Взгляды тихеевой на роль природы во всестороннем развитии личности ребенка

Взгляды тихеевой на роль природы во всестороннем развитии личности ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Взгляды тихеевой на роль природы во всестороннем развитии личности ребенка

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Ознакомление дошкольников с природой по методу

Елизавета Ивановна Тихеева внесла существенный вклад в разработку содержания и методов знакомства дошкольников с природой.

И хотя в ее взглядах на роль природы в воспитании ребенка и в предложенной ею программе работы есть существенные противоречия, нельзя не отметить интереса, вызываемого высказываниями Е.И. Тихеевой о роли природы и работой по ознакомлению детей с природой, которую вели в детском саду ее сотрудники.

Наиболее интересен план педагогической работы, который предложен в книге «Детский сад по методу Е.И Тихеевой», составленной педагогическим коллективом детского сада и вышедшей в 1929 г.

Чтобы полнее представить содержание работы по ознакомлению детей с природой, следует рассмотреть, какую роль Е.И. Тихеева отводит природе в воспитании детей.

В ряде работ, таких как «Обстановка и жизнь маленьких детей» 1922 г., «Родная речь и пути ее развития», 1923 г., «Новые идеи в педагогике», 1924 г., «Ребенок-дошкольник и воспитывающая его среда», 1924 г., Е.И. Тихеева рассматривает природу, как одно из условий или как элемент среды, в которой дети живут своей «естественной детской жизнью».

Рассматривая роль природы, как среды для ребенка, Т. подчеркивает, что ее воспитательное воздействие наиболее естественно и могущественно.

Природа способствует развитию деятельности детей. Природа- это неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать предметы для наблюдения, игр, труда. Питая здоровые инстинкты ребенка, природа удовлетворяет его основной интерес к деятельности и созиданию. Е.И. Тихеева. особенно подчеркивает значение природы в воспитании в силу ее «совершеннейшей наглядности». Развитие ребенка в раннюю пору жизни происходит на основе планомерного расширения круга его преставлений, почерпнутых с помощью органов чувств. Степень ясности представлений непосредственно зависит от двух условий:

а) меры участия большого числа внешних чувств,

б) меры активности ребенка в процессе познания.

Оба эти условия выдвигаемые Е.И. Тихеевой, хотя и не раскрыты достаточно глубоко, не вызывают сомнения. Именно активность ребенка в процессе познания позволяет при восприятии пользоваться разнообразными органами чувств. Формирование познавательных интересов также в значительной мере определяется характером активности ребенка в процессе познания.

Е.И. Тихеева указывала на безграничное многообразие природы, безопасное в педагогическом смысле. Принимая это положение , мы не можем согласится с мотивировкой. В книге «Обстановка в жизни маленьких детей» Е.И. Тихеева, утверждает, что «педагогическая безопасность» многообразия природы объясняется прежде всего тем, что ребенок «инстинктивно воспринимает природу как стройное целое, но свое внимание, свой интерес он целиком отдает заинтересовавшему его предмету, действенно его изучает». Уже первоначальное изучение содержание знаний детей показывает, что они отнюдь не воспринимают природу как одно целое. Для представлений маленького ребенка о природе, складывающихся стихийно, характерна разрозненность, отрывочность; последовательность же познания определяет руководство взрослого.

Е.И. Тихеева обращает внимание педагога на использование природы в эстетическом воспитании детей. При этом она несколько переоценивала природу, считая, что только природа выдвигает «вечную» и «неизменную» красоту , не говоря о том, что в природе далеко не все красиво и гармонично. Природа, пишет Т., есть высший и непогрешимый эстет, выдвигающий формы, цвета, размеры, материалы в том разнообразии и гармоническом соотношении, в той вечной красоте, которая ей доступна.

Особо отметим значение, которое придавала Е.И. Тихеева природе в развитии органов чувств. В планах педагогической работы, представленных в книге «Детский сад», отдельные предметы природы наряду со специальным дидактическим материалом используется для различения формы и цвета, для ориентировки в пространстве, для различения запахов и развития термического чувства.

В книге «Родная речь и пути ее развития» Е.И. Тихеева рассматривает роль наблюдения природы для развития речи. Вслед за К.Д. Ушинским Е.И. Тихеева утверждает, что представление о предмете, его свойствах должно предшествовать слову. Поэтому, для того чтобы развивалась речь, ребенок должен учиться наблюдать. Слово закрепляет и уточняет представление.

Е.И. Тихеева считала, что природа предоставляет наилучшие возможности для развития наблюдательности детей, а на этой основе и языка. «Наблюдения природы в ее простейших , для ребенка доступных и интересных явлениях — вернейший путь для развития его языка. Детский сад должен стремиться приближать детей к природе, насколько это возможно».

Использование природа Е.И. Тихеева не ограничивает умственным и эстетическим развитием ребенка. Она делает попытку обосновать использование природы в нравственном развитии ребенка. «Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств». Особенно она подчеркивает значение ухода за животными. «Что может в большей степени содействовать развитию этическому, чем сознание своей ответственности за благополучие, даже за жизнь дорогого живого существа». Кроме того, всякий труд, в том числе и по уходу за животными и растениями, воспитывает волю ребенка.

Е.И. Тихеева подчеркивала значение чувства радости, которое вызывает у детей общение с природой – чувство, «обусловливающее … пышный расцвет всех лучших сторон детской души».

Считая, что природа –естественное условие для воспитания ребенка, Е.И. Тихеева отмечает, что воспитывать ребенка всегда и всецело в природе , к сожалению, невозможно. Дети городов лишены природы. Их отделяют от природы и климатические, и экономические условия (отсутствие в те годы одежды и обуви у детей). Ребенок вынужден жить в помещении. Отсюда перед детским садом встает задача – в комнатах создать обстановку , возмещающую удаленность детей от естественной природы.

Е.И. Тихеева и ее сотрудники подробно разрабатывает содержание «уголка природы», труд и наблюдения детей в них. Неотъемлемой частью обстановки детского сада Е.И. Тихеева считает сад и огород, где организуются разнообразные наблюдения, труд и игры детей.

Роль взрослого не ограничивается созданием обстановки. Ребенок не может самостоятельно ориентироваться во всех явлениях природы, привести в систему то, что наблюдает. Организовать жизнь детей в природе, подводить детей к осознанию ее явлений, учить детей наблюдать – обязанность воспитателя. Задачу педагога Е.И. Тихеева видит и в том, чтобы оградить, уберечь ребенка от тех опасностей, с которыми ребенок может столкнуться при бесконтрольном общении с природой.

Экскурсии в природу – исходный момент всей работы. Для ознакомления детей с природой в ее «естественном состоянии» в детском саду Е.И. Тихеева использовала ближайшее природное окружение – институтские дворы, скверы и сады города. Систематически проводились экскурсии на Неву, за город.

Мы считаем, что Е.И. Тихеева права, определяя экскурсии как исходный момент при ознакомлении детей с природой: они дают возможность наблюдать природное явление в естественной обстановке, в связях и отношениях, доступных восприятию маленького ребенка.

Кроме того, детей знакомили с природой в «уголке природы», который позволяет определить круг впечатлений детей, углубить понимание, уточнить восприятие. Там ребенка можно приобщить к природе во все времена года и отобрать материал для труда и наблюдений в зависимости от возраста и развития детей.

Растения, животные, находящиеся в «уголке», служат для наблюдений, труда детей. Но этим дело не ограничивается: этот природным материал используется для различных дидактических занятий (особенно по сенсорному воспитанию и речи), для ручного труда.

Е.И. Тихеева рассматривает «уголок природы» как своеобразную лабораторию, где дети под руководством воспитателя выполняют разнообразные работы, выращивают растения в различных условиях (в земляной и водной среде, на свету и в тени). Дети содержат растения и животных сообразно их потребностям, наблюдают за их ростом и развитием. «Уголок природы» в детском саду Е.И. Тихеевой отражает изменения, происходящие в в природе, его материал пополняется и изменяется в зависимости от сезона. Осенью появляются растения с разнообразной окраской листьев, осенние цветущие растения, семена, фрукты. Осенние ягоды, овощи. Зимой приносят ветки, и дети ведут наблюдения за набуханием и распускание почек, производится посадка луковичных при различных способах выращивания. Весной уголок пополняется посадками и посевами, букетиками первых цветущих растений.

Круглый год в уголке живут птицы и млекопитающие, идут длительные наблюдения за развитием насекомых, головастиков.

Содержание наблюдений, труда детей и подбор материала для уголка природы, разработанные коллективом сотрудников, не потеряли значения и для настоящего времени.

Е.И. Тихеева стремится внести известную систему в знания детей о предметах и явлениях природы. Так, в уголке природы растения группируются по видам и группам:

— наши огородные растения

— наши деревья и кустарники

— наши цветы.

Систематизации знаний способствуют беседы. С детьми беседуют об осени, зиме, весне, лете, уточняют и систематизируют знания об отдельных животных и группах животных – зимующих птицах, о насекомых, о труде человека. В книге «Родная речь и пути ее развития» Тихеева указывает, что необходимо строить разговор и беседу с детьми на основе живых наблюдений окружающего.

Е.И. Тихеева использует в работе по природе и детскую литературу:рассказы Бианки, сказки Чуковского, произведения фольклора, подобранные О. Капицей, стихи и рассказы для детей писателей 30-х годов ХХ в. Подбор литературы был связан с принципом сезонности.

Знания о природе формировались в детском саду Т. и в процессе труда в природе.

С 4 лет все дети привлекались к уходу за посадками и посевами. Их труд должен быть посильным и опираться на игру. Не надо навязывать детям те или иные обязанности, важно вызвать интерес. Поэтому труд должен сопровождать разнообразные наблюдения.

В организации труда на огороде Е.И. Тихеева следует Ф. Фребелю. У каждого ребенка своя грядка, но это – часть общего огорода, урожай с которого идет в «общий котел». Значение индивидуальной ответственности за рост растений велико, но она может быть действенным средством воспитания при правильном сочетании индивидуального труда с коллективным.

Какова программ знаний о природе, которую дети должны усвоить в детском саду? Какими навыками ухода за животными и растениями они должны обладать?

Наиболее полно это представлено в «Плане педагогической работы на 1928/29 годы», приложенном в книге «Детский сад».

План предусматривает постепенное усложнение материала от одного возраста к другому. Разделено содержание работы при ознакомлении с природой вне детского сада и в самом детском саду. В основе работы положен краеведческий принцип, обоснованный еще К.Д. Ушинским. Из всего разнообразия природных явлений в первую очередь отбирается характерное для природы данной местности. Во всех группах детского сада ребят знакомят с сезонными явлениями.

Содержание трудовых навыков по уходу за животными и растениями даются Е.И. Тихеевой в главе «Общественно-политическое воспитание». Дети младшей группы принимают участие в уходе за уголком природы. В средней группе ухаживают за растениями и животными, пересаживают и сажают растения. В старшей группе полностью ухаживают за растениями и животными в уголке природы, за посадками на огороде.

Программа Е.И. Тихеевой по природе и сегодня не утратила свое значение.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8549; Нарушение авторских прав?; Взгляды тихеевой на роль природы во всестороннем развитии личности ребенка

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Е.И. Тихеева в работе «Дошкольное воспитание и детский сад» предлагает осуществлять одно из требований Ж. Руссо и К.Д. Ушинского — воспитывать детей среди природы, причем необходимо учить их наблюдать эту природу. Очень важным вопросом является выбор помещения для детского сада. Оно, по мнению Е.И. Тихеевой, должно быть возможно ближе к природе, среди которой нужно отыскать тот уголок, который соответствует психофизическим интересам маленького ребенка. В деревне, в условиях маленького городка это вполне достижимо.

Основную задачу детского сада Е.И. Тихеева видела в том, чтобы дать возможность детям действовать, занять их работой, которую они любили бы, пользу и значение которой понимали бы и чувствовали сами. Уже в дошкольном возрасте дети могут самостоятельно ухаживать за животными, птицами, живущими в саду, за грядками цветов и комнатных растений, то есть могут производить массу работ, неразрывно связанных с их преобладающими интересами. Активно участвуя во всем этом попутно дети расширяют круг своих знаний, представлений, упражняться в суждениях, мышлении и речи.

Большое внимание уделяла Е.И. Тихеева подбору обитателей для живого уголка природы в детском саду. «Мы должны позаботиться, — писала она, — о том, чтобы предоставить возможность ребенку общаться с природой. Наша основная педагогическая обязанность — создать в комнатах обстановку, которая предоставит детям по возможности то, что они не могут черпать из открытой природы, внести природу в дом. Объекты живой природы должны быть сосредоточены не только в одном уголке природы, а должны рассыпаться по всему учреждению, быть представлены в каждой комнате.

Дети больше всего любят все живое, движущееся. Воспитателю нужно сделать все от него зависящее, чтобы создать у природы в стенах детского сада жилья.

При приеме детей в детский сад Е.И. Тихеева рекомендовала в числе прочих задавать им такие вопросы: был ли в деревне, где именно, как она называется; видел ли ты лес, поле, луг, реку, огород, сад. Каких ты знаешь животных, птиц? Чем люди занимаются в деревне? Когда лучше: зимой или летом? Видел ли ты небо, солнце, звезды? Слышал ли ты, как гремит гром?

На основе полученных во время опроса данных, Е.И. Тихеева рекомендовала строить занятия с детьми. Элементами их могут быть: 1) наблюдения красоты в природе в общем и в частностях; 2) художественное музыкальное восприятие; 3) слушание — художественных сказок и других литературных произведений; 4) произведения живописи.

Е.И. Тихеева предъявляет высокие требования к личности воспитателя и его подготовке к работе с детьми: «Приобретайте знание природы в ее наиболее распространенных явлениях, доступных наблюдению маленького ребенка, и навыки к этим явлениям его подводить.

Черпайте знания о природе, откуда возможно, идите в природу, вначале без детей, с целью практического деятельностного изучения ее. А потом передадите это детям»

Е.И. Тихеева разработала план-программу ознакомления дошкольников с природой, в которой выделила разделы: времена года, животный и растительный мир, наблюдение труда людей в природе. Она считала, что каждый педагог, познакомившись с окружающей обстановкой, основательно разобравшись в ней и распределив материал соответственно педагогическим целям и задачам, должен составить подробный план-программу для каждой возрастной группы в отдельности.

Источник

Взгляды Тихеевой на роль природы во всестороннем развитии личности ребенка.

Е.И. Тихеева в работе «Дошкольное воспитание и детский сад» предлагает осуществлять одно из требований Ж. Руссо и К.Д. Ушинского — воспитывать детей среди природы, причем необходимо учить их наблюдать эту природу. Очень важным вопросом является выбор помещения для детского сада. Оно, по мнению Е.И. Тихеевой, должно быть возможно ближе к природе, среди которой нужно отыскать тот уголок, который соответствует психофизическим интересам маленького ребенка. В деревне, в условиях маленького городка это вполне достижимо.

Основную задачу детского сада Е.И. Тихеева видела в том, чтобы дать возможность детям действовать, занять их работой, которую они любили бы, пользу и значение которой понимали бы и чувствовали сами. Уже в дошкольном возрасте дети могут самостоятельно ухаживать за животными, птицами, живущими в саду, за грядками цветов и комнатных растений, то есть могут производить массу работ, неразрывно связанных с их преобладающими интересами. Активно участвуя во всем этом попутно дети расширяют круг своих знаний, представлений, упражняться в суждениях, мышлении и речи.

Большое внимание уделяла Е.И. Тихеева подбору обитателей для живого уголка природы в детском саду. «Мы должны позаботиться, — писала она, — о том, чтобы предоставить возможность ребенку общаться с природой. Наша основная педагогическая обязанность — создать в комнатах обстановку, которая предоставит детям по возможности то, что они не могут черпать из открытой природы, внести природу в дом. Объекты живой природы должны быть сосредоточены не только в одном уголке природы, а должны рассыпаться по всему учреждению, быть представлены в каждой комнате.

Дети больше всего любят все живое, движущееся. Воспитателю нужно сделать все от него зависящее, чтобы создать у природы в стенах детского сада жилья.

При приеме детей в детский сад Е.И. Тихеева рекомендовала в числе прочих задавать им такие вопросы: был ли в деревне, где именно, как она называется; видел ли ты лес, поле, луг, реку, огород, сад. Каких ты знаешь животных, птиц? Чем люди занимаются в деревне? Когда лучше: зимой или летом? Видел ли ты небо, солнце, звезды? Слышал ли ты, как гремит гром?

На основе полученных во время опроса данных, Е.И. Тихеева рекомендовала строить занятия с детьми. Элементами их могут быть: 1) наблюдения красоты в природе в общем и в частностях; 2) художественное музыкальное восприятие; 3) слушание — художественных сказок и других литературных произведений; 4) произведения живописи.

Е.И. Тихеева предъявляет высокие требования к личности воспитателя и его подготовке к работе с детьми: «Приобретайте знание природы в ее наиболее распространенных явлениях, доступных наблюдению маленького ребенка, и навыки к этим явлениям его подводить.

Черпайте знания о природе, откуда возможно, идите в природу, вначале без детей, с целью практического деятельностного изучения ее. А потом передадите это детям»

Е.И. Тихеева разработала план-программу ознакомления дошкольников с природой, в которой выделила разделы: времена года, животный и растительный мир, наблюдение труда людей в природе. Она считала, что каждый педагог, познакомившись с окружающей обстановкой, основательно разобравшись в ней и распределив материал соответственно педагогическим целям и задачам, должен составить подробный план-программу для каждой возрастной группы в отдельности.

принципы отбора материала для ознакомления детей дошк. возр. с природой.

Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно, то есть дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Разработан перспективный план занятий с детьми для старшей и подготовительной группы, с тщательно отобранным материалом доступным их пониманию, способным вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности.

Отбор материала осуществляется с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

— Энциклопедичность формируемых у ребёнка представлений и знаний обо всём, что окружает;

— Природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется её законам);

— Воспитательная ценность знаний.

Задачи умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой. Разнообразие свойств и качеств объектов природы как источник сенсорного развития детей, формирование обследовательских действий, освоение детьми сенсорных эталонов. Знание фактов развития и изменения природных явлений, их взаимосвязи, причины, единства и многообразия объектов природы, как условие формирования основ материалистического мировоззрения. Системность знаний о природе как основа умственного развития детей. Формирование знаний о природе на уровне представлений и элементарных понятий, формирование наглядно-образного и образно-схематического мышления в процессе ознакомления с природой, совершенствования анализа и синтеза, развитие операции сравнения и классификации, обобщения. Развитие познавательного отношения к природе. Активная познавательная деятельность детей как условие формирования познавательного интереса.

Задачи нравственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой. Воспитание у детей любви к родному краю, бережное и заботливое отношение ко всему живому на основе формирования умений и навыков выращивания растений и уход за животными. Роль знаний в формировании у детей бережного, заботливого и осознанно-правильного отношения к природе. Воспитание трудолюбия в процессе труда в природе. Воспитание интереса и уважения к труду взрослых в природе, бережного отношения к его результатам.

Задачи эстетического воспитания детей в процессе ознакомления дошкольников с природой. Воспитание у детей дошкольного возраста эстетического восприятия в процессе общения с природой, накопление эстетических впечатлений, развитие эстетических чувств. Приобщение детей к созданию красоты в окружающей их среде, к отражению красоты природы в разнообразных видах деятельности.

Задачи физического воспитания дошкольников в процессе общения с природой. Укрепление и закаливание организма ребенка естественными факторами природы. Развитие основных движений и физических качеств в процессе экскурсий и прогулок в природу.

Задачи экологического воспитания дошкольников. Формирование элементарных экологических представлений о взаимосвязях живых организмов с окружающей их средой. Воспитание осознанных познавательных, эстетических, нравственных отношений ко всем объектам и явлениям природы. Формирование умений и навыков экологически ориентированной разнообразной деятельности в природе.

Комплексный характер задач, их взаимообусловленность.

Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления задач: единство воспитания, обучения и развития; наглядность и активность в познании детьми природы; ведущая роль воспитателя; принцип преемственности.

6 элементы развивающей природной среды в экологич. образовании……

Главной задачей реализации системы экологического образования, является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы. Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Элементы развивающей прир. среды Функциональная роль Формы и методы работы
Экологическая комната (класс) Обучающая;
релаксационная
Экологические занятия и игры, самостоятельные игры в уголке природы, просмотр слайдов, видеофильмов о природе
Лаборатория в ДОУ Обучающая; познавательная деятельность;
умственное развитие
Проведение исследовательской работы
Уголок природы Релаксационная; познавательная; развитие эмоциональной сферы; приобретение навыков ухода за животными и растениями, воспитание бережного отношения к ним Наблюдения, уход за растениями, животными
Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живой природой Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения
Библиотека Познавательная, воспитание интереса к художественной, научно-популярной литературе Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждение прочитанного, конкурсы
Экологическая тропа Познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной, сенсорной сфер, знакомство с правильным обращением с природой Проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность (уход за растениями и т.п.), исследовательская работа
Огород, сад Воспитание трудовых навыков, развитие эстетического вкуса, познавательной деятельности; оздоровление, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения Уход за растениями, наблюдения; выращивание экологически безопасного урожая, знакомство с правилами экологической безопасности
Территория детского сада(ландшафтные, архитектурные объекты) Эстетическая, познавательная, игровая функции, развитие эмоциональной сферы Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов (альпинарий), элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок для экскурсий, игр, фольклорных праздников
Музей, картинная галерея Краеведческая, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая Экскурсии в местные музеи, галереи, создание собственных музеев
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия Эколого-эстетическая, эмоциональная Комплексные эколого-эстетические занятия, изготовление костюмов для праздников, игр, создание иллюстраций к художественным произведениям и собственным сказкам
Театральная студия (экологический театр) Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли
Музыкальный зал Эколого-эстетическая Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий
Физкультурный зал Оздоровительная; игровая; развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в объекты живой и неживой природы
Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная Занятия (например, по блоку «Вода»)
Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов
Дополнительные помещения(аквацентр, комната космоса, планетарий, туристско-краеведческая комната и т.п.) Познавательная, эстетическая, обучающая Проведение занятий, знакомство с отдельными компонентами, явлениями природы
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) Развитие умственных способностей, навыков работы на компьютерах Компьютерные игры экологического содержания, тестирование, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач
Кабинет труда (ручного, художественного) Воспитание трудолюбия, навыков рационального природопользования; развитие фантазии Изготовление поделок из природного и бросового материала, а также оборудования для занятий, конструирование, создание моделей

79 разработать план конспект прогулки зимой с детьми старшего дошк. возр.Задачи:

• Обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней прогулке.

• Укрепить здоровье детей.

• Закрепить знания детей о последнем зимнем месяце.

• Научить детей узнавать следы птиц на снегу по характерным признакам. Закрепить представления о жизни птиц зимой. Воспитывать осознанное, бережное отношение к птицам.

• Формировать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, развивать внимание.

• Развивать точность движений при попадании в цель.

• Учить выполнять необходимые трудовые действия, получая результат.

Место проведения: улица, игровая площадка.

Продолжительность прогулки: 2 часа 00 мин.

Инвентарь и оборудование: ёлочка, шишки, хвоинки, письмо, выносной материал – лопатки для уборки снега.

Предварительная работа: наблюдение за снегопадом, изготовление фигур из снега, и игры детей со снегом.

Активизация словаря: рыхлый, липкий, сырой, рассыпчатый.

Наблюдение «Свойства снега в разных условиях».

Чтение стихотворений: К.И. Чуковский «Про елочку», Сергей Михалков «Белые стихи».

Заучивание стихотворений про снег.

Просмотр диафильма: «Снегурочка».

Ход прогулки:

Во время сборов на прогулку воспитатель обращает внимание детей на вид из окна:

Воспитатель: — Дети, давайте мы с вами посмотрим в окошко. Что вы там видите?

Дети: — Снег

Воспитатель: — Правильно, снег. А какое у нас сейчас время года, если на улице лежит снег?

Дети: — Зима

Воспитатель: — Верно, сейчас зима, самое холодное время года.

— Значит на улице холодно, и выходить гулять не надо?

(Подвести к тому, что зимой тоже нужно гулять).

— Правильно, зимой, так же как и в другое время года нужно гулять.

— А сейчас обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице холодно, морозно.

— Помогите друг другу завязать шарфики, застегнуть замочки на курточках и обуви, пуговицы, чтобы мороз не забрался к вам под шубки и курточки.

— Все оделись?

— Ребята сегодня мы с вами возьмем с собой лопатки, они нам пригодятся на улице, где нас ждет – сюрприз!

Сейчас на улице зима,

Наступили холода.

Нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем.

На площадке.

Воспитатель: — Дети давайте с вами отправимся в сказочное путешествие?

Быстро все закройте глазки,

И отправимся мы в сказку.

Три раза на месте повернитесь,

В красивой сказке очутитесь!

А вы ребята заметили как на улице красиво! И правда, как в сказке!

— Послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне…

Дети: — Мороз

Воспитатель: — А чтобы он нас не заморозил, давайте мы с вами поиграем. Игра «Два мороза», «Снежные круги».

(Проводится подвижная игра)

Воспитатель: — Ну, что, согрелись?

Воспитатель: — Ребята мы с вами метали снежки, как было весело, а почему летом нет снега?

Дети: — Он растает.

Воспитатель: — Давайте проверим, любит ли снег тепло. Возьмем на варежку немного снега и посмотрим, что с ним происходит.

Дети: — Ничего.

Воспитатель: — А если мы на него подышим (поднести варежку ко рту и сделать вдох носом, а выдох ртом три, четыре раза). А теперь что происходит со снегом?

Дети: — Он тает.

Воспитатель: — Да снег начал таять, и мы с вами можем сказать, что в теплое время года снег просто растает.

В конце эксперимента воспитатель обращает внимание детей на снежный ком.

Воспитатель: — Дети пока вы играли, к нам прикатился снежный ком. Интересно откуда он взялся. Давайте посмотрим, может у него внутри что-то есть.

Дети разбивают снежный ком и находят там письмо.

Воспитатель: — Ребята здесь загадка:

«К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придет,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью…»

Дети: — Ёлка!

Воспитатель: — Правильно, нам прислала письмо елочка. Ребята оно сплошь состоит из загадок. Попробуем их отгадать.

Тихо – тихо снег идет

Белый снег, мохнатый,

Мы расчистим этот снег

Во дворе …

Дети: — Лопатой.

Воспитатель: — Правильно. А если хорошо потрудиться, то можно чего-нибудь добиться, например, найти клад. Попробуем?

(Дети берут лопатки и расчищают снег, и находят коробку с шишками.)

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете с какого дерева эти шишки?

Дети: — Елки.

Воспитатель: — А какие вы еще знаете деревья, на которых растут шишки?

Дети: — Сосна, кедр, пихта.

Воспитатель: — Ребята, а как мы с вами можем проверить, что это еловые шишки?

Дети: — Нужно найти елку.

Воспитатель: — Да, для того чтобы убедиться, правильно ли мы определили шишки, нам необходимо найти елку.

Как мы можем отличить ее от других деревьев? Какие ее отличительные признаки?

Дети: — У ели не листики, а иголки, короткие, темно зеленого цвета. Шишки удлиненные. Ветви у ели растут вниз.

Воспитатель: — Ребята вы все правильно сказали:

Дети, а если мы нашли шишки, значит елочка, тоже где-то рядом. Давайте посмотрим, есть ли у нас на участке дерево похожее по описанию.

Подходя к разным деревьям (сосна, береза, каштан) дети сравнивали их с описание елочки, которое они давали. Называли отличительные признаки деревьев от ели.

(Дети находят ёлочку)

Воспитатель: — Ребята, я очень рада, что у нас с вами все получилось. А вы рады?

Воспитатель: — А я знаю интересную игру про елочку «Ну-ка, елочка, светлей!»

Дети с воспитателем играют в подвижную игру.

Воспитатель: — Дети, посмотрите, сколько под елкой опавших хвоинок. Давайте аккуратно их соберем, чтобы не уколоться и попробуем сделать в группе свою елочку с помощью хвоинок и клея.

Дата добавления: 2016-12-03; просмотров: 951 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник