Задача учителя в развитии ребенка

Задача учителя в развитии ребенка thumbnail
Задача учителя в развитии ребенка

Ещё пару десятилетий назад хорошим учителем считали того, кто прекрасно знает свой предмет и может его объяснить. Сейчас этого недостаточно: практически любую информацию школьник может найти в интернете, но он не всегда знает, что с ней делать. Наш блогер, учитель биологии и химии Дмитрий Логинов, рассказал, каким он видит современного педагога.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Учитель сегодня — это, прежде всего, человек с определенной жизненной позицией, философией жизни, показывающий через свой субъективный опыт как выстраивать систему целей и идти к их достижению. Он не навязывает, не настаивает, а лишь создает условия, среду, в которых обучающийся имеет возможность сделать выбор и самоопределиться. Данную позицию педагога поддерживает не только здравый смысл в современных социально-экономических условиях, но и введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, предполагающих новые подходы в построении образовательного пространства, с опорой на принципы системно-деятельностного подхода и в единстве урочной и внеурочной деятельности.

У Эриха Фромма есть подходящее для характеристики современного учителя понятие — «экзистенциальный авторитет», подразумевающее опору авторитета не только на способности выполнять определённые социальные функции, а в равной мере и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства.

Моё осознание себя в профессии произошло в тот момент, когда в педагогической деятельности я смог увидеть и почувствовать некую взаиморесурсность между учениками и учителем. Смысл её заключается в том, что создавая образовательную среду, ориентированную на развитие, воспитание и обучение детей, я, как учитель, как личность, включаюсь в процесс собственного развития, инициированного в ответ моими учениками.

Для осознания миссии современного педагога и смысла педагогической деятельности важно понимать, в каких социально-экономических условиях нам, педагогам, приходится осуществлять свою деятельность. Кто в древности был в цене? Земледельцы и скотоводы, которые эффективно осваивали новые территории. Они хорошо зарабатывали, и на них держалась цивилизация. Потому та эпоха называлась аграрной.

В сменившей её индустриальной эре на высоте положения и с хорошими зарплатами оказались рабочие, научившиеся управляться с техникой и инструментами. Они создавали новые товары и стали фундаментом нового общества. Карл Маркс сложил целую философию, рассматривающую пролетариат основой создания любого капитала. Хотя революционная теория в итоге оказалась не очень жизнеспособной, сильно затормозив развитие цивилизации. Более того, фраза Уинстона Черчилля, что «капитализм — это несправедливое распределение богатства, а социализм — это справедливое распределение нищеты», оказалась более показательной. Выбор между нуждой и состоятельностью становился источником депрессий и приводил к снижению доходов.

Многие продвинутые люди стали развивать в себе интеллект, предчувствуя, что с его помощью смогут зарабатывать больше

Действительно, с наступлением информационной эпохи цениться стали высококвалифицированные специалисты в различных областях знаний. Их сопровождала слава, уважение, почёт и материальные блага. Они стали индикаторами и двигателями прогресса своей эпохи. А его величество рабочий класс, недолго поцарствовав, вынужден был сойти с дистанции.

Довольно быстро, за полвека — век, наступил момент, когда слава, уважение и процветание учёных куда-то исчезли. Многие умные, знающие люди стали нищенствовать. Но ведь это несправедливо! Если эпоха считается информационной, то носители и обладатели информации должны жить хорошо. Этого, увы, не происходит. Даже если измерять благополучие не деньгами, а авторитетом и уважением в обществе. Нет ни авторитета, ни уважения, ни денег.

Значит, просто обладание знаниями, как говорят математики, это условие необходимое, но недостаточное. Стало ясно, что эпоха «знаек» быстро окончилась. Пришла эпоха экономической турбулентности и моральной неопределённости, когда каждый человек становится кризис-менеджером: самому себе, своей семье, организации, в которой он трудится, и стране. На высоте положения оказываются те, кто умеет выхватывать нужную информацию и тут же, без промедления её использовать.

В этой ситуации школа не может больше ориентироваться только на науку и традиционный фундамент, школа должна развивать систему компетенций, необходимых для адаптации в современных условиях. Во многом, именно учитель, способствует трансформации школы в ответ на требования времени.

Зафиксированное в требованиях стандарта метапредметное содержание образовательной деятельности позволяет учителю смещать акценты мотивации: с позиции «знания ради знаний» в позицию «знания как возможность развиваться личностно», то есть через освоение предмета к достижению личных целей. Работая с компетенциями обучающихся, учитель через содержание своего предмета даёт ответы на такие вопросы: как готовить публичное выступление, как организовать работу над проектом, как систематизировать и визуализировать информацию, для чего нужны медиа-тексты, как их создавать.

Миссия учителя, на мой взгляд, очень ёмко отражена в словах, принадлежащих одному из талантливейших педагогов рубежа 80-х–90-х годов XX века, О. С. Газману: «Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь».

Выстраивая свою систему работы для меня всегда важно найти возможность создать некое пространство для совместного взаимодействия — образовательную среду.

Читайте также:  Актуальный уровень умственного развития ребенка это

Образовательная среда — не нечто однозначно и наперед заданное. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения.

В этой связи, именно качество отношений между учителем и учеником имеет первостепенное значение, которое, на мой взгляд, превышает всё: и то, чему учитель пытается научить учеников, и то, как он это делает. Без построения этих отношений невозможна встреча. Если встречи не происходит, то учитель движется своим вектором, ученик своим, тогда ученик смело заявляет: «Да, мы это проходили на уроке!» — прошли и забыли!

Ориентир на построение образовательной среды и на качество отношений между учителем и учениками позволяет выделить некоторые собственные подходы и принципы педагогической деятельности. Обобщая, подход может быть определён следующим образом: получить новую информацию ученик может и самостоятельно — в отдалённом доступе у него все библиотеки мира, а вот переработать и научиться применять для решения познавательных и практических задач — в школе, вместе с педагогом.

Так, вместо передачи знаний — обучение способам их осмысления (понимания) и переработки; вместо передачи норм и правил — помощь в формировании ценностного отношения к явлениям и поступкам; вместо контроля первичного усвоения — создание ситуаций для практического применения и творческого развития знания.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Виктория Мельникова
Ребёнок и педагог. Формирование личности

Ребёнок и педагог. Формирование личности.

Личность учителя все больше отходит на второй план в современном образовательном процессе, а технологические приспособления все больше проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе в процесс обучения и воспитания. В то же время непосредственное воздействие учителя на формирующееся мировоззрение ребенка – один из основных факторов развития личности.

В истории человеческого общества можно выделить известных философов, государственных деятелей, полководцев, ученых, наставниками которых были выдающиеся личности. Подтверждением этой мысли служит плеяда древнегреческих мыслителей: Сократ – Платон – Аристотель. Платон считал себя учеником Сократа, он записал его основные идеи и теории, Аристотель является учеником Платона, создавшим не менее глубокие и значимые философские трактаты, чем его учитель. Сам же Аристотель является наставником прославленного полководца Александра Македонского. Не случайно дальновидные правители выбирали в учителя своим наследникам ярких и талантливых людей, понимая, что учитель в жизни человека играет важную роль не только при формировании системы знаний, отношений к миру, но и в личностном становлении.

Постоянно развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учение не рассматривается как прямая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. А потому задача педагога – создавать условия для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, инновационной экономики. Создавать условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способность объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем новое знание. Создавать постоянную мотивацию к учению, умение общаться. Формировать чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.

Учитель должен обладать профессиональными качествами, быть компетентным, чтобы влиять на саморазвитие учеников. Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества, должен осознавать, что каждый ребенок – это индивидуальность и помогать ему в его развитии. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.

Читайте также:  Педагог дошкольного учреждения его роль в развитии ребенка

Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Учитель должен способствовать формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.

Учитель должен учить быть успешным в современном развивающемся обществе, чтобы развивать духовно-нравственные качества детей, способствовать их саморазвитию и самосовершенствованию. Учителю надо начать с себя и не бояться трудностей, перестроить свое мышление, овладеть деятельностным подходом в обучении школьников. Педагог, организующий социальное становление личности в современном обществе, должен обладать рядом профессионально-личностных качеств: активной гражданской позицией, ответственностью, умением вести диалог и уважать позицию учащегося. Педагог должен быть специалистом-профессионалом в своей образовательной области, но не замкнутым лишь на своей программе, а имеющим направленность на выполнение социально-педагогических, социально-воспитательных функций.

Роль учителя в прогрессивном развивающемся мире значима тем, что он воспитывает подрастающую молодежь, формирует поколение, которое должно продолжить дело старших, но уже на более высоком, культурном уровне развития общества. Сферой педагогической деятельности является образование, обучение и воспитание. Несомненно, можно утверждать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Именно поэтому во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в формировании личности ребенка.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.

Что же такое личность?

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Ведь развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для младших школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности —учебы.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Главная цель педагога – это создать реальные условия для формирования творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам. Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю. Кроме высокого профессионализма, компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям. Понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Одной из главных отличительных черт учителя, реализующего личностно-ориентированный подход, является наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Важно, чтобы учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог, установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста, когда происходит формирование навыков межличностного общения.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей превзойти их.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки в ребёнке, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей.

Читайте также:  Родительское собрание игра и развитие ребенка

Каковы же основные пути и способы работы с детьми?

• Во-первых, поскольку деформации в развитии есть в следствие комплекса причин:

-отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий.

-неудач в школе, отрыва от школьной жизни и школьного коллектива.

-асоциального окружения.

Общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и школу, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к трудному ученику, перестала считать его неисправимым нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Более того, если разлад в семье зашёл так далеко, то существенные изменения там невозможны, школа должна компенсировать недостатки семейного воспитания. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение трудного школьника попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь школьника от компании, оградить его всего плохого.

• Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность.

Корректировать личность невозможно силами одних лишь учителей, силами только школы. К этой работе, помимо школы, должны быть привлечены семья, детские организации, внешкольные учреждения, актив классов, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на здоровый детский коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить указанную задачу.

• В-третьих, основным должна быть правильная организация жизни и деятельности ребёнка.

Надо помнить, что нравоучения, нотации не очень действенные средства воспитания педагогически запущенного ребёнка, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

• В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками.

Перевоспитание – это и формирование развития положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

В-пятых необходимо вовлечь трудного школьника в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому что, только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. Важно выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося.

Педагог – человек преданный своему делу, своим ученикам. Педагоги должны помочь выявить лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы он получал радость от полученных знаний, учить быть хорошим человеком и истинным гражданином своей страны.

Роль педагога существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности. В современной школе учитель больше не лектор, повторяющий одно и то же из года в год, а наставник. Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, искренний интерес по-прежнему слагаемые успеха педагога.

Источник