Взгляды ушинского на роль природы в развитии личности ребенка

Взгляды ушинского на роль природы в развитии личности ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Белорусские педагоги и просветители о значении природы о воспитании и обучении детей.

Ознакомление дошкольников с природой по методу Е.И. Тихеевой.

Е.Н. Водовозова о методике использования природы в воспитании дошкольников.

К.Д. Ушинский об использовании природы в первоначальном обучении и воспитании.

Лекция: Русские и белорусские педагоги и просветители прошлого об использовании природы в воспитании детей дошкольного возраста.

План лекции:

Литература основная:

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР /Сост. Э.К.Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С.Солнцев. – М., 1986. –468 с.

2. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия./ Сост. Н. Б. Мчедлидзе. – М., 1986.

3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – Киев, 1974.

4. Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии // Собр. Соч. – М.-Л., 1952. 11.

5. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к 1-му изданию «Детского мира» // Собр.соч. – М.-Л., 1949. – Т.5.

6. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // Собр. Соч. – М.-Л., 1949. – Т. 6. Водовозова Е.Н. Из русской жизни и природы. –М.. 1985.

7. Водовозова Е.Н. На заре жизни и другие воспоминания. М., 1934.

8. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. СПб, 1873.

9. Водовозова Е.Н. Из русской жизни и природы. –М.. 1985.

Литература дополнительная:

1. Саморукова П.Г. К.Д. Ушинский о природе в первоначальном обучении / Дошк. восп. – 1968. — № 12.

2. Саморукова П.Г. Е.Н. Водовозова о природе в воспитании маленьких детей // Дошк. восп. 1969. — № 6.

3. Саморукова П.Г. Ознакомление детей с природой по методу Е.И. Тихеевой.

К.Д. Ушинскийсправедливо считал природу важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Многие его положения не потеряли значения и для наших дней.

Взгляды на место и роль природы в воспитании детей он отразил в методических материалах и материалах для детей, предложенных в работах «Родное слово» и «Детский мир».

К.Д. Ушинскийопределил природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Он неоднократно указывает на то, что «самое тщательное воспитание без учета этого агента всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». У. считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить. Место учебных заведений – вне города. День проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

В своих «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии» К.Д. Ушинский. рассказывал о неизгладимых впечатлениях, которые оставила в его душе родная природа. Прекрасное местоположение родного дома, разнообразный, богатый ландшафт развили у У. любовь к родной природе.

Подчеркивая мысль о благотворном влиянии природы на душу ребенка, он восклицает: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». В другом месте он утверждал, что «Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помяв на поле зеленой травы!? Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, на которую способна душа человеческая: развитие его всегда будет отзываться душной атмосферой запертых зданий». Воспитание высоких чувств и душевного благородства У. неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы.

Использование природы в воспитании детей К.Д. УшинскийУ. связывал с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углубить высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать родину, ее язык, ее историю, ее литературу, ее природу.

Важное место природе У. отводил в первоначальном обучении детей

Общеизвестно, что главной задачей элементарного обучения К.Д. Ушинскийсчитал овладение родным языком. Именно ребенок усваивает элементы народной культуры с самого раннего детства. Вместе с тем К.Д. Ушинскийубедительно доказывает, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления. «Развивать язык отдельно от мысли невозможно, — писал он в предисловии к «Детскому миру», — но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно».

В развитии ума К.Д. Ушинскийразличал две стороны: формальную и реальную. Формальное развитие ума означает развитие способностей к производству мыслительных операций безотносительно к содержанию мысли. Умственная гимнастика, которая возможна при обучении языку отдельно от мысли, развивает ум формально. Такое учение развивает болтунов. Реальное развитие ума достигается только при усвоении положительных знаний, идей. Необходимо сообщать ребенку положительные знаний и вместе с тем упражнять мыслительные и словесные способности.

В поисках этих положительных знаний К.Д. Ушинскийобращается к природе. Он считал, что ни мир общественных отношений, ни история, ни география не могут дать тех положительных знаний и идей, которые необходимы для развития ума и языка ребенка при первоначальном обучении.

Почему же К.Д. Ушинскийостановил свое внимание именно на природе?

— Прежде всего этот выбор определяется наглядностью.Уже в предисловии к «Детскому миру» он указывал, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».

— Вторая причина, по которой К.Д. Ушинскийостановился на природе для первоначального обучения: именно на этом материале, легче всего приучить ребенка к логичности мышления. «… Логика природы есть самая доступная и самая полезная для детей. Логика есть не что иное как отражение в нашем уме связи предметов им явлений природы».

К.Д. Ушинскийтакже обратился к проблеме отбора материала из обширного мира природы, который мы можем использовать в первоначальном обучении детей. В первую очередь он останавливает свой выбор на предметах и явлениях природы, окружающих ребенкаи наиболее ему близких и знакомых. «Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно…, знакомить дитя, а напротив – приучить находить занимательное в том, что беспрестанно и повсюду окружает…». В этом К.Д. Ушинский. видит связь науки (учения) с жизнью.

Какова последовательность ознакомления детей с миром природы?Считая что ум – это система хорошо организованных знаний, К.Д. Ушинскийуже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесса формирования системы знаний,ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи – значит утомлять и засорять детскую память.

Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематике. «…Рассмотрев с детьми какой-либо предмет, не должно, переходить к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели. Приучать дитя рассуждать, живыми верными образами – значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаем систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов.». Это требование систематичности первоначальных знаний представляет большую ценность и наше время.

В первой книге «Родное слово», предназначенной для чтения при первоначальном обучении, У. знакомит детей с растениями, животными, неживой природой.

Он группирует предметы используя для этого разнообразные основания. К.Д. Ушинскийисходит прежде всего из опыта ребенка.

Ознакомление с животными начинается с домашних животных – их ребенок встречает и наблюдает. Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с «животными четвероногими и птицами». При этом указан признак, по которому животные делятся на классы. Четвероногие животные, в свою очередь, разделяются по способу питания на травоядных и плотоядных, а птицы – на домашних, хищных и певчих. Отдельно группируются «гады, рыбы, насекомые». Так, уже при первоначальном ознакомлении с животными детей практически подводят к основным систематическим (для того времени) единицам.

В определенной группировке предстают перед детьми и растения. И здесь для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которыми дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы, цветы. В другую группу включаются растения, которые практически используются человеком, выращиваемые им: растения хлебные и огородные , ягодные и плоды. К третьей группе растений относятся деревья плодовые, простые и кустарники.

К.Д. Ушинскийобращается и к миру неживой природы: предлагает знакомить детей с металлами и камнями – драгоценными и простыми, землями. На основе полученных знаний дает более крупные группировки: люди, животные, растения, минералы.

В первую очередь, знакомя детей с предметами природы, К.Д. Ушинский. давал знания о месте их нахождения. Далее он предлагал использовать «природу со своими годовыми переменами», т.е. включал знания о сезонных изменения в природе. Эти сведения включают и сведения о погоде, об особенностях существования животных в то или иное время года, о растениях, труде людей, детских забавах и т.д.

Естественнонаучный материал, предлагаемый К.Д. Ушинским, в значительной части устарел и не отвечает данным современного естествознания. Но многие художественные рассказы У. могут быть и сегодня использованы в работе с детьми. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «Петушок с семьей», «История одной яблоньки», «Проказы старухи зимы». Занимательны и в вместе с тем, давая достоверные знания, учат ребят подмечать существенные черты в окружающей природе.

Несомненной ценностью обладают мысли К.Д. Ушинскийо развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения.

Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность, как важнейшее качество ума, К.Д. Ушинскийпонимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

К.Д. Ушинский называл два условия развития наблюдательности:

1. наглядность обучения

2. изложение материала в системе и последовательности.

Система изложения материала в «Родном слове» и «Детском мире» направлена и на развитие наблюдательности. Излагать материал вне системы вредно. Излагать систему знаний, не познакомив с отдельными частностями, — значит нарушить основное правило здравой педагогики. У. выбирает золотую середину : отрывочно изложив несколько предметов естественной истории , сравнивает их и сводит частности в систему.

К.Д. Ушинский выдвинул ценнейшие предложения, определяющие развитие детской наблюдательности.

1. Он предлагал при рассматривании предмета прежде всего приучать детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами. Необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов:

Какого цвета предмет?

Из чего он сделан?

Какого его величина сравнительно с другими предметами?

Сколько ног?

Сколько крыльев? И т.д.

Но тут же К.Д. Ушинскийпредупреждает, что наблюдение должно быть живым, затрагивать ум и душу ребенка, будить интерес, а не сводиться к голому выспрашиванию, к констатации фактов.

2. От перечисления и указания на признаки, бросающиеся в глаза при первом взгляде на предмет, К.Д. Ушинский предлагает переходить к перечислению существенных признаков.

3.Далее следует рассказывать о пользе, которую данный предмет может принести человеку.

4. Следующим этапом в проведении наблюдений К.Д. Ушинский считал сравнение предметов.Необходимо учить детей сравнивать несколько уже знакомых предметов, находя сходства и различия.

К.Д. Ушинскийуказывал на исключительное значение сравнения. Практически он считал, что всякое восприятие предмета включает сравнение и только благодаря способности сравнивать и отличать мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира. Но детей надо учить сравнивать.

5. К.Д. Ушинский рекомендовал тесно связывать рассматривание предмета с объяснением,а затем с чтением статей, предлагаемых в «Родном слове». Детей надо приучать рассказывать о виденном предмете. Таким образом К.Д. Ушинский связывает развитие наблюдательности с его умственным и речевым развитием.

В целом педагогические идеи К.Д. Ушинского оказали плодотворное влияние на развитие дошкольной педагогике 19 в. и заслуживают внимания и в наши дни.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11329; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник