Задачи физического воспитания и развития ребенка
Ксения Сибирякова
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
«Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста».
Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры, гармоническое развитие личности.
Цель – формирование привычки к здоровому образу жизни
Первая группа задач — оздоровительные
1. охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма);
2. всестороннее физическое совершенствование функций организма;
3. повышение работоспособности и закаливание;
4. формирование правильной осанки;
5. своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
6. формирование изгибов позвоночника;
7. развитие сводов стопы;
8. укрепление связочно-суставного аппарата;
9. развитие гармоничного телосложения;
10. регулирование роста и массы костей;
11. совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
12. развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. ; особое внимание уде-ляется развитию мышц-разгибателей.
Вторая группа задач — образовательные
1. формирование двигательных умений и навыков;
2. развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гиб-кости, выносливости, глазомера, ловкости);
3. развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
4. овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья;
5. усвоение физкультурной и пространственной терминологии (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др. ; вперед—назад, вверх—вниз и др., знаний о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;
6. обогащение словарного запаса (названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими,
7. развитие памяти, мышления, воображения;
8. приобщение ребенка к большому спорту (он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор).
9. закрепление знаний об окружающей природе (деревьях, цветах, траве, животных и птицах, свойствах воды, песка, снега; особенностях смены времен года).
Третья группа задач – воспитательные
1. формирование потребности в ежедневных физических упражнениях;
2. развитие умения рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
3. приобретение грации, пластичности, выразительности дви-жений;
4. воспитание положительных черт характера (самостоятельности, творчества, инициативности, взаимопомощи, организованности и т. д.)
5. воспитание волевых качеств (смелость, ре-шительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
6. воспитание гигиенических навыков;
7. воспитание привычки к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр;
8. разностороннее, гармоничное развитие ребёнка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Все вышеперечисленные задачи физического воспитания ре-шаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
Источник
Физическое
воспитание детей раннего возраста
непрерывно развивается и обогащается
новыми знаниями, получаемыми путем
исследований, охватывающих многообразные
стороны физического воспитания ребенка
и особенно формирования его двигательных
навыков.
Таким
образом, теория физического воспитания
детей дошкольного возраста, познавая
закономерности развития ребенка, выделяя
и обосновывая все самое существенное,
содействует совершенствованию всей
системы физического воспитания. (Кенеман
А. В).
Физическое
воспитание детей дошкольного возраста
занимает особое место в общей системе
Российского воспитания. Этот возраст
охватывает период от рождения до семи
лет. Именно в дошкольном детстве в
результате целенаправленного
педагогического воздействия формируется
здоровье, общая выносливость и
работоспособность, жизнедеятельность,
осуществляется наиболее интенсивный
рост и развития важнейших систем
организма и их функций, закладывается
вся база для всестороннего развития
физических и духовных способностей и
другое, что необходимо для всестороннего
гармонического развития личности. И,
как уже было выше сказано, физическое
воспитания является основой всестороннего
развития ребенка в первые годы жизни,
т. к. организованные физкультурные
занятия в яслях, детских садиках и семьях
улучшают деятельность всех физиологических
функций организма ребенка, тем самым,
повышая устойчивость ребенка к
заболеваниям. В связи с этим в системе
физического воспитания детей раннего
и дошкольного возраста осуществляется
единая цель — подготовка к жизни, труду,
овладения определенным запасом
двигательных навыков и умений в момент
поступления в школу, которые помогут
более успешно усвоить школьную программу
на последующих этапах обучения, проявления
интереса к самостоятельным занятиям
физическими упражнениями и в частности
всей из культурно-спортивной деятельности.
Также,
формирование физических качеств,
двигательных навыков и умений тесно
связано с интеллектуальным и психическим
развитием ребенка, с воспитанием
нравственно — волевых черт личности,
что также характерно основе всестороннего
физического воспитания детей дошкольного
возраста. (Пензулаева Л. И.).
Для
решения цели физического воспитание
детей дошкольного возраста, решаются
основные задачи физического воспитания,
которые должны решатся в комплексе и
взаимосвязи с задачами умственного,
нравственного, трудового и этического
воспитания. Основными задачами физического
воспитания являются:
—
укрепление и охрана здоровья ребенка,
закаливание организма;
—
достижение полноценного физического
развития (телосложения, физической и
умственной работоспособности ребенка);
—
создание условий для целесообразной
двигательной активности детей;
-формирование
жизненно необходимых видов двигательных
действий: ходьба, бега, прыжков, ползания
и лазания, бросания, ловли и метания;
ходьбы на лыжах, плавание, езда на
велосипеде;
—
формирований широкого круга игровых
действий;
—
развитие физических (двигательных)
качеств: ловкости, выносливости,
скоростно-силовых качеств;
-содействие
формированию правильной осанки и
предупреждение плоскостопия;
—
формирование доступных представлений
и знаний о пользе занятий физическими
упражнениями и играми, обоснованных
гигиенических требованиях и правилах;
—
воспитание интереса к активной
деятельности и потребности в ней.
(Осокина Т. И.).
В
дошкольном возрасте осуществляются
общие задачи физического воспитания:
оздоровительные, образовательные и
воспитательные. В данной курсовой работе
рассматриваются эти задачи.
Главной
задачей физического воспитания
дошкольников является охрана жизни и
укрепления здоровья, закаливание
организма детей, которая относится к
общей оздоровительной задаче. Хорошее
здоровье определяется нормальной
работой всех органов и систем организма
Исходя
из особенностей развития детского
организма, задачи укрепления здоровья
определяются в более конкретной форме
по каждой системе: укреплять
опорно-двигательный аппарат и формировать
правильную осанку; развивать все группы
мышц; укреплять дыхательную систему,
развивать подвижность грудной клетки;
способствовать правильному функционированию
внутренних органов; способствовать
уравновешенности процессов возбуждения
и торможения, подвижности их, а также
совершенствованию двигательного
анализатора органов чувств (зрения,
слух и др.); способствовать усилению
тока крови к сердцу, улучшению ритмичности
его сокращения и способности
приспосабливается к внезапно изменившейся
нагрузки; воспитать физические способности
(координационных, скоростных и
выносливости).
В
процессе физического воспитания детей
дошкольного возраста также решаются
образовательные задачи: формирование
основных жизненно важных двигательных
умений и навыков, прививание навыков
правильной осанки, навыков гигиены,
освоение знаний о физическом воспитании.
У
детей двигательные навыки формируются
сравнительно легко. Двигательные навыки
облегчают связь с окружающей средой и
способствуют её познанию: так, ребенок,
поучившись ползать, сам приближается
к тем предметам, которые его интересуют,
и знакомится с ними.
Правильное
выполнение физических упражнений
эффективно влияет на развитие мышц,
связок, суставов костной системы.
Например, умение ребенка правильно
метать на дальность способствует лучшему
развитию соответствующих групп мышц,
связок, суставов.
Сформированные
двигательные навыки позволяют экономить
физические силы ребенка. Если ребенок
выполняет упражнения легко, без
напряжения, то он тратит меньше нервной
энергии. Благодаря этому создается
возможность повторять упражнения
большее количество раз.
Использование
прочно сформированных двигательных
навыков позволяет осмыслить задачи,
возникающие в непредвиденных ситуациях
двигательной и игровой деятельности.
Двигательные
навыки, сформированные до семи лет,
составляют фундамент для их дальнейшего
совершенствования в школе, и позволяют
в дальнейшем достигать высоких результатов
в спорте.
Детям
дошкольного возраста важно сообщать
элементарные знания, связанные с
физическим воспитанием. Важно, чтобы
дети знали о пользе занятий, о значение
физических упражнений и других средств
физического воспитания, имели представление
о правильной осанки, технике движений,
о правилах подвижных игр, а также
элементарные знания о личной гигиене.
В
процессе физического воспитания не
менее важно решать широкие воспитательные
задачи, Необходимо вырабатывать у детей
потребность, привычку к ежедневным
занятиям физическими упражнениями,
развивать умения самостоятельно
заниматься этими упражнениями в детском
учреждении и дома.
У
детей необходимо воспитать любовь к
занятиям спортом, интерес к их результатам.
Умственное
и физическое воспитание тесно связаны
между собой. Правильное физическое
воспитание создаёт наиболее благоприятные
условия для нормальной деятельности
органов и систем, что помогает лучшему
восприятию и запоминанию. Кроме того,
у детей закрепляются знания, а также
мыслительные процессы.
Необходимо
воспитать у детей умение творчески
пользоваться приобретенными знаниями
и навыками в двигательной деятельности.
В
процессе физического воспитания
осуществляется трудовое воспитание.
Подготовка
к труду заключается в том, что у детей
развивается способность к быстрому
овладению двигательными навыками и
воспитываются физических качеств,
необходимые для труда.
Оздоровительные,
образовательные и воспитательные задачи
очень тесно взаимосвязаны между собой.
Процесс физического воспитания детей
дошкольного возраста должен строится
так, чтобы одновременно решались все
перечисленные задачи. Только в этом
случае ребёнок приобретает необходимую
базу для дальнейшего всестороннего
развития, не только физического, но и
духовного. (А. В. Кенеман).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ирина Кравцова
Физическое воспитание дошкольников: цели и задачи
Физическое воспитание дошкольников
В программе воспитания дошкольников особое значение придается физическому воспитанию дошкольников, которое строится на основе знаний возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста является важным и ответственным заданием общего развития ребенка, потому что дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, сильными, гармонично развитыми. Именно в раннем детстве формируется здоровье, выносливость, трудоспособность, активная жизнедеятельность. Этот возраст наиболее благоприятен для приспособления организма для получения жизненно необходимых навыков.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
До момента поступления ребенка в школу он уже должен обладать определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям.
Наиболее широким понятием из всех понятий в физическом воспитании является понятие «Физическая культура». Оно включает в себя множество понятий.
Физическая культура — сфера деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического развития.
Физическое развитие — это процесс изменений форм и функций организма на протяжении индивидуальной жизни.
Физическая подготовка — это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное развитие.
Физическая подготовленность — уровень развития физических качеств, навыков и умений, необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности.
Физическое совершенство — это исторически обусловленный уровень физического развития и высшая ступень здоровья.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка.
Теория физического воспитания детей определяет задачи физического воспитания, их суть, наиболее эффективные методы и приемы, формы организации всего процесса физического воспитания.
Цель и задачи физического воспитания дошкольников
Физическое воспитание детей раннего дошкольного возраста беспрерывно развивается и обогащается новыми знаниями. Оно занимает особое место в системе образования. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического влияния формируется здоровье, выносливость, трудоспособность, осуществляется наиболее интенсивное развитие систем организма, закладывается вся база всестороннего развития физических и духовных способностей.
Физвоспитание— это основа всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, потому что хорошо организованные занятия в детских садах и в семьях улучшает деятельность всех физиологических функций организма ребенка, тем самым повышает устойчивость организма к заболеваниям.
Основные задачи физического воспитания:
— укрепление и охрана здоровья ребенка, укрепление организма;
— достижение полноценного физического развития;
— создание условий для двигательной активности детей ;
— развитие физических качеств: мобильности, выдержки, скоростных и силовых качеств;
— формирование доступных представлений и знаний про значимость занятий по физкультуре, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;
— воспитание интереса к активной деятельности детей.
В процессе физического воспитания решаются и другие образовательные задачи : формирование основных жизненно важных двигательных навыков и умений, прививание навыков гигиены.
Сформированные двигательные навыки позволяют сэкономить физические силы ребенка. А если ребенок выполняет упражнения легко, непринужденно, то меньше тратит нервную энергию.
Процесс физического воспитания ребенка строится так, чтобы одновременно решались многие задачи. Только в этом случае ребенок получает необходимую базу для всестороннего развития, не только физического, но и духовного.
Источник
Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека: антропометрические и биометрические показатели (рост, масса тела и др.), и физические качества (быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.).
Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, условий, методов и форм работы, направленных на укрепление здоровья ребенка. Цель физического развития — формирование у детей основ здорового образа жизни.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. И вся работа с детьми в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Для полноценного физического развития и здоровья ребенка, необходима длительная целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ.
Способы достижения физического здоровья дошкольника не сводятся только к узко педагогическим средствам физического воспитания и различным медицинским мероприятиям – они должны охватывать всю организацию жизни детей в детском саду: предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности и т.д.
В детском саду основными задачами по физическому воспитанию детей являются:
— охрана и укрепление здоровья детей,
— развитие физических качеств,
— формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка,
— создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности и др.
Условием успешного решения задач физического развития детей в условиях детского сада является комплексное использование всех средств физического воспитания, к которым относятся: гигиенические факторы (гигиена, режим, питание), физические упражнения (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры и упражнения на улице и в помещении, музыкальные занятия, связанные с ритмическими движениями, спортивный досуг детей), общее закаливание организма как в условиях детского сада, так и в семье.
Для удовлетворения потребности детей в движении, а также для их мотивации к занятиям физкультурой должны быть созданы следующие условия:
— в группах должно быть выделено достаточно места для активного движения;
— физкультурные уголки, которые должны содержать разнообразные пособия и оборудование для спортивных занятий, упражнений, гимнастики: основные цели физкультурной зоны: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; организация самостоятельной двигательной активности; развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность; развитие навыков успешной коммуникации и взаимодействия со сверстниками в совместных видах физической деятельности и т.д.;
— должны быть оборудованы спортивные залы и площадки на улице с зонами для подвижных и спортивных игр, «полосами препятствий» и т.д.
Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. В старших группах – занятия физкультурой имеют направленность на формирование потребности в движении, развитии двигательных способностей и самостоятельности.
Взаимодействие с семьей также имеет немаловажный фактор в приобщении детей к здоровому образу жизни. В детском саду такое взаимодействие происходит в форме родительских собраний и вовлечении родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада (соревнования, игры и т.п.)
Таким образом, для достижения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, основные задачи физического воспитания должны решаться в комплексном использовании всех средств физического воспитания — гигиена, режим, питание, физические упражнения, игры, гимнастика и т.д.
Создание мотивации детей к обучению и привитию навыков здорового образа жизни — одно из важнейших направлений решения задач физического воспитания детей в ДОУ.
Организация предметно-развивающей среды, стимулирующая физическое развитие детей – одно из действенных средств, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для физического, познавательного, социального становления личности детей.
Источник