Задачи музыкального воспитания и развития ребенка второго года жизни
Задачи музыкального воспитания и развития детей
Четвёртый год жизни. (2-я младшая группа)
Задачи в области музыкального восприятия, слушания, интерпретации.
1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку……..
2. Организовать детское экспериментирование с не музыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
Задачи в области музыкального исполнительства, импровизации, творчества
1. Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности, музыкально-ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах.
2. Развивать координированность движений мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.
3. Формировать у детей вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому.
4. Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
Пятый год жизни. ( Средняя группа)
Задачи в области музыкального восприятия, слушания, интерпретации.
1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
2. Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
3. Развивать у дошкольников музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты.
Задачи в области музыкального исполнительства, импровизации, творчества
1. Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать
приобретению ими певческих навыков.
2. Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.
3. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
4. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Шестой год жизни (Старшая группа)
Задачи в области музыкального восприятияслушания интерпретации.
1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
4. Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального исполнительства, импровизации, творчества
1. Развивать певческие умения детей.
2. Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
3. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
4. Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
Седьмой год жизни. (Подготовительная группа)
1. Воспитывать у старших дошкольников интерес к своей стране, гордость за ее народ, культуру, традиции, развитие интереса к особенностям и традициям людей разных национальностей.
2. Развивать у детей представления о государственном устройстве и природных особенностях России, ярких исторических событиях, достижениях, открытиях, победах России в прошлом и настоящем.
3. Развивать умения выделять позитивные события в жизни современной России, видеть положительные изменения, происходящие в родном городе, стране (построили новые дома, детские площадки, открыли новый бассейн, изобрели более совершенный прибор); развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной с взрослыми деятельности социальной направленности.
4. Развивать умения выделять проблемы в жизни страны сегодня, видеть их причины, понимать элементарную зависимость между благополучием страны и активной позицией ее жителей в решении социально-экономических проблем.
Источник
Кристина Кузьмина
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/
Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки.
Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого раннего возраста подходящим способом.
/Дьюлане Михайи. /
В нашем дошкольном учреждении работа по музыкальному воспитанию начинается с 2 лет.
Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое—тихое, высокие — низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух.
Рассмотрим показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни.
— услышав музыкальное произведение дети подходят ко взрослому, затихают, внимательно слушают 10-15 секунд игру на инструменте, далее внимательно слушают музыку сидя на стульях 40-45 секунд;
— с интересом смотрят музыкально-двигательные показы сюжетных игрушек, подпевают простейшие слова песен, слушают знакомые мелодии;
— по показу педагога выполняют регламентируемые словами песни движения; частично воспроизводят эти движения без показа;
— увидев музыкального руководителя, начинают петь без слов, вспоминают сценки игр и музыкально-двигательных показов, воспроизводят их по собственной инициативе;
— запоминают и выполняют два чередующихся движения, связанных со словами песни; подпевают в различных эпизодах музыкальных игр;
— при звучании плясовой музыки начинают плясать самостоятельно; приглашают плясать взрослого, друг друга; по показу взрослого выполняют разнообразные плясовые движения;
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которая проводится в группе. Взаимодействие с музыкальным руководителем нацелено на актуализацию его музыкального опыта, стимулирование его возможности, задать вектор движения по музыкальному развитию детей. Музыкальный руководитель знакомит с практическим материалом, который дается детям. Вне занятий с детьми в группе повторяются отдельные элементы музыкальнойобразовательной деятельности: песни или пляски, музыкальные игры и упражнения.
Музыкальный руководитель имеют стаж работы 24 года и основываясь на своем богатом педагогическом опыте оказывает помощь нам молодым педагогам, так и родителям в вопросах музыкального развития и музыкального воспитания детей: консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе; помощь в организации музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой; составлении музыкально-профессиональной фонотеки.
В работе с родителями музыкальный руководитель старается расширение их музыкальный кругозор. Систематически проводятся консультации для родителей, чьи дети эмоционально не развиты и коррекция эмоциональной сферы проходит с помощью музыкальных произведении. Родителям предлагаются статьи, буклеты. Особо ценятся родителями практические семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, совместное пение, разучивание потешек, игр, упражнений.
Чтобы музыкально-ритмическое воспитание детей 2 лет было успешным,выполняется ряд условий:
— в работе использовать максимальное количество разнообразных пособий и игрушек, действия с которыми интересны детям. Это платочки, ленточки, флажки, осенние листочки, снежные комочки, колокольчики, погремушки и др., а также куклы бибабо, мягкие игрушки,
— каждое занятие с детьми заключает в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание,
— повторность заданий, упражняемость детей в процессе обучения. Частое повторение знакомого репертуара малышам не надоедает, чем свободнее они выполняют какие-либо известные действия, тем больше радости им это доставляет.
В группе организован музыкальный уголок,который содержит:
Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки)
Ударные (барабан, бубен, молоточки).
Духовые (различные дудочки, свистульки).
Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.
Фонотека.
Песни, танцы для праздников, досугов.
Голоса природы.
Народные песенки, детские, колыбельные.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ которые используются во второй группе раннего развития:
«Собери игрушки». Разбросайте на полу небольшие игрушки, дайте детям в руки ведерко и попросите собрать в него игрушки под музыку. Когда музыка стихнет, нужно остановиться.
«Громко-тихо». Поставьте любимую песенку и регулируйте уровень громкости, постепенно и прибавляя звук. Вы можете сами напевать песенку все тише и тише, потом и вовсе перейти на шепот.Говорите: «Я пою громко, тихо, очень тихо».
«Угадай звук». Предоставьте детям возможность «поиграть» на разных инструментах, пусть они познакомятся на практике с их звучанием. Затем попросите закрыть глаза и поиграйте на одном из них.Спросите: «Что это звучало?». Если ребенку трудно угадать, поиграйте на инструменте так, чтобы он его видел, затем положите его рядом с другими и спросите, на чем вы только что играли.
«Свои» и «чужие» мелодии. Наблюдайте за эмоциональным состоянием детей, когда они прослушивают новые песни и мелодии. Что ему особенно нравится? Какие ритмы ему неприятны, каких он пугается?
В процессе игр формируется произвольное поведение. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения, формируется интерес к музыке,порой это выражено эмоциональными реакциями такими как: радость, желание подпевать, желание двигаться в темп музыке.
В группе проводиться музыкальноесопровождение режимных моментов: во время приема детей включаем солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Динамичная, активная музыка во время проведения утренней гимнастики активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений. Перед сном, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон пользуемся благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.
Кроме того используются диски со звуками природы приучаем детей слушать небольшие музыкальные произведения, различать музыкальное настроение произведения, дети четко определяют тихо громко весело грустно, даже к концу года могут указать на свои музыкальные предпочтения.
На раннем этапе жизни ребенка закладываются основы музыкальной культуры. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.
Источник
Елена Лунева
Задачи музыкального воспитания в детском саду
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано,даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью, работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
Музыкальные мероприятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.
Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.
Источник