за ним слово, характеризующее собаку.) Красивая? – Красивая. Добрая? – Добрая. Сильная? – Сильная. Умная? – Умная. Нежная, заботливая? – Нежная, заботливая. Белая с коричневыми пятнами? – Белая с коричневыми пятнами.
А щеночков видишь? они очень хотят, чтобы именно ты и без моих подсказок рассказала этим малюткам, какие они.
Итак, щеночки какие?»
Задание 5.
«Я слышала от твоих друзей, — начинает разговор воспитатель, — что у тебя есть любимое стихотворение и ты его прекрасно читаешь. Это правда или нет? Если любимое стихотворение есть, попросить ребёнка прочесть его.
Анализ результатов.
Фамилия, имя ребёнка _________________________________
Задание 1.
Звуки, которые ребёнок не произносит ___________________
Задание 2.
Начало года | Конец года |
Количество правильных ответов при норме 10 | |
Количество неправильных ответов |
Задание 3.
Начало года | Конец года |
Количество правильных ответов при норме 5: | |
Количество неправильных ответов : | |
Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать: | |
если Да, то как назвал | |
Нет |
Задание 4.
Какие слова употребил, сколько | Начало года | Конец года |
Задание 5.
Начало года | Конец года |
Прочитал или нет | |
Если да, то прочёл: | |
— самостоятельно | |
— нуждался в подсказках | |
— прочёл два стихотворения |
Анализ результатов
Задание 2.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Количество правильных ответов при норме 10 | |||
Количество неправильных ответов |
Задание 3.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Количество правильных ответов при норме 5 | |||
Количество неправильных ответов | |||
Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать: | |||
если Да, то как назвал | |||
Нет |
Задание 5.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Прочитал или нет | |||
Если да, то прочёл: | |||
— самостоятельно | |||
— нуждался в подсказках | |||
— прочёл два стих-я |
Диагностика детей старшей группы по развитию речи
1. Звуковая культура речи
a) Имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?
b) Попросите ребёнка назвать любые слова со звуком с.
«Я например, вспомнила сейчас, — говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»
c) Предложите поиграть. Дайте лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишку. Объясните правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово — носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце:рак … сирень … сыр».
2. Понимание речи и активный словарь
a) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»
b) Предложите детям рассмотреть картинку (приложение к кн. Гербовой В. Занятия по развитию речи в старшей группе дс. Таблица 7). Спросите, что произошло с цыплятами. Попросите придумать название к рассказу.
Попросите повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят. Опишите её состояние. Она… .
3. Художественная литература
a) Попросите ребёнка прочесть любимое стихотворение
b) Предложите назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, а вы подскажите название.
c) Попросите вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.
Анализ полученных данных
Фамилия, имя ребёнка ____________________________
Задание 1
Начало года | Конец года | |
а) Дефекты речи | ||
b) назвал слова со звуком с (колич-во): | ||
— со звуком с в начале слова | слов | слов |
— со звуком с в середине или в начале слова | ||
с) количество правильных ответов |
Задание 2.
Начало года | Конец года |
а) Сколько утешительных фраз произнёс ребёнок | |
b) Запишите название рассказа. С Вашей точки зрения: | |
— хорошо ответил | |
— хуже речистых сверстников | |
— мало и неохотно |
Задание 3.
Начало года | Конец года |
а) Прочёл или нет, что именно: | |
— Прочёл самостоятельно | |
— С помощью педагога | |
b) Назвал одну сказку: | |
— две сказки | |
— три и более сказок | |
с) сколько писателей назвал ребёнок: | |
— сколько художников назвал ребёнок |
Источник
Татьяна Корепанова
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе «Радуга». Часть 1
Октябрь
1. Диалог и монолог.
Цель: рассказать детям о двух формах речи – диалоге и монологе; упражнять детей в умении различать диалог и монолог.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Оборудование: тексты произведений, содержащие монологическую и диалогическую речь.
2. Диалогические сказки.
Цель: знакомить с разновидностью сказок.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказки В. Бианки «Лис и мышонок».
Оборудование: иллюстрации из сказок, сказки Н. Сладкова из сборника «Сорочьи тараторки»; ширма и театр (герои: жар-птица и берёза).
3. Как звери друзей искали.
Цель: определить диалогическую позицию детей в группе (выявить коммуникативно активных и коммуникативно пассивных).
Предварительная работа: беседа «Дикие и домашние животные».
Оборудование: иллюстрации из сказок, набор животных.
4. Монолог. Описание и повествование.
Цель: рассказать детям о разнообразии монологических высказываний; показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в умении различать описание и повествование.
Предварительная работа: чтение рассказов.
Оборудование: отрывки из произведений с образцами текстов.
5. Последовательность.
Цель: напомнить детям о понятии «последовательность» и его роли в жизни людей; рассказать о роли понятия «последовательность» в речевом общении людей.
Предварительная работа: Чтение «Приключения Незнайки» Н. Носова.
Оборудование: набор картинок, изображающих различную последовательность.
Ноябрь
1. Диалогическое взаимодействие.
Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.
Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)
Оборудование: печатная тетрадь Т. И. Гризик «Говорим правильно: беседуем и рассказываем», картинка 1.
2. Описание.
Цель: учить детей определять и называть объект речи при описании, упражнять в умении соотносить описание с объектом речи (художественное описание).
Предварительная работа: чтение рассказов, в которых присутствует описание.
Оборудование: картинки: одежда одного цвета и с одинаковым украшением, дети (мальчик и девочка) в одинаковой одежде, щенок-далматинец и котёнок, различные бабочки.
3. Описание.
Цель: учить детей выбирать начало и направление описания, знакомить с элементарными направлениями описаний: слева направо, справа налево.
Предварительная работа: чтение рассказов, содержащих описание помещения.
Оборудование: картинки с предметами-игрушками для вывешивания на доске, магниты.
4. Диалогическое взаимодействие.
Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.
Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)
Оборудование: печатная тетрадь Т. И. Гризик «Говорим правильно: беседуем и рассказываем», картинка 2.
Декабрь
1. Описание.
Цель: продолжать учить детей выбирать начало и направление описания; закреплять направления описания слева направо и справа налево; знакомить с элементарными направлениями описания сверху вниз и снизу вверх.
Предварительная работа: чтение рассказов про новогоднюю ёлку.
Оборудование: полоски с прорезями и набор различных картинок к ним (ёлочные игрушки); картинки: новогодняя ёлка, три матрёшки.
2. Диалогическое взаимодействие.
Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.
Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)
Оборудование: бумажные универсальные шапочки, набор фигур (объектов и предметов).
3. Описание.
Цель: закреплять представления детей о правилах составления описательных высказываний (называть объект речи, выбирать и поддерживать последовательность перечисления); знакомить с новой последовательностью перечисления – по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Предварительная работа: чтение рассказов, в которых содержится описание.
Оборудование: набор предметных картинок, кружок и круговые стрелки, картинка с изображением жилой комнаты; новогодняя ёлка с прорезями и набором игрушек к ней.
4. Описание.
Цель: упражнять детей в описании предметов.
Предварительная работа: повторение логического порядка при описании предмета.
Оборудование: набор предметов для описания.
Январь
1. Портрет моего сказочного друга (описание).
Цель: закреплять умение детей составлять описательные высказывания.
Предварительная работа: чтение «Мойдодыр» К. И. Чуковского.
Оборудование: иллюстрации к произведению «Мойдодыр», к народным сказкам, цветные карандаши, листы бумаги на каждого.
2. Сказочные дома (описание).
Цель: упражнять детей в умении составлять монологические высказывания на основе описания интерьеров; работать над лексическим значением слов дом, изба, терем.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением разных домов.
Оборудование: иллюстрации домика, избушки, теремка, альбомные листы, цветные карандаши.
3. Подарок для сказочного друга (описание).
Цель: упражнять детей в составлении описательных высказываний, придерживаясь логики описания предметов (название, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов).
Предварительная работа: рассматривание игрушек на выставке.
Оборудование: игрушки с выставки, альбомные листы, цветные карандаши.
Источник