Взгляды представителей зарубежной педагогики на роль природы в развитии ребенка

Взгляды представителей зарубежной педагогики на роль природы в развитии ребенка thumbnail

Понимание
современного состояния любой науки
нахо­дится в прямой зависимости от
знания истории ее возник­новения и
развития.

Узнавая,
как рассматривалась роль природы в
воспита­нии детей классиками зарубежной
и отечественной до­школьной педагогики,
оценивая педагогические системы западных
и отечественных исследователей,
необходимо учитывать историческую
обстановку той эпохи, в которую жил
педагог, его философские взгляды на
законы развития природы. Важно уметь
выделить то ценное в педагогических
взглядах ученых прошлого, что нашло
отражение в современной методике
экологического образования детей
дошкольного возраста.

Взгляды
представителей зарубежной педагогики
на роль природы во всестороннем развитии
и вос­питании детей до школы.
Впервые
развернутая система обучения и воспитания
человека от рождения до зрелости была
разработана чеш­ским педагогом XVII
в. Я.А.Коменским.
Им были выдви­нуты и обоснованы
дидактические принципы обучения,
за­ложены основы педагогики как
самостоятельной области знаний. Большую
роль в воспитании маленьких детей он
отводил естествознанию, особо выделяя
такие науки, как физика, астрономия,
география. Цель обучения по Коменскому
— вооружить детей всесторонними знаниями
и на­учить применять их в жизни.
Чувственное восприятие ок­ружающего
мира в процессе систематических
наблюдений за природными явлениями
Я.А.Коменский считал основой познания
мира. Он указывал на необходимость
готовить дошкольника к усвоению целостной
системы знаний (в том числе и о природе),
к выделению сходных предметов и явлений
(с учетом возрастных особенностей
ребенка). Это, по его мнению, способствует
более успешному усвое­нию основ наук
на следующей ступени обучения.

Я.А.
Коменский в своей педагогической системе
выделяет следующие положения:


природа влияет на развитие сенсорики
ребенка, обога­щает его знаниями,
формирует нравственные качества;

— у
дошкольника формируется система научных
знаний о приро­де, доступная его
пониманию;

-изучение
окружающего мира основывается на
принци­пах наглядности, движения от
простого к сложному, с уче­том активности
и сознательности;


ознакомление с природой проходит под
руководством взрослых.

Французский
фило­соф, просветитель и писатель
XVIII
века Ж.-Ж.Руссо
был идеологом свобод­ного воспитания,
основой которого является принцип
природосообразности. Основные
теоретические положения его педагогической
системы:


природе отводилась веду­щая роль в
воспитании детей;


подчеркивал особое значение природы в
сенсорном воспитании детей, выдви­гая
на первый план чувственный опыт как
единственно до­стоверный источник
познания, развития ума ребенка, его
пытливости и активности;

— видел
в природе огромный стимул нравственного,
эстетического и трудово­го воспитания;


отмечал возможность самостоятельного
изучения ребенком природы (познание
природы должно проходить на основе
собственных наблюдений и опыта, путем
проб и ошибок), о второстепенной роли
воспитателя в познании детьми окружающего
мира.

Швейцарский
педагог XVIII
— начала XIX
века И.Г.
Песталоцци
.
Основные идеи его педагогической
системы:

— он
счи­тал, что детей необходимо учить
и воспитывать, основыва­ясь на принципе
природосообразности, учитывая природ­ные
особенности и возможности ребенка, его
задатки;


рассматривал сен­сорное и умственное
воспитание в тесном единстве и счи­тал
природу одним из решающих факторов
именно умст­венного (а не только
сенсорного и нравственного) разви­тия
ребенка;


изучение явлений природы должно проходить
с помощью наблюдений;

— считал
необходимым учить детей использо­вать
полученные знания о природе в их
практической дея­тельности, в труде;


ука­зывал на необходимость руководства
процес­сом познания природы со стороны
взрослых.

Фридрих
Фребель,

представитель буржуазной педагоги­ки
первой половины XIX
века. Он создал свою оригиналь­ную
педагогическую систему общественного
дошкольного воспитания.

Основные
идеи Ф.Фребеля:

— не
представлял себе жизни ребенка без
тесной связи с природой, считал ее важным
средством всестороннего воспитания
детей;

— по
его мнению, постоян­ные наблюдения,
изучение явлений живой и неживой при­роды
развивают у дошкольников наблюдательность,
совер­шенствуют их чувственное
восприятие мира, учат думать;

— уход
за растениями и животными Ф.Фребель
рассматривал как важный источник знаний
и опыта, как действенное средство
нравственного воспитания, рекомендовал
создавать в детском саду участки.

Выделяя
взгляд на природу в педагогической
системе итальянского буржуазного
педа­гога конца XIX
— первой половины XX
века М.
Монтессори

необходимо отметить, что ею признавалось:


огромное влияние природного окружения
на физическое воспитание ребенка и
развитие у него любознательности;


природа — незаменимое средство сенсорного
воспитания;

— в
процессе наблюдений и труда в природе
у детей воспи­тываются положительные
моральные качества, заботливое отношение
к
живым
существам.

Взгляды
представителей отечественной педагогики
на роль природы во всестороннем развитии
и вос­питании детей до школы.
Большой
вклад в становление современной методики
экологического образования внесли
революционеры-демократы и представители
русской прогрессивной педаго­гики
XIX
века, стоявшие на позициях воспитывающего
обучения. Повышен­ный интерес к
естествознанию является характерным
для передовых людей того времени. Так,
А.И.
Герцен, В. Г.Бе­линский, Н. Т. Чернышевский,
Н. А. Добролюбов
считали,
что познание окружающего мира способствует
не только умственному воспитанию детей,
формированию у них ма­териалистического
мировоззрения, но и оказывает боль­шое
влияние на нравственное и эстетическое
развитие. Особое значение они придавали
формированию у детей правильных,
реалистических представлений о природе,
не­обходимости приучать их рассматривать
природные явле­ния в тесной взаимосвязи
и взаимообусловленности.

Передовые
педагоги XIX
века считали, что знакомство с родной
природой должно занять ведущее место
в воспи­тании и обучении детей. Эта
идея нашла свое отражение во взглядах
В.
Ф. Одоевского
,
который указывал, что в умственном и
нравст­венном воспитании дошкольников,
в подготовке их к шко­ле большое
значение имеет сообщение им систематических
знаний
о жизни природы. Получение знаний должно
быть тесно связано с трудом, с активной
деятельностью ребенка. Одоевский
рекомендовал педагогам использовать
рацио­нальные методы воспитания,
которые способствуют овладе­нию
знаниями о природе и применению их в
практической деятельности детей.

К.
Д. Ушинский

считал природу великой воспитатель­ницей,
которая оказывает существенное влияние
на форми­рование патриотизма,
эстетических чувств. В
своих работах «Родное слово», «Детский
мир», русский
педа­гог высоко ставил роль естествознания
в первоначальном обучении детей, считая,
что логика явлений природы наи­более
доступна познанию, способствует развитию
образно­го и логического мышления,
формирует такие качества ума, как
любознательность и наблюдательность.
Основопо­ложник русской педагогики
подчеркивал необходимость формирования
у ребенка системы природоведческих
зна­ний, построенной на знакомом детям
материале, с учетом сезонных изменений.
Ушинский
выдвинул ряд требований к содержанию
знаний:

— в первую очередь
знакомить с природой родного края
(краеведческий
принцип);


содержание
знаний должно быть связано с трудом
детей в природе (осознанные знания);

— знания должны
быть доступными пониманию детей,
последовательные, системные.

Педагогические
взгляды Е.
Н. Водовозовой

формирова­лись под влиянием К. Д.
Ушинского. В своем оригинальном труде
«Умственное и нравственное воспитание
от первого проявления сознания до
школьного возраста», посвященном
вопросам воспитания и обучения детей
до школы, она под­черкивала особую
роль природы в воспитании малышей, ее
значение для всестороннего развития
личности ребенка и, прежде всего, для
умственного воспитания. В результате
общения с природой у ребенка совершенствуются
сенсор­ные процессы, развивается
интерес к окружающему, любо­знательность,
формируется система знаний.

Е. Н.
Водовозова высоко оценивала значение
на­блюдений и разработала программу
и мето­дику ознакомления дошкольников
с природой (наблюдения на прогулках,
труд, постановка опытов, беседы, рассказы
взрослых, чтение книг и т. д.).

В
советский период становления методики
озна­комления детей с природой большой
вклад внесла Е.
И. Тихеева
.
Она подчеркивала силу воспитательного
влияния природы на ребенка, считала,
что это неиссякае­мый источник, из
которого дети черпают содержание игр,
наблюдений, труда. По ее мнению, чем
больше органы чувств участвуют в
восприятии природы, чем активнее при
этом дошкольник, тем полнее он познает
окружающее. В свою очередь природа
развивает чувства ребенка, фор­мирует
его речь. Как и К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева
считает, что мир природы таит большие
возможности для развития у детей
наблюдательности и совершенствования
родной речи. Е.И. Тихеева придавала
большое значение приро­де как средству
умственного, нравственного, эстетического,
трудового воспитания. Предложила
средства, формы и методы познания
окружающей среды, разработала рекомендации
к проведению экскурсий, бесед, требования
к уголку природы.

Большое
значение Е. И. Тихеева придавала
правильно­му отбору знаний для
дошкольников и планированию ра­боты.
В предложенном ею плане-программе
материал о природе выделен в специальную
главу. План предусматривал усложнение
материала от одного возраста к другому,
соблюдение таких принципов, как сезонный,
краеведческий. Е. И. Тихеева предложила
целостный подход к изучению природы,
что является наи­более полезным и
доступным для детей дошкольного
воз­раста. Придавала большое значение
роли природы в эстетическом воспитании,
считая, что она дает об­разцы «вечной
и неизменной красоты».

Вопросы для
самоконтроля:

1.
Раскройте роль зарубежной педагогики
в становлении теории
и методики экологического об­разования
как науки.

2.
Покажите основные положения отечественных
педагогов о роли природы во всестороннем
развитии и вос­питании детей до школы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Понимание современного состояния любой науки нахо­дится в прямой зависимости от знания истории ее возник­новения и развития.

Узнавая, как рассматривалась роль природы в воспита­нии детей классиками зарубежной и отечественной до­школьной педагогики, оценивая педагогические системы западных и отечественных исследователей, необходимо учитывать историческую обстановку той эпохи, в которую жил педагог, его философские взгляды на законы развития природы. Важно уметь выделить то ценное в педагогических взглядах ученых прошлого, что нашло отражение в современной методике экологического образования детей дошкольного возраста.

Взгляды представителей зарубежной педагогики на роль природы во всестороннем развитии и вос­питании детей до школы.Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чеш­ским педагогом XVII в. Я.А.Коменским. Им были выдви­нуты и обоснованы дидактические принципы обучения, за­ложены основы педагогики как самостоятельной области знаний. Большую роль в воспитании маленьких детей он отводил естествознанию, особо выделяя такие науки, как физика, астрономия, география. Цель обучения по Коменскому — вооружить детей всесторонними знаниями и на­учить применять их в жизни. Чувственное восприятие ок­ружающего мира в процессе систематических наблюдений за природными явлениями Я.А.Коменский считал основой познания мира. Он указывал на необходимость готовить дошкольника к усвоению целостной системы знаний (в том числе и о природе), к выделению сходных предметов и явлений (с учетом возрастных особенностей ребенка). Это, по его мнению, способствует более успешному усвое­нию основ наук на следующей ступени обучения.

Я.А. Коменский в своей педагогической системе выделяет следующие положения:

— природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обога­щает его знаниями, формирует нравственные качества;

— у дошкольника формируется система научных знаний о приро­де, доступная его пониманию;

-изучение окружающего мира основывается на принци­пах наглядности, движения от простого к сложному, с уче­том активности и сознательности;

— ознакомление с природой проходит под руководством взрослых.

Французский фило­соф, просветитель и писатель XVIII века Ж.-Ж.Руссо был идеологом свобод­ного воспитания, основой которого является принцип природосообразности. Основные теоретические положения его педагогической системы:

— природе отводилась веду­щая роль в воспитании детей;

— подчеркивал особое значение природы в сенсорном воспитании детей, выдви­гая на первый план чувственный опыт как единственно до­стоверный источник познания, развития ума ребенка, его пытливости и активности;

— видел в природе огромный стимул нравственного, эстетического и трудово­го воспитания;

— отмечал возможность самостоятельного изучения ребенком природы (познание природы должно проходить на основе собственных наблюдений и опыта, путем проб и ошибок), о второстепенной роли воспитателя в познании детьми окружающего мира.

Швейцарский педагог XVIII — начала XIX века И.Г. Песталоцци. Основные идеи его педагогической системы:

— он счи­тал, что детей необходимо учить и воспитывать, основыва­ясь на принципе природосообразности, учитывая природ­ные особенности и возможности ребенка, его задатки;

— рассматривал сен­сорное и умственное воспитание в тесном единстве и счи­тал природу одним из решающих факторов именно умст­венного (а не только сенсорного и нравственного) разви­тия ребенка;

— изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений;

— считал необходимым учить детей использо­вать полученные знания о природе в их практической дея­тельности, в труде;

— ука­зывал на необходимость руководства процес­сом познания природы со стороны взрослых.

Фридрих Фребель, представитель буржуазной педагоги­ки первой половины XIX века. Он создал свою оригиналь­ную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания.

Основные идеи Ф.Фребеля:

— не представлял себе жизни ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей;

— по его мнению, постоян­ные наблюдения, изучение явлений живой и неживой при­роды развивают у дошкольников наблюдательность, совер­шенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать;

— уход за растениями и животными Ф.Фребель рассматривал как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания, рекомендовал создавать в детском саду участки.

Выделяя взгляд на природу в педагогической системе итальянского буржуазного педа­гога конца XIX — первой половины XX века М. Монтессори необходимо отметить, что ею признавалось:

— огромное влияние природного окружения на физическое воспитание ребенка и развитие у него любознательности;

— природа — незаменимое средство сенсорного воспитания;

— в процессе наблюдений и труда в природе у детей воспи­тываются положительные моральные качества, заботливое отношение к живым существам.

Взгляды представителей отечественной педагогики на роль природы во всестороннем развитии и вос­питании детей до школы.Большой вклад в становление современной методики экологического образования внесли революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педаго­гики XIX века, стоявшие на позициях воспитывающего обучения. Повышен­ный интерес к естествознанию является характерным для передовых людей того времени. Так, А.И. Герцен, В. Г.Бе­линский, Н. Т. Чернышевский, Н. А. Добролюбовсчитали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них ма­териалистического мировоззрения, но и оказывает боль­шое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, не­обходимости приучать их рассматривать природные явле­ния в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспи­тании и обучении детей. Эта идея нашла свое отражение во взглядах В. Ф. Одоевского, который указывал, что в умственном и нравст­венном воспитании дошкольников, в подготовке их к шко­ле большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рацио­нальные методы воспитания, которые способствуют овладе­нию знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

К. Д. Ушинский считал природу великой воспитатель­ницей, которая оказывает существенное влияние на форми­рование патриотизма, эстетических чувств. В своих работах «Родное слово», «Детский мир», русский педа­гог высоко ставил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наи­более доступна познанию, способствует развитию образно­го и логического мышления, формирует такие качества ума, как любознательность и наблюдательность. Основопо­ложник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих зна­ний, построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений. Ушинский выдвинул ряд требований к содержанию знаний:

— в первую очередь знакомить с природой родного края (краеведческий принцип);

содержание знаний должно быть связано с трудом детей в природе (осознанные знания);

— знания должны быть доступными пониманию детей, последовательные, системные.

Педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой формирова­лись под влиянием К. Д. Ушинского. В своем оригинальном труде «Умственное и нравственное воспитание от первого проявления сознания до школьного возраста», посвященном вопросам воспитания и обучения детей до школы, она под­черкивала особую роль природы в воспитании малышей, ее значение для всестороннего развития личности ребенка и, прежде всего, для умственного воспитания. В результате общения с природой у ребенка совершенствуются сенсор­ные процессы, развивается интерес к окружающему, любо­знательность, формируется система знаний.

Е. Н. Водовозова высоко оценивала значение на­блюдений и разработала программу и мето­дику ознакомления дошкольников с природой (наблюдения на прогулках, труд, постановка опытов, беседы, рассказы взрослых, чтение книг и т. д.).

В советский период становления методики озна­комления детей с природой большой вклад внесла Е. И. Тихеева. Она подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякае­мый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. По ее мнению, чем больше органы чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. В свою очередь природа развивает чувства ребенка, фор­мирует его речь. Как и К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи. Е.И. Тихеева придавала большое значение приро­де как средству умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Предложила средства, формы и методы познания окружающей среды, разработала рекомендации к проведению экскурсий, бесед, требования к уголку природы.

Большое значение Е. И. Тихеева придавала правильно­му отбору знаний для дошкольников и планированию ра­боты. В предложенном ею плане-программе материал о природе выделен в специальную главу. План предусматривал усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наи­более полезным и доступным для детей дошкольного воз­раста. Придавала большое значение роли природы в эстетическом воспитании, считая, что она дает об­разцы «вечной и неизменной красоты».

(На всякий случай) Источниками теории и методики экологического образования детей как науки являются:

— научные исследования в области естественных наук (биология, зоология, география, астрономия, и др.).

— научные исследования в области психолого-педагогических наук (психология, педагогика, методики дошкольного образования);

— передовой педагогический опыт в области экологического образования дошкольников.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник