Забота о правильном развитии речи и психики ребенка это задача профилактики
Профилактика- это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно- гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранение факторов, вредно действующих на здоровье населения.
Сохранение здоровья является приоритетной задачей государства и образования, органичной потребностью беречь его на протяжение всей жизни. В последние десятилетия в состояние здоровья детей сформировались негативные тенденции- увеличение факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, в том числе речи, рост распространённости заболеваемости и инвалидности. Здесь необходимо привести определение понятие «фактора риска».
Фактор риска— понятие, которое определяет условия, оказывающие неблагоприятные воздействие на общее и психическое развитие ребёнка. В зависимости от степени их влияния и значимости выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска. Различают факторы риска:
- Биологические;
- Социальные ( глобальные, общественные, семейные). Эти факторы значительно влияют на развитие речи ребёнка.
-выявление группы риска- ранняя диагностика отклонений развития;
-устранение и коррекция начальных проявлений отклонений развития;
-ликвидация и коррекция неблагоприятных последствий;
Обучения участников процесса обеспечения комплексной междисциплинарной профилактики.
Традиционно выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику:
а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика;
б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;
в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.
а) первичная профилактика- это система, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путём предотвращения причин условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.
Основная цель первичной профилактики— сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в организме. Одним из определяющих является этиопатогенетический принцип. Первичная профилактика связана с заботой о здоровье матери в период беременности и родов, о развитие ребёнка в первый год жизни и осуществляется в основном системой здравоохранения. Медицинское сопровождение матери и ребёнка позволяет устранить или снизить действие биологических «факторов риска» развития речевых нарушений, к которым относятся патогенные факторы, действующие в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребёнка.
В этой связи на ранних этапах обязательными должны быть консультации гинеколога, терапевта, генетика, эндокринолога, иммунолога, невролога, при необходимости психолога и логопеда, особенно если в семье были случаи отклоняющегося развития у родственников.
Наследственная отягощённость паталогией речи относится к биологическим факторам риска. Известно, что поражение центральной нервной системы уже на ранних этапах внутриутробного развития может привести к интеллектуальным нарушениям и другим отклонениям от нормы. Отрицательными факторами может быть ранний токсикоз, анемия, гипотериоз, инфекционные заболевания матери, медикаментозная интоксикация и др.
Важно, чтобы родители были информированы о том, что может отрицательно влиять на здоровье ребёнка. Особое внимание необходимо уделять раннему речевому развитию ребёнка, развитию и формированию этапов речевого онтогенеза ребёнка. В тех случаях, когда наряду с наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей диагносцируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные психофизического и речевого развития ребенка.
При появлении признаков каких-либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, ранние стадии лепета) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более ранняя логопедическая помощь.
Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Особое место отводится эмоциональным отношениям родителей и детей. Родительская любовь рассматривается как мощный источник общего физического и психического развития, духовного и нравственного воспитания. Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:
- характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
- неприятие со стороны матери (отца);
- неполная семья;
- конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
- воспитание в двух домах;
- резкая cмена жизненного стериoтипа и типа воспитания;
- неадекватный тип воспитания («кумир», гиперoпека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).
Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны поcтоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях постнатального рaзвития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диaлог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий (эхопраксия, эхолалия).
Cтимуляция формирования речeвой функции имеет большoе значение для развития ребeнка. Следует всемерно содейcтвовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (cидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.), и в чаcтности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Неoбходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.
Большинство исследователей указывают на важность учёта в профилактической работе сензитивных периодов развития ребёнка. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду коррекционное обучение менее эффективно.
Вторичная профилактика речевых нарушений заключается в преодолении не только самих речевых расстройств, но и вторичных нарушений в психическом развитие, личностных и поведенческих отклонений, а также оказание психологической помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не позволила предупредить нарушения речи. Задача её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой паталогии и появления новых расстройств.
При нарушение звукопроизношения у ребёнка целью вторичной профилактики будет предупреждение дисграфии и дислексии. В этой связи нарушение устной речи можно рассматривать, как первичную профилактику,а нарушение письменной, как вторичную. Впервые на связь нарушений устной и письменной речи указала Р.Е. Левина, в дальнейшем проблемами профилактики нарушений письменной речи занимались Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова.
Г.А. Каше была разработана система обучения старших дошкольников с фонематическим недоразвитием, обеспечивающая, с одной стороны, овладение фонетической системой языка; с другой- подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико- синтетическим методом и предупреждение нарушений письменной речи. Эта система включает в себя:
— постановка звуков и уточнение артикуляции имеющихся звуков;
— развитие фонематического слуха и разввитие слуховой памяти:
-развитие анализа и синтеза звукового состава речи:
-овладение детьми элементами грамоты;
— расширение и уточнение словаря, воспитание связной, грамматически правильной речи;
-развитие произвольного внимания у детей.
Профилактическая работа по предупреждению дисграфиии должна осуществляться параллельно и без предварительной диагностики по следующим направлениям.
- Развитие сенсорных функций и психомоторики.
- Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций.
- Развитие психических функций.
- Развитие интеллектуальной деятельности.
- Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза речевых единиц.
Таким образом , работа по указанным направлениям позволяет сформировать у детей все предпосылки для успешного овладения письменной речью.
Для успешного преодоления речевых нарушений и соответственно профилактики дисграфии важно, чтобы в профилактической работе участвовали не только логопеды, а так же привлекались воспитатели и родители. Для повышения эффективности этого воздействия следует организовать специальное обучение всех участников процесса.
Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучения лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений. В этой связи третичная профилактика в первую очередь, должна быть направлена на обучение, профессиональную подготовку к труду лиц с патологией речи. Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелым нарушением речи.
Таким образом, ранняя профилактика риска возникновения речевой патологии у детей дошкольного возраста, своевременное проведение профилактических мероприятий будут способствовать снижению речевых нарушений и обеспечивать их более эффективную коррекцию.
Вас может заинтересовать:
1.Нарушения речи.
2.Логопедические игры.
Источник
Демонстрационный вариант теста в 2012-2013 учебном году для учителей-логопедов, предлагаемый для установления соответствия уровня квалификации (первой и высшей)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 1 час 30 минут (90 минут). Работа включает 40 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За выполнение заданий даётся один балл. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1. Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее характерно следующее
А) раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем
Б) замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах
В) более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг
Г) наличие тяжёлых нарушений отдельных анализаторных систем
2. Использование в коррекционной педагогике разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики называется
А) прямой психотерапией
Б) рациональной психотерапией
В) суггестивной психотерапией
Г) нет правильного ответа
3. Этот вид дизартрии возникает при поражении подкорковых ядер
А) экстрапирамидная
Б) псевдобульбарная
В) бульбарная
Г) корковая
4. Сложные корковые системы, осуществляющие переработку, хранение поступающей информации, выработку программы ответного действия и перевод исходной семантической мысли в схему развернутого речевого высказывания составляют (по А.Р. Лурии)
А) первое звено речевой функциональной системы
Б) второе звено речевой функциональной системы
В) третье звено речевой функциональной системы
Г) все три звена речевой функциональной системы
5. Какой вид дислексии обусловлен недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений?
А) аграмматическая дислексия
Б) мнестическая дислексия
В) оптическая дислексия
Г) семантическая дислексия
6. При каком из перечисленных видов речевых нарушений «режим молчания» используется в качестве первого этапа логопедической работы?
А) ринофония
Б) алалия
В) брадилалия
Г) тахилалия
7.Чем обусловлена артикуляторно-акустическая дисграфия?
А) нарушением различных форм языкового анализа и синтеза
Б) недоразвитием грамматического строя речи
В) недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений
Г) отражением неправильного произношения на письме
8. Приспособление для исправления дефекта твёрдого нёба при его расщелинах носит название
А) ортодонтия
Б) синапс
В) обтуратор
Г) уранопластика
9. При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушение звукопроизношения чаще всего проявляются в виде
А) пропуска
Б) замены
В) смешения
Г) искажения
10. Нарушение слоговой структуры слога в виде уподобления одного слога другому (велосипед – «вевесипед») носит название
А) антиципация
Б) персеверация
В) контаминация
Г) элизия
11. Невозможность выполнения определенных артикуляционных движений или переключения от одного движения к другому при дизартрии носит название
А) агнозия
Б) амузия
В) апраксия
Г) атаксия
12. Кто из исследователей предложил устанавливать уровни развития активной речи (нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный)?
А) Р.Е.Левина
Б) Н.С.Жукова
В) Г.В.Чиркина
Г) Т.Б.Филичева
13. К практическим методам логопедического воздействия относятся (выберите правильный ряд)
А) игры, упражнения, моделирование
Б) наблюдение, рассматривание рисунков
В) рассказ, беседа, чтение
Г) наблюдение, беседа, рассказ, моделирование
14. Если вместо слова «помидор» ребенок произносит «бамидор», то это может свидетельствовать о наличии у него
А) дефекта смягчения
Б) дефекта озвончения
В) дефекта оглушения
Г) нет правильного ответа
15. Нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении характерно для дислексии
А) аграмматической
Б) мнестической
В) оптической
Г) семантической
16. Забота о правильном развитии речи и психики ребенка – это задача следующей профилактики
А) первичной
Б) вторичной
В) третичной
Г) социальной
17. Изменение оттенка тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации – это
А) афония
Б) ринофония
В) дисфония
Г) фонастения
18. Какое из нижеперечисленных нарушений речи относится к расстройствам внутреннего оформления высказывания?
А) брадилалия
Б) афазия
В) дислалия
Г) дисфония
19. Стертые формы псевдобульбарной дизартрии часто смешивают с
А) алалией
Б) дислалией
В) ринолалией
Г) все ответы верны
20. Детям с этим видом психопатии присущи черты аутизма, они избегают общения, одиночество и мир фантазий предпочитают обществу сверстников. Для их эмоциональной сферы характерны, с одной стороны повышенная эмоциональность и ранимость, а с другой стороны, безразличие по отношению к родным и близким, эмоциональная холодность. Развитие речи у таких детей обгоняет развитие моторики. Это дети
А) с психастенической психопатией
Б) с истероидной психопатией
В) с шизоидной психопатией
Г) с эпилептоидной психопатией
21. Если русский текст по ошибке стали набирать в английской раскладке, Word автоматически преобразует «абракадабру» на латинице в нормальный русский текст при условии, что…
А) в панели управления Windows Клавиатура в качестве используемой по умолчанию установлена русская раскладка
Б) в параметрах языка в Word установлен по умолчанию русский язык
В) в параметрах языка установлен флажок Определять язык автоматически
Г) всегда преобразуется автоматически в правильное написание
22. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.
А) внешняя память
Б) оперативная память
В) процессор
Г) клавиатура
23. Может ли присутствовать компьютерный вирус на чистой дискете (на дискете отсутствуют файлы)?
А) нет
Б) да, в области данных
В) да, в области каталога
Г) да, в загрузочном секторе дискеты
24. В состав операционной системы Windows не входят
А) обрабатывающие программы
Б) программы – архиваторы
В) планировщики заданий
Г) управляющие программы
25. Отметьте устройство, предназначенное для ввода информации в компьютер.
А) Принтер
Б) Процессор
В) Монитор
Г) Сканер
26. Основным фактором долголетия человека является
А) занятие спортом и ведение активного образа жизни
Б) рациональное питание
В) питание, исключающее различные виды белков
Г) ведение здорового образа жизни
27. Иммунитет-это:
А) воспитание культуры здоровья
Б) защитные силы организма
В) предохранительные профилактические прививки
Г) инфекционное заболевание
28. Гиподинамию можно определить как
А) поражение сосудов
Б) воспаление слизистой желудка
В) пониженную двигательную активность, обусловленную малоподвижным образом жизни
Г) нарушение осанки
29. Наука о здоровье, его сохранении и укреплении — это
А) валеология
Б) геронтология
В) эпидемиология
Г) здоровьеведение
30. Здоровье – это
А) поведение человека, направленное на гармонизацию физического и умственного развития
Б) состояние физического благополучия и отсутствие болезней
В) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней
Г) состояние психического и социального благополучия
31. Из ниже приведенных реплик воспитателя к «Я-замечание» относится фраза
А) «Мне трудно говорить и объяснять, когда кто-то разговаривает в этот момент»
Б) «Я уже много раз говорил(а), что разговаривать на занятии нельзя»
В) «Я не знал(а), что имею дело с невоспитанными детьми»
Г) «Всех, кто сейчас разговаривает и не слушает, я обязательно спрошу, о чем я говорила»
32. Негативное отношение воспитателя к ребенку, основанное на непринятии людей с меланхолическим темпераментом, — это проявление
А) эффекта ореола
Б) стереотипа восприятия
В) ситуативного эмоционального состояния
Г) деловой направленности
33. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития
А) учебной деятельности
Б) игровой деятельности
В) внимания
Г) самооценки
34. К характеристикам эффективного педагога не относится следующая
А) конформность
Б) адекватность, объективность
В) естественность, непосредственность
Г) конкурентоспособность
35. Ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте
А) учебная
Б) игровая
В) предметная
Г) трудовая
36. Укажите неверный ответ. Процесс обучения призван осуществить функции
А) образовательную
Б) воспитательную
В) развивающую
Г) опосредованную
37.Составляющей частью процесса социализации является
А) образование
Б) воспитание
В) обучение
Г) правильного ответа нет
38. Укажите неверный ответ. Результатом процесса социализации является
А) формирование социальных знаний, умений, навыков
Б) формирование социальной компетентности личности
В) формирование базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, установок
Г) формирование аддиктивного поведения
39. Из перечисленных утверждений выберите то, которое не выражает особенностей воспитательного процесса
А) целенаправленность
Б) непрерывность
В) вариативность
Г) многофакторность
40. Из чего строится система «культурного пространства»?
А) телевизионных видео и радио трансляций
Б) различных форм культурного досуга
В) музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования
Г) договора школы с различными учреждениями дополнительного образования
Источник: https://logoportal.ru/delovaya-igra-dlya-uchiteley-logopedov/.html
Источник