Задача развитие у ребенка знания о его стране

Задача развитие у ребенка знания о его стране thumbnail

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство — это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.

Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

Возраст

Содержание знаний о мире

3-4

  • Части тела;

  • Одежда, обувь, головные уборы;

  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

  • Овощи и фрукты;

  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

4-5

  • Времена года и их признаки;

  • Эмоции;

  • Животные и их детеныши;

  • Кто, чем питается;

  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

  • Продукты;

  • Посуда;

  • Мебель.

5-7

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;

  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • Музыкальные инструменты;

  • Строительные инструменты;

  • Электроприборы;

  • Профессии;

  • Живая и неживая природа;

  • Космос;

  • Перелетные и зимующие птицы;

  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

  • Страны, города.

При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

  • «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.

Выводы

Заключение

На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!

Источник

ирина польшина
Показатели развития у детей знаний о родном городе

Показатели развития детей

Разработанные показатели развития направлены на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о родном городе, но и социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.

Познавательные сведения:

В зависимости от возраста и уровня развития ребенок старшего дошкольного возраста –

Владеет обобщенными и адекватными знаниями:

• об улицах, районах своего города;

• о достопримечательностях родного города (культурные учреждения, промышленные центры, памятники истории);

• о символике родного города;

Имеет дифференцированные представления:

• об истории зарождения своего города;

• о родном городе как части России;

• о людях, прославивших свой край в истории его становления.

Владеет обобщенными знаниями:

• о природе родного края;

• о традициях своего города;

• о культурных и природных богатствах своего края.

Проявляет устойчивый познавательный интерес:

• к явлениям истории и культуры своего города;

Самостоятельно применяет полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.

Развитие чувств и эмоций:

• Проявляет осознанное положительно-эмоциональное отношение в процессе приобщения к краеведческому материалу;

• проявляет потребность в поддержании красоты, в проявлении заботы о чистоте в социокультурной среде;

• проявляет чувство уважения к знаменитым людям своего города;

• проявляет осознанное отношение и положительные эмоции от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры родного города.

Формирование поведения:

• владеет способами проявления заботы о благосостоянии своего города;

• наблюдается проявление бережного, заботливого отношения к достопримечательностям города;

• проявляет доброжелательное отношение к представителям разных национальных культур Прикамья;

• наблюдается бесконфликтное поведение в общественных местах;

• самостоятельно регулирует негативные эмоциональные проявления.

Анализ диагностических исследований за последние два года показал, что у детей в процессе целенаправленной педагогической деятельности — по формированию патриотических чувств и отношений на основе ознакомления с культурным обликом родного города,значительно увеличилась: познавательная и творческая активность, расширился кругозор ребенка, его образное мышление и представление о том, что каждый человек – часть мира, родной город – часть огромной страны России.

Таким образом, совместная деятельность педагога и родителей воспитанников в этом направлении способствует духовному развитию ребенка, являя собственным примером высокие нравственные качества, воспитывая уважение к людям, прославивших свой край в истории его становления; приучая заботиться о красоте, чистоте окружающего мира.

У детейстаршего дошкольного возраста:

6. уровень познавательной активности возрос на 46 %;

7. становление адекватных способов поведения возросло на 54 %;

8. развитие психических функций и процессов, по результатам исследования педагога-психолога ДОУ, возросло на 63 %.

Предварительная работа

• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;

• знакомство с литературными произведениями по данной теме;

• разучивание стихотворений, пословиц по теме;

• рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами»

• просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Непослушный медвежонок»

Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный (сентябрь).

2 этап — организация проектирования (октябрь — апрель)

3 этап- проектирование (май)

4 этап – презентация

Продукт проектной деятельности:

-творческий рассказ на тему «Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье»;

-фотовыставка досугов;

Конкурс «Герб моей семьи»

Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.

План реализации проекта:

Виды деятельности

Сроки

Результаты

Форма регистрации

результата

На протяжении всего периода

Анкетирование и тестирование детей и родителей Выявление особенностей детско-родительских отношений Анализ анкет

«Книга отзывов» Анализ отзывов

«Шкатулка вопросови предложений» Выявление запросов родителей Анализ содержимого шкатулки»

Сентябрь

Беседы:

«Наше путешествие»,

«Как я помогаю дома» 7.09.11

18.09.11 Развитие связной речи, формирование умения творческого рассказывания

«Информационное поле» Повышение уровня родительской компетентности в воспитании детей

Октябрь

Просмотр мультимедийной презинтации «Один дома»

Составление творческих рассказов :

«Мои близкие»

Экскурсия в краеведческий музей» 4.10.11

25.04.11

28.0211

Ноябрь

Беседа:

«Выходной день в моей семье»

11.11.11

Декабрь

Составление творческих рассказов :

«Выходной день в моей семье»

1. НОД «Мои права и обязанности»»

2.Беседы:

«Поздравь с праздником»

5.12.11

12.12.11

30.12.11

Воспитание эмоциональной отзывчивости Конспект НОД

Январь

1.Беседы:

«Моя дружная семья»,

«Где работают родители и в чем ценность их труда»

2.Составление творческих рассказов :

«Мои родители огорчаются, если….»,

17.01.12

20.01.12

19.04.12 Развитие связной речи, формирование умения творческого рассказывания

Февраль

1. Проблемная ситуация «А как бы поступил ты?»

2.Беседы:

«Поздравь с праздником» 9.02.12

22.02.12 Развитие связной речи, формирование умения творческого рассказывания

Март

1. Проблемная ситуация «Бабушка заболела?»

Беседы:

«Поздравь с праздником» 5.03.12

7.03.12 Развитие связной речи, формирование умения творческого рассказывания

Апрель

1. Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

2.Составление творческих рассказов :

«Как я помогаю дома»,

2. Посещение кукольного театра «Ты эти правила запомни»

2.Беседы:

«Встреча гостей» (по правилам этикета)

4.04.12

24.04.12

26.04.12

Воспитание взаимопомощи, чувства сплоченности

Развитие связной речи, формирование умения творческого рассказывания Фотографии, отзывы родителей

Записанные рассказы детей

Май

1. Конкурс «Герб моей семьи» 15.05.12 Творческий продукт Выставка

8.Сюжетно-ролевые игры :

«Семья»,

«День рождения»

«Мебельный салон»

05.04.11

13.04.11

21.04.11 Формирование понятия «семья» Фотографии

Игра – драматизация «Красная шапочка»

Словесные игры:

«Можно – нельзя»,

«Это я, это я, это все мои друзья»

9. Настольные игры

«Моя квартира»,

«Кому, что нужно для работы» В течение месяца Развитие коммуникативных навыков Фотографии

Разучивание подвижных игр и игр малой подвижности

Художественное – творчество

Рисование:

«Портрет мамы»,

«Мы на отдыхе»

Выпуск семейных газет.

Аппликация:

«Моя семья»

Конструирование:

«Дом моей мечты»,

Изготовление поделок из природного материала (совместная деятельность родителей и детей)

Лепка

из соленого теста «Автопортрет»

Выставка «Семейное хобби»

Изготовление подарков, приглашений, открыток для членов семьи.

Выставка «Семейное хобби»

Рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», К. Брюллова «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с дочерью Амалией».

Представления детей об окружающем мире Фотографии

Выставки

Знакомство с литературными произведениями:

В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила»,

В. Катаев «Цветик-семицветик»,

татарская народ. Сказка «Три дочери»,

русские народ. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;

Разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине»,

О. Чусовитина «Самый лучший!»,

Знакомство с пословицами и поговорками о семье

Выставка книг

Разучивание и слушание песен о семье.

Консультации для родителей

Участие родителей в праздниках группы и ДОУ

Источник

Елена Панова
«Учим детей добывать знания». Развитие познавательной деятельности в детском саду

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления.В последние годы ситуация изменилась: большую популярность приобрела проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, проблемное, тематическое обучение. Поэтому крайне важно, что этот раздел, согласно ФГТ, «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детейчерез решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно.

В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. И наш коллектив понимает, что тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.При этом воспитатели:

— имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;

— формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;

— ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;

— поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

На основе такого подхода дети:

• активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;

• проходят через закономерные стадии развития;

• обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;

• неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Условиями успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

развивающее образовательное пространство для повышения роли жизненных ценностей у детей;

— единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в воспитании и образовании, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей.

Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности.

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Так в образовательную область «Познание» входят следующие Центры активности,которые мы внедряем в работу ДОУ:

— Центр сенсорного развития

— Центр «Мы познаем мир»

— Центр конструктивной деятельности

— Центр математического развития

«Центры познавательного развития» сформированы с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий — глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями, дидактический материал по ознакомлению с трудом взрослых и т. д. Там же имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старшего дошкольного возраста есть так же различные материалы, способствующие овладению чтением,математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами,отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу, детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Кроме того в нашем детском саду имеются: кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, компьютерно-игровой комплекс, в которых проходят как подгрупповые, так и индивидуальные занятия и создана богатая предметная развивающая среда.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта и вместе с тем безопасна для жизни и здоровья детей

Создавая предметно-развивающуюсреду мы ориентировались на следующие требования:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливаясь к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Источник