Задачами развития здорового ребенка являются

Осокина Людмила Петровна
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка

Доклад к педсовету

на тему:

«Полноценное физическое развитие

и здоровье ребенка»

воспитателя МК ДОУ д/с № 15 «Ромашка»

Осокиной Л. П.

2013 г.

«Я не боюсь еще и еще раз повто-рить:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадост-ности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, ум-ственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это осно-ва формирования личности.

Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и пол-ное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспек-те.

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых за-ложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» ново-рожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т. Я. Чертюк, З. С. Мака-ровой, М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и др.). Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 % отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

По статистике, каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость ска-зывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значи-тельный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей выраста-ют взрослые, подверженные простудам и другим, более серьезным забо-леваниям.

В чем же причины повышенной заболеваемости?

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно — как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподи-намия — своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного ап-парата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении дви-гательной активности».

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большин-стве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество дви-жений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не сек-рет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утом-ление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскосто-пие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблаго-приятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию де-тей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30- 40 % наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье за-висит от двигательной активности.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы — это след-ствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психо-логической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении (из-за переполненности групп, «заорганизованности» воспита-тельно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и ра-ционального чередования умственной нагрузки с физическими упражне-ниями, отдыхом и так далее. Известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содер-жание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы наруша-ют нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка (М. Ю. Кистовская, П. К. Анохин, Л. З. Неве-рович и др.).

Ребенок конца XX века, по мнению академика Н. М. Амосова, стал-кивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два по-следних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — уско-ренному развитию организма ребенка, и в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от ро-ста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Общепринятая система физического воспитания практически не мо-жет решить данные проблемы, так как:

не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных ре-гионах России;

не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соот-ветствии с их индивидуальными способностями и здоровьем;

не реализует потребности детей в движении и др.

Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физическо-го развития детей (из-за нехватки врачей и среднего медицинского персо-нала) также не обеспечивает должного уровня системы физического воспи-тания дошкольников.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

охрана и укрепление здоровья детей;

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навы-ков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, разви-тие физических качеств;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания

Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

создание условий для физического развития и снижения заболевае-мости детей;

воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потреб-ности в движении в дошкольном учреждении должны быть созданы опре-деленные условия.

Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активно-го движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренаже-ров. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместить в нем гимнастические стенки с наборами приставных досок и лестниц, разновысотные бумы и скамейки, дуги, кубы, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффек-тивность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основ-ных движений в помещении.

На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорож-ками, «полосами препятствий» (бумы, рукоходы, дуги, балансиры, мише-ни для попадания в цель, ямы для прыжков в длину и др., гимнастиче-скими стенками, комплексами из канатов, шестов, веревочных лестниц и т. д.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми полезно приобрести (по возможности) тубусный и «маячный» кварц, аппарат УВЧ, ингалятор, лампу «Соллюкс», аппарат «Здоровье«.

Гармоническому физическому и полноценному психическому разви-тию ребенка способствует гибкий режим дня. Причем, понятие «гибкий режим дня» следует рассматривать в 3-х аспектах:

динамичный режим дня для детей;

гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслужи-вающего персонала;

разная длительность пребывания детей в группе.

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятель-ность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Та-кой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную дея-тельность различных органов, создает условия для своевременного и пра-вильного физического и полноценного психического развития, дает воз-можность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и по-строенный на его основе распорядок дня — конструкция гибкая, динамич-ная. В каждом детском саду она может быть откорректирована в зависи-мости от условий и особенностей детей, однако время основных компонен-тов режима дня должно оставаться неизменным.

Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при нали-чии бассейна, что позволяет обеспечить необходимую двигательную ак-тивность детей в течение всего дня, рационально распределить ин-теллектуальную нагрузку дошкольников.

Обеспечить воспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины и педагогики, четко организованного медико-педагогического контроля, в который входит:

медицинское обследование состояния здоровья и физического разви-тия детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;

медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, со-ответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;

санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физ-культурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состо-янием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей.

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закали-вающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями со-стояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в тече-ние года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивает-ся в течение всего времени пребывания ребенка в яслях или детском саду. Для этого необходимы:

четкая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);

рациональная, неперегревающая одежда детей;

соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5 часов в день при t° воздуха до 15-20°);

сон при открытых фрамугах;

гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя про-хладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав и др.);

хождение босиком в группе (при температуре пола + 18°) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой;

Можно организовать и специальные меры закаливания:

воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходь-бой по гальке.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседнев-ной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке, в зависимости от характера предыдущего занятия и погод-ных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором де-ти сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий — с наблюдения, спокойных игр и т. д. Необходимо учить воспитателей определять при-знаки утомления у детей по окраске кожи, выражению лица, частоте ды-хания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсив-ный. Причем, для того, чтобы дети не перегревались и не простуживались, следует организовывать выход на прогулку подгруппами, а ее дли-тельность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, со-стоянием здоровья и погодными условиями.

Функциональному совершенствованию детского организма, повы-шению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе в различных формах: утренняя гимна-стика, физкультурные занятия, спортивные игры и развлечения. Причем, на каждые две недели желательно иметь 3-4 комплекса физических упраж-нений на воздухе:

для хорошей погоды (по сезону);

на случай сырой погоды;

на случай порывистого ветра.

Однако какой бы вариант физических упражнений ни был выбран, он обязательно должен включать оздоровительный бег, подвижные игры и свободную деятельность детей на спортивных снарядах и физкультур-ном оборудовании.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка прида-ется развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

в среднем возрасте — развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

в старших группах — сформировать потребность в движении, раз-вить двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Чтобы физкультурные занятия были эффективны, необходимы сле-дующие условия:

построение занятия в соответствии с задачами на данный период, ос-новными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;

использование воспитателями разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью уве-личения их двигательной активности;

последовательность при обучении детей движениям, подбор и соче-тание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, рас-пределение физической нагрузки на детский организм на протяжении все-го занятия;

развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств лично-сти;

использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкаль-ного сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и актив-ность детей при выполнении упражнений.

Чтобы каждое физкультурное занятие проходило с высокой общей и моторной плотностью, необходимо один раз в месяц проводить совмест-ный медико-педагогический контроль.

В целях развития индивидуальных двигательных способностей детей хорошо использовать в вечернее время занятия различных секций по ин-тересам: волейбол и баскетбол, настольный теннис, флорбол, футбол, син-хронное плавание и др.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года.

Такое анкетирование поможет воспитателям больше узнать о ребен-ке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.

Анализ анкетных данных приводит к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка и продолжению работы дома, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий через разнообразные семи-нары-практикумы, занятия спортклубов типа «Папа, мама и я — спортив-ная семья», смотры работы с детьми и т. д. Причем, в подготовке таких ме-роприятий должны участвовать заведующий и врач, старшая медсестра и воспитатель-методист, инструктор по физкультуре и плаванию, шеф- по-вар и т. д.

Одной из эффективных форм проведения занятий с родителями яв-ляются вечера вопросов и ответов, на которых в оживленной, интересной беседе родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, получить исчерпывающий ответ от специалистов. Причем, на та-ких мероприятиях имеет смысл обсуждать не только вопросы физического воспитания детей в семье, но и то, как повысить, по мнению родителей, эффективность данной работы и снизить детскую заболеваемость в до-школьном учреждении. Все это повышает авторитет дошкольного учре-ждения и обеспечивает тесный контакт и хорошие взаимоотношения с ро-дителями.

Эффективность работы по физическому воспитанию детей может быть оценена по следующим направлениям:

перемена группы здоровья на более высокую;

уровень физического развития детей по местным стандартам;

выполнение основных движений: качественные и количественные ха-рактеристики по возрасту;

физические качества и способности (по тестам).

Источник

саяна иргит
Воспитание здорового ребенка

Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье – это основа формирования личности. Обратимся к словарю С. И. Ожегова: «Здоровье – это правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, социальное и психическое благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. д. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляют его состояние здоровья.

Физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующий всеми присущими педагогическому процессу признаками: ведущей ролью воспитателя, направленностью деятельности воспитателя на реализацию задач физического воспитания, построение системы занятий в соответствии с дидактическими принципами. Физическое воспитание – это процесс, направленный на совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья ребенка, его физическое развитие, а также оптимизацию двигательной активности детей. Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле термин используются для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружности грудной клетки, состояние осанки). В широком смысле данное понятие включает в себе физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие и др.).

Целью физического воспитания является сохранения и укрепление здоровья, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качества, формирование у детей здорового образа жизни. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. Задачи физического воспитания дошкольников можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми – это оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности детей. Вторую группу задач составляют образовательные задачи, которые предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Также вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относятся поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. Для более детальной проработки основных коррекционных задач сформулируем более частные вспомогательные задачи, которые будет решать педагог в процессе физического воспитания:

Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);

Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;

Улучшение подвижности суставах профилактика или разработка контрактур);

Нормализация тонуса мышц (коррекция позно — тонических реакций);

Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;

Формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

Улучшение деятельности сердечно — сосудистой, дыхательной и других систем организма;

Развитие предметно — манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);

Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;

Формирование различных опорных реакций рук и ног: общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей и др.

В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных им психологических особенностей детей. Средствами реализации группы оздоровительных задач являются: гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Средствами реализации группы воспитательных задач являются: деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства). Средствами реализации группы образовательных задач является: пример взрослого человека, собственная деятельность детей, художественные средства.

Содержание физического воспитания дошкольников включает: упражнения общеразвивающего воздействия; упражнения в основных движениях; подвижные игры и игровые упражнения; спортивные игры; ритмические (танцевальные) движения; упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением, с техническим средствами; упражнения для освоения движений в водной среде. К основным средствам физического воспитания дошкольников относятся: рациональное питание, режим дня, физические упражнения; природные факторы; гигиена одежды и помещения, физические упражнения, закаливание. К средствам физического воспитания также относятся гимнастика, прогулки и экскурсии, праздники физической культуры, дни здоровья.

Следует отметить одну из важнейших особенностей двигательного развития детей, на которую давно обратили внимание крупнейшие отечественные и зарубежные ученые. Было убедительно доказано, что двигательное развитие оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторских систем, как зрительная, слуховая, тактильная, а также, в широком смысле, на их поведение. В этой связи, считаем обязательным планирование в процессе физического воспитания решение следующих специальных коррекционных задач:

1. Развитие речи посредством движения: совмещение звука и движения; звукоподражание, звуковая окраска движения, ролевые двигательные игры со звуковым выражением; мелкая моторика и т. д.

2. Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений типа: дальше — ближе; выше – ниже; слева – справа; больше – меньше; много — мало; быстро-медленно и т. д.

3. Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях по физической культуре различных физических свойств материалов (тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, эластичный – хрупкий и т. д., а также назначения предметов (для чего применяются и др.).

4. Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов мышления.

5. Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие его морально-волевых качеств личности, осуществляемые в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т. д.

Развитию физических возможностей человека способствует физический труд (особенно на свежем воздухе, который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Полноценное физическое развитие и отношений к здоровью возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Таким образом, система физического воспитания направлена на формирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении и представляет собой единство методов, форм и средств работы педагога с детьми.

Литература:

1. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.

2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет / М. ,1983.

3. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» /сост. А. В. Кенеман. — М. ,1985.

4. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: руководство в работе над курсом. – М. ,1985.

5. Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М., 1991.

6. И. Ю. Левченко. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. –М. ,2008.

Источник