Взгляды песталоцци на значение природы в умственном развитии ребенка
ТОП 10:
Иоганн Генрих Песталоцци(1746—1827 гг.) — швейцарский педагог-демократ, гуманист, автор многих выдающихся теоретических работ по педагогике и блестящий экспериментатор. В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей…», «Лебединая песня» и других он рассматривает многие педагогические проблемы, в том числе и вопросы содействия природы раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда.
Под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал, что воспитание должно строиться в соответствии с особенностями человеческой природы и законами ее развития. Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер.Выдвигая идею природосообразности, И. Г. Песталоцци не довольствуется теми чисто внешними аналогами природы, к которым прибегал Я. А. Коменский, и не идеализирует, как Ж.-Ж. Руссо, детскую природу, а полагает, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к саморазвитию, т. е. при рождении ребенка все способности и силы его находятся в состоянии зародыша и, естественно, стремятся выйти из состояния безжизненности, покоя. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить»’. Задача воспитателя заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. И. Г. Песталоцци образно сравнивал искусство воспитания с деятельностью садовника, который заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и цветения заключается в них самих. Так же, как и воспитатель, по мнению И. Г. Песталоцци, не способен вложить в человека какие бы то ни было силы и вдохнуть в них жизнь. Он призывал позаботиться о том, чтобы беспрепятственно совершался естественный ход развития внутренних сил ребенка, предусмотренных самой природой. Отсюда неизбежно следует, что помощь педагога ребенку есть только «помощь самопомощи», что все образовательные средства не должны отклоняться от естественного хода развития ребенка. И одним таким средством, которое не нарушает гармонию внутреннего мира ребенка и способствует его самораскрытию, является окружающая ребенка природная среда. И. Г. Песталоцци писал: «Моей самой существенной исходной точкой зрения является следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является основой человеческого познания»1.
Значение окружающей природы И. Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних органов чувств, самостоятельности мышления, формированию представлений и развитию речи.
Исходным моментом познания И. Г. Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Для того чтобы обогащался чувственный опыт ребенка, надо учить его «в свободной аудитории природы», учить в поле, в лесу и долинах. «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»2 Это, по сути, идея сенсорного воспитания. Так же, как и великий чешский педагог Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци считал: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явления или какого-нибудь предмета, тем правильнее будут твои знания о нем»3. Но в понимании этого положения он пошел дальше Я. А. Коменского. Полагая, что органы чувств сами по себе доставляют нам только беспорядочные сведения об окружающем мире, И. Г. Песталоцци подчеркнул важность осознания, осмысления ребенком собственных впечатлений, чувств, переживаний. Следовательно, задача общения ребенка с природой предполагает не только развитие органов чувств, но и активизацию развития самостоятельности мышления у детей.
В связи с этим И. Г. Песталоцци перенес центр тяжести в процессе обучения с книг и слов воспитателя на наблюдение детьми предметов и явлений окружающей природы, т. е. на материал, доступный детям для восприятия и систематического наблюдения. Находясь на природе, ребенок постоянно сталкивается с многообразием красок, форм, звуков и других свойств предметов. И даже без целенаправленного воспитания ребенок так или иначе воспринимает все это. «Если взять в виде примера естественную историю, то каждому ребенку, даже если он живет в самых стесненных условиях, знакомы, во всяком случае, не меньше шести млекопитающих, столько же рыб, птиц, насекомых, амфибий и червей»1. Но когда усвоение происходит стихийно, без планомерного педагогического руководства взрослого, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. И. Г. Песталоцци приводил в пример необразованную мать, которая интуитивно чувствует необходимость руководства процессом наблюдения ребенка за природой. Она, вынося ребенка из дома, обращает его внимание на предметы и явления природы и не осознает, что тем самым делает многое: открывает мир ребенку, подготавливает его к использованию своих органов чувств, способствует раннему развитию внимательности и наблюдательности.2 Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно И. Г. Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, педагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью провести ребенка через:
непосредственное восприятие предметов природы. И. Г. Песталоцци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения, т.е. такие, которые лучше выражают особенности отдела, рода, класса, имеют наиболее характерные признаки, и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей наблюдательность. «Когда ребенок ознакомился с простейшими, воздухом, землей, водой, огнем, я показываю ему действия этих стихий на все ему знакомые тела. А когда он знаком с результатами соединения нескольких простых тел, я ему показываю также взаимное влияние друг на друга сложных тел и всегда подвожу его, таким образом, путем простого наблюдения к границам высших областей знаний»3;
формирование ясных представлений о воспринимаемых предметах природы. С точки зрения И. Г. Песталоцци, этого можно достигнуть, если ребенок узнает количество этих предметов и их форму. Число учит понимать природные объекты как некоторое единство, выделять его среди других предметов, противопоставлять его другим предметам. А знакомясь с формой предмета природы, ребенок познает его размеры и пропорции;
сопоставление предметов и формирование понятий. Большой заслугой И. Г. Песталоцци было привлечение внимания к роли сравнения и сопоставления предметов природы в процессе наблюдения и на этой основе формирования понятий. Он предлагал вместе с детьми находить общие и отличительные признаки предметов природы, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы;
называние предметов, их свойств и действий. В процессе наблюдений за предметами природы И. Г. Песталоцци предлагал задавать детям следующие вопросы: кто? Каковы? Кто имеет? Что имеет? Кто может? Что может? Кто должен? Что должны?
И. Г. Песталоцци полагал, что эти упражнения будут содействовать выработке у детей умения выражать посредством речи результаты наблюдений, мыслительной деятельности и приобретению ими полезных для жизни знаний. Но не все упражнения в равной мере способствовали всестороннему рассмотрению предметов, поскольку сводились подчас к перечислению детьми внешних признаков.
Интересны идеи И. Г. Песталоцци, касающиеся организации труда детейв природе.Он полагал, что сначала надо знакомить детей с земледелием. Для этого при школе необходимо отвести большой участок земли под сад и огород, где каждый ребенок получает по три грядки. Те, кто лучше других использовали эти грядки, завоевывали премии. Далее детей знакомили с животноводством и птицеводством. При школе держали овец, свиней, кроликов, коз, птиц, за которыми ухаживали дети. Потом их учили обрабатывать лен, шерсть. Для этого они посещали образцовые хозяйства деревни. Убеждая в необходимости организации труда детей по выращиванию растений и уходу за животными, И. Г. Песталоцци говорил, что такой труд учит детей всему:
во-первых, ребенок получает много знаний о самих предметах природы, о способах ухода за ними, об орудиях труда;
во-вторых, во время труда у детей формируются важные в жизни практические навыки;
в-третьих, у ребенка развиваются такие важные качества, как аккуратность, бережливость, расчетливость, точность.
Таким образом, И. Г. Песталоцци полагает, что во время работы и посредством нее согревать их (детей) сердца и развивать их ум.
Уделив так много внимания роли природы в процессе развития детей, И. Г. Песталоцци с болью воспринимал невостребованность ее в дальнейшем школьном обучении. Он пишет: «Детям до пяти лет дают возможность полностью наслаждаться природой, любому впечатлению от природы позволяют на них действовать, дети ощущают силу природы, они успели уже насладиться ее непринужденностью и всеми ее прелестями <…> И после того как дети целых пять лет наслаждались блаженством чувственной жизни, заставляют вдруг исчезнуть всю окружающую их природу <…> как овец, сбившихся в кучу в вонючей комнате; целыми часами, днями, неделями, месяцами и годами неумолимо заставляют рассматривать жалкие, неинтересные и однообразные буквы и, словно цепью, приковывают детей к образу жизни, столь отличному от их прежнего, что можно сойти с ума»1. Высказанные более двухсот лет тому назад, эти слова и в настоящее время звучат очень актуально в рамках проблемы преемственности работы учреждений дошкольного образования и начальной школы по природоведению.
Источник
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) – швейцарский педагог-демократ – внес огромный вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли. Вся его теоретическая и практическая деятельность, которой он отдал свыше 50 лет своей жизни, была направлена на то, чтобы коренным образом изменить дело воспитания и образования детей трудового народа. На протяжении трети века Песталоцци руководил опытными учебно-воспитательными учреждениями, представлявшими собой комплекс средних школ с интернатами, служившими одновременно базами для подготовки учителей. На основе опытной работы в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях Песталоцци осуществлял и развивал свои педагогические идеи.
Песталоцци жил в эпоху, когда в Швейцарии рушился феодальный срой, утверждалась капиталистическая форма производства, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией крестьян. Единственно доступная детям трудового населения начальная школа находилась в жалком состоянии – в ней господствовала зубрежка, все обучение сводилось к заучиванию религиозных текстов, многие учащиеся выходили из школы, так и не научившись писать и считать. Народные школы того времени Песталоцци сравнивал с бездушными машинами, которые подавляют естественные силы и способности ребенка, препятствуют его развитию.
В духе идей Руссо и других просветителей XVIII века воспитание рассматривалось Песталоцци как основное средство преобразования общества на разумных и справедливых началах.
Под влиянием идей Руссо Песталоцци признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоническом развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к самосовершенствованию.
В многочисленных статьях и письмах Песталоцци подчеркивает важнейшую мысль: потенциальным внутренним силам ребенка, которыми наделила его природа, свойственно спонтанное развитие. Ребенок по самой своей природе требует активной самостоятельной деятельности. Задача педагога – направлять инициативу по определенному руслу, содействовать саморазвитию потенциальных внутренних сил. Человек рождается способным развиваться физически, умственно и нравственно: «Глаз, — говорил Песталоцци, — хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». (СНОСКА: История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б.Мчедлидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. М., 1986. С.148)
Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, включающей физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.
Опыт работы Песталоцци в школе для малолетних (1799-1899 гг.) убеждает ученого, что время обучения детей фактически начинается не с 6-8 лет, а задолго до начала обучения в школе. Успех школьного обучения во многом зависит от того, насколько будут развиты в дошкольном возрасте «созерцательные способности» — сенсорное, умственное, нравственное и физическое воспитание детей.
Основа духовной жизни, по Песталоцци, — всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка. Для этого необходимо учить ребенка «в свободной аудитории «природы», учить его в поле, в лесу, в горах и долинах. Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись, следовать за природой. Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползает по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит и червяк учит больше и лучше. Молчи!».(СНОСКА: История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б.Мчедлидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. М., 1986. С.148)
В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей» и др. Песталоцци определяет содержание первого круга представлений маленьких детей, призывает развивать их способность к синтезу и анализу.
До 5 лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.
Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. «Я показал ему воду, как она, прозрачная, сбегает вниз с горы. Это его забавляло. Я спустился немного ниже. Он, следуя за мной, сказал, обращаясь к воде: «Обожди меня, вода! Я скоро снова приду», Я сейчас же повел его к воде, только пониже. «Смотри, папа, вода тоже идет, она идет сверху…». (СНОСКА: Там же. С.133)
С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие и воспитание ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются беспорядочные и смутные представления. Возникает задача их упорядочения, выработки ясных представлений и четких понятий. Здесь важна постепенность и последовательность ступеней процесса познания.
В сочинении «Как Гертруда учит своих детей» Песталоцци указывает на 3 ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и ступень мышления.
Этим ступеням соответствуют 3 органически связанные способности: способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению.
Песталоцци считает необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики. Только когда будет заложен и упрочен фундамент человеческого познания – созерцание природы – только в этом случае можно начать обучение грамоте, связанное со сложным процессом абстракции.
Песталоцци стремился упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета.
Большое значение Песталоцци придавал трудовому элементарному образованию. Он высказал мысль о необходимости создания «азбуки умений», усвоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками.
Песталоцци переосмыслил социальную роль народного учителя. Из человека, лишенного какой-либо профессиональной подготовки и вынужденного из-за необеспеченности совмещать работу в школе с каким-либо ремеслом, учитель, по глубокому убеждению Песталоцци, должен стать подлинным просветителем бедноты.
Таким образом, Песталоцци выступал за равное воспитание детей всех сословий. Обучение должно носить развивающий характер. Этому способствуют наблюдения за явлениями природы по определенной схеме (форма, внешний вид, окраска и т.д.). Полученные знания о природе Песталоцци считал необходимыми использовать в практической деятельности, в труде. Важным для современного понимания использования природы в воспитании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
1. Какова цель воспитания по Песталоцци?
2. Чем отличается взгляд Песталоцци на природу ребенка от Руссо?
3. Почему Песталоцци тесно связывает сенсорное с умственным воспитанием?
4. С какой целью предлагает Песталоцци знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики?
5. Какую роль отводил Песталоцци учителю в процессе ознакомления детей с природой?
6. Как Вы понимаете высказывание Песталоцци: «Если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств»?
7. Почему К.Д. Ушинский назвал идею развивающего обучения великим открытием Песталоцци?
8. Что понимал Песталоцци под природой?
Источник
Иоганн Генрих Песталоцци ( 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.
Под влиянием произведения Руссо «Эмиль, или о воспитании», Песталоцци намечает первые контуры своей педагогической системы: природосообразность, развитие органов чувств (прежде словесных уроков), строгое соблюдение системы в развитии в каждом ребенке всех его сил и способностей; дисциплинирование ребенка, основанное на его любви и доверии к воспитателю.
В 1774 году он открыл свой первый приют для сирот, беспризорных и самых бедных детей в своём имении Нейгоф, назвав его «учреждением для бедных». В 1780 году школа И. Песталоцци разорилась и была закрыта.
В короткий срок он пишет шесть повестей – и все уничтожает, ибо они кажутся ему невозможно слабыми. Лишь седьмую, нравоучительную книгу для народа «Лингард и Гертруда», в которой проповедуются важные идеи народного образования, он несёт к издателю. Этот педагогический трактат принес Песталоцци мировую известность. В ней подробнейшим образом разъяснялось, как устраивать самим крестьянам школы для своих детей, давалась реалистическая картина жизни швейцарской деревни и выражаюсь вера в педагогический (просвещенческий) путь переустройства общества.
Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.
Педагогические принципы Песталоцци таковы:
1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
2. Процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому.
3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.
4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».
5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.
Он создает новый теоретико-педагогический труд методического характера «Как Гертруда учит своих детей». В этот период учёный создает ряд педагогических сочинений: «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «О народном образовании и индустрии» и др.
Стремясь создать научную педагогику, И. Песталоцци разрабатывал ее теоретические основы: ее объект, предмет, научный метод, способы правильного поиска и достоверного доказательства знаний в области педагогических исследований. Особенно важной и актуальной в настоящее время для судеб педагогической науки была идея И. Песталоцци – опытное изучение детей и их воспитания. Песталоцци в свое время доказал необходимость экспериментальной работы в школе для развития научной педагогики.
В основу научной педагогики Песталоцци положил целостное знание о человеке, «вечные законы человеческой природы». Само воспитание он рассматривал как сложный социальный процесс, органически вписанный в жизнь людей. Его неослабное внимание к социальному развитию личности заложило основы социальной педагогики. Центральной идеей этой науки (и как важной педагогической дисциплины) стала мысль И. Песталоцци о том, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».
Воспитание, по мнению И. Песталоцци: необходимо начинать с младенчества: «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения». Главные понятия его педагогики нацелены на обеспечение очень простого, реально осуществимого в самых неблагоприятных социальных условиях (недорогим, не слишком продолжительным) и дающим вместе с тем такой объём знаний, умений и навыков, который богатые и сильные мира сего не столь уж часто имеют:
— во-первых, развить детей умственно, т.е. сформировать склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству;
— во-вторых — воспитать нравственно – сформировать деятельную доброту и способность к любви, чувство собственного достоинства – склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода;
— в-третьих, стремление постоянно и систематически работать над развитием своего кругозора, умение выделить ценности в мире;
— в-четвёртых, развить физически, способность к поддержанию физической силы и здоровья;
— в-пятых, трудовое воспитание, выработка культуры труда, умений и навыков рациональной работы.
Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы. В человеке природа заложила троякого рода силы умственные, физические и нравственные (по его словам, «силы ума, сердца и руки»). Этим трём силам свойственно стремиться к развитию, значит, это стремление необходимо поддерживать и развивать, причём развивать в самой тесной связи друг – с другом, ибо «глаз хочет видеть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать, а также сердце – верить и любить, а ум хочет мыслить».
Требование гармонического развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной им теории элементарного образования, согласно которой воспитатель, осуществляя природосообразное развитие личности ребенка, должен начинать его формирование с первоначальных основ, с простейших элементов и постепенно, переходя от одной ступеньки к другой, вести его от простого к более сложному.
Он стремился поднять научно-образовательный уровень народной школы. В учебный план народной начальной школы он ввёл навыки чтения и письма, счёта и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.
Крупнейшим вкладом Песталоцци в дидактику является его идея развивающего обучения, которую К. Ушинский назвал «великим открытием И. Песталоцци». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. С этой целью им была разработана система упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности.
Исходным в развитии мыслительных способностей, по Песталоцци, является созерцание. Это не пассивное чувственное восприятие внешних вещей и явлений, а их активное восприятие в ходе действия с ними. Это познание сущности вещей и одновременно их личностная оценка. Это творческое восприятие мира с выработкой собственного отношения к воспринимаемому. Поэтому Песталоцци критиковал современную ему школу завербализм, зубрежку, притуплявшие духовные силы детей.
Умственное элементарное образование и должно всемерно содействовать тому, чтобы дети переходили от «беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира к определённым восприятиям, затем от них к ясным представлениям и, наконец, к чётким понятиям». Одним из важнейших средств формирования умственных сил ребёнка Песталоцци считал развитие способности к речи, которое должно основываться на связи с жизнью и опираться на расширяющийся детский чувственный опыт. Обучение родному языку Песталоцци тесно связывал с ознакомлением детей с самими предметами. Указывал на то, что речь ребёнка необходимо развивать планомерно, соблюдая определённую последовательность. Ему удалось создать такую систему обучения языку, при которой ребёнок начинает освоение со звуков и их сочетаний в слогах, и далее осваивает формы речи, различные её конструкции, одновременно расширяет круг своих представлений и понятий об окружающем его мире, развивает своё мышление.
Для упорядочения и облегчения наблюдений ребёнка Песталоцци считал необходимым выделять простейшие элементы, выражающие основные свойства, общие для всех предметов. Таковыми исходными простейшими элементами обучения ему представлялись: число, форма и слово. Простейшим элементом числа Песталоцци считал – единицу; формы – прямую линию; слова – звук. Им же была разработана методика начального обучения детей речи, счёту и измерению.
Наряду с элементарным умственным Песталоцци формировал и нравственное образование. Основная задача этого образования: развитие у детей высоких моральных качеств с помощью развития чувств, выработки соответствующих нравственных навыков путём непосредственного участия в добрых и полезных делах и, наконец, формирование у подрастающего поколения нравственного сознания и убеждений.
Нравственное элементарное образование Песталоцци считал необходимым начинать в семье с первых дней жизни ребёнка. Большую роль Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, а порой и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели.
Шаг вперёд, сделанный Песталоцци по сравнению с Руссо, заключается в признании активности воспитателя, который не только создаёт среду, благоприятствующую самостоятельности воспитанника, но систематически и последовательно воспитывает и обучает его, опираясь на знание внутренней стороны личности ребёнка и индивидуальных особенностей его психики. Развивая эту важную мысль, в ряде своих произведений, великий педагог настаивает на овладении педагогами методами психологического наблюдения за детьми.
Основными факторами воспитания Песталоцци считал труд, простоту, образцовый порядок, дисциплину, семью и добрую мать. В отличие от Руссо, он противопоставляет естественного человека общественному человеку, гражданину.
Процесс воспитания – процесс не только противоречивый, но и целостный. В романе «Лингард и Гертруда» он писал: «Воспитание человека – не что иное, как шлифовка отдельных звеньев одной общей цепи, связывающей воедино всё человечество; ошибки воспитания и руководства в том и заключается, что отдельные звенья вынимают, над ними мудрят, точно они существуют сами по себе, а не составляют лишь часть одной общей цепи …». Как видим, здесь Песталоцци мыслит воспитательный процесс как единую цепь, звенья которой не могут быть изолированы, обособлены друг от друга. Ошибки воспитания и заключаются в том, что эти звенья вынимаются, «над ними мудрят», т.е. думают над их усовершенствованием, улучшением в изолированном виде, приводят их в порядок только с внешней стороны и забывают об их внутреннем единстве, органической связи.
Важнейшей задачей воспитания в народной школе является подготовка детей к трудовой деятельности в соответствии с новыми экономическими и социальными условиями. «Труд сам по себе является самым надежным фундаментом всякого хорошего воспитания».
Самый правильный критерий простого, здорового воспитания – участие детей в домашнем труде, участие в котором развивает у ребенка трудолюбие, приучает его к выполнению домашних дел. Песталоцци считал, что успех воспитания в семье обеспечивается при установлении правильного взаимоотношения между членами семьи, которые должны отличаться «теплотой, участливой и возвышенной человечностью». Принцип отцовской любви Песталоцци выделяет одним из важнейших принципов воспитания
Отцовское воспитание – это родная почва, самая благоприятная. Редко когда учитель сможет справиться с воспитанием ребёнка, как его родной отец. Вот почему школы имеют такой незначительный успех. Но не менее важную роль в воспитании ребенка имеет и мать. Она центральная фигура в области семейного воспитания. «Каждый поступок матери в отношении своего ребёнка …, в каждом случае одновременно охватывает в целом все три стороны воспитания – физическое, умственное и нравственное совершенствование».
Правильное воспитание детей, по мнению Песталоцци, должно опираться на постоянное изучение их посредством наблюдения за их поступками, делами, мыслями. Он доказывал, что «изучение детей требует применения в воспитании самых разнообразных методов, ибо нет и не может быть единого универсального метода воспитания годного для всех случаев в любой обстановке. Я настолько убеждён в необходимости приспосабливать воспитание в каждое отдельном случае к потребностям, возникающим из данной индивидуальной ситуации, что если бы я имел возможность оказывать разнообразное практическое влияние, я бы, наверное, применял самые причудливые и разнообразные методы воспитания».
Чтобы хорошо знать человека, чтобы составить себе точное и ясное представление о нём, необходимо наблюдать, как он себя ведёт в такие моменты и при таких ситуациях, когда его задатки резко проявляются в явственной связи со всей его натурой. Вот почему учителям он советовал внимательно наблюдать за детьми, записывать те ответы, регистрировать те черты, которые характеризуют те или другие особенности их характера.
В работе его школы каждое утро перед занятиями проводились беседы о предстоящем дне, работе, обязанностях, а по вечерам делался точный и тщательный отчёт за день, для чего Песталоцци разработал специальные схемы. Материалы своих помощников он тщательно изучал. Например, в письме к Петерсону (от 21 марта 1783 г.) он даёт очень тонкий и глубокий анализ поведения детей, их отдельных черт личности (послушание, возбуждаемость, вспыльчивость, упрямство, живость характера, ложь, лицемерие, обжорство, отношение к слугам, прилежание в учении и труде и т.д.). Оценивая записи Петерсона, Песталоцци пишет ему следующее: «Такие образные выражения и дословная передача Вами собственных высказываний детей лучше позволяет мне узнать детей, чем тысячи экзаменов и испытаний по всем предметам их школьных занятий, – и я Вам искренне признателен за сообщение этих точных деталей».
Актуальное значение И. Песталоцци определяется, в первую очередь, тем, что он выступил одним из ярких представителей социальной педагогики. К школе он подходил как к социальному институту, который тесно связан с политикой, экономикой, культурой, морально-бытовой жизнью народа. Он строил школу, которая должна была содействовать экономическому и культурному благосостоянию народа.
Понимая, как и Руссо, сущность воспитания, Песталоцци, говоря о природосообразности, раскрывает этот принцип не в духе общей аналогии с явлениями природы (Коменский), и не в духе «мистического» своеобразного самораскрытия природных способностей ребенка (Руссо), а в духе психологизации процесса воспитания и обучения, признавая необходимость управления этими процессами. Его определение обучения как «искусства содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» полно глубокого философского и педагогического смысла.
В основе теории обучения Песталоцци лежит определенная концепция по вопросу о соотношении между развитием, воспитанием и обучением, он считал, что развитие психических сил и способностей происходит в условиях конкретной деятельности. В своём стремлении психологизировать процесс обучения он делает значительный шаг вперёд разработкой своего «метода» – теории элементарного образования. Признание наблюдения ребёнка исходным моментом обучения, чувственного восприятия предметов как основы умственного развития способности к наблюдению, речи, мышлению; восприятие и познание ребёнком пространственных, числовых, языковых отношений – вот основные звенья «метода» Песталоцци, которые в той или другой форме живут в сокровищнице современной дидактики и школьной практики.
Очень важно также, что образование личности по Песталоцци, сопряжённое с трудовым обучением, нравственной тренировкой и политехническим обучением, служит привитию культуры труда и быта. Той самой культуры, о которой говорили педагоги советского периода (Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С.) как об одной из важнейших предпосылок социально-экономического преобразования общества.
Конкретно-методическая сторона прогрессивной и глубокой педагогической концепции И.Г. Песталоцци, развиваемая такими педагогами и психологами, как Д.Б. Эльконин, А.А. Занков, В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский и др., успешно применяется в решении самых сложных и актуальных задач современной практики воспитания, образования и обучения.
Источник