Задачи для ребенка 5 лет для развития речи

Ольга Сластенко
Игры и упражнения для развития речи 5–6 лет

Сластенко Ольга Юрьевна

Предлагаю картотеку ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 лет

Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.

Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

«Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са. (там летит оса, су-су-су. (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы., но и предметы к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду).

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать. ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Какие бывают иголки»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась)».

— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие).

Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

«Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,

А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана.

«Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Что растет на елке?

Шишки да иголки.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?

— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка».). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)

— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу выросла. (шишка).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Мальчик идет. (шагает). Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

В речевой работе с детьми расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет. шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).

Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).

Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лися-та — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и солонка).

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют. подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?. шапку — ушанкой. цветок — подснежником?»).

Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона «карр-карр» — каркает, петух «кукареку» — кукарекает, поросенок «хрю-хрю» — хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также: учитель — учит, строитель — строит, но: врач — лечит, портной — шьет).

Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение»; «Зачем тебе нужны. ?»).

Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.

Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи — «Мне нравится зима, потому что.»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.

Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа — тем самым они глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды.», «Как-то раз.», «Дело было летом.» и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз. собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда.».) Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

В, спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи

Источник

Наталия Заикина
Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал)

РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22. Если с высоты бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23. Для чего зимой надевают шубы?

24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Игра «Что на что похоже и почему?»

Задавайте вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Вид упражнений — скороговорки.

Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Около кола — колокола.

Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями: (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо?

Милая моя, ты не спишь!

Вы ели на завтрак мороженое?

Мама купила (купи) виноград.

Скорее домой!

У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. «

Сравнение двух или более предметов.

• Чем похожи эти слова:

o кошка, книга, крыша;

o число, весло, кресло;

• Назовите общие признаки:

o яблока и арбуза;

o кошки и собаки;

o стола и стула;

o ели и сосны;

o голубя и дятла;

o ромашки и гвоздики.

• Чем отличается:

o ручка от карандаша;

o рассказ от стихотворения;

o сани от телеги;

o осень от весны;

o дерево от кустарника;

o лиственное дерево от хвойного дерева.

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. (Объяснить ход рассуждений.)

ночник, торшер, свеча;

слива, яблоко, персик;

брюки, шорты, юбка;

корова, лошадь. Лев;

елка, береза, сосна;

картофель, морковь, огурец;

петух, гусь, воробей;

коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

o покупать –

o открывать –

o помнить –

o встречать –

o толстый –

o мелкий –

o полный –

o знаменитый –

o голодный –

o брать —

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним.

С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –

радостная встреча –

вспомнить радость –

светлый верх –

темное прошлое –

слабый мороз —

сахар сладкий, а перец. ,

дорога широкая, а тропинка. ,

пластилин мягкий, а камень. ,

чай горячий, а мороженое. ,

кисель густой, а морс. ,

лист наждака шершавый, а лист бумаги.

Заяц бежит быстро, а черепаха ползет.

Днем светло, а ночью.

Другой вариант:

Кашу варят густую и. (жидкую). Звери бывают смелые и. (трусливые). Морковь можно есть сырой и. (вареной). Яблоки могут быть мелкими и. (крупными).

Логические задачи:

• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

• На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

• Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

• Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

• На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

• Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

• Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

• ваза хрустальная, а стакан легкий;

• зебра полосатая, а леопард злой;

• холодильник белый, а ковер мягкий;

• огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

“Отвечай быстро”

Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

• Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

• Сколько всего птиц в таблице? Назови их.

• Кого больше зверей или насекомых?

• На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?

• Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?

• Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до.)»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

«На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала). Кошка поймала в саду. (кого). Шерсть у кошки. (какая, когти (какие). Кошка лежала с котятами. (где). Котята играли мячиком. (как).

Продолжи ряд.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».

Есть сладкое слово — конфета.

Есть быстрое слово — ракета.

Есть кислое слово — лимон.

Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ежик.

Есть слово промокшее — дождик.

Есть слово упрямое — цель.

Есть слово зеленое — ель.

Есть книжное слово — страница.

Есть слово лесное — синица.

Есть слово пушистое — снег.

Есть слово веселое — смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Многозначные слова.

Взрослый: «Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук — овощное растение, лук — оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).

Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь — Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный Носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки — пятачком.

Но и свинка и матрос

Вытирать должны свой нос!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

«Слова-приятели» (упражнение на синонимы).

Задание №1.

«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный)

«Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание №2.

«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

Задание №3.

«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Задание №4. «Уменьшение».

Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол -. «.

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Задание №5. «Закончи слово».

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. » (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.

Задание № 6. «Объясни слово».

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож, шляпа, мяч, письмо;

зонтик, подушка, гвоздь, осел;

мех, алмаз, соединить, лопата;

меч, неприятность, храбрый, герой;

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Задание № 7. «Кто? Что?»

(составление предложений по разным моделям).

Задание: «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко»‘.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Задание №8. «Составь фразу» (образование предложений из слов).

«Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро».

«Рассказ по картинке».

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

— О чем эта картинка?

— Кто главный герой?

— Что происходит?

— Какие герои нарисованы на картинке?

— Какой у них характер?

— Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное.

Источник