Зачем нужны занятия по развитию речи с ребенком

Зачем нужны занятия по развитию речи с ребенком thumbnail

СТАТЬЯ « ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМЫ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Взаимосвязи мышления и затрудняют анализ ситуации общения, использование имеющегося речевого опыта, его применение в новых условиях коммуникации, хотя этот опыт ребенок легко использует в привычных для него ситуациях.

Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции детей отличаются недостоточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребенка бедны, их проявления носят «полярный» характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.

С позиции анализа имеющихся исследований по характеристике коммуникативной деятельности детей с умственной недостаточностью интересными представляются экспериментальные данные Д.И. Бойкова (1994), характеризующие особенности их общения. По наблюдениям автора в общении умственно отсталых второклассников, независимо от того, воспитывается ребенок в интернате или в семье, прослеживаются тенденции к внешнеобвиняющим реакциям, агрессивности в решении тех или иных конфликтных ситуаций. Уровень самостоятельности при взаимодействии, как с взрослыми, так и со сверстниками, проявляется на неудовлетворительном уровне. По данным автора, ситуация с возрастом изменяется в лучшую сторону, но показатели общения у детей с психическим недоразвитием остаются низкими в сравнении с показателями детей с задержанным развитием (ЗПР).

Нарушения общения в совокупности порождают проблемы связанные с успешностью социальной адаптации. Затруднения в установлении контактов с людьми как в сфере делового, так и личного общения, становятся причиной неуверенности, беспокойства, неудовлетворенности индивида собой и окружающим миром. Такое состояние усугубляет существующие и может стать причиной новых конфликтов, что осложняет деятельность человека, его отношения с окружающими людьми.

Коммуникация в психологии и педагогике рассматривается как смысловой аспект взаимодействия, общение выступает как форма жизнедеятельности. Круг его проявлений, составляющие его акты чрезвычайно широки. Именно в общении ребенок получает возможность самопредъявления, а по его форме можно судить о коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности.

Информационно-коммуникативная функция общения является основой организации любого учебного процесса, который применительно к специальной школе выполняет разнообразные коррекционные задачи, среди них особое внимание уделяется средствам развития речи у детей с умственной отсталостью. Несмотря на многолетний позитивный опыт специальной педагогики, все же в ней недостаточно внимания уделяется формированию коммуникативных умений, основная цель которых связана с выявлением информационных отношений между людьми как активными субъектами. Для умственно отсталого ребенка чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание ситуации, в которой осуществляются способы воздействия участников коммуникативного процесса. Без направленного создания ситуаций общения (только за счет формального усвоения основ языка) добиться успешных результатов в коммуникативных (ситуативных) умениях у детей с интеллектуальным недоразвитием вряд

Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков. С этой целью в программу для 0 — IV классов школы VIII вида (1997, ред. И.М. Бгажнокова) введен курс «Устная (разговорная) речь» (автор Э.В. Якубовская). Задачи названного курса заключаются в том, чтобы ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения.

Специальные уроки развития речи традиционно включались в учебные планы школ, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики ребенка. Но на таких уроках, называющихся «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающей действительности развитие речи проводится на основе формирования элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширения и обогащения представлений детей об окружающем мире. Таким образом, работа строится отстранено от состояния речи самого ребенка, а восприятие и анализ объектов окружающего мира при отсутствии речевых средств значительно препятствует их осмыслению. В свою очередь недоразвитие сенсорно-перцептивной деятельности требует дополнительных усилий со стороны учителя при предъявлении и анализе объектов восприятия. Целью таких занятий является исправление дефектов тех или иных компонентов речи (фонематического слуха, лексики и др.), тогда как проблема овладения речью, как средством для ситуативной коммуникации не рассматривается,

Основное отличие курса «Устная (разговорная) речь» заключается в принципиально ином подходе, определяющем смысловую направленность обучения на основе языковых обобщений и речевых закономерностей. В качестве основы обучения создаются ситуации, знакомые детям, происходящие в их реальной жизни, входящие в круг детских интересов. В этом контексте определяется объем, последовательность, содержание программных тем, в том числе и тем, связанных с явлениями и предметами окружающей действительности, например: «Улица и мы», «Разговор в транспорте», «Играю с детьми», «Гуляю в парке», «Иду в магазин» и др. Расширение тематического репертуара позволяет использовать речь не только как средство для усвоения познавательной информации, но и как объект изучения собственной речевой деятельности. С учетом сниженной мотивации речевой деятельности у детей с умственной отсталостью, важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в школе, но и в привычной, бытовой обстановке.

Большая часть времени на уроках «Устной (разговорной) речи» отводится формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. Использование игровых форм организации урока с опорой на спонтанный опыт и создание образцов речевых конструкций и действий в общении, наиболее эффективно, т.к. именно игровые элементы позволяют привлекать внимание детей к речи, ее эмоциональным компонентам, адекватному восприятию их содержания, ответным эмотивным реакциям.

Естественно, что вне зависимости от тематической направленности уроков, специфика коррекционной работы по развитию речи сохраняется, т.е. уроки «Устной (разговорной) речи» строятся на основе коррекции недостатков произношения, словарного запаса, исправления недостатков в построении предложений и связной речи. Помимо этого проводятся специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика), служащие основой для создания коммуникативных действий: выражение благодарности, просьбы, приветствия и др.

Для усиления и развития экспрессивных характеристик устной речи в программу введен такой раздел, как «Выразительность (эмоциональность) речи», ориентирующий учителя на специально спланированную работу в этом направлении. Она подразумевает поэтапное формирование таких качеств речи, как сила, темп, тон, мелодика.

Источник

Эльвира Вагапова
«Надо ли учиться говорить?» Конспект ООД для средней группы по речевому развитию

Тема: «Надо ли учиться говорить

Цель занятия: Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Задачи:

1.образовательные:

-учить подбирать описательные прилагательные к существительным,

учить детей связно и последовательно строить вопросы и ответы;

2. развивающие:

развивать слуховое восприятие материала,

развивать выразительность речи (интонация, мимика, жест)

3.воспитательные:

— воспитывать культуру речи (контролировать собственную речью и критическое отношение к речи окружающих,

— активировать в речи детей различные словесные формы вежливости, формировать вежливое и тактичное ведение диалога.

Материал: мягкая игрушка лиса, кусочки ткани, простыня и пододеяльник.

Предварительная работа: знакомство с родным краем, где мы живем, знакомство с русским языком.

Ход занятия:

I.Организационный момент

Приветствие гостей «Улыбка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся необычно, подарим им свою улыбку и хорошее настроение.

II.Основная часть:

Воспитатель: Весь год и каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно говорить и красиво говорить на родном русском языке.

Воспитатель: Как вы думаете, почему надо хорошо владеть родным языком?

(Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Богатый запас слов и умение понятно для окружающих строить высказывания – это показатель культуры человека.

Артикуляционная гимнастика

1. «Заборчик»

Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.

Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики»/ «Маятник»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Друг за другом, друг за другом

Ходят стрелочки по кругу.

Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

Ходит мятник в часах:

Влево — тик, а вправо – так.

Ты сумеешь сделать так:

Тик и так, тик и так?

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

5. «Качели»

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

Воспитатель: Ребята, не все слова вы произносите правильно, без ошибок, а иногда вам не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. Давайте проверим, права ли я?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Я буду показывать мягкую игрушку, а вы будите описывать ее.

(Показываю игрушку).

Воспитатель: Молодцы. Замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий,разных цветов: Светло – желтый, оранжевый, ярко – рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки.

Физминутка «Хома, хома, хомячок»

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)

хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щеки руками)

лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

два (руки вверх)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Воспитатель: А теперь представляю вашему вниманию кусочки ткани для наволочек и простыней.

(показываю ткань).

Воспитатель: Какую бы ткань вы бы выбрали?

(ответ детей).

Воспитатель: Ребята, давайте каждый и вас будет подходить к столу, брать ткань и говорить «Я хочу наволочку из этой ткани…», «Думаю, что самая красивая ткань»,«Мне понравилась ткань…».

Воспитатель: Дети правильно говорить не простынь, а простыня.

Воспитатель: Давайте повторим. Как правильно говорить простыня или простынь?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы.

III Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, а что мы с вами делали, что выбирали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, молодцы.

Источник

Ольга Николаева
Конспект занятия по развитию речи: «Нужно ли учиться говорить?»

Цель занятия: мотивация детей на развитие связной грамотной речи.

Задачи:

1.обучающие:

-дать понятия «слово», «предложение», «связная речь»,

-учить подбирать описательные прилагательные к существительным,

учить детей связно и последовательно строить вопросы и ответы;

2. развивающие:

развивать слуховое восприятие материала,

развивать выразительность речи (интонация, мимика, жест,

3.воспитательные:

— воспитывать культуру речи (контролировать собственную речью и критическое отношение к речи окружающих,

— активировать в речи детей различные словесные формы вежливости, формировать вежливое и тактичное ведение диалога.

Тип занятия: комбинированное занятие

(объяснение, демонстрация, повторение материала, опытная, самостоятельная работа)

Форма занятия: занятие — путешествие.

Форма организации работы: индивидуально – групповая.

Материал демонстрационный: вывеска «Магазин игрушек», картина «Страна эльфоф», звуковое оформление (магнитофон, музыкальный центр).

Материал раздаточный: мягкие игрушки, карточки «Вопрос – ответ» для индивидуальной работы, подарки чудо – дерева (конфеты, «пятерки», призы).

Структура занятия:

7. Организационный момент, сообщение темы и плана занятия.

8. Проверка имеющихся у детей знаний и готовность к изучению новой темы.

9. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

10. Физкультминутка.

11. Упражнения на освоение и закрепление знаний и умений по образцу, а так же в сходных ситуациях.

12. Заключительная часть – подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Ход занятия:

1. Педагог приглашает детей на занятие, рассаживает на стулья, объявляет тему, план и форму занятия.

«Ребята, я приглашаю вас на занятие по развитию речи. Сегодня мы все вместе постараемся выяснить — «Нужно ли учиться говорить.

Итак, нужно ли учиться правильно и красиво говорить? Если нужно, то почему?

2. — ответы детей…

Я постараюсь доказать вам, ребята, что занятия по развитию речи – это не просто воля взрослых, а необходимость научиться владеть родным языком, научиться слушать речь рассказывающих, научиться связно и последовательно строить вопросы и ответы, развивать выразительность речи, научиться вежливо и тактично вести диалог. Мы с вами постараемся услышать богатство и красоту литературного языка.

Рассказывать интересно и понятно удается не всем детям и даже не всем взрослым людям. Почему? Потому что они не владеют этим умением, не научились и не учатся, не стараются учиться.

А вы, ребята, хотите учиться говорить правильно и красиво?

Тогда я приглашаю вас в путешествие! Представим, что мы с вами сидим в автобусе, я водитель, отправляемся в путь!

3. Вот и первая остановка. Куда мы попали? Магазин игрушек!

Вы будете покупателями, а я – продавцом. Что бы купить игрушку, нужно подобрать слово, которое обозначает этот предмет. Продавец ничего не понял! Наверное, нужно произнести не одно слово! Правильно! Необходимо произнести несколько слов, связанных между собой по смыслу – это предложение! А вот если кто-то где-то увидел игрушку и потом попросил, чтобы ему ее купили, да еще и потом хочет позвать к себе друга для игры – это уже получиться много предложений, целая связная речь.

Отправляемся дальше в путешествие! Занять всем свои места! Мы – пассажиры поезда! Вторая остановка! Где мы оказались? Сказочная страна эльфоф! Как здесь прекрасно! Ребята, вы бы смогли рассказать дома, родителям, про эту страну эльфоф! Давайте попробуем!

Интересно рассказывать помогает богатый словарный запас. Вы уже знаете, какое огромное количество слов в русском языке. Для описания одного и того же предмета, явления можно употребить много слов, а можно ограничиться одним – двумя словами. Когда мы один предмет описываем несколькими словами, описательными прилагательными, которые рассказывают, какой это предмет, то тогда собеседник лучше поймет и представит этот предмет.

Внимание! Занять всем места! Путешествие продолжается! Мы летим на вертолете! Приземляемся! «Танцевальная поляна».

4. Физкультминутка «вперед 4 шага, назад 4 шага…»

5. Гудок корабля! Занять всем места! Путешествие продолжается! Наш корабль причалил к острову! А на острове чудо – дерево растет, гостей ждет. Дерево не простое – с подарками. Дарит их дерево тем, кто свой родной язык любит и не коверкает, не засоряет его грубыми и неправильными словами. Тем, кто умеет сам красиво и правильно говорить и других умеет выслушать. Сейчас мы попробуем подарки чудо – дерева получить!

Работа с карточками.

Молодцы! А теперь, ребята, послушаем, как богат, красочен и красив язык литературных произведений! Вы уже знаете произведения А. С. Пушкина. Какие? Давайте послушаем отрывок одной из сказок Пушкина.

Слушаем литературный текст. Делаем вывод о красоте литературного языка.

6. Вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами, ребята, убедились в том, что необходимо учиться говорить красиво и правильно, что нужно нашу речь развивать и совершенствовать. Будем к этому стремиться! Спасибо за работу!

Литература: Е. А. Алябьева, Развитие воображения и речи детей 4-7 лет (игровые технологии)М. -2005; В. В. Гербова, Учусь говорить, Москва, Просвещение2001; А. В. Пугина, Комплексные занятия в подготовительной группе, Издательство Учитель 2008; Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина, Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М.: ВАКО, 2007; А. С. Пушкин «Сказки» М. -1993.

Источник

Ответ на этот вопрос я бы хотела начать с диалога двух мамочек, который я услышала на детской игровой площадке.

— Ребенок вырастет, сам начнет говорить.

— Так ему же нужно в этом помочь. Может, он плохо будет говорить, может, не все звуки будет произносить четко.

— Та нет, проблем не будет. Да и, в конце концов, ему же не на радио работать. В любом случае разговаривать-то он научится. В школе этому и учат. А пока он маленький, я не хочу его нагружать.

Мнение родителей о том, что с возрастом ребенок все равно будет говорить и никаких проблем позднее развитие речи не принесет, достаточно распространенное. Давайте разбираться в истинности такого мнения.

Речь — это не просто средство общения. Она является носителем информации, раскрывает индивидуальные особенности психологической личности человека. И только ли? Конечно, нет. Кроме того, что наша речь выступает в роли средства общения, колоссальная ее роль в том, что она является инструментом мышления. Речь помогает мыслить.
Зачем развивать речь ребенка?Фото: Depositphotos

В этом очень легко можно убедиться. Часто даже взрослый человек может домыслить и понять сложную ситуацию, например, рассказав ее кому-то, то есть озвучив происходящее. Почему так происходит? Когда человек рассказывает ситуацию, подбирает слова и выражения для более точного высказывания, происходит углубленное продумывание деталей, мозг концентрируется и механизм мышления становится более совершенным.

Отсюда следует, что речь развивает мышление. Уже давно доказано учеными, что развитие речи — это необходимое условие для формирования и совершенствования всех психических процессов человека и развития его интеллекта. Ведь речь участвует во всех мыслительных процессах.

Мы думаем словами и предложениями, как бы проговаривая весь поток мыслей про себя. Такой вид речи «про себя» называется внутренняя речь. Мы не произносим слова вслух, но наша внутренняя речь строится по тем же принципам и законам языка. Наша речь — это деятельность коры головного мозга. Это сложная координированная работа многих групп нервных клеток.

  • Речь неразрывно связана с мышлением, развитием психических процессов (памяти, внимания) и является общим инструментом развития ребенка.

Кроме того она является «важнейшей функцией культурного поведения ребенка», что неоднократно подчеркивал в своих трудах Л. С. Выготский.
Лев Семенович ВыготскийЛев Семенович Выготский
Фото: ru.wikipedia.org

Не откладывайте развитие речи у ребенка на потом. Это «потом» наступило уже сейчас. Развитие ребенка в раннем возрасте — залог успешного формирования и становления зрелой личности.

  • Поэтому, играя с ребенком, оречевляйте весь процесс игры, разговаривайте с малышом постоянно: «Сейчас мы будем кушать. Я даю тебе ложку. Посмотри, какая ложка. Это твоя ложка».
  • Но в разговоре с ребенком ни в коем случае не допускайте искажений речи, не «сюсюкайте», так как такой речью вы выкладываете прямой путь своему ребенку на занятие к логопеду, где специалист будет исправлять эти искажения.
  • Чаще повторяйте простые слова и словосочетания, и ребенок скорее начнет узнавать их в вашей речи и знакомые словесные конструкции начнет повторять за вами.
  • Рассказывайте детям стишки-потешки, читайте сказки, рассматривайте и комментируйте картинки в книжках, задавайте ребенку простые вопросы по картинкам.

Зачем развивать речь ребенка?Фото: Depositphotos

Не упустите золотое время общения с ребенком, ведь самый активный период для развития всех психических процессов и речи — это возраст до трех лет. Ведь упущенное на начальном этапе со временем наверстать в полной мере не всегда удается.

Источник