Задачи по физическому развитию ребенка
Ксения Сибирякова
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
«Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста».
Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры, гармоническое развитие личности.
Цель – формирование привычки к здоровому образу жизни
Первая группа задач — оздоровительные
1. охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма);
2. всестороннее физическое совершенствование функций организма;
3. повышение работоспособности и закаливание;
4. формирование правильной осанки;
5. своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
6. формирование изгибов позвоночника;
7. развитие сводов стопы;
8. укрепление связочно-суставного аппарата;
9. развитие гармоничного телосложения;
10. регулирование роста и массы костей;
11. совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
12. развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. ; особое внимание уде-ляется развитию мышц-разгибателей.
Вторая группа задач — образовательные
1. формирование двигательных умений и навыков;
2. развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гиб-кости, выносливости, глазомера, ловкости);
3. развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
4. овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья;
5. усвоение физкультурной и пространственной терминологии (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др. ; вперед—назад, вверх—вниз и др., знаний о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;
6. обогащение словарного запаса (названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими,
7. развитие памяти, мышления, воображения;
8. приобщение ребенка к большому спорту (он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор).
9. закрепление знаний об окружающей природе (деревьях, цветах, траве, животных и птицах, свойствах воды, песка, снега; особенностях смены времен года).
Третья группа задач – воспитательные
1. формирование потребности в ежедневных физических упражнениях;
2. развитие умения рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
3. приобретение грации, пластичности, выразительности дви-жений;
4. воспитание положительных черт характера (самостоятельности, творчества, инициативности, взаимопомощи, организованности и т. д.)
5. воспитание волевых качеств (смелость, ре-шительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
6. воспитание гигиенических навыков;
7. воспитание привычки к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр;
8. разностороннее, гармоничное развитие ребёнка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Все вышеперечисленные задачи физического воспитания ре-шаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Источник
Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека: антропометрические и биометрические показатели (рост, масса тела и др.), и физические качества (быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.).
Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, условий, методов и форм работы, направленных на укрепление здоровья ребенка. Цель физического развития — формирование у детей основ здорового образа жизни.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. И вся работа с детьми в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Для полноценного физического развития и здоровья ребенка, необходима длительная целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ.
Способы достижения физического здоровья дошкольника не сводятся только к узко педагогическим средствам физического воспитания и различным медицинским мероприятиям – они должны охватывать всю организацию жизни детей в детском саду: предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности и т.д.
В детском саду основными задачами по физическому воспитанию детей являются:
— охрана и укрепление здоровья детей,
— развитие физических качеств,
— формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка,
— создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности и др.
Условием успешного решения задач физического развития детей в условиях детского сада является комплексное использование всех средств физического воспитания, к которым относятся: гигиенические факторы (гигиена, режим, питание), физические упражнения (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры и упражнения на улице и в помещении, музыкальные занятия, связанные с ритмическими движениями, спортивный досуг детей), общее закаливание организма как в условиях детского сада, так и в семье.
Для удовлетворения потребности детей в движении, а также для их мотивации к занятиям физкультурой должны быть созданы следующие условия:
— в группах должно быть выделено достаточно места для активного движения;
— физкультурные уголки, которые должны содержать разнообразные пособия и оборудование для спортивных занятий, упражнений, гимнастики: основные цели физкультурной зоны: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; организация самостоятельной двигательной активности; развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность; развитие навыков успешной коммуникации и взаимодействия со сверстниками в совместных видах физической деятельности и т.д.;
— должны быть оборудованы спортивные залы и площадки на улице с зонами для подвижных и спортивных игр, «полосами препятствий» и т.д.
Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. В старших группах – занятия физкультурой имеют направленность на формирование потребности в движении, развитии двигательных способностей и самостоятельности.
Взаимодействие с семьей также имеет немаловажный фактор в приобщении детей к здоровому образу жизни. В детском саду такое взаимодействие происходит в форме родительских собраний и вовлечении родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада (соревнования, игры и т.п.)
Таким образом, для достижения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, основные задачи физического воспитания должны решаться в комплексном использовании всех средств физического воспитания — гигиена, режим, питание, физические упражнения, игры, гимнастика и т.д.
Создание мотивации детей к обучению и привитию навыков здорового образа жизни — одно из важнейших направлений решения задач физического воспитания детей в ДОУ.
Организация предметно-развивающей среды, стимулирующая физическое развитие детей – одно из действенных средств, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для физического, познавательного, социального становления личности детей.
Источник
Надежда Румянцева
Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Березка» Старооскольского городского округа
«Задачи физического воспитания
детей раннего возраста и особенности
их физического развития»
Инструктор
по физической культуре
Румянцева Н. Н.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения.
С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре.
Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Этому способствует не только гигиенические условия среды (одежда, кроватка, манеж, режим бодрствования, но и специальные физические занятия. При ограничении движения, снижении двигательной активности развитие ребенка замедляется и нарушается.
Таким образом, одна из важнейших задач физического воспитания -создание оптимального, достаточно высокого темпа развития детского организма.
Основными задачами в физическом воспитании детей являются:
1. Обеспечение естественной потребности детей в движении, содейст-вие обогащению двигательного опыта.
2. Всемерно укреплять здоровье, закаливать организм детей, поддерживать бодрое состояние, предупреждать утомление детей.
3. Развитие естественных движений детей:
а) умение ходить по ровной и ограниченной поверхности, сохраняя равновесие и определенную равномерность шагов;
б) умение самостоятельно влезать на стремянку и слезать с нее;
в) умение замахиваться перед броском, отталкивать предметы перед катанием.
При решении этих задач необходимо учитывать уровень развития отдельных детей.
В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом.
В быту, в играх необходимо побуждать детей к двигательной активности,к разным движениям: возить тележки, автомобили, носить крупные мягкие игрушки, играть с мячом и т. п. ; подниматься и спускаться по скату горки, взбираться по лесенке на горку, на бугорки, сходить с них, с помощью воспитателя перешагивать через небольшие препятствия. Упражнять детей в лазании.
Планируя занятие следует:
помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;
предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;
умело вызывать у ребенка положительные эмоции, учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.
Чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей используют игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени.
Следует помнить, что на занятии с детьми раннего возраста нет прямого обучения. Ребенок усваивает движения в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении.
Словесные указания взрослого малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают (ходят) рядом со взрослым, который помогает им правильно двигаться.
Если у ребенка не получаются движения, воспитатель занимается с ним отдельно. «Олечка, сейчас поползем к мишке в гости. Он нас ждет» — обращается воспитатель к девочке.
В этом возрасте от малышей не следует требовать большой точности.
Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий. При составлении игровых заданий необходимо использовать такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.
После освоения какого-либо движения взрослый изменяет ситуацию, повышая требования, т. е. создает благоприятные условия для развития, формирования, закрепления использования еще не достаточно закрепившихся двигательных умений. Например, в начале малышам предлагается пройти прямо (1,5 — 2 м) «Иди ко мне», потом идти дальше и выполнять задание «Принеси игрушку», затем оно усложняется — «Беги ко мне» и т. д. Ходьба в о всех ее видах остается в основе каждого упражнения.
Следует поощрять самостоятельность действий детей. Выполняя уп-ражнение впервые, ребенок все делает медленнее, неуверенно, ему нужна помощь взрослого. Осваивая движение при многократном повторении, он действует уже самостоятельно, сохраняя при этом индивидуальный темп и режим.
Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, т. к. в этом возрасте она уплощена. Поэтому полезно упражнять детей в ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости, ребристой доске, массажной дорожке. Для развития равновесия в занятия включают ходьбу на ограниченной поверхности. Новые упражнения следует вводить раз в месяц, новый предмет для общеразвивающих упражнений — также.
Подвижные игры благоприятно влияют на организм ребенка в целом (работают различные группы мышц, углубляется дыхание и т. д.).В течение полугодия игры чередуются: сначала с бегом, затем — с прыжками, метанием, лазанием и т. д.
Таким образом, ориентация на возрастные возможности детей, согласованность методом общения и воспитания помогает вызвать у детей раннего возраста радость и чувство удовлетворения от физкультурных занятий, способствует активному физическому развитию.
Источник
Задачи физического воспитания дошкольников
В современном обществе вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит очень остро и чрезвычайно заботит многих родителей. На сегодняшний день стало очень модно заниматься спортом или просто общеукрепляющими упражнениями, стало очень модно заботиться о своём здоровье, следить за правильным питанием и т.д. Но статистика говорит о том, что наши дети подвержены многим факторам и всего лишь 4% абсолютно здоровых детей поступает в школу.
Многие ошибочно полагают, что к физическому воспитанию относятся только развитие физических качеств ребёнка. Это далеко не так. К физическому воспитанию ребёнка, в первую очередь, относится сохранение и укрепление здоровья малыша. Ваш ребёнок ещё очень мал и не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье. Поэтому именно взрослый, а именно, вы родители должны создать для своего ребёнка необходимую благоприятную среду, которая обеспечит ему полноценное физическое развитие (безопасность жизнедеятельности, правильное питание, режим дня, организация двигательной активности и т.д.).
Задачи физического воспитания дошкольников условно можно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.
Оздоровительные задачи физического воспитания дошкольников
· Охрана и укрепление здоровья ребёнка;
· Закаливание организма ребёнка;
· Развитие двигательных навыков ребёнка в достаточном количестве.
Образовательные задачи физического воспитания дошкольников
· Знакомить ребёнка со сведениями о человеческом организме;
· Формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать, прыгать и т.д.);
· Научить ребёнка играть в подвижные игры;
· Научить ребёнка самостоятельно контролировать нагрузку для своего организма.
Воспитательные задачи физического воспитания дошкольников
· Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
· Воспитывать физические качества. К ним относятся: развитие ловкости, развитие быстроты, развитие силы, развитие выносливости. развитие гибкости.
Для решения всех этих задач можно выделить средства физического воспитания дошкольников и различные формы физического воспитания ребёнка которые достаточно доступны и их можно реализовывать в домашней семейной обстановке.
Средства физического воспитания дошкольника
1. Специальные гигиенические и социальные условия. К ним относятся очень простые и банальные вещи – ванная комната, кухня, личное пространство ребёнка, спортивные игрушки и т.д.
2. Правильное питание ребёнка.
3. Общение с природой. Сюда подойдут подвижные игры на свежем воздухе, физические упражнения на свежем воздухе, катание на санках, на лыжах, на коньках, на велосипеде,
организация прогулок, организация семейных походов и т.д.
4. Организация двигательной активности ребёнка. Необходимо постараться так, чтобы ребёнок в течение всего дня не сидел дома за компьютером или телевизором, а как можно больше двигался, удовлетворяя тем самым свои потребности в двигательной активности. Если этого не обеспечивать, то двигательная активность будет проявляться в чём-то ещё, например, в детских шалостях или в гиперактивности.
6. Закаливание детского организма.
Формы физического воспитания дошкольника.
1. Утренняя гимнастика. Уделите этой форме немного времени, достаточно всего 5 минут в день. Не обязательно в традиционной форме, можно пофантазировать на эту тему. Просто потанцевать с ребёнком под весёлую музыку или поиграть в подвижную игру или выполнить интересный комплекс упражнений в игровой форме. Главное – поднять с утра настроение и хорошенько настроиться на предстоящую деятельность в течение дня.
2. Подвижные игры. Их следует проводить не только на улице, но и дома.
3. Прогулки на свежем воздухе.
4. Дни здоровья. Ошибочно полагать, что дни здоровья бывают только в образовательных учреждениях, их можно устраивать и в домашней обстановке. Для этого практически ничего не надо. Можно конечно заранее подготовиться, подобрать подвижные конкурсы и игры, пригласить гостей (друзей вашего малыша и их родителей) – всё это будет просто замечательно. Но можно пойти достаточно простым путём – организовать катание с горки зимой или велосипедную прогулку с пикником на свежем воздухе. Всё будет зависеть от вашей фантазии и возможностей. Так что включайте воображение и дерзайте.
Методы физического воспитания ребёнка – всё те же методы воспитания, которые были рассмотрены ранее. Это и беседы, и рассказ, и объяснения с разъяснениями. Большое значение здесь имеют практические методы, т.е. методы организации деятельности – упражнение и личный пример. Естественно, все эти методы должны касаться физического воспитания, т.е. если это беседа, то она должна быть, например, о значении утренней гимнастики или о важности культурно-гигиенических процедур и т.д. Ещё можно использовать нетрадиционные методы, которые повысят интерес ребёнка к физической активности, играм и упражнениям.
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания — оздоровление ребенка
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:
— формирование правильной осанки;
— своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
— формирование изгибов позвоночника;
— развитие сводов стопы;
— укрепление связочно-суставного аппарата;
— развитие гармоничного телосложения;
— регулирование роста и массы костей;
— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.
Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.
Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.
Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии.
Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую информацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма.
Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.
Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
В процессе физического воспитания ребенок:
— приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
— осознает свои двигательные действия;
— усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед—назад, вверх—вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;
— узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
— ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.
Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе — деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года.
У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.
Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.
Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит его к поступлению в школу.
Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.
В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи :
— потребность в ежедневных физических упражнениях;
— умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
— приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
— самостоятельность, творчество, инициативность;
Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.
Благодаря физическому воспитанию
— создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
— закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
— осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
— прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.
Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.
Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Физическое воспитание – это система мероприятий по укреплению здоровья, овладению жизненно важными двигательными навыками и умениями, достижению высокой работоспособности. Основными целями физического воспитания являются:
развитие данных человеку от природы физических качеств – силы, быстроты, выносливости;
овладение двигательной культурой – выработке у школьников способности к сложным двигательным координациям, к эффективному самоконтролю и управлению движениями, овладение навыками и умениями, необходимыми в труде;
исправление нарушений осанки, слабого или непропорционального развития отдельных частей тела;
воспитание воли и настойчивости в достижении поставленной цели благодаря систематическому волевому усилию, необходимому для регулярного и качественного выполнения определенного количества физических упражнений.
Физическое воспитание имеет оздоровительные и воспитательные задачи. которые решаются одновременно и призваны повсеместно содействовать физическому развитию детей и подростков, укреплять их здоровье и подготавливать их к будущей трудовой деятельности.
Средства физического воспитания для успешного решения связанных с ним задач делятся на две группы.
К первой группе относятся различные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, спорт во всех его видах.
Во вторую группу наряду с соблюдением режима дня, правил личной гигиены входит закаливание . Правильная организация физического воспитания невозможна без одновременного использования средств, входящих в первую и во вторую группы, при строгом учете состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, их физической подготовленности.
Источник