Взгляд выготского на отклоняющееся развитие ребенка

Взгляд выготского на отклоняющееся развитие ребенка thumbnail


Реферат

« Взгляды Выготского Л.С. на отклоняющееся развитие ребенка».

Выполнил:
Группа:
Проверила:

Введение
Творческий путь Льва Семеновича Выготского, выдающегося советского психоло­га, — пример идейной, теоретической борьбы за создание подлинно научной психологии и дефектологии , за создание диалектико-материалистической науки о нормальном и трудном ребенке. С однойстороны, рассмотрение аномального ребенка в свете общих психологических закономерностей сыграло большую роль в раскрытии той или иной аномалии развития, с другой—психологические проблемы в свете данных дефектологии получили новое теоретическое и фактологическое обоснование и раскрытие. В теоретических и экспериментальных исследованиях Выготского проблемы дефектологии всегда занимали большое место.Выготский внес важнейший вклад в создание научных основ советской дефектологии. Его экспериментальные и теоретические исследования, проведенные в области аномаль­ного детства, остаются основополагающими для продуктивной разработки проблем дефектологии. Труды Выготского способствовали перестройке практики специаль­ного обучения.
«Интерес к личности умственно отсталого и физически дефективного ребенкасложился у Выготского в ранний период научной деятельности. Проблемами обучения умственно отсталых детей он вплотную заинтересовался в Гомеле во время работы в учительской семинарии. На протяжении всего творческого пути Выготский критически рассматривал теории психического развития нормального и аномального ребенка, анализировал различные виды аномалий развития. Его анализ направлен на вскрытиевнутренней сущности патологии—от генезиса первичных дефектов к возникновению в процессе развития вторичных и третичных симптомов и далее, с учетом формирующихся межфункциональных связей и отношений, к пониманию особенностей структуры целостной личности аномально­го ребенка. Теория единства обучения и развития, где обучению отводится ведущая роль в развитии психики ребенка; учение о зоне ближайшего развития, донастоящего времени находящееся на вооружений как в дефектологии, так и в общей психологии и педагогике; концепция единства интеллекта и аффекта в психике—таков далеко не полный перечень его вклада как в общую психологию, так и в дефектологию.
Первые опубликованные труды Выготского по дефектологии относятся к 1924 г., когда он совмещал научные исследования в Институте психологии с работой вНаркомпросе в подотделе воспитания дефективных детей. Дефектологи­ческие исследования экстенсивно включаются в сферу его научной деятельности. В 1925—1926 гг. Выготский организует лабораторию по психологии аномального детства в Москве (Погодинская ‘ ул., 8), где в то время была Медико-педагогическая станция Наркомпроса РСФСР, воспреемником которой в. 1929 г. стал Экспериментально-дефектологический институт Наркомпроса(ныне НИИ дефектологии АПН СССР). Последние годы жизни Выготский был научным руководителем этого института.
Теория психического развития Выготского
Теория психического развития, которую Выготский разработал, изучая нормального ребенка, легла в основу исследований аномального детства. Ученый обнаружил, что общие законы развития ребенка прослеживаются и в развитии аномальных детей.
Установлениеединства психологических закономерностей нормальных детей и детей с отклонениями развития позволило Выготскому обосновать общую идею развития личности аномального ребенка. Исследователь показал:, что развиваются не только отдельное стороны личности и сознания, но и сами отношения между ними. У аномального ребенка все эти отношения: весьма своеобразны, Они развиваются: с иными сроками, темпом и качеством,сопровождаюсь для каждого этапа и у каждого: типа аномального развития образованием специфической структуры* На анализе различных вариантов структуры дефекта Выготский обнаружил своеобразное соотношение интеллекта и. аффекта, низших и высших психических функций.
Этими продуктивными мыслями не исчерпываются, однако, результаты разработки Выготским проблем…

Источник

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Выготский сумел определить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявить, систематизировать и увязать их с общими закономерностями развития личности и общества. Им были сформулированы новые задачи специальной педагогики и специальной школы, основные теоретические предпосылки для перестройки работы в области аномального детства. Суть их сводилась к тому, чтобы «связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго — и т.п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства».

Идея интеграции, взаимосвязи общих и специальных психолого-педагогических вопросов проходит через все творчество ученого. Им были выявлены и сформулированы основные законы психического развития ребенка: закон развития высших психических функций, закон неравномерности детского развития, закон метаморфозы в детском развитии и др. Он выдвинул идею своеобразия развития личности аномального ребенка, которая формируется, как и у обычного ребенка, в процессе взаимодействия биологического, социального и педагогического факторов.

Л.С. Выготским были разработаны и научно обоснованы основы социальной реабилитации аномального ребенка. В противовес лечебной педагогике, которая тогда опиралась на «психологическую ортопедию» и «сенсорное воспитание», он разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.

Им был предложен динамический подход к дефекту. Он считал, что симптом не признак, не первопричина аномального развития ребенка, а результат, следствие своеобразия его развития, за ним скрываются, как правило, сложные патологические процессы этиологического и анатомо-клинического характера.

Выготский разработал учение о первичности и вторичности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта, обосновал идею единства интеллекта и аффекта; мышление, так же как и действие, имеет мотивационную основу и в абстрактных условиях развиваться не может. Он сформулировал понятие «зона ближайшего и актуального развития ребенка», выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития.

Им активно разрабатывалась мысль о компенсаторных возможностях организма аномального ребенка. Исходной точкой в коррекционно-педагогической работе с аномальными детьми он считал сохранное, наименее подвергшееся аномалии или не затронутое ею состояние организма ребенка. С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком, — утверждал Л.С. Выготский.

Первый год жизни

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает тогда, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, т.е., во всем том, что определяе …

Психосоциальный подход в социальной работе

Социально-психологическая направленность (личность — об­щество) эволюционировала на протяжении всей истории профес­сиональной социальной работы в XX в. и привела к возникнове­нию психосоциального подхода. Данный подход обычно связыва­ют с …

Источник



Annotation: The article discusses the origins of psycho-diagnostics as an independent branch of knowledge and the role of LS Vygotsky for the creation and development of promising scientific school in psychology. Highlights the changes taking place and taking place at the moment in psychological science under the influence of scientific ideas about the psychological diagnosis of Vygotsky that influenced the decision of applied problems of modern man.

Keywords: psychological diagnosis, psychological diagnosis, the psychologist — diagnostician, psychological outlook, mental functions, psycho-diagnostics.

Достаточно большая роль выдающегося российского психолога Л.С. Выготского в развитие советской и мировой психологии. Его научное мировоззрение стало основой для создания и развития перспективной научной школы в психологии, что не могло не повлиять на развитие психодиагностики как науки.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Психодиагностика выделилась из психологии на рубеже XX века и была подготовлена несколькими направлениями психологии. Ведущей причиной ее возникновения стало прикладной значение психодиагностике в практике. И немаловажную роль сыграла в данном случае- экспериментальная психология, т.к. эксперимент лежит в обнове психодиагностических методик, а их разработка – одна из задач психодиагностики.

В России в послереволюционный период и собственно начали развиваться психодиагностические работы, которые стали возникать в 20-30-е годы в области педологической науки и психотехники. Причиной данного научного течения явилась возникшая популярность метода тестов в как в России, так и за рубежом. Теоретические научные работы способствовали развитию метода тестирования в нашей стране.

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает «распознание». Если рассматривать учебно- познавательный процесс, то основное назначение психодиагностики — улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями. Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. [3,с. 332].

Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Постановка психологического диагноза является первостепенной задачей в психодиагностическом обследовании, важность которого подчеркивал Л.С. Выготский, предложив несколько уровней постановки данного диагноза. Предмет диагноза психологического — установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Психологический диагноз – выводы и заключения об исследуемых свойствах личности. Поэтому предметом научного исследования является развитие теории диагноза, важнейшим элементом которого является необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия [5, с. 65].

Конечным результатом деятельности психолога – диагноста является психологический диагноз, функция которого — описание и выявление сущности индивидуально-типологических особенностей личности с целью выяснения текущего развития, а также разработке рекомендаций и прогноза дальнейшего развития.

Л. С. Выготский один из первых определил уровней постановки психологического диагноза: симптоматический (или эмпирический), этиологический, высший.

Первый уровень — симптоматический (или эмпирический) диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. В рамках данного уровня ставится только констатация определенных особенностей или проявлений личности, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. В данном случае, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л.С. Выготский подчеркивал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу.

Второй уровень — этиологический — учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагнозаявляется выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, и называется этиологическим.

Третий уровень — высший — состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения [7, с. 129].

Л.С. Выготский отмечал роль и важность прогноза, подчеркивая их взаимосвязь. Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Л. С. Выготский очертил ключевые характеристики психологического прогноза, которыми считаются:

— развернутость

— дифференцированный характер

-полнота содержания

— разбивка на отдельные возрастные этапы [2, с. 214].

Л. С. Выготский сделал предположение о том, что психологический прогноз может быть верен лишь в том случае, если не изменяются условия развития личности. Существует также условно-вариантный прогноз развития ребенка. В его основе лежит несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций:

— сохранение неблагоприятных условий развития

-ослабление неблагоприятных условий развития

-усугубление неблагоприятных условий развития.

Таким образом, в своей работе, психологу необходимо ориентировать родителей на следующие ключевые моменты:

— прогноз о вероятной картине развития личности ребенка без психологической работы

— методы работы с ребенком по ослаблению проблемы

— прогноз по поводу условий, которых следует избегать.

Идеи Л.С. Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) актуальны до сегодняшнего времени. Как полагал Л.С. Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка [4, с. 25]. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.).

Из выше сказанного, очевидно, что данная диагностика невозможна учета возрастных особенностей развития, а имеемо без опоры на возрастную психологию. Кроме того, знания в области возрастной психологии необходимо реализовывать в практике психологического консультирования, что, несомненно, требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

Л.С. Выготский является одним из основоположников учения о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знания, а именно знаки языка, служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект воздействует на другого, создает собственный внутренний, субъективный мир, основными компонентами которого являются значения и смыслы. Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, – сначала социальном, потом – психологическом.

Можно отметить – Л.С. Выготский заложил основы отечественной психодиагностики, что послужило основой для дальнейших исследований в науке и практике.

Взгляды Л.С. Выготского явились основой принципиально нового направления в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития». Данные положения изменили ход исследований в современных отечественных и зарубежных экспериментальных исследованиях развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции Л.С. Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем — значению как «клеточке», на которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных [1, с.34].

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что идеи Л.С. Выготского о психологическом диагнозе являются актуальными и в настоящее время и характеризуют изменения, происходившие и происходящие в настоящее время в психологической науке под влиянием его научных идей. По мнению самого Л.С. Выготского, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Ступени психологического диагноза по Л.С. Выготскому: первая ступень – симптоматический (эмпирический) диагноз; вторая ступень – этиологический диагноз; третья ступень — типологический диагноз (высший уровень) [8, с. 78].

Идеи Л.С. Выготского значительно повлияли на развитие в целом психологии, а также на развитие смежных отраслей знаний, таких как: дефектология, языкознание, психиатрия, искусствознание, этнография и др.

Итак, выделяя проблемы и перспективы в области психодиагностики, очерчен круг наиболее существенных проблем, требующие современного разрешения, так как психодиагностика сегодня является динамично развивающейся наукой, ориентированной на решение прикладных задач современного человека.

Литература:

  1. Акимова М.К. Взгляды Л.С. Выготского и проблемы современной психодиагностики / М.К. Акимова // 7 Международные чтения памяти Л.С. Выготского «Перспективы развития культурно-исторической теории». – 2006 . — №11.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 672 с.
  3. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. – М.: Издательство: Эксмо, 2003. — 512 с.
  5. Психологическая диагностика / Под редакцией М.К. Акимовой. – М.: Педагогика, 2007. – 182 с.
  6. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М.К. Акимовой. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.
  7. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
  8. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие / У.В. Ульенкова, О.В.Лебедева. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психологический диагноз, неблагоприятное условие развития, психическое развитие ребенка, психологический прогноз, психологическая наука, психологическая диагностика, основная задача, дальнейшее развитие, возрастная психология, Россия.

Источник