Взгляд запорожца а в на развитие ребенка

Взгляд запорожца а в на развитие ребенка thumbnail

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Эссе*

Код235531
Дата создания28 мая 2016
Страниц 17

Мы сможем обработать ваш заказ 17 апреля в 10:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Описание

Формирование личности ребенка происходит именно в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом сознательной деятельности. По моему мнению, это связано, прежде всего, с тем, что именно в данном возрасте основной деятельностью становится игра, которая развивает у детей воображение как психологическую основу творчества, делает их способными к восприятию нового в разных сферах деятельности и на различных уровнях значимости. «Игра ребенка,— писал Л.С. Выготский,— не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра» [1, с. 4] …

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1 Характеристика и особенности психического развития дошкольника 5
2 Анализ теорий игры в трудах отечественных психологов 8
3 Влияние игры на психическое развитие детей дошкольного возраста 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 16

Введение

На мой взгляд, сущность личности человека заключается в его творческих возможностях, в его способности воспринимать новые виды и образы окружающей действительности. «Личностный уровень психологической организации индивида — это способ… овладения своим будущим… при помощи творческих действий…» [20, с. 51] Творческое начало в человеке, его потребность в созидании и воображение как психологическое средство их реализации возникают и постепенно развиваются в дошкольном возрасте благодаря игровой деятельности ребенка.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, показывают нам, что именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Л.С. Выготский отм ечает что, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит в сюжетно-ролевой игре [15, с. 63]

Фрагмент работы для ознакомления

«Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни» [11, с. 27] 2 Анализ теорий игры в трудах отечественных психологовОбусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Запорожец) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период. Работы этих психологов посвящены развитию конструктивной и игровой деятельности ребенка-дошкольника, вопросам развития мышления, памяти, речи в дошкольном возрасте.На мой взгляд, наиболее подробная психологическая теория детской игры и её роли в психическом развитии дошкольника была создана в нашей стране научной школой Л. С. Выготского, а главные положения этой теории находили свое последовательное выражение в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, и Д. Б. Эльконина.Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что «в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» [15, с. 66] Для Выготского представляется парадоксальным то, что значение, которым ребенок оперирует в игре, с одной стороны, оторвано от вещи, с другой стороны, неотрывно от реального действия с реальным предметом. По его мнению, игра это «главный «тракт» культурного развития ребенка, прежде всего, его символической деятельности. В игре ребенок осваивает новый тип взаимоотношений мысли и слова. Она является новым видом поведения, в котором действие в мнимой ситуации освобождает ребенка от ситуационной связанности и он учится определять поведение не только непосредственным восприятием вещи или непосредственно действующей на него ситуацией, а ее смыслом» [15, с. 66]Теория детской игры Л. С. Выготского получила дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. В его работе «Психологические основы дошкольной игры» мы знакомимся с описанием процесса возникновения детской ролевой игры: «в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) — с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия… Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре… Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия — другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется [18, с. 309] Объясняя термин «ведущая деятельность» и подчеркивая значение игры в развитии ребенка, А. Н. Леонтьев писал: «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [15, с. 311] Нельзя не согласиться с мнением Леонтьева о том, что в игре, «осуществлены реальные действия ребенка, но в воображаемых ситуациях. Игровые действия порождают воображение. Игры с воображаемой ситуацией превращаются в своем развитии в сюжетно-ролевые игры с правилами, в процессе развития которых все более ясно воссоздаются человеческие отношения, социальные отношения между людьми, а игры-драматизации он определяет как «предэстетическую» деятельность, в которой проявляется творческое начало, а также мотив воздействия на других людей» [15, с. 312]Главным направлением исследований А.В. Запорожца в области детской психологии является разработка проблем онтогенеза детских мышления и восприятия, развития движений, формирования социальных эмоций. Работ, которые посвящены проблеме ведущей деятельности дошкольника игре, как я выяснила, совсем немного. Но необходимо отметить, что, несмотря на это в них достаточно глубоко и точно обозначены основные проблемы развития и педагогической поддержки игровой деятельности дошкольника, охарактеризовано ее значение для общего развития ребенка, что эти работы не теряют своей актуальности.В этих работах А.В. Запорожцем уделяется большое внимание вопросу о значении сюжетной игры для умственного развития ребенка-дошкольника. Если до появления сюжетной игры возможности ребенка раннего возраста ограничены узкими пределами непосредственного практического манипулирования предметами, то с ее появлением положение коренным образом изменяется. «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка… Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей» [8, с. 133] Автор подчеркивает, что значение игры состоит не столько в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план (что более успешно может происходить и в процессе обучения на занятиях), сколько в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности самого этого умственного плана. Это имеет колоссальное значение для всего последующего развития человека: согласно образному выражению А.В. Запорожца, «складывающийся у ребенка план наглядных представлений о действительности и формирующаяся способность оперировать ими составляют первый, цокольный этаж общего здания человеческого мышления. Без такой основы невозможно построение и функционирование в будущем более высоких этажей, или уровней, интеллекта, которые характеризуются сложными системами абстрактных логических операций с помощью специальных знаковых средств» [8, с. 136]Как показывают исследования А. В. Запорожца, игра создаёт и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа. Идеи ученого о преемственности в воспитании детей, развитии на протяжении дошкольного детства универсальных творческих способностей, амплификации и взаимосвязи всех сторон воспитания легли в основу программы «Истоки», разработанную Центром «Дошкольное детство», носящем имя А.В. Запорожца.Д. Б. Эльконин начал изучать проблемы детской ролевой игры в 1930-е гг. под руководством Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, а затем на протяжении всей своей жизни исследовал их со своими сотрудниками. Результаты этих исследований отражены в книге «Психология игры». В книге раскрывается сущность теории игры при соответствующем экспериментальном обосновании. Д. Б. Эльконин определяет содержание игры — это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. «…Содержанием развернутой, …развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление и изменение человеком, а отношения между людьми, осуществленные через действия с предметами; не человек — предмет, а человек — человек» [13, с. 31] Основная единица детской игры — роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. Именно посредством роли и органически связанных с нею игровых действий дети воссоздают, а тем самым и осваивают человеческие отношения. «…Между ролью и характером соответствующих ей действий ребенка имеется тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражены в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности» [13, с. 27]. В своей работе Эльконин проводит тщательный анализ происхождения детских игр и игрушек, показывает социальную природу игры, демонстрируя несостоятельность ее натуралистических трактовок. «…Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе» [13, с. 63]. Производит положительное впечатление то, как автор, опираясь на внушительный фактический материал, показывает важное значение игры в психическом развитии дошкольников, в частности значение условно-динамической позиции ребенка, возникающей в игре, для преодоления у него «познавательного эгоцентризма», а тем самым и для развития его мышления. В целом научное содержание работ Д. Б. Эльконина в области развития игры в онтогенезе, я уверена, высоко оценивалось и оценивается. Но вместе с этим, на мой взгляд, в них, недостаточно прослежена связь этого процесса со становлением у детей воображения, художественных способностей. И именно поэтому данные проблемы до сих пор нуждаются в специальных исследованиях.3 Влияние игры на психическое развитие детей дошкольного возрастаИзучая и наблюдая развитие детей, я пришла к выводу, что в игре более эффективно, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность детей. Мною замечено, что у дошкольников уже развивается способность идти от мысли к действию, умение воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах их деятельности, и, прежде всего в играх. Замысел тесно связан с развитием творческого воображения.Творческий характер игры заключается в том, что ребенок не копирует жизнь, а подражает тому, что видит, комбинирует свои представления.

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М.: Просвещение, 2003.- 335 с.
3. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. зав. 8-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2007. — 416 с.
4. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
5. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.. Обухова. — М.:
7. Педагогическое общество России, 1999 — 442 с.
8. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — М.: Просвещение, 1996. -160с.
9. Смирнова, Е.О. Детская психология. Учебник для пед. вузов и педучилищ. Изд. 3-е перераб. / Е.О. Смирнова — М.: ЭКСМО, 2009. – 304 с.
10. Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н., Мещерякова, С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
11. Психология. Учебник. / Под редакцией А. А Крылова. — М: «ПРОСПЕКТ», 2000. — 344 с.
12. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Изд.2-е. / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт МПСИ. — 2005. – 656 с.
13. Эльконин, Д.Б. Детская психология : пособие для студентов высш.учеб. зав. — 4-е изд., стер., / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
14. ФГОС дошкольного образования: первые результаты: [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. общей. ред. Е.В. Коточиговой – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2015. – 72 с.
15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. -№ 06. — С. 62 – 68.
16. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. — 1964. — № 4.
17. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. — 1965. — № 10.
18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 303-323.
19. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и всестороннее воспитание детей / С.Л. Новосёлова, Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание.- 1983. — № 10 с. 38—46.
20. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности / К. Обуховский // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — С. 51.
21. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца — Культурно-историческая психология. — 2006. № 1 // Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Trifonova_full.shtml

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник