Задачи коррекции психологического развития ребенка
Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Основная задача— психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Цели психологической помощи — нормализация, по возможности, отдельных психических процессов, восстановление целостности личности и оптимизация механизмов психической адаптации, а также профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза.
При оказании психологической помощи детям основными задачами являются:
1) преодоление задержки в сенсорном, моторном, когнитивном развитии;
2) коррекция неадекватных методов воспитания — «терапиясреды»;
3) воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, этических, трудовых, эстетических);
4) обучение способам психической саморегуляции, умению распознавать и воспроизводить отдельные эмоции, эмоциональные состояния, управлять ими;
5) формирование навыков адаптивного поведения в стрессовых ситуациях, обеспечивающего ребенку и окружающим наиболее благоприятную психологическую атмосферу;
6) составление рекомендаций для родителей и воспитателей по подготовке индивидуальных программ для детей с психологической дезадаптацией, психоневротическими расстройствами и акцентуациями характера.
При оказании психотерапевтической помощи взрослым основные задачи таковы:
1) помощь в лучшем понимании своих проблем;
2) устранение эмоционального дискомфорта;
3) поощрение свободного выражения чувств;
4) обеспечение больного с нарушением новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
5) помощь в проверке новых способов мышления и поведения реальной жизни.
При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.
Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.
2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия.
3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
· коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
· профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
· развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология — наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура — это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:
1. Самопознание и самооценка.
2. Познание других людей.
3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.
Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов — психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.
Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:
психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
п с и х о т е р а п е в т — врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.
Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотерапия» (Рзуспоіегару) является
международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».
По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
Термин «коррекция» буквально означает «исправление».
Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
• Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
• Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
• В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
• Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии).
• В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
• Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.
Виды психокоррекции
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
• симптоматическую;
• каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию:
• познавательной сферы;
• личности;
• аффективно-волевой сферы;
• поведенческих аспектов;
• межличностных отношений:
• внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
• детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;
• индивидуальную;
• групповую:
• в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
• в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
• смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
• программированную;
• импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
• директивную;
• недирективную.
6. По продолжительности:
• сверхкороткую (сверхбыструю);
• короткую (быструю);
• длительную;
• сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
• общую;
• частную;
• специальную.
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.
Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность,
сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является
психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.
Психокоррекцнонная ситуация
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент.
2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, психокорректор.
3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
.
Источник
Псих. коррекция –
это одна из форм психологической работы,
заключающаяся в оптимизации отдельных
психологических функций, обеспечивающих
поведение и обучение. Она направлена
на:
стабилизацию
эмоционального состояния человека;повышение самооценки
и уверенности в себе;восстановление и
развитие коммуникативных навыков;выработку адекватных
форм поведения.
Под психологической
коррекцией
понимается определенная форма
психологопед. деятельности по исправлению
таких особенностей психического
развития, которые по принятой в возрастной
психологии системе критериев не
соответствуют гипотетической «оптимальной»
модели этого развития, норме или, скорее,
возрастному ориентиру как идеальному
варианту развития ребенка на той или
иной ступени онтогенеза.
Существуют две
основные формы отставания в развитии:
отставания, связанные с органическими
нарушениями нервной системы и требующие
специальной клинико-психологической
или медицинской помощи и внимания, и
временное отставание в психическом
развитии, неадекватное поведение,
связанные с неблагоприятными внешними
и внутренними условиями развития
практически здоровых детей.
Психологическая
коррекция как форма психолого-педагогической
деятельности впервые возникла именно
в дефектологии применительно к различным
вариантам аномального развития. В этой
области психологическая коррекция
означает совокупность педагогических
воздействий, направленных на исправление,
компенсацию недостатков, отклонений в
психическом развитии ребенка.
По мере становления и
укрепления профессиональных позиций
детской практической психологии понятие
«психологическая коррекция»
перекочевало из области аномального
развития в область нормального
психического развития ребенка. Расширение
сферы психолого-педагогической коррекции
обусловлено новыми задачами образования,
связанными с усилением инновационных
педагогических процессов, стремлением
к максимальному развитию интеллектуального
творческого потенциала у детей, жестким
отбором в первые классы школы. Отсутствие
сегодня четких требований к уровню
подготовки детей к школьному обучению,
наличие разнообразных дошкольных лицеев
и гимназий, работающих по своим собственным
программам и имеющих разные приоритеты
образовательной деятельности,
инициативность родителей, стремящихся
научить ребенка читать и считать едва
ли не с двухлетнего возраста, приводит
к тому, что проблема неготовности детей
к учению не только не исчезает, но
остается одной из острейших.
Любая перспективная
программа коррекции и развития ребенка
может быть эффективной лишь тогда, когда
она основана на правильном заключении
о состоянии его психики и специфических
индивидуальных особенностях становления
его личности. Правильность же заключения
зависит не только от правильно подобранных
и валидных психодиагностических методов,
но, главное, от профессиональной
интерпретации данных, полученных с
помощью этих методов. Коррекционная
работа с ребенком – это сложнейший вид
деятельности взрослых в образовательных
учреждениях. Залог
ее успеха – в их профессиональном
взаимодействии. Не случайно все программы
коррекции и развития обычно включают
в себя психологическую и педагогическую
части.
Цели и задачи
коррекционно-развивающей работы.
Контроль динамики психического развития
детей, обучающихся и воспитывающихся
в учебно-воспитательных учреждениях,
позволяет своевременно прибегнуть к
коррекции развития с целью создания
оптимальных возможностей и условий для
подтягивания слабых и средних учащихся
до уровня сильных, наиболее развитых,
а также для дальнейшего развития
учащихся, обнаруживающих особые
способности.
При определении целей
и задач коррекции необходимо исходить
из понимания той уникальной роли, которую
играет данный конкретный период
возрастного развития, ставить задачу,
адекватную потенциалу развития на
данном этапе онтогенеза, ценности
данного возраста в целостном поступательном
процессе становления личности. Реализация
потенциальных возможностей каждой
возрастной стадии развития является
основной формой профилактики возникновения
отклонений или недостатков в развитии
на последующих возрастных ступенях.
Л.С. Выготский считал, что в качестве
основного содержания коррекционной
работы необходимо создание зоны
ближайшего развития личности и
деятельности ребенка. Поэтому
психолого-педагогическая коррекция
должна строиться как целенаправленное
формирование психологических
новообразований, составляющих сущностную
характеристику возраста. Упражнение и
тренировка уже имеющихся у ребенка
психологических способностей не делает
коррекционную работу эффективной, так
как обучение в этом случае лишь следует
за развитием, совершенствуя способности
в чисто количественном направлении, не
поднимая их на более перспективный
качественный уровень.
Именно несформированность
на дошкольном этапе необходимых
психологических образований, требуемых
учебных умений и навыков, мотивационная
или (и) интеллектуальная неготовность
ребенка к обучению нередко приводят к
возникновению различных типов школьной
дезадаптации, т.е. к трудностям и сложным
проблемам в учебной деятельности,
общении, поведении.
Итак, основная
цель коррекционной работы в пространстве
нормального детства
– способствовать полноценному
психическому и личностному развитию
ребенка.
Основная задача
– психолого-педагогическая коррекция
отклонений в психическом развитии
ребенка (интеллектуальном, эмоциональном,
мотивационном, поведенческом, волевом,
двигательном и пр.) на основе создания
оптимальных психолого-педагогических
условий для развития творческого
потенциала личности каждого ребенка.
Цель и задача коррекционной работы
четко очерчивают принципиальную
психолого-педагогическую позицию по
отношению к детям: не ребенка подгонять,
корректировать под ту или иную
образовательную систему, а саму эту
образовательную систему корректировать
в том направлении, чтобы она обеспечивала
достаточно высокий уровень развития,
воспитания и обучения всех детей.
Предмет –
процесс обучения и воспитания детей с
недостатками развития и поведения,
испытывающих трудности в адаптации и
усвоении программного материала.
При постановке целей
псих коррекции необходимо, чтобы они
были реалистичными, соответствовали
продуктивности коррекц программы,
формулировались в позитивной форме,
были привлекательными и оптимистичными,
учитывали индивидуальные и функциональные
возможности реб.
Цель псих. коррекции
– способствовать
полноценному псих и личностному развитию
реб.
Задача псих-пед коррекция
отклонений в псих развитии реб(
эмоциональном, интеллектуальном,
мотивационном, волевом, двигательном,
поведенческом) на основе создания
оптимальных псих пед. условий для
развития творческого потенциала
личности.
Частные задачи:
1. Определение природы
и сущности недостатков в развитии.
2. Выявление направлений
профилактики откл.
3. Изучение истории
становления и развития коррекционной
деятельности с детьми ранней категории.
4. Разработка технологий,
приемов и средств коррекц. воздействия.
5. Проведение анализа
коррекц. программ.
6. Определение
организационно-пед. условий коррекц.
процесса.
7. Создание учебно-методич.
базы для работы в коррекц. поле.
Можно сформулировать
наиболее важные параметры психологической
коррекционной работы, относящиеся к ее
организационной стороне. К таким
параметрам следует отнести:
форму проведения
коррекционной работы;продолжительность и
режим занятий;подбор и комплектацию
групп.
Выбор индивидуальной
или групповой формы коррекционной
работы определяется в первую очередь
структурой психического развития
ребенка (профилем сформированности
базовых составляющих), возрастом и
выраженностью аффективных проблем
ребенка. Действительно, именно поведение
ребенка зачастую становится основным
препятствием групповой работы. Кроме
того, индивидуальные занятия необходимы
в том случае, если ребенок усваивает
материал значительно медленнее, чем
большинство детей в группе. Существуют
и другие показания для проведения
индивидуальной работы, которые
определяются психологическим диагнозом,
выраженностью имеющихся особенностей
развития.
При групповой работе
должна быть определена наполняемость
групп для каждой конкретной коррекционной
программы. Наши представления об
оптимальной наполняемости групп для
детей разного возраста и временные
нормативы при использовании авторских
программ формирования произвольной
регуляции и пространственных представлений
приведены в таблицах.
Наполняемость групп
для развивающей и коррекционной работы
по программе ФПР
Возраст детей | 3,5-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 7-10 лет |
Наполняемость групп | 3-4 чел. | 3-5 чел. | 4-6 чел. | 6-7 чел. |
Ориентировочные
временные нормативы коррекционной
работы по программе формирования
произвольной регуляции (ФПР)
Возраст ребенка | 3,5-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 7-8 лет | 8-10 лет | |
Продолжительность (в | Индивидуальная работа | 15-20 | 20-25 | ок. 30 | 30-35 | 35-40 |
Групповая работа | 20-25 | 25-30 | 30-40 | 40-45 | 45-60 |
Наполняемость групп
для развивающей и коррекционной работы
по программе ФПП
Возраст | 3,5-5 лет | 5-6 | 6-7 лет | 7-8 лет | 8-9 лет | 9-10 |
Наполняемость | 4-5 чел. | 4-6 чел. | 5-7 чел. | 6-8 чел. | 8-10 чел. | 8-12 |
Продолжительность и
интенсивность работы по программам
определяется допустимыми для конкретного
ребенка (или группы детей) нагрузками,
а также тяжестью состояния ребенка
и его возрастом. В большинстве случаев
оптимальными являются занятия два
раза в неделю. Это не исключает и других
режимов работы по другим направлениям
коррекции. При этом длительность всего
цикла занятий определяется общей
динамикой продвижения детей данной
группы, хотя каждая программа имеет и
свои усредненные нормативы. Руководствуясь
принципом замещающего развития, важно
понимать возможность в случае необходимости
вернуться на предыдущий этап работы. С
этими возвратами и связано отсутствие
жестких сроков, невозможность строгого
следования общему плану коррекции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник